Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Кызыл
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Средняя оценка: 3.2 из 5

Голосов: 5967

Проголосовать
Этот фильм не идет в кинотеатрах

«Золотую пальмовую ветвь» и приз за режиссуру Каннского фестиваля 2003 года принесла Гасу Ван Сэнту («Мой личный штат Айдахо»), который с фильмом «Джерри» явно обрел второе дыхание, хроника одного дня из жизни средней школы, закончившаяся бессмысленным расстрелом. Десятки миллионов, которые добыл Ван Сэнту «Умница Уилл Хантинг», он тратит на кино, которое всегда мечтал снимать. Как настоящий террорист и структуралист, он разрушает кинограмматику, чтобы освободить кино от диктатуры киноязыка. Как мужчина, оставшийся сердцем 16-летним, прислушивается камерой, как фонендоскопом, к сердцебиению подростков. Наблюдает их нежность, их глупость и их агрессию с уважительным вниманием зоолога, изучающего жестокую жизнь львиной стаи.

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 10

Алексей Васильев

922 рецензии · 214 оценок · 1740 спасибо

Двое не слишком популярных в своем десятом классе американских школьников купили через Интернет винтовки, пули и гранаты, в один ничем не примечательный учебный день пошли в родную школу и разрядили обоймы в однокашников и учителей. 13 человек погибли. Все знают о Колумбайн. Документалисту Майклу Муру, взявшему в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Канн, это происшествие дало повод для гневной кинопровокации «Боулинг для Колумбины» — про язвы американского общества. Гас... Показать полностью

Двое не слишком популярных в своем десятом классе американских школьников купили через Интернет винтовки, пули и гранаты, в один ничем не примечательный учебный день пошли в родную школу и разрядили обоймы в однокашников и учителей. 13 человек погибли. Все знают о Колумбайн. Документалисту Майклу Муру, взявшему в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Канн, это происшествие дало повод для гневной кинопровокации «Боулинг для Колумбины» — про язвы американского общества. Гас Ван Сэнт, получивший за вольную экранизацию случая в Колумбайн — фильм «Слон», о котором мы бишь, — каннскую «Пальму» год назад, использовал его как предлог для элегии на неэлегичную в принципе тему «… подкрался незаметно». Его отстраненная зарисовка из жизни школы, заканчивающаяся пальбой, стоит перед глазами много дольше, чем муровская богато аргументированная проповедь.

«Слон» — штучка деликатная; ее зрительский потенциал выше предыдущего вансэнтовского «Джерри», где двое пацанов просто шли полтора часа по пустыне, пока один не умирал от жажды, а второго не подбирала попутка, лишь оттого, что в финале «Слона» есть несколько убийств из огнестрельного оружия, а посредине — сцена мальчишеского секса, правда, краткая и целомудренная. Режиссер самого романтического гей-фильма в истории кино «Мой личный штат Айдахо» (1991), в 1997-м он заработал кучу денег на успешном, стопроцентно американском «Умнице Уилле Хантинге», хотя руководило им не желание вписаться в истеблишмент, а благое намерение покровительствовать эфебам: дружки Мэтт Деймон и Бен Аффлек, тогда сценаристы-любители, получили с фильмом путевку в жизнь. Свалившееся на него богатство Ван Сэнт придумал тратить на некоммерческие кинопроекты про то, что интересно; а интересны ему, если кто помнит наше прошлогоднее интервью с режиссером: а) сверхдлинные планы Белы Тарра и Тарковского («Нужно дать кадру умереть по собственной воле»), б) структурализм («Киноязык, как и любой другой язык, — орудие диктатуры; я ищу в нем слабые места, чтобы сделать пробоину в диктате языка и так урвать у него хотя бы минуту полной свободы») и в) молодые лица. Потому что смерть, тема и объект наблюдения в «Слоне», — бомба с часовым механизмом, подброшенная в каждое тело, и с молодой кожей она составляет особенно зловещий контраст.

В прошлом году я назвал «Джерри» самым актуальным фильмом года наряду с «Необратимостью». «Слона» с «Необратимостью» роднит не только манера снимать одним планом 5-10-минутные эпизоды, следя камерой за героями, преодолевающими лабиринты коридоров, но и смысл: жизнь прерывается в одночасье, наши планы, заботы, намерения, наши грешность или праведность не имеют никакого отношения к траектории нашей смерти. Первая пуля, настигающая первую героиню, вылетает со стороны камеры, которая до этого отслеживала ее путь из раздевалки физкультурного зала через всю школу в библиотеку, наблюдая ее со спины; стоит девочке повернуться лицом к камере, пуля без промедления войдет ей в грудь. Смерть не ждет за углом, к которому мы следуем, — она ежесекундно дышит в затылок и выбирает момент для удара наугад.

Самый ангельский образ «Слона»: светлый юноша с той любовью в глазах, о которой пел Джордж Майкл в “Jesus to a Child”, рассматривает свежепроявленные пленки со снятыми им самим фотографиями. Целлулоидные оттиски — второй объект внимания сегодняшнего Ван Сэнта. Подобно Годару, он пытается «найти слабые места в киноязыке», отбрасывая на собственный фильм тени кинопредков. На поверхности «Слона», влажной от дождя, жухлой от палой листвы, льняной от белокурых прядей, играют отблески. «Психоза»: мальчик в душе за полупрозрачной шторой, его не убьют, но поцелуют — впервые в жизни; позже он сам застрелит друга, который его поцеловал. «Смерти в Венеции»: один из убийц-любовников соблазняет другого, играя на пианино бетховенское «К Элизе». «Долгих проводов»: очкастые девочки в гребнях и спортформах на переменке в школьном дворе; влажный зеленый пейзаж снят с оглядкой на Тарковского. И в то же время школьных фильмов ужасов «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»: в сцене налета подростки поодиночке бродят по темным школьным коридорам, тревожно озираясь, шум дыхания выведен громче других на звуковой дорожке. Висконти и подростковый хоррор конца 90-х уживаются в пантеоне Ван Сэнта естественно, заставляя вспомнить Евтушенко: «Понял я, что тайно был причастен стольким людям сразу всех времен». И то и другое Ван Сэнт вспоминает с равной нежностью, ведь то, что сегодня кажется нам в кино обыденным, вульгарным и даже признаком деградации Голливуда, на глазах становится ностальгическим прошлым. Поколению «Крика» уже 25 лет, а фильмы, как и люди, увы, недолговечны.

При чем тут слон, спросите вы? Самое крупное земное млекопитающее появляется на пару секунд, в глубине кадра, в виде черно-белого рисунка, вырванного из учебника зоологии, который висит на стене в комнате мальчика-убийцы. Выбирая название, Ван Сэнт повел себя как Карлсон, который нарисовал лису и назвал картину «Мой любимый кролик». На вопрос Малыша, где же, собственно, кролик, Карлсон, если помните, ответил: «Лиса его съела». Вот об этом как раз и кино Ван Сэнта.

Скрыть

Лучшая рецензия

Оценка: 2 из 5
Спасибо! 3

Барон Натюрморт

21 рецензия · 24 оценки · 20 спасибо

На мой взгляд, совершенно не заслужил этот фильм такого количества престижных наград, например, золотой пальмовой ветви и еще одного приза также канноского кинофестиваля за режиссуру. Начать пожалуй стоит как раз с нее, с режиссуры. Конечно, можно и нужно отметить, что Гас Ван Сентом был применен действительно очень любопытный прием — показать одни и те же события с разных ракурсов и со смещением акцента на какого-либо другого персонажа после n-ого повтора этой сцены. Выглядит это оригинально,... Читать полностью

Рецензии пользователей

Оценка: 3 из 5

Григорий Брилин

31 рецензия · 86 оценок · 56 спасибо

Мучайся от своего безразличия
Гас Ван Сент, безусловно, является очень талантливым и необычным режиссером, чьи картины интересно смотреть и анализировать. Лента «Слон», по моему мнению, должна была стать громом среди ясного неба. Довольно много слышал о нем от товарищей, читал в Интернете и журналах о кинематографе. Для усиления эффекта неожиданности и, как мне казалось, грандиозности даже не пересматривал тизер, чтобы все было еще более неожиданным, даже в плане операторской... Читать полностью

Оценка: 1 из 5

kinomedved.livejournal.com

946 рецензий · 965 оценок · 156 спасибо

Однозначно лучший фильм Сента, а также одна из лучших фильм 2000-х. Прямо в топ-10 десятилетия ее можно запросто вносить, ей-ей. Ибо это один из самых восхитительно тяжелых, упоительно чернушных и прелестно беспросветных фильмов за всю, хочется претенциозно проорать, историю. Ну а вы как думали? Чай, «Золотую пальмовую» х***е бы не стали давать. Так уж повелось, что эта самая «Золотая пальмовая» от века вручается, как правило (ну, за сравнительно редкими, понятно,... Читать полностью

Оценка: 5 из 5

Igor Sinelnikoff

413 рецензий · 413 оценок · 357 спасибо

Удивленно возводя брови, зритель силится понять, по каким заслугам простому и невзрачному фильму «Слон» Гаса Ван Сента вручили высшую кинонаграду в 2003 году, фактически вознеся на пъедестал и прямолинейно назвав лучшим фильмом года.

Медитативная картина одного из самых влиятельных режиссеров современности отсылает нас к перестрелке в школе «Колумбайн», затронутая двумя годами раньше в документальной работе Майкла Мура «Боулинг для Колумбины». Проблема, мягко... Читать полностью

Все рецензии 22

Планы на выходные 30 главных вечеринок, концертов, премьер, выставок и спектаклей

Внеочередной выпуск рубрики «Скрытые возможности». На этот раз «Афиша Daily» рассказывает не о...

«Афиша Daily» записала истории экспатов, встреча с которыми прошла в Музее Москвы в рамках выставки...

Этой осенью за право попасть в каждый первый гардероб борются женственное платье с цветочным...

Прошло 27 лет, и это произошло снова: Дэвид Линч свел всех с ума «Твин Пиксом» — во многом...