Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.9

Фильм
Последние дни

Last Days, США, 2005
О фильме
  • Последние дни – афиша
  • Последние дни – афиша
  • Последние дни – афиша
  • Последние дни – афиша
  • Последние дни – афиша
Драма, Музыкальный
16+
Гас Ван Сэнт
13 мая 2005
1 час 37 минут
lastdaysmovie.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Гаса Ван Сэнта

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
10 октября 2005

Почесываясь, отгоняя мошек и что-то бормоча под нос, молодой человек в красных трениках и грязной футболке болтается по влажному осеннему лесу. Торопливо идет сквозь чащу, залезает в речку, чтобы помочиться, потом долго обсыхает у костра. Приходит к огромному каменному дому, удаляется куда-то с лопатой, возвращается, готовит хлопья, надевает женскую сорочку, берет ружье, от кого-то прячется, надевает свитер, как у Фредди Крюгера, преследует невидимого противника, надевает куртку с капюшоном, снова готовит, пишет в блокнот, надевает детские очки, играет на гитаре, потом на другой, уходит в лес, возвращается, теряет сознание, включает телевизор, уходит, возвращается, бормочет, переодевается.

Человек, похожий на Курта Кобейна (не более условно, впрочем, чем генпрокурор был похож на генпрокурора), — здесь его зовут Блейк — проживает свои последние дни тенью: тело продолжает выполнять некие ритуальные действия, но это чистая моторика. Он способен взять телефонную трубку и поднести ее к уху, но воспринять информацию — уже нет. По его дому ходит Азия Ардженто без штанов, какие-то волосатики спят в его комнатах и слушают The Velvet Underground, но он не обращает внимания на них, а они — на него. Общество подсылает к нему шпионов — на пороге возникает толстый негр, продающий рекламу в «Желтые страницы», потом двое близнецов-сектантов, — но Блейк обществу уже не принадлежит. Впрочем, не очень-то и нужен: и рекламщик, и сектанты заинтересованы не в конкретной личности, а в функции — такой же, как они сами.

Гас Ван Сэнт, начинавший с неопрятных романтических драм про геев и джанки («Мой личный штат Айдахо», «Аптечный ковбой»), добившийся признания киноистеблишмента («Умница Уилл Хантинг»), покадрово переснявший хичкоковский «Психоз», а в последние годы ушедший в радикальные экзерсисы в жанре «смерть и юноша» («Джерри», «Слон»), на этот раз, кажется, сделал наконец свой идеальный фильм. Форма и содержание, раньше вечно бегавшие наперегонки, вдруг пришли к компромиссу, замерли в какой-то единственно возможной позе: и там и там Ван Сэнт безжалостно отсек все лишнее.

«Последние дни» сняты статичными или очень плавными, невероятно длинными (иные — по несколько минут) и, как правило, общими планами. Нарушая правила кинограмматики, по которым диалог, скажем, должен сниматься как минимум с трех ракурсов, Ван Сэнт добивается эффекта погружения, не снившегося аймаксам: если герой идет, камера следует за ним в затылок, если останавливается — послушно замирает. В то же время эта простота обманчива. Когда зритель привыкает к тому, что действие происходит почти в реальном времени, режиссер вдруг рвет ритм, вставляя временную петлю (нечто подобное проделывает Блейк со своими гитарами). Лица Блейка на протяжении всего фильма практически не видно из-за расстояния и спутанных волос, но ближе к финалу вдруг дается крупный и опять же очень долгий план — за минуту, две, три камера извлекает из физиономии главного героя абсолютно все, что ей было нужно.

Иными словами, Ван Сэнт использует возможности основных средств киноязыка, в первую очередь межкадрового и внутрикадрового монтажа, не как нечто само собой разумеющееся, а как инструмент, применяемый точечно и предельно осмысленно. Разница в воздействии очевидна: одно дело, когда собеседник все время вежливо улыбается, и совсем другое — когда он улыбается, если ты действительно сказал что-то смешное.

Вообще-то, больше всего «Последние дни» напоминают кино Александра Сокурова — в особенности фильм «Телец», — но Ван Сэнт счастливо лишен необходимости пестовать амбицию великого русского художника и ежеминутно проникать в природу вещей. Его фильм, состоящий из шатания и бормотания, лаконизмом, прозрачностью приближается к иконе, которой в некотором смысле и является. Это не биография, а житие, именно поэтому вопросы вроде губительности наркотиков в контексте «Последних дней» даже смешно обсуждать — настолько фильм не о том. Для сомневающихся Ван Сэнт в финале делает самый рискованный ход: показывает, как душа Блейка натурально покидает тело и возносится — точнее, карабкается — ввысь по оконным рамам, как по лесенке. Сперва кадр режет глаз, но по здравом размышлении кажется, что иначе и быть не могло. Хотя страшно предположить, что Ван Сэнт смотрел не только Сокурова, но и Марка Захарова.

7
0

Отзывы

?
аня
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
21 марта 2006

фильм понравился. но мне почему-то очень не понравилось большинство комментариев. я не понимаю, откуда такое стремление искать в себе курта? я думаю, самая умная вещь, которую сделал гас ван сент, так это то, что он ничего не стал объяснять в своем фильме. никто никогда не сможет узнать, каким человеком на самом деле был курт, никто никогда не сможет посмотреть на него изнутри и делать этого не стоит.
потому что желание сделать это, говорит о довольно таки эстетическом к нему подходе. да, как я заметила, большинство людей именно так и восприняли фильм, "их глазам было приятно его смотреть", в этом драматизме многие видят какую-то красивость и это очень обидно. когда от драматизма получают всего лишь эстетическое удовольствие. нет, я не спорю, есть соблазн (учитывая то, как снят фильм) смотреть его как "красивый" фильм, но многое в нём не дает мне такой возможности. потому что, главное - это не проникать в курта, не копировать его, а чувствовать или не чувствовать какую-то его часть(!).

я была очень рада, что фильм настолько сильный, что мне не захотелось после него "нацепить капюшон, закурить сигарету и надеть кеды". нет, я восприняла его как-то совсем иначе, дело было совсем не в том, что это кажется мне красивым, к тому же я абсолютно другой человек, чем курт, и во многом мне он не понятен. просто в этом фильме многое показалось мне близким и понятным.
мне очень понравилась песня, не только музыка, но и сама песня, слова. в этом фильме было очень мало слов, понятен он может быть только людям, которым в чем-то близок сам курт. при этом я, конечно, не имею в виду людей, которым хочется так же, как он погрузиться в депрессию и заниматься при этом самолюбованием, убеждая себя в том, что в них живет курт.
так вот, фильм понравился именно тем, что, не говоря лишних слов, не делая попутных объяснений, режиссер одной песней, одним каким-нибудь моментом, говорил очень много и сильно. понравился тем, что этот фильм смог стать скорее настоящим и глубоким, чем просто красивым..

3
0
9
сказочный долбоеб
17 отзывов, 17 оценок, рейтинг 21
13 января 2010

главный герой – фронтмен рок-группы Блэйк – прибирается через лес, реку в итоге приходит в большой дом, где и слоняется весь фильм, бормоча под нос обрывки фраз, одетый в женское платье и с ружьем наперевес. совершенно не понятно: сильно ли он задумался или вообще потерял способность здраво мыслить. этот полубред полусон прерывается попытками спрятаться от остальных – продюсеров, друзей, служителей секты, женщины, которая может быть как жена ему, так и мать, - и игрой на гитаре. в конце труп блэйка находит садовник, мы видим его душу, которая куда-то уходит, а друзья смываются в страхе, что обвинят их.

чисто субъективно –
стандартный артхаус от вансента – смотрится долго, занудно. но всеже – смотрится. и потом еще не отпускает.
хотя предупреждаю сразу – чтобы получить наибольшее удовольствие от просмотра – не нужно смотреть его совсем уж трезвым или в состоянии восторженного охуения. не прокатит.

в окончательном варианте получилась взаимосвязь блэйка и кобэйна. но, судя по интервью вансента, «Фильм был задуман еще в 1996-м. И герой тогда еще не имел отношения к Кобейну. Просто парень, впустую прожигающий свои дни. В 1997-м я встретил Майкла Питта, он уже тогда был старше моего героя, но выглядел как мальчишка. И я подумал, что он мог бы сыграть Блэйка. Мы шесть лет говорили об этом, пока, наконец, не начали работать вплотную».
М.Питт, конечно, необычный. Но по мне ему куда лучше даются инфантильные мальчики. а вот на измученного жизнью и наркотиками рок-музыканта он в последних днях походил прямо скажем мало. ну то есть я имею в виду именно те кадры, когда он откидывал волосы с лица – пухлые губки, щечки, кукольные глазки.. то есть – о чем вы?? где изнеможенный бытием пресытившийся жизнью идол?

в общем если вы впервые смотрите вансента, то велика вероятность того, что в конце фильма с душой блэка отойдет и ваша. от скуки. медленная рефлексия камеры в сочетании с саундтреками – загоняет в ступор еще на долгое время после просмотра.
если вы осознанно идете на этот шаг, то, рискну предположить, что вам понравится.
а может и нет.

1
0
?
Иррра
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
24 октября 2005

"Последние дни" Ван Сента произвели на меня неоднозначное по ощущениям, но однозначно сильное впечатлание. Этот фильм я бы не стала сравнивать с глотком кислорода. Скорее, он - как полуторочасовое удушье, после которого воздух с новой силой врывается в легкие.

Мне трудно судить о том, как умело при помощи камеры режиссер играет со зрителем, затаскивая его в потоки восприятия реальности главным героем. Для меня совершенной неожиданностью явился тот факт, что после фильма, когда я вышла на улицу, все звуки города стали как будто выпуклыми: шум проезжающей мимо машины, крик вороны, да мало ли что еще. Такое бывает именно в кинотеатре, когда вокруг тебя колонки, передающие записанные на пленку звуки, но не в условиях "всамделишной" жизни. Для меня это означает одно: фильм "вытаскивает" в момент здесь-и-сейчас, несмотря на свою шизофреничность и параноидальность. Плутая по лабиринтам сознания (?) Блейка, выскакиваешь в свою реальность. И судорожно делаешь вдох.

1
0
?
Георгий
3 отзыва, 1 оценка, рейтинг 3
21 октября 2005

Фильм из тех, когда вываливаешь после на площадь перед кинотеатром, и кроме как побыстрее убежать от машин, рекламы, людей ничего не хочется. Только бы не растерять до дома всего того, что было накоплено внутри за последние 1.5 часа. А там, дома, можно герметично закупорить комнату и вылить фильм наружу - пускай...

Так было после "Море Внутри", так было и сейчас: не на метро домой, нет - тихим осенним лесом, на цыпочках, накинув капюшон и с сигаретой в зубах.

Этот фильм не для оголтелых фанов Нирваны, уходящих из зала на 20-й минуте с криками "Кобэйн жив!", бурчащих в кулуарах о том, что на самом деле "не похож", "Курт играл на леворукой гитаре", "Курил Marlboro Lights, a не Marlboro". Он и не для тех, кто спрашивает после фильма: "а Курт Кобэйн - бывший солист Металлики, да?"

Фильм для тех, кто где-то когда-то слышал: it's OK to eat fish, cause it has no any feelings...

1
0
?
carotid
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
26 октября 2005

если я скажу, что я в восторге от этого фильма - это не будет правдой.
если я скажу, что я разочарована - тоже не то.
восторг и разочарование - два очень тесно переплетающиеся чувства, которые возникли в моей голове после просмотра.
большую часть фильма я сидела в кресле с ощущением того, что я нахожусь рядом с Блейком. меня била какая-то непонятная дрожь. мне было плохо.
а когда Блейк умер.. возможно, здесь и не нужно было нагнетать все до истерики.. но мне этого не хватило. все плохо-плохо-плохо - статика. и все. пустота. конец. не знаю. не верю. должен быть какой-то последний толчок. а его нет.
хотя сам момент смерти снят без_порно.. бесспорно красиво.)

выйдя на улицу, меня еще наверное полчаса била все та же дрожь. никак не могла выйти из этого состояния. я шла по улице и издавала те же звуки, что и Блейк. пугающе)

1
0

Подборки Афиши
Все