Москва
7.4

Фильм
Белая лента

Das weiße Band — Eine deutsche Kindergeschichte, Австрия, Франция, Германия, Италия, 2009Смотреть в
Реклама
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
О фильме
Германия, 1913 год. Во внешне благопристойной и тихой протестантской деревне начинают происходить загадочные и тревожные события. То местный доктор падает с лошади, наткнувшись на натянутую проволоку, то кто-то похищает и избивает сына барона, то загораются дома и гибнут люди. Что это — череда несчастных случаев или спланированные карательные ритуалы? У молодого сельского учителя есть свои подозрения…
  • Белая лента – афиша
  • Белая лента – афиша
  • Белая лента – афиша
  • Белая лента – афиша
  • Белая лента – афиша
Детектив, Драма, Военный
18+
Михаэль Ханеке
21 мая 2009
4 марта 2010
2 часа 23 минуты

Другие фильмы Михаэля Ханеке

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20401
15 февраля 2010
Притча о человеческих несовершенствах

Немецкая деревушка накануне Первой мировой; учитель (Фридель) учит, пастор (Клаусснер) проповедует, барон (Тукур) надзирает, крестьяне работают в поле, дети растут. Случается, однако, досадное в силу совершенной своей необъяснимости происшествие: доктор (Бок) падает с лошади, которая наткнулась на протянутую кем-то проволоку. Дальше — больше: пожар в амбаре, надругательство над ангелоподобным бароновым отпрыском, нападение на безобидного умственно отсталого ребенка. И духов зла явилась рать.

Голос за кадром, рассказывающий историю (и странным образом не совпадающий с камерой по степени информированности), принадлежит сельскому учителю — самому разумному и беспомощному из возможных рассказчиков, интеллигентному рохле, подслеповатым взглядом наблюдающему, как привычный мир катится в тартарары. Он же едва ли не первой фразой расшифровывает происходящее: это, мол, поможет понять, что же стало с родиной и с нами. Следующие два с половиной часа Ханеке в рамках блестяще им освоенного формата ложного детектива (см. «Скрытое») напускает туману, но не снисходит до буквальных разгадок, зато богато иллюстрирует свою мысль про плавный переход от патриархального общества к авторитарному (в данном случае фашистскому). О, это чудо какие хорошенькие черно-белые иллюстрации. Пастор, основательно учащий детей Бога бояться. Доктор, презирающий любовницу и странно поглядывающий на дочку. Безвольная, растерянная семья барона. Нервные фермеры. И разумеется, дети — главные герои в этой истории, будущее Германии, аккуратные существа с пустыми и зловещими лицами. Этот альбом можно листать бесконечно, а можно не листать вовсе. Изысканная, старомодная манера изложения лишь подчеркивает основное свойство Ханеке — в любой ситуации оставаться холодным как рыба. Что было бы простительно, если бы его идеи (ребенка ставили в угол, и вот он вырос скинхедом) чуть больше соответствовали статусу главного европейского киномыслителя и победителя всего на свете. Морализаторство через губу — не лучший способ достучаться до сердец, и Ханеке, конечно, это понимает. И конечно, как человека, оставшегося наедине с историей, его это совершенно не беспокоит.

13
3

Отзывы

5
Issahar -
24 отзыва, 50 оценок, рейтинг 33
26 июня 2009

Если во время просмотра вы заснули и теперь думаете, что пропустили разгадку, не печальтесь - не пропустили. Её там нет.

Вообще, классный рассказчик. Люблю таких.
- Вот у нас в деревне кто-то однажды проволоку натянул и доктор с лошади упал. Ключицу сломал. Ещё полиция приезжала... Потом барчонка розгами избили. Потом ещё паренька одного. Расследование было...
- И что?
- Да не знаю... я уехал оттуда, не знаю чем закончилось...
- Аааа... Ты к чему это вообще?
- Да так... вспомнилось что-то...

Такой вот фильм, за счёт зело пониженного контраста на черно-белой плёнке удачно стилизованный под начало прошлого века. Некоторые кадры удивительно красивы. Некоторые сцены весьма интересны и жестки, и производили бы куда-большее впечатление, если бы не были лишь кочками в общем нудноватом болоте сомнительной скрупулёзности.

Ханеке предлагает нам портрет целой деревни - портрет весьма своеобразный, поскольку перед нами предстаёт очень обычный и при этом крайне неприглядный мир. Люди живут внутри жёсткой системы иерархий и ритуалов и прилежно хранят в своих шкафах скелеты - выращенные за жизнь символы личной тьмы. По сути, мы имеем картину обычного человеческого ада - мира, в котором не видно места для смирения, сострадания, милосердия, любви. Лишь рассказчик является неким исключением - не удивительно, что именно он переживает больше всех, пытается в чем-то разобраться, испытывает какие-то светлые чувства по отношению к юной девушке и уезжает, не дождавшись ни развязки событий, ни момента, когда эта трясина уровняет его с собой.
Так что же это за фильм, что же за высказывание?
Нетрадиционный детектив, в котором зрителю демонстрируются портреты всех подозреваемых и предлагается всё решить самому?
Сомнительный рассказ о том, как жестокая среда порождает жестокость?
Очередной вопль Ханеке о своей мизантропии - на этот раз тихий, даже бесшумный?
Интересная попытка создать пространство, в которое зритель может войти с любой стороны и существовать в нём в режиме осмысления, ментального движения в любом направлении?
Решайте сами.
Не думаю, что сколько-нибудь массовый зритель воспримет это кино. Хотя отсутствие финала является настолько явным приглашением к размышлению, что люди, не утратившие ещё эту способность, всё же должны будут приложить какие-то интеллектуальные усилия - глядишь, и будет толк...

P.S. Наверное, оценку вообще не надо было выставлять...

17
2
9
айнеж
146 отзывов, 207 оценок, рейтинг 527
27 июня 2009

«Когда вы были маленькими, мы привязывали вам на запястье белые ленточки, чтобы они напоминали вам о чистоте и невинности. Позже я подумал, что представления о добре и справедливости уже укоренились в вашем мозгу, и разрешил вам их снять. Я ошибался» (к сожалению, не могу гарантировать точности этой цитаты).
Это история о немецких детях, которые в годы своей зрелости породят и приведут в движение фашистскую машину смерти. Жестокость рождает жестокость – осознало человечество в кровавом XX веке. «Жестокость рождает двойную жестокость» – парирует Ханеке в XXI и голосом дедушки, севшего рассказывать вечернюю сказку, приглашает нас в путешествие по маленькой, но беспокойной немецкой деревушке. И путешествие окажется увлекательным. А выходя из кинозала, вы будете просто вынуждены сказать себе: «Мораль сей басни такова…» - продолжение же зависит от того, как устроен ваш мозг.
Таким образом, по Ханеке искусство должно воспитывать. Откроем книгу «Как вырастить счастливого ребенка» и прочитаем, что детей не должно бить, не должно относиться к ним, как к недоучкам, не должно навязывать им свою волю. Ханеке ничего подобного не говорит, а просто показывает, что будет, если поступать иначе. И это куда действеннее осторожных советов психологов. Дети транслируют в окружающий мир все то, что получено ими от взрослых, и если постоянно вымещать на них свою злобу, они рано или поздно выплеснут ее на других.
По большому счету именно над этой проблемой размышляет режиссер в течение двух с половиной часов. Но делает он это так заразительно, что и после фильма ты не перестаешь об этом думать. Причина еще и в том, что, пожалуй, впервые в работах Ханеке так ясно ощущается эффект присутствия. Зритель будто лично присутствует в этой деревне, шатается без дела от поместья барона к дому врача и собирает сельские сплетни. Подарив зрителю возможность вчувствоваться в чужую эпоху, автор, на мой взгляд, оправдывает некую монотонность действия, пусть после просмотра некоторые и жаловались, что детективный сюжет порой терялся на фоне всяких мелких разностей. На самом деле детектив отнюдь не есть самоцель, здесь каждая деталь работает на одну основную задачу – научить людей доброте.
В чем режиссера действительно можно упрекнуть – так это в некоторой неоригинальности. Как сам Ханеке не раз подчеркивал, смысл его работы в том, чтобы будоражить зрителя и ставить перед ним вопросы. Финал «Белой ленты» выполнен в той же манере, что и финал его предыдущего фильма – «Скрытое». То есть зритель, предвкушающий обличительный монолог главного героя, слышит взамен издевательскую реплику – «Я знаю, кто преступник, но вам не скажу, только полицейским скажу». Но на деле в фильме уже все есть. Проявите немного сообразительности, сопоставьте факты, вспомните детали – и все, вы уже знаете, кто так экстравагантно запугивал всю деревню. «Только подумайте» – с легкой улыбкой подталкивает вас к размышлениям режиссер. Обидно только, что точь-в-точь такой прием уже использовался в одной из его картин.
Тем не менее, по моему скромному мнению, «Белая лента» на порядок выше и гениальнее уже упоминавшегося «Скрытого». Потрясает работа Ханеке с актерами – детьми, половине из которых не исполнилось еще и 14 лет. Удивительно, насколько правдоподобно и искренне выглядят они в кадре. Один из самых сильных моментов в фильме как раз сыгран детьми – мальчик узнает от своей сестры, что мать не уехала путешествовать, а умерла. Верно выбрана и стилистика повествования – черно-белое изображение и отсутствие музыки не отвлекают внимания, а напротив заставляют зрителя волей-неволей погружаться в кино по самые уши.
Ханеке вынашивал замысел фильма десять лет. Не зря, как видим. Золотую ветвь в Каннах редко дают просто так. Думаю, она вдохновит его на новые достижения. Знаете, режиссер верит, что он способен сделать мир лучше. Пусть пытается, вдруг у него и впрямь что-нибудь да получится…

5
0
9
U_baba
25 отзывов, 29 оценок, рейтинг 92
25 марта 2010

Садись Косяков Зельвенский, это пять. "Белая лента" это тот самый вид эпического кинематографа, который у нас либо не умеют, либо не любят смотреть. Все что было снято подобного в нашей стране, завяло с уходом советской кинематографической школы. Но не увидеть, что в этом жанре есть свое вполне уловимое очарование, может только человек, который привык плевать на все, что не бьет ему по башке долбит сарраундом и не падает на голову через 3d-очки. Не верьте, что фильм скучный. Он не отпускает до последнего кадра, он - протест против напоминания о невинности. Он тот самый сон разума, который рождает чудовищ. В каждом из нас живет чудовище. Стяжательное, самовлюбленное. Мы можем гордиться им, но не оно делает нас людьми. Людьми нас делает умение его сдерживать. "Белая лента" - о людях не ведающих, что они творят, для тех, кто сам никогда не творил подобного. Видимо, не для всех.

4
0
9
Виталий Потапов
7 отзывов, 391 оценка, рейтинг 15
13 марта 2010

Удивительный , потрясающий фильм. Фильм настоящего мастера кинематографа. Он полон напряжения, захватывает с самых первых минут и не отпускает даже спустя время после просмотра . Глубокий трагизм и философский смысл ленты возможно породит у многих зрителей чувство неприятия , отвержения. Я был поражен , насколько гениально Ханеке получилось воспроизвести и проанализировать то , что послужило причиной одной из самых трагических моментов в жизни Германии , Европы и всего мира. В фильме мы находимся на грани, впереди мы знаем будет война , революция и еще более жестокая война. Люди, живущие в тоталитарной системе превращаются в нечто не человеческое и порождают то , что их уничтожит .Они умирают , умирают на глазах , тут еще нет физической смерти , она духовная. Я повторюсь , но фильм на мой взгляд гениален. Очень сложно описать все те концепции , всю ту философию которая присутствует в фильме, его нужно смотреть и не один раз.

4
0
9
воронин дмитрий
51 отзыв, 271 оценка, рейтинг 38
13 февраля 2010

Увидеть в "Белой ленте" "как закалялась сталь" на фашистский манер - дело нехитрое. Логики в такой интерпретации, может, и достаточно, а вот поэзии маловато. Духа нет. Вот их такими делали, вот они такими и стали... Ну и?..
По мне так "Белая лента" - фильм не о том как фашистов - садистов и маньяков - взрастил протестантский мелкобуржуазный шовинизм, не о добре и зле он (уж добра-то в этих 118 минутах точно маловато), не о тайнах и откровениях. Скорее о преступлениях и наказаниях.
В очередной раз мы убеждаемся, что кармическая связь мучимого и мучителя - это не фикция, а данность. Незадачливый тиран всегда скроет подлинные преступления своих детей, ради ритуала и "порядка" омыв их лицемерными слезами. Учителя, который неловко и сбивчиво пытался поделиться своими догадками проклянут и изгонят, дело замнут, - белые ленты вне подозрений. Не стоило вмешиваться, не стоило отдавать велосипед, на котором собирался ехать к суженой. Выстрелы в Фердинанда уже прозвучали; каждый, как под гипнозом, своей дорогой пробирается в 20й век - кто-то бежит, кто-то крадется, кто-то ползет. За новыми преступлениями и новыми наказаниями.

5
1

Читайте также

Подборки Афиши
Все