Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Фильм
Страх вратаря перед одиннадцатиметровым

Die Angst des Tormanns beim Elfmeter, Германия, Австрия, 1972
О фильме
Драма, Спортивный
Вим Вендерс
19 февраля 1972
1 час 41 минута
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Вима Вендерса

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
2 декабря 2013

Во время одного из напряженных матчей вратарь Йозеф Блох (Артур Браусс), пропустив обидный гол, решает настоять на собственном мнении относительно положения «вне игры» у игрока, загнавшего мяч в сетку его ворот. Судья на эти претензии реагирует весьма живо, указывая Йозефу Блоху в сторону раздевалки. Расстроенный Йозеф Блох решает, что с него на сегодня хватит обидных слов и покидает стадион в разочаровании, чтобы забыться каким-нибудь видом деятельности. Йозеф Блох на самом деле очень любит кино и идет на ночной сеанс, где заводит беседу с очаровательной кассиршей. Посмотрев кинофильм и дождавшись окончания смены очаровательно кассирши, Йозеф Блох отправляется с ней в комфортные бытовые условия, где устраивает с ней ночь любви, после которой на утро убивает девушку. Чуть позже Йозеф Блох садится на автобус и уезжает в самую глухую деревню, где живет и работает в отеле его старая знакомая, которую тот давно не видел. Параллельно с этим полиция ищет и находит труп похищенного больного мальчика. Да и расследование относительно убитой очаровательно кассирши начинает делать круги все уже и уже вокруг Йозефа Блоха. С вниманием заинтересованного игрока, Йозеф Блох ожидает, какой следующий шаг сделает полиция, старая предугадать их поведение, будто вратарь, гадающий, в какой угол ударит нападающий.

Название фильма, а также его основной психологический трюк, основано на таком приеме, когда вратарь знает, в какой угол обычно бьет одиннадцатиметровый игрок, тот, однако, в свою очередь, знает, что вратарь обладает такой информацией, поэтому может пробить совсем в другой угол. Но и вратарь может подумать о том, что нападающий знает, что вратарь знает о том, куда обычно тот бьет и может прыгнуть в другой угол. И вот так можно до бесконечности. Для Йозефа Блоха вся эта ситуация – это всего лишь азартная игра. Кто кого перехитрит. Автора и зрителя, впрочем, сам финальный счет этой игры интересен постольку поскольку, далеко не так, как сам процесс игры. Фильм поставлен по повести Петера Хандке. Повести весьма известной и даже переведенной на русский язык. Сам первоисточник часто сравнивают по стилю с Кафкой, что, наверное, не самый правильный ориентир сравнения, однако, что-то в этом действительно есть.

Но самого Вендерса в этой весьма интересной и сильной драме интересует несколько неожиданный аспект – движение. Этому моменту подчинено практически все основное творчество его раннего периода. Кто этот человек, почему он так себя ведет, зачем убил кассиршу, поймают ли его, какое ко всему этому отношение имеет мальчик – все это лишь мелькающие столбы проносящейся мимо дороги. Все творчество Вендерса этого периода – это классические роуд-муви, в которых, как и полагается, человек путешествует не только географически, но и внутрь себя. Единственное, что отличает в этот раз – это набор персонажей. Обычно у немецкого автора не путешествуют в одиночку, а кто путешествует – те, как правило, люди совсем не плохие. По крайней мере, не циничные убийцы, заигравшиеся в какие-то свои мета-игры. Хотя бы не в прямом смысле этого слова.

Соответствует этому интересу путешествия, перемещения, движения и постановочный стиль, который применяют уже тут, хотя это и только второй фильм автора, режиссер. Совершенно четко понятно, что Вендерса привлекает прямолинейная как дорога поверхность повествования без ненужных монтажных прыжков, флешбековых кульбитов и туманных и рваных драматургических приемов. Лишний раз даже сцену не обрежет, все ради того, чтобы эпизод сменял другой как можно более плавно, а последовательность движения была запечатлена без всяких запинок. Отсюда, собственно, и этот самый магический месмерический эффект, от которого в конце фильма просыпаешься с ощущением, что был только что свидетелем чего-то великого, хотя четко и внятно пояснить, в чем же это самое величие заключается, получится далеко не у всех, и не потому, что все обманывают. Работают те самые постановочные приемы, которые отличают великих режиссеров от просто талантливых исполнителей приказов.

1
0
5
Гия
15 отзывов, 18 оценок, рейтинг 6
27 мая 2010

Бывшый вратарь Блох делает всё что угодно, лишь бы убедить себя, что в его жизни что-то происходит: читает газеты, ходит в кино, ввязывается в разговоры со случайными людьми, дерётся и пьёт. В одной из таких попыток он душит свою любовницу, но это ровным счётом ничего не меняет.

Вим Вендерс насколько это возможно слово в слово перенёс рассказ Хандке на плёнку, но фильм всё равно уступает тексту и, если и заслуживает внимания, то в качестве иллюстрации к жизни западноевропейской провинции 1970х.

0
0

Подборки Афиши
Все