Киноафиша Москвы

Фильм «Код неизвестен»

Code inconnu: Récit incomplet de divers voyages (2000, Франция, Германия, Румыния)

4.8
оценить
Кино: «Код неизвестен»
Кино: «Код неизвестен»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
503
оценок:
77
рейтинг:
844
9

Встретив на улице Жана (Намиди), младшего брата своего жениха, актриса Анна ­(Бинош) угостила его круассаном. Доев круассан, мальчик не глядя бросил бумажку в подол румынской попрошайки Марии (Георгиу). Малиец Амаду (Йенке) его упрекнул; завязалась драка. Амаду арестовали. Марию депортировали. И все из-за какой-то бумажки. Она их на минуту свела и навсегда развела по своим дорогам. Было ли между ними что-то? И что будет теперь?

Почти гениальный фильм, возможно, на все сто гениального австрийца Михаэля Ханеке, одного из, скажем, пяти самых актуальных режиссеров современности, одновременно и его самый жестокий. Тут никого не пытают электрокипятильником, как в «Забавных играх», и не режут бритвой, как в «Пианистке». Его жестокость другого рода. Это жестокость сюжета, который не подсказывает, куда идет и о чем повествует. Ориентиры сняты, акценты вынуты, жанра, дающего хоть какую-то предсказуемость, нет, так что вообще непонятно, что происходит. Люди встречаются, жизни рушатся, но смысл все это может иметь, только если знать код. Фильм о брошенности, которую испытывают и герой, и зритель, оставленные наедине с сюжетом, ключ от которого потерян. Но был ли вообще этот ключ — или мы каждый раз заново воображаем его, чтобы не сойти с ума? И если код — это не сюжет фильма, а сама наша жизнь, тоже рассказываемая кем-то, кто забыл, что хотел сказать?

3
0
12 мая 2007

Лучшие отзывы о фильме «Код неизвестен»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
541
5

Ханеке приезжает во Францию, чтобы начать новый период в своем творчестве, и ему есть о чем сказать, но вам это может не понравиться. Паренек по имени Жан (Александр Хамеди), которому слишком скучно в деревенском поместье, убегает в более шумный город к своему старшему брату Жоржу (Тьерри Нович), работающему международным журналистом, специализирующимся на военных конфликтах. Будучи постоянно в разъездах, тот не может встречаться не то, что со своим братом, но даже со своей невестой Анн Лоран (Жульетт Бинош) – актрисой, правда не очень популярной и известной, и перебивающейся от предложения к предложению, будучи вынужденной ездить в метро, где есть опасность напороться на гопников-арабов. Живут они в небольшой квартирке, в которой совсем недавно Анн поменяла код, так как ее достала вечная разобщенность со своим женихом (параллельно она еще и от ребенка избавляется). Понятное дело, что и младшему брату своего парня код она сообщать не собирается, в результате тот психует и бросает бумажку в просящую милостыню румынку Марию (Луминита Георгиу), за которую вступается проходивший мимо африканский паренек Амаду (Она Лу Енке). Героическое действо на самом деле приводит к весьма жестоким результатам. Прибывшая полиция арестовывает африканца и депортирует румынку.

После ряда довольно влиятельных и важных фильмов на европейской кинематографической арене, сделанных в Австрии, Ханеке делает резкий прыжок и снимает во Франции фильм по французскому сценарию, с участием очень известной французской актрисы, на французские деньги французских каналов финансирования. Хотя, что касается последнего пункта, до в фильм были вложены также немецкие деньги, не говоря уж о помощи румынского правительства, благодаря которому в фильме есть та часть, снятая в Румынии.

Сам фильм, равно как и его название, появился благодаря первым впечатлениям от Франции и Парижа в частности. Слишком много проблем с иммиграцией, слишком мультикультурный город, слишком много дверей на улице с кодовыми замками, которые так и бурчат себе под нос – ты здесь чужак, ты нам не нужен. Затем была встреча с местными кинематографистами, беседы с Жульет Бинош, после чего он понял, что проблема отношения между разными нациями в одном городе – более, чем остра. И лучше, чем иностранный режиссер, вряд ли кто сможет бросить на нее проницательный и объективный взор.

Впрочем, нельзя сказать, что в фильме получилось все и сразу. На самом деле у картины довольно много слабых мест и только финальная сцена вытягивает всю драматургию и эстетику. Есть ощущение, что этот фильм и вовсе один из самых слабых, если не самый слабый фильм в фильмографии режиссера. Нарративно картина увязывает в одно целое несколько историй, что для Ханеке не ново, конечно, но в данном случае, почему-то, работает не так сильно, как это было раньше. Да и некоего вызова, характерного для остальных фильмов Ханеке, будь то на уровне формы или содержания, тоже особо не замечается, что тоже достаточно разочаровывает. То есть если представить себе, что Ханеке решился снять артхаусный фильм в режиме пиплфрендли и так, чтобы никого не отпугнуть, то «Код неизвестен» как раз можно в этом заподозрить.

Стилистически Ханеке тоже в некотором смысле эволюционировал. Все сцены фильма сняты в одной манере при помощи одной камеры очень длинными планами, но идеально выстроенными в кадре, так что нельзя сказать, что постановочно Ханеке использует исключительно достижения современного европейского нео-соц-реализма. В них он вплетает собственный столь же холодный, но более аккуратный настолько, что порой напоминает раннего Антониони, почерк работы с камерой. В этом плане Ханеке вновь играет в свою любимую игру по манипуляции зрителем тем, что не применяет распространенных видов манипуляций. Да и в совокупности с контрастом монтируемого фильма в фильме с участием героини Бинош подобный прием действительно выглядит уместно, сильно и убедительно.

Надо отдать должное, что как раз в этом отношении Ханеке хорош, как никто в современном кино. То, как он обыгрывает затрагиваемые фильмом вопросы. Как он подает те или иные моменты социальной и даже политической жизни, не окрашивая их в заранее предопределенные цвета, не расставляя акцентов и не размещая на них маркеры, оставляя все на совесть зрителя. Да, он снимает, он просит актеров озвучить своих героев, он монтирует фильм. Но Ханеке всегда находится по ту сторону фильма, во всех смыслах этого слова. Режиссер, как и код, должен оставаться неизвестным.

0
0
5 марта 2012
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Некое продолжение традиций «71 фрагмента хронологической случайности», но на этот раз это уже и близко не похоже на Иньяритту. «Код неизвестен» – это, как кажется, ярчайший пример абсолютно рэндомного, действительно случайного (не только хронологически, а и смыслово на сей раз) кино – и при этом от него ни хуя не оторвешься. К тому же – может, действительно есть какой-то код? Ведь персонажи одни, события тоже – очевидно из одного небольшого периода времени. А впрочем, хуй на него, на этот код, даже если он и существует (хотя если по чесноку, хотелось бы, конечно, его узнать). Главное всё же тут – это вот эти вот финальные барабаны; вся эта мельтешня в сочетании с фирменной длинноплановой ханековской то статичностью, а то и истым и ярым панорамированием; все эти бесподобно реалистичные городские скандалёзные сценки. Вот что главное.

0
0
22 марта 2011
Фото duesenberg Иванченко
отзывы:
13
оценок:
558
рейтинг:
17
9

Помимо прочего это теорема о лживости голливудского кино в самой его анатомии. Ханеке наглядно демонстрирует всю дикость выше отмеченного, вставив в свой нечеловечески мастерский и правдивый фильм фрагмент из обычного американского фильма, и здесь это едва ли не самая шокируюшая сцена. ■

0
0
30 декабря 2010
Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
742
7

Жьлюет Бинош хорошеет от фильма к фильму. Она похудела, волосы стали длинее. и как всегда - красивые глаза. глазища. Фильм своим участием она не только украсила, но в целом вытянула.
Ну за что еще в Каннах могут дать приз за лучшую режиссуру? Они ведь обожают гуманизм, толерантность, политику. Явно не психологическая драма - явно социальная. тема маленького человека. Без соплей и истерик, мозаикой, медленно режиссёр "добивает" - надо быть добрее, терпимее. надо. жаль только, что для добрых людей фильм не особо нужен, злые не поймут. только вот сидишь и думаешь - а сам-то - добрый или злой.

явно не сильный фильм. но есть несколько замечательных сцен, ради которых стоит посмотреть - сцена, когда героиня Бинош идет рядом со старухой (отличная, чуть ли не случайная параллель), девочка в самом начале, ставшая для меня просто символом современного маленького человека. и оч хороший эпизод в метро - темнокожие издеваются над героиней Бинош

фильм радует своей документальностью. Режиссер явно хочет поиграть в авторское кино - держит долгие планы, миросозерцает. но есть в этом и плюс - минуты три я любуюсь на то, как милая Жюльет Бинош в сорочке гладит белье. словно у неё дома побывал

0
0
16 мая 2008

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Татьяна Тельнова