Киноафиша Москвы

Фильм «Ровно в полдень»

High Noon (1952, США)

0
Кино: «Ровно в полдень»

Черно-белый вестерн про схватку одинокого шерифа с бандой убийц

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Денис Горелов
отзывы:
48
оценок:
40
рейтинг:
287
9

Полуденный экспресс мчит в деревянный Хедливиль некстати помилованного убийцу. Еще трое ждут его на станции. У шерифа (Купер) есть полтора часа, чтобы поднять людей на оборону.

Первая в кино жестяная звезда законника, брошенная к подножию развитой демократии. Первая перчатка фолкнеровскому мифу о целинной Америке — сонной, ограниченной, пустой, но, конечно, честной и не пускающей волков в отару. Будто в цветных журналах, коллективный обыватель черно-белого городка ищет и находит двадцать причин к тому, чтобы не идти на площадь с оружием, не присягать, не быть хрестоматийным героем с принципами и конституцией в переметной суме. Мистер Справедливость, лучший из лучших, посмевший встать в рост меж баром и церковью — двумя полюсами беззаконного фронтира, ровно в полдень остается один-одинешенек посреди гражданского общества (авторы и не думали скрывать параллелей с современной маккартистской Америкой, одного за другим сдающей своих героев в молотилку красных процессов). Каминные, напольные, башенные, стенные часы отсчитывают городу последние мгновения позора и бессмертия. Полтора часа жизни большого маленького человека, которого вот-вот, здесь и сейчас, у всех на глазах будут убивать.

Отзывы пользователей о фильме «Ровно в полдень»

Фото Artur Sumarokov
отзывы:
716
оценок:
2571
рейтинг:
912
9

Сочетавшись браком с квакершой Эми, шериф маленького городка Хэдливиль Уилл Кейн готовится покинуть свой пост главного правоохранителя и начать новую жизнь вместе с молодой красивой женой на собственном уединенном ранчо. Однако внезапно отьезд Кейна омрачается ужасной вестью: банда опасного и безжалостного преступника на всем Диком Западе Фрэнка Миллера возвращается в город «ровно в полдень» на поезде с намерением отомстить горожанам и, в особенности, шерифу Уиллу.

Четырехкратный обладатель премии Американской киноакадемии 1953 года, в особенности самой престижной — за главную мужскую роль, один из самых ярких воплощений жанра классического вестерна на голубых экранах и в то же время фильм, сломавший многие его шаблоны, лента «Ровно в полдень» стала полновесным и по-настоящему громким голливудским дебютом известного австрийского режиссера Фреда Циннемана, благодаря огромному успеху которого он сумел крепко обосноваться в мире американского мейнстрима. Являющийся экранизацией рассказа «Оловянная звезда» Джона В. Каннингэма, выкупленного у писателя за достаточно символические деньги даже по послевоенным временам одним из ведущих продюсеров картины, знаменитым Стенли Крамером, «Ровно в полдень» с точки зрения раскрытия сюжета и основной линии своего повествования стал эталонным воплощением вестерна — динамичного и стильного, буквально сразу разобранного на цитаты и породившего огромное количество подражаний и пародий. Без этого фильма вряд ли можно представить все последующие вестерны, даже спагетти-вестерны итальянских кинематографистов, однако едва ли они сумели достичь столь недосягаемых высот в своей философии, как это удалось картине «Ровно в полдень».

Однако считать данный фильм принадлежащим лишь исключительно к вестернам было бы, безусловно, недальновидно и чрезвычайно опрометчиво. Режиссер мастерски, лаконичными и нарочито резкими по тональности своего звучания кинематографическими мазками создает в фильме целую галерею человеческих характеров, придает фильму неоднозначность и полифоничность, многоголосицу персонажей — жителей городка Хедливиля. В героях этих, простых по своей сущности, живущих равнодушно и безучастно, Фред Циннеман видит большее зло, чем в фактически оставающемся долгое время эфемерным и фантомным Фрэнке Миллере и его банде. Герой-одиночка противостоит не только ему, но и собственным горожанам, которым он давал клятву «служить и защищать», но которые сами не сдержали данных обещаний перед собой свыше. Высоких притчевых интонаций, голос трибун лента приобретает в одной из ключевых сцен фильма — в церкви. Страстная по своему громогласному звучанию, но глубоко сдержанная по режиссуре и драматургии, эта сцена становится важнее самой кульмнации и выражает все смысловые пласты данной ленты в многоголосице мнений и моральных дилемм. На само же долгожданное противостояние шерифа и преступников режиссер отводит не более семи минут и, хоть эти сцены насыщенны, зрелищны и драматичны, Циннемана уже как таковое действие не интересует.

«Ровно в полдень» — это в большей степени мощная по режиссуре драма, рассказанная киноязыком вестерна; это фильм о человеческой подлости, низости, двуличии и трусости.

Гэри Купер в роли шерифа Уилла Кейна, за которую он был награжден вторым в своей карьере Оскаром, смотрится просто превосходно, создавая яркий и живой образ человека, который олицетворяет собой принципиальность и бесстрашие, смешанные с некоторой долей искренней наивности и веры в человека, которой, впрочем, суждено пройти через жернова. Значительное место в структуре персонажей фильма занимает второплановая героиня актрисы Кэти Хурадо — Хелен Рамирез в ее исполнении предстает сильной и чувственной женщиной, которая готова на равных и с воистину неистовой самоотверженностью сражаться со злом вместе с шерифом Кейном и, безусловно, связывают этих героев не только дружественные отношения. Очень тонко и точно Циннеман умудряется всего лишь в паре сказанных фраз, в ловко выхваченных оператором Флойдом Кросби взглядах главных героев рассказать о них практически все. Эми, сыгранная будущей княгиней Монако Грейс Келли, олицетворяет собой всю ту бессловесную и безликую толпу, отвернувшуюся в миг отчаяния от своего единственного спасителя.

Это был действительно жаркий полдень в городке Хэдливиль, полдень, разделивший все следующие жизненные моменты на «до» и «после». Под аккомпанемент классического монументального саундтрека от композитора Дмитрия Темкина, фильм «Ровно в полдень» прощается со зрителем, оставляя пребывать его в тягостных раздумьях о Человеке, который, бывает, не всегда звучит гордо, особенно если ты окружен со всех сторон предателями и трусами рода людского.

Фото Рома Левентов
отзывы:
164
оценок:
482
рейтинг:
54
3

Очень плохой сюжет: пустые диалоги в стиле "Тебе меня не понять", "Я должен", "Я знаю", большие проблемы с логикой поступков героев, скомканный конец.

Фильм возможно стоит посмотреть только при большой любви к драматической игре Гари Купера. Купер сделал все, что мог.

Высокие оценки фильма на сайтах и среди критиков вызывают недоумение.

2 из 5

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить