Киноафиша Москвы

Фильм «Куклы»

Dolls (2002, Япония)

7
Кино: «Куклы»
  • 12+ 1 час 54 минуты
  • жанр
    Мелодрама
  • Дата выхода:

Еще недавно они были женихом и невестой. Но Мацумото под давлением родителей бросил Савако ради дочери босса. В день его свадьбы Савако попыталась покончить с собой. Саму ее удалось вернуть к жизни, а вот ее память — нет. Великая мелодрама об ответе на любовь, опоздавшем навсегда.

Режиссер фильма «Куклы»

71 год Фильмов: 29

Японский актер, который во всех своих работах (кроме режиссерских) подписывается как Бит Такеши — в дань памяти о комическом дуэте «Два Бита», в котором он когда-то состоял. Первая его большая роль была в «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» Нагисы Осимы, а режиссерский дебют состоялся в «Жестоком полицейском», которого изначально должен был снимать Киндзи Фукасаку (позднее Китано все-таки сыграет у него в дилогии «Королевская битва»). Окончательно авторский стиль Такеши оформился в «Точке кипения» (шокирующая жестокость, причудливый черный юмор, долгие стоп-кадры), при этом фатализм главного героя в «Сонатине» тоже стал визитной карточкой режиссера. В середине 90-х Китано разбился на мотоцикле — с тех пор запрещает снимать себя с правой стороны, так как эта часть его лица оказалась парализована. Сразу после выздоровления поставил фильм с символическим названием «Ребята возвращаются», в дальнейшем у картин Китано была разная судьба: «Фейерверк» удостоился приза Венецианского фестиваля, а «Кикуджиро» — десятиминутной стоячей овации в Каннах. «Брат якудза» был тепло принят в США, а «Затоичи» стал наиболее коммерчески успешным фильмом режиссера в Японии. Одной из самых визуально привлекательных картин Китано принято считать «Куклы», хотя сам он считает, что ее неправильно поняли. Переборов в нулевые творческий кризис, Такеши продолжает снимать и сниматься, в том числе и в американских фильмах, но на Западе почему-то актеру предлагают роли в основном в киберпанке — «Джонни Мнемоник» и «Призрак в доспехах» тому в подтверждение.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1753

Первыми зацвели яблони. Мацумото и Савако запомнят день их цветения навсегда, потому что именно тогда они двинулись в путь. Еще недавно они были женихом и невестой. Но Мацумото под давлением родителей бросил Савако ради дочери босса. В день свадьбы Савако попыталась покончить жизнь самоубийством. Саму ее удалось вернуть к жизни, а вот ее память - нет. Мацумото в порыве раскаяния забрал Савако из лечебницы и отправился в путешествие с девушкой, которую он любил, но которая его не узнавала. Он решил идти, разделяя с ней лишения, пока она его не вспомнит. Так они шли, проходя мимо других историй любви, столь же отчаянных, как и их собственная.

Китано, автор гангстерских фильмов, снял мелодраму. Такую же, как "Любовное настроение" и "Все о моей матери", даже, пожалуй, более великую. Фильм-путешествие - такой же нескучный и щедрый на слезы и смех, как "Кикуджиро". Задал камертон пронзительного чувства, не поспевшего вовремя, - такого же, как любовь Криса к клону покончившей с собой Хари в "Солярисе" Тарковского, как в песне "Мы нежное эхо друг друга". Краски сменяющихся сезонов, текстура костюмов Йоджи Ямамото, выполненных с бесконечной любовью к людям, на которых они надеты, сентиментальные и неулетучивающиеся из памяти ноты мелодии мобильного телефона, сочиненные гениальным Джо Хисаиси ("Унесенные призраками"), - все формы и звуки этой картины как сверхинтенсивный сигнал SOS, который не умолкает, но которому невозможно ответить, потому что тех, кто послал его, нет в живых.

Если фильмы, как люди, могли бы разбивать сердца - это первый из них.

Отзывы пользователей о фильме «Куклы»

Фото aerocat
отзывы:
9
оценок:
9
рейтинг:
27
9

Куда мы уходим от любимых? И главное – Зачем?
Почему нас так страшит ответственность, так манит успех, и где-то трава зеленее?
Почему мы с такой легкостью приносим в жертву самое дорогое - любимых, а порой и самих себя?
И почему так мучаемся позже – осознанием своих ошибок, невозможностью повернуть время вспять, ощущением вины перед теми, кого приручили…
Наблюдая, как художник из Токио играет в свои «Куклы», мы задаем себе тысячи вопросов, наивно ждем ответов, вскормленные обезжиренным молоком голливудских морализаторских сказочек. Но Китано не просто мастер. Он - японский мастер, сэнсей, наставник; он не поднесет на блюдечке готовые разгадки, но возможно, самому старательному ученику повезет, и учитель укажет ему направление, в котором следует искать.
Назвать «Кукол» фильмом в японском стиле значит назвать его ничем, ибо мало найдется в современном кино настолько универсального по смыслу полотна. Если бы Одиссей, отплывая из Итаки, вдруг вспомнил о Пенелопе – это были бы «Куклы». Если бы Пер Гюнт не решился раскрыть постаревшей Сольвейг свое имя – это были бы «Куклы». Если бы от Чудовища потребовали отдать ради любимой не аленький цветочек, а зрение – это были бы «Куклы». Притчи старые, как мир... Колорит традиционной Японии здесь – не более чем островные метафоры «Одиссеи» или музыкальный орнамент Грига. Буквальность образов (в частности, неразрывной связи двух судеб) не воспринимается как однозначность ответов, медитативный ритм повествования не раздражает надуманностью, тишина не режет слух, в отличие от набивших оскомину «традиционных» пояснительных монологов. Таким и должно быть кино как произведение искусства – недосказанным, но вдохновляющим на самостоятельный рассказ, расставляющим указатели, но не дорожные знаки.
Такеши Китано со свойственными ему вкусом и чувством меры расположил японское там, где оно не помешало бы общечеловеческому. В самом деле, суть не в кимоно и веерах, а в закономерностях человеческой жизни: от ошибки к искуплению, от расставания к встрече, от самоотрицания до (само)убийства. Интересно, что в живых Китано оставляет только тех, кто был так мучительно, безнадежно, но добровольно связан с другим, потому как только эта связь – в буквальном смысле – способна удержать нас на краю пропасти.
Мастер кинонамеков снова напомнил нам: соль жизни в том, что она не сахар. Только горькое снадобье может оказаться как ядом, так и лекарством. Не случайно японцы называют «сенсеем» еще и врача. Того, кто исцеляет.

Фото неловкие столкновения с объективной реальностью
отзывы:
145
оценок:
145
рейтинг:
170
7

Буйство красок и любовь

Мацумото бросает любимую Савако и женится по расчету. В день свадьбы он узнает, что Савако пыталась совершить самоубийство. Раскаявшись, Мацумото бросается к ней, но у нее, оказывается, отшибло память. Он отправится с Савако в путешествие и будет ждать, пока она его не вспомнит.

Пожилой босс якудзы одинок. Вспомнив молодость, он отправляется в парк, где любимая девушка много лет назад обещала ждать его каждую субботу.

Молодая поп-звезда попадает в автокатастрофу, на чем ее карьера заканчивается. От встреч с фанатами отказывается: не хочет, чтобы ее видели с повязкой на глазу. В связи с этим самый ярый ее поклонник идет на радикальные меры.

Три трагические истории практически не пересекаются: герои могут пройти рядом по одной улице, но друг с другом они вовсе не связаны - редкий случай в жанре.

В общем же, визуально восхитительный фильм, с выдающимися костюмами, сочетанием цветов и изображением природы. Невероятно изобретательно смонтированы переходы между историями.

Говорить серьезно о других достоинствах как-то не получается. Ну да, сложная техника исполнения. Но когда у Китано было по-другому? Да, сюжеты трогательные. Но впечатление они производят скорее потому, что изящно обставлены. Порой даже возникает впечатление, что стиль здесь подменяет смысл.

Впрочем, это не отменяет факт: "Куклы" - милейшее кино, нетипичное для Китано, размеренное и красивое.

Фото sidzi
отзывы:
34
оценок:
329
рейтинг:
13
9

Это фильм оставляет след в душе на всю жизнь, а потом ищешь везде эту "настоящую" любовь. Фильм с минимальными словами, красивейшей природой, причудливыми переплетениями судеб героев. Самый лучший фильм про любовь, что я видела.

Фото Артем  Зубков
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
2

Довольно натянуто. Японцы, как всегда эксплуатируют свои штампы. Гораздо проще рисовать драму при помощи саккуры и экибаны. Фильм "Корабельные новости", или "Идиоты", например, показывает драму не меньшего накала, но для этого не пользуется календарными видами. Глядя на японскую продукцию, все время чувствуешь, что это только видимость тайны, на самом деле ничего там нет, просто нагнали туман, загадки. Лепесток хризантемы в бурном ручье - как символ мимолетности всего живого - ну и что? Тоже мне, находка.
Или если бедная девушка ведет себя как пятилетняя и косолапит - значит у нее горе случилось.
Сбивают с толку бомжи в нарядах от Ямамоты. Как-то недостоверно - страдают, мучаются, а в Ямамоте.
Больше всего понравилась песенка рок-звезды. Это уже за гранью. Нам никогда не понять восток, если не научимся сходить с ума от таких певуний.

Фото cross
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
1

Все, конечно, замечательно описано господином Васильевым, да и остальная пресса не подвела, не завалила.
В общем, так оно и есть :).
Пара практических советов тем, кто пойдет смотреть:
(а) будьте пожалуйста готовы к темпу "Кикуджиро". Несколько друзей после "Фейерверка", пропустив "К.", пошли в ожидании динамики и этим самым испортили себе последнюю часть фильма. Не зря помянут Тарковский -- по мере просмотра в голове рождаются мысли, отражения, ассоциации, и чем ближе к финалу, тем больше зрителю оставлено пустых строчек, чтобы записать свое, личное, навеянное. Это нормально. Попробуйте думать о фильме параллельно с его просмотром.
(б) не задавите бабочку, то бишь ощущение от фильма, попытками обсудить за чашкой сенчи сразу же после просмотра :). Как и бывало с "Кикуджиро", как и случается с Тарковским, ценность картины не только и не столько в том, что на экране, а в том, что у вас потом остается на руках и застывает в глазах. Краски, сезоны, лучи успеются обсудиться назавтра. Копните подборку интервью с Китано и большинство загадок там отгаданы. А вот ощущение, нота (ох ты господи, как бы не погрязнуть в пафосном стиле под самый конец :))) -- она требует тишины, так что если потащите болтливых товарищей... сохраните дружбу, езжайте по домам в разных машинах :-).

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить