Группа молодых и лихих, но не очень могущественных самураев, задумывает сместить с трона старого и прямо-таки неприятного заместителя главы клана, оставшегося править, пока самый главный босс отправился в опасное, но героическое приключение. Проблема в том, что силы их слабы, да и духом они тоже не сильны. В отличие от совершенно случайно встретившегося им крепкого и хитрого ронина (Тосиро Мифуне), который с усмешкой смотрит на них и на их планы, но в смертельно опасной ситуации вдруг решает им помочь. Сначала он спасает их от облавы, затем дает им военные советы, а после и вовсе устраивается в клан, дабы шпионить, дезинформировать и всячески готовить почву для стремительного нападения, сделанного в нужное время. Силой и хитростью, смелостью и смекалкой, он ведет за собой кучку недалеких умом и не особо закаленных сражениями самураев по каким-то собственным причинам. Ибо клан возглавлять он не собирается – «слишком опасен для всего этого», по его словам.
Тематически фильм продолжает идеи «Телохранителя» - самурайский фильм о странном и таинственном ронине, который быстр умом и мечом и не прочь помочь страдающим в беде, но особо на награду не надеющегося. А участие в главной роли Тосиро Мифуне чуть ли не автоматически делает «Санзюро» продолжением предыдущего фильма (и спасибо Леоне, что тот снял свое продолжение уже не следуя по стопам Куросавы, это пошло на пользу всем).
Тем не менее, продолжение оказалось чуть более легковесным и веселым, порой проходя в качестве комедии как определение жанра, при этом будучи не так далеко от правды, как того хотелось бы. И действительно, Куросава не очень-то пытается поднимать исторические, политические и социальные проблемы, больше интересуясь скорее комическими приключениями находчивого самурая и посмеиваясь над незадачливыми второстепенными персонажами. Иными словами, развлекалово чистой воды, хоть и высокой пробы.
По сути, тут и анализировать-то нечего. Даже стилистически Куросава ничем не удивил, разве что повысив еще на пару градусов уровень насилия в самурайском кино. Сейчас, конечно, некоторые сцены выглядят достаточно обыденно, но во времена начала 60-х вот этот момент, когда герой Мифуне втыкает меч в грудь врага и оттуда бьет фонтаном кровь, навсегда изменил облик кино, в котором те или иные вооруженные мечами парни пытаются порезать друг дружку на лоскутки.
Сам же Куросава подобную стилистику жестокости оставит за бортом своего постановочного арсенала, обратившись в своем более позднем творчестве не только к иным темам, но и к другим способам их выражения.