Киноафиша Москвы

Фильм «Мой личный штат Айдахо»

My Own Private Idaho (1991, США)

6.9
0:00 / 0:00
0:00

Мой личный штат Айдахо (англ.)

Смотреть трейлер
  • 18+ 1 час 44 минуты
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Драма Гаса Ван Сента.

История неразделенной любви страдающего нарколепсией бедного мальчика из штата Айдахо к избалованному сыну мэра Портланда. «Кубок Вольпи» Венецианского МКФ-1991 за актерскую работу Риверу Фениксу.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1755
9

Зима, Портленд, двое парнишек по вызову: Майк (Феникс) и Скотти (Ривз). Майк — бездомный, страдает нарколепсией: может в любой момент потерять сознание на несколько часов, вырубиться посреди шоссе. Когда Майк очухивается после приступа, его держит в объятиях Скотти. Скотти — сын промышленника, хулиган временный: самому себе он поклялся по достижении совершеннолетия завязать с содомией. Майк об этой клятве не знает и считает Скотти своим ангелом-хранителем.

Бульварная интрига с неразделенной любовью сыграна в промежутках между отключками Майка. Он отключается в Сиэтле и включается в Риме; что делалось с его телом все это время, можно только догадываться. Может, там, в мнимых отключках, и была жизнь, а вся эта история с путешествием в Италию с принцем Скотти — как раз сны, пространство, где на самом деле и живет любовь. Сны эти вульгарного толка — какие еще могут быть у необразованного мальчишки? — зато искренние. В одной из сцен голые Майк, Скотти и еще дюжина ребят из их компании делятся сокровенным с обложек гей-порножурналов, выставленных рядком на прилавке. За интонацией «было — не было» все четче проступает общее чувство потерянности в течении чужой жизни. Вместо мелодрамы выходит простая история. С кем не бывает: проснулся раз — недосчитался в кармане денег и документов, проснулся другой — недосчитался любви.

6

Отзывы пользователей о фильме «Мой личный штат Айдахо»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Майк (Ривер Феникс) и Скотт (Киану Ривз) отправляются в бесконечное и бесцельное путешествие. Они работают проститутками, причем обеспечивают услугами не только противоположный пол. Оба со сложной судьбой и поломанной психикой. Майк, к тому же, может отключиться в любой, самый неподходящий из моментов. Конечно, можно было бы обойтись и без гомосексуальной связи, она тут не играет особо доминирующей роли, но из пьесы слов не выкинешь. Скотт же – отпрыск богатых родителей и имеет собственные причины скрывать происхождение, тогда как Майк свою мать никогда не видел и отправляется вместе со Скоттом, будто герои пьесы Шекспира, по мистическому пути в вымышленный штат Айдахо (спасибо группе B-52s), чтобы найти все и немного потерять. Или наоборот, тут уж как покрутить эту сложную, угловатую, но доходчивую и глубокую историю. Так Гас Ван Сэнт создал одну из канонических, но и одну из самых нестандартных роуд-муви кинематографа 90-х.

Известно, что для того, чтобы создать «Мой личный штат Айдахо», Ван Сэнт соединил три сценария, в том числе и один, что был поставлен по основам шекспировского «Генриха IV». При этом он сделал то, за что его можно было бы назвать конъюнктурщиком, если бы у него не получилось все так ровно. Он умудрился удовлетворить этим фильмом запросы чуть ли не всех. Гей-община простила ему гетеросексуального «Аптечного ковбоя»; кино-критики кинулись читать и перечитывать Шекспира и Дикенса, соревнуясь в том, кто больше найдет отсылок и цитат; молодое же поколение, из тех, которое вечно против (в то время называвшееся «Поколением X» в силу определенных социо-культурных явлений), назвало Ривза и Феникса своими кумирами (самоубийство последнего, увы, влияния его образа на неокрепшие умы не ослабило).

При этом, если уж заговорили о гейской стороне фильма, Ван Сэнт оказался первым, кто в некотором роде приблизил гей-тему из разряда подпольных, авангардных или, в худшем случае, трагичных фильмах о непонимании общества нетрадиционной секс-ориентации. У Ван Сэнта с этим все оказалось спокойней – да, гомосексуализм зримым образом присутствует, однако не является доминирующей темой истории, которая скорее рассказывает о том, что такое потерять семейные отношении в той или иной степени, к чему это может привести в поисках замены – мужская проституция не как способ заработать денег или получить, простите, удовольствие, а как поиск тепла, которого не хватило в детстве. Вот об это фильм и рассказывает. В том числе.

Опять же, как и в «Аптечном ковбое», Ван Сэнт предлагает другой суррогат семьи, если уж не получается с собственной. Даже на съемках фильма постановочная группа жила коммуной в доме в Портленде, что принадлежал ранее родителям режиссера и который тот купил к этому времени. И красной линией через все это – тема дружбы, верности (не обязательно романтической). Будучи отщепенцами общества, друзья являют собой крепкий дружеский коллектив, возвращение в общество из которого есть ни что иное, как грязное предательство.

Замечательны в плане противостояния общества и его «отбросов» последние сцены – пляшущие в дикой пьесе друзья Майка против скучных и скованных представителей света в окружении предавшего Скотта. Впрочем, где она – жизнь – удел решать каждому и плата за свободу и свободу выбора в том числе тоже в фильме Ван Сента присутствует.

1
Фото Лисья Нежность
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
3
9

"Мой личный штат Айдахо" - это фильм о вечном поиске мечты, любви и одиночестве.

Главные герои - Майк и Скотт, спят с мужчинами за деньги. Говоря иначе, являются хастлерами. Вот только причины такого образа жизни у каждого свои, и если двадцатилетний Скотт использует проституцию и воровство как своеобразный юношеский протест против богатого отца, то Майк ничего не выбирал сознательно - оставаясь внутри ребенком, он двигается наощупь, не в в силах найти с миром общий язык. Будучи покинутым родной матерью еще в раннем детстве, он стремится найти ее, узнавая почти в каждой случайной женщине. Воссоединение с матерью означает для него возвращение к себе, обретение того детского счастья, воспоминания о котором приходят лишь во время приступов нарколепсии. Но ни у кого нет власти над прошлым, и именно поэтому Майк никогда не успеет за своей матерью, всегда будет отставать на шаг.

"Я уверен, что уже застревал здесь раньше. Больше нигде нет дороги такой же, как эта...Это неповторимое место. Как человеческое лицо..." Дорога в Айдахо - место, в котором нет времени, нет начала и нет конца. В том виде, в каком ее изображает Гас Ван Сент, она существует только для Майка. Айдахо - это его личное одиночество.

Возникшая любовь к Скотту была единственным шансом для Майка наконец покинуть Айдахо, а значит, научиться жить в гармонии собой. Однако безответность этого чувства навсегда замуровала его между приступами нарколепсии на дороге, с которой он уже не сможет уйти.

Интересно, что девиз штата Айдахо «Esto perpetuum» переводится с латинского как «Да будет так навеки». Может, еще и поэтому Гас Ван Сент выбрал его для названия фильма?

Актерская игра Ривера Феникса заслуживает отдельного внимания - он действительно выстрадал своего персонажа. Возможно, это и подкупило Гас Ван Сента, который хотел снимать Феникса и в других своих фильмах. Однако судьба Феникса оказалась не менее трагичной, чем его персонажа - актер погиб от передозировки в возрасте 23 лет.

Позже Гас Ван Сент напишет роман "В розовом", заставив общественность задуматься о том, не одну ли из главных ролей сыграл Ривер Феникс в жизни самого режиссера? В его книге автор рекламных роликов Спанки влюблен в умершего друга и музыканта Феликса Арройо. Вряд ли это можно списать на совпадение...

"Мой личный штат Айдахо" - фильм, который вышел за рамки кинематографа во всех отношениях. Думаю, это самая сильная работа Гас Ван Сента.

10 из 10

Блог о кино
http://kinofilmi.livejournal.com/

1
Фото Waitforafter
отзывы:
17
оценок:
32
рейтинг:
27
9

И всё-таки хорошо он снимает -Гас Ван Сэнт.
И смотрела я, конечно, в странном переводе, где переводчик по-своему обыгрывал всё, что слышал.
Но и это, как говорится, не главное. Судя по всему, в жизни обязательно нужна своеобразная проверка на прочность - сосуд жизни давно лопнул, но всё ещё летит во вселенной - некоторые ссорятся, некоторые ошибаются, некоторые извращаются.
Везде одно и тоже, усталость заменяется путаницей дней, а путаница дней - бессмысленностью.
В каком-то смысле Ван Сэнт очень хорошо отразил сторону жизни, в которой происходит карнавал - гомосексуализм - это всё-таки какой-то карнавал, со свойственной празднику беспечностью и весельем, только кто-то воспринимает карнавал, как инициацию, а кто-то не чувствует знаковость всего происходящего.
В литературе и кино, музыке всегда обыгрывается тема встречи с тем или чем, что мы не можем постигнуть. Я бы даже сказала, что это основная тема.
Когда человек сумел подхватить аккорды этой темы, всё - он сам полёт, он скользит на тонкой слое невесомости, называемой пронзительная правда, а в общем случае - сильный фильм. Правда = откровению - а пронзает, потому что непонятна и неизвестна. Правда всегда воспринимается как сложность, сложность делает наши поступки нелинейными.
Люди не находят свои пути, потому что не играют по правилам, потому что создают правила сами . Сила таких режиссёров - в недосказанности и калейдоскопичности повествования, нерешённость и подвешенность в воздухе всегда бесчестит наш разум, он отказывается видеть красоту в бессмысленности происходящего. И всё рушится и обычно остаётся новая дорога, уводящая в неподвижный небосклон. Трепетная больная птица не находит приюта, а умирает от холода, это целесообразность жизни убийственна, как взгляд обречённого больного ребёнка из окна на падающий снег - и не можешь представить, что это закончится, и знаешь, что всё уже прошло.

1
Фото enlightened
отзывы:
448
оценок:
542
рейтинг:
77
3

весьма тяжкий фильм. длиные, рваные диалоги. кто кому сын, кто кого любит и все это на грязных улицах, пыльных дорогах и в других мало приятных местах этого мира.

0
Фото Кси Икс
отзывы:
241
оценок:
238
рейтинг:
286
3

Была наслышана об этом фильме, как культовом. Ну, жаль, что не уточнили для какой "субкультуры" он культовый. Этот фильм просто топит в дерьме само понятие жизни. И еще отвратительнее, что он делает это с помощью красивых лиц Киану и Ривера, прекрасных видов природы и неба, хорошей, качественной картинки. Но при этом ни психологии, ни глубины характеров или игры актеров, ни даже связанного повествования. Глянцевая подборка фактов, призванных шокировать. Мне категорически не понравилось.

0

Галерея