Фильм

Фильм Телохранитель

Yôjinbô, Япония, 1961

7.2
8.2
Телохранитель – афиша
1/15

Самурайская драма Акиры Куросавы

Япония. Середина XIX века. Самурай Кувабатаке Сандзюиро спасает жителей деревни от бандитов.

СтранаЯпония
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода24 апреля 1961
Возрастное ограничение16+

Самые ожидаемые события

Классик японского кино, один из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кинематографа. За долгую карьеру снял 30 фильмов (которые создают сильный эффект присутствия за счет сумасшедшей глубины резкости — что бы ни происходило на экране, у Куросавы все лица в фокусе). Несмотря на огромный успех за рубежом и живой интерес к мировой культуре, огромное внимание режиссер уделял истории и социальным проблемам Японии, перенося в нее действия множества фильмов по мотивам мировой классики (в том числе любимого Федора Достоевского, а также Максима Горького и Льва Толстого). Один из его первых фильмов — «Легенда о великом мастере дзюдо» — был посвящен адепту этого боевого искусства Сугате Сансиро (через 22 года Куросава спродюсировал его ремейк). Другая его знаковая картина «Расемон» — компиляция рассказов Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон» — принесла режиссеру венецианского «Золотого льва». В разобранных на цитаты «Семи самураях» Куросаве удалось совместить глубину и символизм национального исторического жанра дзидайгэки и зрелищность западного кино. В итоге в Голливуде сняли их ремейк — вестерн «Великолепная семерка» (позже это произойдет и с «Телохранителем»). Японско-советский проект Куросавы «Дерсу Узала» по произведениям Владимира Арсеньева удостоился главного приза Московского фестиваля и премии «Оскар». Еще один, уже почетный, «Оскар» режиссер получил в 1990 году.
3

Нисколько ни умаляя достоинств и таланта Куросавы хочется отметить, что римейк "За пригорошню долларов" с Иствудом смотрится значительно лучше, динамичнее и понятнее. И не надо тут оправдываться тайным смыслом, философским подтекстом или восточной утончённостью. Сюжет прост и доступен, трагедия неприякаянных самураев в связи с изменением социальной ситуации в Японии середины 19 века тоже понятна. И герой Мифунэ симпатичен, и даже величественен. Но, как-то всё неспешно, иногда чересчур напыщенно, а иногда и вовсе смешно. Последнее в особенности относится к поведении некоторых отрицательных и нейтральных героев: то ли мы плохо разбираемся в маленьких, активно жестикулирующих, и гротескно повизгивающих японцах, то ли режиссёр специально выводил некоторые образы покарикатурнее. Итог - зрелище чёрно-бело тоскливое, размазанное, и местами наивное.

3 декабря 2011
9

В небольшой городок приезжает пугающего вида человек без имени, но с оружием. И, судя по его виду, всем сразу понятно, что обращается он с ним не только хладнокровно, но и успешно. Город разодран напополам двумя враждующими группировками и наемник, который решает остановиться у странного, но в целом добродушного, трактирщика, начинает зарабатывать на этом деньги, помогая то тем, то другим. Гробовщик же судорожно начинает сколачивать гробы, которые в довольно скором времени пригождаются. В дело вплетается еще и пронзительная история с украденной женой одного жителя, который остается с маленьким дитем на руках. Именно отсюда Серджио Леоне без тени сомнения и стеснительности украл свою знаменитую ленту «За пригоршню долларов», за что даже проиграл слушание и кучу денег – всем известный факт.

У Куросавы темы и целые сюжеты брали попользоваться многие. Хотя бы вспомнить Джорджа Лукаса с его «Звездными войнами». Конечно, можно тут Куросаве самому припомнить тот факт, что «Телохранитель» - это очередная экранизация хамметовской «Красной жатве», но это никак не объясняет того факта, что в картине Леоне слишком много знакомых по «Телохранителю» моментов – образ поведения главного героя тростинка в зубах, превратившаяся в сигару у Иствуда, практически вся сюжетная линия, музыка, ряд фраз и кадров, поставленных, что называется, копейка в копейку с японским оригиналом.

Можно найти, конечно, и ряд расхождений, в том числе идеологических. Так, главным побудительным фактором разделаться со всей криминальной гвардией города для героя Мифуне становится появление беспредельщика и бандита, полностью нарушающего кодекс самурая – человека с, внимание, пистолетом! Тем самым оружием, что нарушает равновесие в противостоянии двух банд в фильме Куросавы и которым вооружен каждый бандит из картины Леоне.

Впрочем, параллелей со спагетти-вестерном на этом можно и прекратить, благо есть о чем поговорить в рамках творчества самого Куросавы. Например, интересен тот факт, что в этом очередном своем историческом фильме Куросава переносится в не очень привычный для себя период истории Японии – эпоху Токугава, хотя и оставляя прежнюю структуру противоборства индивидуального импульса героя на фоне определенного исторического контекста.

Есть тут и весьма интересная, пусть и выраженная скорее пунктирно, нотка социальной критики, которую Куросава всегда любил допустить в свое творчество. Так, жители города, являющиеся олицетворением торговцев и прочих дельцов, коррумпированных и беспринципных, сталкиваются с холодной и справедливой сталью выходца из более традиционного класса, который они, по сути, и сделали вымершим. Этакая хитрая ухмылка не очень-то гордящегося капиталистическими ценностями художника.

25 октября 2011
Все отзывы
Читайте также
36 лучших фильмов про самураев
36
лучших фильмов про самураев
36 лучших фильмов про самураев
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость