На городской окраине — лето. Трое друзей торчат на старой пристани, башни новостроек белеют под голубым небом, пацаны сигают в воду с насыпи. Не знаю, знаком ли молодой режиссер Аронофски («Пи») с живописью Дейнеки, но впервые со времен советского художника встречаешь в изобразительном искусстве картину подросткового счастья столь пронзительную.
Драма |
18+ |
Даррен Аронофски |
23 ноября 2000 |
1 час 42 минуты |
requiemforadream.com |
На городской окраине — лето. Трое друзей торчат на старой пристани, башни новостроек белеют под голубым небом, пацаны сигают в воду с насыпи. Не знаю, знаком ли молодой режиссер Аранофски («Пи») с живописью Дейнеки, но впервые со времен советского художника встречаешь в изобразительном искусстве картину подросткового счастья столь пронзительную.
Первые по-летнему беззаботные пять минут фильма — все лучезарное, что в нем есть. Трое друзей подсаживаются на наркотики. Порошок, проникающий в носоглотку, инъекции, вторгающиеся в вены, дым, застилающий глаза, — навязчивые образы выполняют в «Реквиеме» функцию припева. Ребята с дейнековского причала проходят путь деградации. Два часа неврастенического метания камеры и эпилептического монтажа — для фильма о наркотиках такой же непременный атрибут, как воровство и гепатит B для героинщика.
Произведением искусства этот предсказуемый фильм о предрешенности делает сквозная история матери героя. Ее сыграла Эллен Берстин, суперзвезда 70-х, обладательница «Оскара» за главную роль в фильме Скорсезе «Алиса здесь больше не живет», последние 15 лет почти не появлявшаяся на экране. Берстин — актриса старой школы, а это значит — игра до разрыва сердца. Это игра, когда не стыдно стать жалкой, лишь бы вызвать смех или слезы — то, зачем люди изначально пошли в театры и кино. Берстин награждает депрессивно-героиновый транс фильма сильными чувствами; по эффекту это можно сравнить с недавним номером Людмилы Гурченко, исполнившей песню Земфиры про «хочешь сладких апельсинов».
Героиня Берстин, Сара, получает звонок из своей любимой телепередачи; ей говорят, что она примет участие в одной из игр нового сезона. Сара мечтает сказать всей стране, что у нее самый лучший сын на свете, и сделать это в своем любимом красном платье, которое больше на нее не налезает. Сара начинает принимать таблетки для похудения, вроде тех, что рекламируют по телевизору Роксана Бабаян и Ирина Мирошниченко. В состав таблеток, чье действие основано на снижении аппетита, входят амфетамины, вызывающие зависимость. Постепенно Сара погружается в безумие и попадает в одиночную палату дурдома. Сцены с Берстин носят характер откровенного трэша; в одной из них за обезумевшей от недоедания и амфетамина женщиной бегает холодильник, пытаясь укусить ее пастью морозильной камеры. Драма несбывшихся материнских надежд в мире, вскормленном наркотиками, приходит в унисон с драмой отличной актрисы, вынужденной в обескровленном модном кинофильме бегать от рефрижератора. Вряд ли Аранофски настолько тонок, чтобы спрогнозировать такой конечный эффект, но для зрителей нет разницы, за счет каких механизмов фильм производит впечатление. Даже если причина успеха — конфликт сильной актерской игры и занудной режиссуры.
Я ехал в метро и смотрел его с экрана своего ипода. Моя подруга говорит, что я псих - такое смотреть в метро просто дико :))))
В какой-то момент мне показалось - вот если бы зло было человеком, и у него была б рука, вот как будто эта рука коснулась моего сердца прямо у меня в груди. Я просто понял этих людей. По-своему, конечно. И мне стало страшно.
И это чувство не отпускало меня до конца фильма.
Мне кажется, наркоманы вообще здесь не тема, идея была в другом. Просто вся эта история такая яркая - очень выразительное средство для того, чтобы эту идею передать.
У всех героев были мечты, конечно всем хочется стать счастливыми. Но как?
Если б знать... Фильм о том, к чему могут привести тупые надежды, что ноги сами вынесут тебя к твоей мечте.
И ещё - если соберетесь посмотреть, не давайте злу подкрасться слишком близко.
Я посмотрел этот фильм в первый раз только на прошлой неделе.
Что-то написать я решился только несколько дней спустя.
Размытая американская мечта.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Специфика всепоглощающего декаданса.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Необратимое расширение зрачка.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Бездонное звездное небо.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Непрерываемый замкнутый круг.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Пронзительный разрывающий финал.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.
Вот ещё один фильм из жизни поганых джанки, который вызвал неожиданный резонанс в моём внутреннем мире. Этот фильм, наверное, самое сильное и убедительное высказывание из всех картин, которые мне приходилось видеть за последние несколько недель.
Так получилось, что «Реквием по мечте» я посмотрела в один вечер с «Питер FM». Было довольно любопытно посмотреть два этих фильма, чтобы убедиться, что жизнь-то всё-таки – это «Реквием по мечте», а не «Питер FM».
Итак, знакомьтесь, это - Гарри, который в очередной раз крадёт у своей мамочки телевизор, чтобы на двоих с другом купить улётной дури. Потом они будут сидеть дома, кайфовать и строить радужные планы на будущее. Стоит ли говорить о том, что этим планам не суждено будет сбыться. То есть поначалу всё будет идти довольно неплохо, картонная коробка наполнится деньгами, Гарри будет мечтать об устройстве мастерской, где его девушка могла бы шить одежду, но в какой-то момент всё пойдёт наперекосяк. Гарри бегает по улицам в поисках наркотиков, Мэрион приходится спать с неприятным лысоватым типом, чтобы заработать денег…Мамочка Гарри тем временем садится на «колёса», чтобы похудеть. У неё свой крючок - её обещали пригласить на телевизионное шоу, и эта призрачная надежда становится основным смыслом её жизни, ради этого она встаёт по утрам, ради этого она улыбается и старается быть красивой. История Сары Голдфарб проходит параллельно судьбе её сына, и является едва ли не более впечатляющим сюжетом.
Весь фильм отчётливо разделён на три смысловых отрезка - «Лето», «Осень» и «Зима». От тёплых и счастливых летних деньков сюжет фильма движется, постепенно закручиваясь, как в чудовищной воронке, к осенним разочарованиям и полному краху и одиночеству зимой. Не стоит, наверно, говорить о том, какое это откровенное и жёсткое кино. На мой взгляд, это просто душераздирающий фильм. Когда смотришь его в пять часов утра в пустой квартире, невозможно сдержать слёз. Потому как… Разве он о наркотиках? И о них тоже, конечно, но, в общем-то, этот фильм всё о том же - о несостоявшемся счастье, об иллюзиях, о мифологии оптимизма, и о том как всех нас имеют. Люди засыпают, свернувшись калачиком в своих непрогретых постелях. Им снится разное: кому-то – мамины руки, кому-то телевизионное шоу, кому-то шум волн, бьющихся о причал, и прекрасная девушка с длинными волосами… Но всё это слишком недоступно для тех, кто живьём отправлен на убой. Сублимированное счастье подменяет собой настоящие ценности. И когда ты захочешь что-нибудь изменить, возможно будет уже слишком поздно. Лёжа в больничной палате, шептать: «Мэрион…», но никто не придёт. Фильм про всех нас. Всем хана. Неужели вы сомневались?
Фильм, в котором показана на конкретных примерах моральная и физическая деградация людей, принимающих наркотики, мог оказаться приторно-морализаторским или отталкивающе-категоричным. Хорошим тоном считается обрисовать с разных сторон проблему «на злобу дня» и оставить широко открытой форточку: выводы, мол, дорогой зритель, делай сам. «Реквием по мечте» не дает альтернатив, вывод один: наркотики заставляют тебя скатиться до животного состояния. Здесь не придется хихикать, как в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе», не придется дивиться бредовым задумкам режиссера, как в «Призраках опиума», здесь надо просто смотреть на быстро сменяющиеся картинки и слушать саундтрек, один из самых сильных за историю кино, на мой взгляд.
http://www.obzorkino.tv/archives/1176
Гарри – наркоман. Он пытается заработать кучу денег, чтобы купить много героина и жить долго и счастливо со своей девушкой Мэрион. Мэрион тоже наркоманка. Она мечтает открыть собственный бутик, но плотно сидит на наркоте, поэтому не брезгует спать с омерзительными мужиками за дозу. Друг Гарри Тайрон тоже наркоман. Он предлагает Гарри несложный путь заработка – покупать нарокотик, потом разбодяживать его, продавать и получать 100% прибыли. Только вот в один момент бизнес перестает клеиться. Мама Гарри – тоже наркоманка. Она, одинокая пожилая женщина, мечтает попасть в телешоу и выглядеть там потрясающе. Чтобы быстро и без сложностей похудеть, доктор прописывает ей разноцветные таблеточки. А в один день на нее начинает нападать холодильник. Угадайте, для кого из этих четверых история закончится хорошо?
«Реквием по мечте» – очень страшный фильм. Он страшный визуально – напряжение постоянно нагнетается клиповостью фильма, ежесекундно сменяющимися кадрами. Непрерывных фрагментов в «Реквиеме» втрое больше, чем в среднестатистическом фильме. За сто минут мы успеваем увидеть жизнь четырех персонажей в течение трех времен года: лето, осень, зима. Летом они воодушевлены каждый своей целью: деньги, любовь, слава. Осенью мы видим их постепенное падение: злость, секс за деньги, скрежет зубов. Зима приносит только потери: потерю свободы, контроля над своей жизнью, потерю мечты. Скрючившиеся в позе эмбриона каждый на своей постели, герои представляют настолько жалостливое зрелище, что на глаза наворачиваются слезы.
Я думаю, любого адекватного человека напугает та одержимость, с которой живут герои. Эта одержимость заставляет их поступиться всеми чувствами, которые есть у них. Сара, которая очень любит сына и сама страшно переживала из-за его зависимости, перестает замечать, что Гарри нет рядом. Теперь настоящего Гарри не существует, есть лишь ее идеальный сын, о котором она мечтает рассказать всей стране с голубого экрана. Сам Гарри видит, что происходит с матерью, однако вместо помощи просто дарит ей телевизор и самоустраняется. В какой-то момент любимая девушка становится для него в первую очередь возможным источником денег. Мэрион злится на Гарри каждый раз, когда он возвращается домой без дозы. Все поступки героев к исходу осени перестают быть сознательными, движет ими лишь одержимость.
Игра актеров в этом фильме пугающе правдоподобна. Существует информация, что до съемок фильма актеры по настоянию режиссера на месяц отказались от сладкого и секса, чтобы вживую ощутить, что такое непреодолимое желание. Гарри – безусловно, одна из самых сильных ролей Джареда Лето, а Эллен Бёрстин, сыгравшая его мать, удостоилась ряда призов за потрясающее исполнение. Безусловно, то, что картина, выпущенная в лимитированный прокат, смогла приобрести такое количество поклонников и пользуется популярностью спустя десять лет после премьеры – показатель ее качества. Будет страшно, противно, и захочется закрыть глаза. Однако, на мой взгляд, это лучший фильм о наркотиках, наркоманах и о том, что способы достижения мечты могут легко извратить и убить ее.
Вердикт: Рекомендую к просмотру всем. Чего фильм не вызовет точно – так это равнодушия.
(c) Обзоркино
Сюжет картины по сути незамысловат: троих подростков, перспективных и удачливых, красивых и интересных, ждёт светлое будущее, но они становятся наркоманами и в результате каждый из них доводит себя до совершенно плачевного состояния ради очередной дозы героина. Параллельно с этим сходит с ума от одиночества мать одного из молодых людей, которая, подобно своему сыну, тоже «потихонечку наркоманит» («потихоньку торчит») – пьёт таблетки для похудания и без остановки смотрит телевизор. Несчастья всех героев фильма нарастают как снежный ком с каждым новым кадром, и апогей приходится на тот страшный момент, когда чернокожий красавчик со слезами на глазах засыпает в тюрьме, опустившаяся девушка обнимает свою добытую дозу, её молодой человек просыпается в больничной палате с отрезанной рукой – тою, куда кололи героин – а бедная мать окончательно отрешается от мира после порции лекарств и электрического шока.
Трезво взглянув на вещи, можно смело говорить, что фильм, собственно, получился не то, что удачный, не то, что провальный, а просто никакой – так, середнячок. Но вот, что интересно: даже зная, что снятое movie – это Большая Полнометражная Пропаганда Против Наркотиков, причём настолько явная, настолько плоская, что хочется зажмуриться, – всё равно есть что-то, что заставляет многих людей, посмотревших этот фильм, в течение какого-то времени пребывать в состоянии некоторого смятения и расстройства чувств-с.
Примкнув к рядам восторженных зрителей и как следует обмозговав увиденное, я решила всё же задаться вопросом: что же, в конце концов, несмотря на всю очевидность недостатков картины, ввело не только меня, а, не побоюсь этого слова, нас, рукоплещущих, в такое возбуждение?
Уж не то ли, что развитие событий заслуживает отдельного внимания? Так уж проста ситуация, расписанная мною в начале? Потратив какое-то время на раздумья, я пришла к выводу, что нет, со сценарием всё в порядке, всё ровно. Всё ровно так, как я и писала выше. Если бы не наркотики, талантливые дети выросли бы в очень креативных и удачливых взрослых, а сын навещал бы мать настолько часто, что если бы последней вздумалось сойти с ума, то уж никак не от одиночества.
Вторым вариантом было следующее: должно быть, в фильме был занят выдающийся актёр. Ударившись в размышления, я поняла, что с актёрами всё тоже довольно гладко. Никто не переигрывает, никто не «не добирает». Само кино такое: артисты (я говорю о четырёх главных ролях) были поставлены в условия, когда ни один из них особенно ничем не выделяется. Режиссёру интересны все его герои, он не потрудился наделить кого-то из них чем-то отдельным – равно подчеркнул индивидуальность каждого, но ни один из них не выбился из квартета.
Следующее, над чем мне предстояло подумать – это операторская работа. В картине, например, задействованы такие приёмы, как бегущая перед актёром камера – когда создаётся впечатление, что ты идёшь рядом с героем фильма и даже чувствуешь ритм его шагов, не говоря о его настроении. Есть ещё кое-что, на что стоит обратить внимание: когда молодые люди принимают наркотики, сам процесс мы не видим. Нам предлагают лицезреть нарезку – и мы наблюдаем фрагменты действия: завёрнутая купюра, белый порошок, расширяющийся зрачок и т.д.. То есть по таким небольшим эпизодам нам дают понять, что герои movie нюхали кокаин, кололи героин или глотали таблетки. Этот ход, конечно, не новый, но сами по себе кадры запоминающиеся, их иногда показывают поодиночке в телевизионных программах, и те, кто смотрел «Реквием…», всегда узнают, откуда этот эпизод. Но, тем не менее, такие приёмы нельзя назвать новаторскими и уникальными, посему говорить, что фильм «запал в душу» именно благодаря этому, было бы неверным, тем более неверным было бы судить о красоте «картинок»: ни о каких природных ландшафтах и даже просто о необычности портретного кадра говорить нельзя. Всё это, повторюсь, не ново, но даже и не свежо.
Что ж, и игра актёров, и действие картины, и операторская работа не вызывают ни «ура!», ни «фу». Я бы даже сказала, что всё это лоснится, всё настолько правильно, «так, как надо», что и похвалить не за что, и придраться не к чему. Вопрос остался открытым, и мне пришлось прибегнуть и извращённому методу. Глубинному анализу, как бы страшно это ни звучало.
Терзаясь сомнениями, я всё же вытяну на поверхность то, с чем трудно смириться, но вынуждена согласиться – в восторг от картины меня привели две вещи: саундтрек и реализм картины.
Реализм. Реализм, доходящий до натурализма. Ситуация кажется настоящей, непридуманной, герои живые, таких можно встретить среди твоих друзей или просто знакомых. Они точно так же переживают, у них мечты, у них любовь, у них страдания – всё в точности как в жизни. Зритель симпатизирует молодым людям и матери, погружённой в мечты о телешоу, потому что они понятны. Здесь заканчивается реализм. И тонкая грань между реализмом и натурализмом преступается тогда, когда речь заходит о наркотиках. Страдания актёров настолько сильны, и то, как они пытаются избавиться от проблем и обретают новые, показывают с такой извращённостью и убийственным «правдорубством», что невольно расстраиваешься, а то и плачешь.
Когда на все эти, и без того сильные, переживания, накладывают жалостливо-пронзительный музыкальный ряд, огорчениям и переживаниям твоим нет предела. Надо сказать, ещё долго после просмотра музыка звучит в голове. Вместе с всё возрастающим напряжением повышаются тона мелодии, и вот тогда-то происходит путаница. Именно эти две вещи заставляют, несмотря ни на что, размышлять над фильмом, заблуждаться и убиваться из-за бессмысленности бытия и несправедливости.
Так, после череды долгих мыслей и терзаний, мною выведены достоинства и недостатки фильма, даже название которого – «Реквием по мечте» – заставляет грустить и чахнуть. Быть может, слишком подростково, наверное, очень по-максималистски (не думаю, что консерваторам бы пришлась по вкусу идея картины и, собственно, её реализация), но тем не менее, думаю, фильм нашёл своего зрителя хотя бы в лице не совсем ещё зрелой публики.