Фильм

Фильм Делай как надо!

Do the Right Thing (1989, США), IMDb: 7.9

Выбор «Афиши»
7.1
7.9
Предоставлено пользователем: Maria Buyanova
1/5

Великое кино о дуализме афроамериканской идентичности

«Делай как надо!» Спайка Ли — по сути, «Гражданин Кейн» «черного» кино. Совпадения тут даже на уровне деталей. Как и в случае с шедевром Орсона Уэллса, молодой, не слишком опытный режиссер сам сыграл главную роль и вложил в картину не только душу, но и весь известный ему набор приемов и техник: пугающе крупные планы, фронтальные проезды камеры, неожиданные ракурсы вроде «тарантиновского» вида снизу и голландского угла, радикальную цветовую гамму. Столь бескомпромиссная режиссура и смелость поднятых тем вызвали неоднозначную реакцию как в критической среде, так и в обществе в целом. Многие обвиняли Спайка в провокации черного бунта и призывах к насилию. Однако совместная фотография Мартина Лютера Кинга и Малкольма Икса, пожалуй, главный символический элемент фильма, недвусмысленно намекает на ее куда более сложный подтекст. В пропитанной расизмом стране чернокожие всегда будут вынуждены метаться между двумя великими идеологами, и такого понятия, как «правильные поступки» (оригинал названия — «Do The Right Thing»), в этой ситуации не может быть в принципе.

СтранаСША
ЖанрыДрама
РежиссерСпайк Ли
Продолжительность2 часа
Дата выхода19 мая 1989
Возрастное ограничение16+
Афроамериканский режиссер. Родился в Джорджии, но, когда ему было шесть лет, родители переехали в Бруклин. После учебы в киношколе Нью-Йоркского университета снял дебютную романтическую комедию «Ей это нужно позарез». После этого Ли заметили в Голливуде — и он стал первым чернокожим режиссером, начавшим работать с крупными студиями. В своих картинах («Лихорадка джунглей», «Малкольм Икс») Спайк, не чурающийся гражданского пафоса, много внимания уделял расовым проблемам. Впрочем, помимо «черных драм» («Его игра», «Она ненавидит меня») в его фильмографии неизменно фигурируют и жанровые картины: триллер про поиски маньяка «Лето Сэма», фильм-ограбление «Не пойман — не вор», голливудский ремейк корейского хита «Олдбой». Несколько раз номинировался на «Оскар» и в 2016 году был награжден почетной статуэткой Американской киноакадемии.

Рецензия «Афиши» на фильм «Делай как надо!»

В Бруклине жара. Итальянец Сэл (Дэнни Айелло) печет пиццу. Малыш Муки ее разносит. Пуэрториканцы ругаются с неграми. Негры ругаются с корейцами. Родители ругаются с детьми. Старики ругаются со старухами. Полиция проклинает всех подряд. К вечеру мозги героев окончательно закипят, и день закончится плохо.

Необходимость поддерживать в кадре конфликт Спайк Ли, как всегда, понимает буквально: его герои не переставая орут друг на друга. Как всегда у Спайка Ли, подглядывать за бездельничающими на улице неграми и их бессмысленно-замысловатыми отношениями можно до бесконечности. Как всегда у Спайка Ли, сам Спайк играет важную роль малыша Муки. Как всегда у Спайка Ли, фильм был принят на ура - его номинировали на "Золотую пальмовую ветвь" и на "Оскар" за лучший сценарий. И единственное, что у Спайка Ли не как всегда, - это позиция режиссера. Он объясняет, как должно быть. Смысл его заявления примерно такой: мы, негры, люди сложные и неоднозначные и готовы к дискуссиям по расовым вопросам, но если кто-нибудь выбьет негру глаз, то какой-нибудь белый (все равно какой) должен немедленно ослепнуть. Это более чем спорное послание Спайк Ли подтверждает цитатой из Малкольма Х ("Я не против насилия в целях самозащиты. Я бы даже не стал называть самозащиту насилием"), от чего, впрочем, его послание не становится убедительнее. Если же проигнорировать афроамериканский пафос, каждый белый с двумя глазами должен признать - Спайк Ли великолепный режиссер.

1 сентября 2002
9

Певец чернокожего Нью-Йорка Спайк Ли данным фильмом выступил пожалуй, наиболее цельно. Негритянский заповедник показан в полном соку, и по разнообразию да харАктерности персонажей просто шедеврален. Диджей, старик Мэр, Радио Рок, Матушка-сестрица, наконец красотка Джейд. Да в общем-то и сам Спайк Ли показался молодцом, и к примеру итальянское трио из пиццерии на фоне чернокожих героев выглядит пресно.. Очень в тему почти непрерывный фоновый саундтрек, а также вполне себе комедийная тональность некоторых разговоров и эпизодов. Чего стоит только троица под зонтиком у красной стены, которая перемывает косточки и троллит всех, включая самих себя. Ну и конечно сам эпизод конфликта - очень хорошо передана перемена настроения. Шутки кончились, хорошие отношения тоже, и дикие по сути афроамериканцы продемонстрировали своё истинное лицо.

16 февраля 2015
Все отзывы
Читайте также
Уэс Андерсон посмотрел много кино на карантине и советует лучшее. Скорее всего, ничего из этого вы не видели
Уэс Андерсон посмотрел много кино на карантине и советует лучшее. Скорее всего, ничего из этого вы не видели
Уэс Андерсон посмотрел много кино на карантине и советует лучшее. Скорее всего, ничего из этого вы не видели
Кинопремьеры недели: «Точка кипения», «Святым тут не место», «Эскортницы» и «Отряд «Призрак»
Кинопремьеры недели: «Точка кипения», «Святым тут не место», «Эскортницы» и «Отряд «Призрак»
Кинопремьеры недели: «Точка кипения», «Святым тут не место», «Эскортницы» и «Отряд «Призрак»
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Онлайн-премьеры недели: «Очень странные дела», «Оби-Ван Кеноби», «Домашнее поле»
Онлайн-премьеры недели: «Очень странные дела», «Оби-Ван Кеноби», «Домашнее поле»
Онлайн-премьеры недели: «Очень странные дела», «Оби-Ван Кеноби», «Домашнее поле»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость