Байопик неполиткорректного карикатуриста Джона Каллахана, который Ван Сэнт хотел снять еще в конце 90-х — тогда Каллахана должен был играть Робин Уилльямс. С тех пор утекло много воды: умер и Каллахан, и актер, который должен был его играть, но режиссер все-таки воплотил свою задумку в жизнь. Роль парализованного в результате несчастного случая карикатуриста в итоге исполнил один из лучших артистов своего поколения — Хоакин Феникс, а у Ван Сэнта получился очень смешной, светлый и оптимистичный фильм, который совершенно не похож на его последние, как правило достаточно мрачные, картины.
Биография, Трагикомедия |
18+ |
Гас Ван Сэнт |
19 января 2018 |
23 августа 2018 |
1 час 53 минуты |
«Я знаю три факта о своей биологической матери: она была американкой ирландского происхождения, у нее были рыжие волосы, она работала в школе. Ах, да: я ей был не нужен. Четыре факта, стало быть», — это любимая, отрепетированная до вздоха реприза Джона Каллахана (Хоакин Феникс), и он повторяет ее при каждом удобном случае. Возможности поговорить о себе Каллахану представляются регулярно: сперва он посещает собрания анонимных алкоголиков, потом становится знаменитым карикатуристом. Комплекс брошенного ребенка — не единственная его жалоба на жизнь. В 21 год, будучи сильно пьющим маляром, он отправился на вечеринку, всю ночь пьянствовал со случайным приятелем (Джек Блэк), заснул в его машине, тот въехал в столб и отделался парой царапин, Каллахан навсегда остался парализован от груди и ниже.
В основе фильма — одноименные мемуары Каллахана, культового автора неполиткорректных газетных карикатур, скончавшегося в 2010 году. Во времена «Умницы Уилла Хантинга» Робин Уильямс, купивший права на книгу, хотел сыграть главную роль и уговаривал Гаса Ван Сэнта быть режиссером. Все это тянулось много лет и в том виде так и не срослось, но Ван Сэнту, конечно, на роду было написано снять это кино: он был хорошо знаком с Каллаханом, тот был его ровесником, жителем его любимого Портленда, человеком, бросающим вызов условностям, — словом, идеальным для него персонажем.
Не секрет, что в последние годы Ван Сэнт перестал чередовать сентиментальное, самую малость неформатное зрительское кино со смелыми формальными экспериментами, которые ему так прекрасно удавались, и полностью посвятил себя первому. «Не волнуйся» — туда же; фильм, что называется, оскаровский. Это не обязательно хорошо, но и не обязательно плохо, как многие считают. Сильные актерские работы, жизнеутверждающий месседж, тонкий ровный слой человеческого тепла — не самое ужасное предложение на рынке.
У сценария, который впервые за долгое время написал сам режиссер, рыхлая структура — ее разве что можно оправдать ритмически: флешбэки внутри флешбэков, герой рассказывает одну и ту же историю залу поклонников, группе пациентов и неправдоподобно благостным уличным подросткам, которых хочется назвать словом «детвора». Герою то двадцать, то тридцать, то сорок, но поскольку Хоакин Феникс, несмотря на грим и актерский гений, категорически не выглядит младше своих реальных сорока с хвостиком, нужно — если хочется понимать последовательность событий — следить за эволюцией его рыжего парика (есть еще кусок без инвалидной коляски, но он сравнительно небольшой).
В какой-то момент становится ясно, что подлинный и единственный драматургический скелет картины — это знаменитые «12 шагов», программа анонимных алкоголиков. То есть фильм — по сути, экранизация этого пошагового метода. Признать, простить, найти силы у высшей силы и так далее. И собрания «АА» — слегка неортодоксальные, насколько можно судить, — и вправду самые интересные тут сцены: участвуют в них люди вроде Удо Кира, вокалистки Sonic Youth Ким Гордон и крупной певицы Бет Дитто, а руководит всем печальный длинноволосый гей-миллионер, в котором мы с удивлением узнаем (или не узнаем) Джону Хилла.
Из других героев надо упомянуть шведку в исполнении Руни Мары, которая сперва делает Каллахану массаж, а потом вдруг становится стюардессой (причем какой-то влиятельной стюардессой) и еще его возлюбленной, — все эти метаморфозы выглядят по нарастающей удивительно. Лучший из актеров второго плана — Джек Блэк, который за пару минут умудряется взвинтить эмоциональный накал до уровня, к которому фильм безуспешно стремится остальные два часа.
Это элегантная ветеранская работа: приджазованный саундтрек Дэнни Эльфмана, смешные прически (действие происходит в 1970-е и отчасти 80-е), оживающие карикатуры, слегка игривый, почти легкомысленный тон, которым Ван Сэнт умело уравновешивает тяжесть темы. Но как ни странно это говорить про фильм о брошенном матерью парализованном алкоголике, в нем в конечном итоге не хватает драмы: гротескное нагромождение несчастий не складывается в кулак, которым можно выбить из зрителя дух, а движение в сторону черной комедии тоже осторожно приостанавливается на полдороге. Феникс, само собой, великолепен, есть хорошие моменты с Хиллом и какие-то отдельные озарения, но с такими именами в титрах этого маловато — хотелось бы зайти подальше.
«Не волнуйся, он далеко не уйдет» — новая картина режиссера и сценариста Гаса Ван Сента, живого классика американского кинематографа. Фильм основан на одноименной книге Джона Каллахана, — карикатуриста, прикованного к инвалидному креслу. Его роль, блестяще, впрочем, как и всегда, исполнил один из лучших актеров современности — Хоакин Феникс.
Помимо Хоакина Феникса в картине снялись, в необычных для себя ролях, Руни Мара, Джона Хилл и Джек Блэк. Гас Ван Сент всегда отлично управлялся с актерами разной величины, порой заставляя их выходить из своего типичного амплуа. Также примечателен тот факт, что на заре своей карьеры режиссер работал со старшим братом Хоакина Феникса — Ривером, весьма талантливым молодым артистом, покинувшим этот мир всего лишь в 23 года в далеком 1993 году.
Джон Каллахан, алкоголик и прожигатель жизни, в результате несчастного случая оказывается в инвалидном кресле. Справиться с последствиями аварии, научиться жить дальше, обрести себя и найти свое предназначение ему помогают новые верные друзья, а также программа «12 шагов». Излюбленной и, пожалуй, основной темой творчества Гаса Ван Сента является одиночество и изоляция. Изоляция во всех ее проявлениях. Это, безусловно, присутствует и в «Не волнуйся, он далеко не уйдет». К тому же Ван Сент превосходный рассказчик. Он непоследовательно, но очень умело, пересказывает жизнь Каллахана, расставляя правильные акценты. Оттого картина смотрится на удивление легко.
Режиссер смог создать воодушевляющую трагикомедию, с одной стороны, сдобренную яркими и смелыми реальными карикатурами художника, с другой стороны — правдиво показывая всю драматичность ситуации. Гас Ван Сент остается верен себе, не скатывается в морализаторство или ностальгию, и делает качественный фильм с приятным послевкусием.
ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЙ, дающий ответ на вопрос: "Может быть слабость была дана тебе, чтобы ты обрёл силу ?" Если вам кажется, что ваша жизнь - в тупике и в ней нет никакого просвета,- посмотрите это кино. Фильм, от режиссера с большим сердцем, позволяющий ещё раз взглянуть со стороны на свою собственную жизнь. Чтобы ценить ее. В данном случае, просмотр - как простой способ исправиться и стать чуть чуть лучше, обрести знание - как это сделать. Кажется так будет всегда - переплетение алкоголя, бессмысленного существования, и полное отсутсвие любви. Но в дальнейшем ты как-то обретаешь счастье и возможность по другому увидеть людей вокруг себя, через творчество. Потому что у всех есть ручка и карандаш, но не у всех есть талант и жажда жизни.
Потрясающий фильм для думающих людей! но тем кому нужен экшен конечно такие фильмы не зайдут)) А мы насладились! Все замечательные актеры, а их работа такая настоящая!
Ужасный фильм. Не ведитесь на актеров, режиссера или на жанр фильма (комедийного здесь ни капли). Фильм вялотягучий, вызывает отвращение, много пошлостей и вульгарных сцен. В обыденной жизни итак в том или ином виде сталкиваешься с этой мерзостью - алкоголизмом, - а тут еще идти в кино и добровольно смотреть на эту грязь? Избавьте, и Вам не рекомендую.
Спасибо предыдущим положительным отзывам!! Фильм вдохновляет и мотивирует!!! Думающее кино..про каждого из нас на самом деле..поскольку не нужно быть сиротой и калекой чтобы ощущать себя недолюблинным и брошенным, заниматься не своим делом в жизни и начать пить..а мы думаем, что с нами все в порядке, но от чего то становится грустно в сердце, особенно когда остаешься один..
Конечно случай с героем усиливает все ощущения от невозможно сти дальнейшего "нормального" существования, но тем ощутимее его Выбор и изменения произошедшие с ним..