Фильм

Фильм Злые улицы

Mean Streets (1973, США), IMDb: 7.2

Предоставлено пользователем: Anasnasya GULYAYEVA
1/5

Гангстерская драма Мартина Скорсезе про дружбу

«Не в церкви искупают грехи. Это делают на улице. Это делают дома. Все остальное — дерьмо, и ты это знаешь», — говорит Бог голосом режиссера Скорсезе, и Чарли (Кейтель) просыпается среди ночи в холодом поту. Он живет в Маленькой Италии, на улицах которой тяжело не впасть в грех и еще тяжелее от него очиститься.

СтранаСША
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода1 октября 1973
Возрастное ограничение16+
Американский режиссер итальянского происхождения, один из столпов Нового Голливуда и один из самых влиятельных кинематографистов на сегодняшний день (по результатам некоторых опросов, сумел обойти даже Годара и Спилберга). Фамилия Скорсезе — синоним словосочетания «авторское кино»: режиссер всегда стремился перенести на экран свое видение и понимание жизни, но помимо знаний имел нечто большее — художественный вкус. Несмотря на то что Скорсезе в первую очередь известен как постановщик гангстерских драм («Злые улицы», «Славные парни», «Казино», «Отступники»), он перепробовал себя в самых разных жанрах — от мюзикла («Нью-Йорк, Нью-Йорк») до комедии («Король комедии»). А когда местом силы стало телевидение, запустил на канале HBO сериалы «Подпольная империя» и «Винил». У Мартина было много лирических героев, но два самых главных альтер эго — Роберт Де Ниро («Таксист», «Бешеный бык») и Леонардо Ди Каприо («Банды Нью-Йорка», «Волк с Уолл-стрит»). Снимает в основном про Америку, но в двух своих исторических полотнах — «Кундун» и «Молчание» — совершил вылазку на Восток.

Рецензия «Афиши» на фильм «Злые улицы»

9

«Не в церкви искупают грехи. Это делают на улице. Это делают дома. Все остальное — дерьмо, и ты это знаешь», — говорит Бог голосом режиссера Скорсезе, и Чарли (Кейтель) просыпается среди ночи в холодом поту. Он живет в Маленькой Италии, на улицах которой тяжело не впасть в грех и еще тяжелее от него очиститься.

Скорсезе и его «Злые улицы» для 70-х — то же, что фон Триер и его «Догма» для 90-х. Общая степень влияния на мировое кино, общие методы и идеология. «Улицы» начинаются с фирменного знака «Догмы» — любительской кинохроники. Под этим знаком они и продолжаются: камера танцует на плече, герои относятся к ней как к пареньку из соседнего дома, из-за этого фильм напоминает любительскую ленту, случайно найденную профессиональным монтажером. Но главное сходство не в камере, а в том, кто перед ней стоит: «современный святой», как определяют своего героя и Скорсезе, и фон Триер. Святой, ищущий новый путь для спасения, причем там, где его заведомо не может быть, — в кабаках, сексе и уличных боях, и в итоге находящий его самым проверенным способом — в мученичестве. Различий немного, и самое главное из них — искренность. «Злые улицы» настолько выстраданное кино, что иногда становится неловко его смотреть, будто подглядываешь за тем, что явно не для твоих глаз. Сам режиссер признавался, что не может пересматривать этот фильм: до сих пор слишком больно.

12 мая 2007
7

Третий полнометражный фильм одного из самых больших американских режиссеров 70-х. Фильм был снят за копейки, всего за полмиллиона долларов. Но даже при таком бюджете в прокате картина провалилась, вопреки тому, что как раз критики в общей своей массе в фильм влюбились, а на нью-йоркском кинофестивале он произвел вообще фурор. Может быть все дело в том, что имя Скорсезе тогда было известно исключительно лишь ряду приближенных к кинематографу людей из-за этот неудавшийся священник наснимал несколько весьма востребованных в узких кругах короткометражек. Да и сам фильм, по сути, это сборник рассказов, связанных одними героями и одним местом действия – улочками итальянского квартала в Нью-Йорке.
Главный герой – Чарли (Харви Кейтель), который пытается жить двумя жизнями одновременно. У него есть друзья – Тони (Дэвид Провал), у которого есть бар, и бизнесмен Майкл (Ричард Романус). Есть еще и Джонни Бой (Роберт Де Ниро), но от него вечно одни неприятности. Есть и еще одна проблема у Чарли – его подруга страдает эпилепсией, чем тоже особо не похвастаешь в кругу знакомых его дяди Джованни – местного авторитета и сборщиков налогов, понятное дело, криминального характера. Еще бы – дядя Джованни очень доверяет Чарли, он видит в нем большое будущее и даже разрешит поуправлять рестораном.
Интересно, что фильм начинается с того места, где заканчивается одна из известных более ранних работ Скорсезе - «Кто стучится в дверь мою» - в Старой Церкви Святого Патрика, где, кстати, сам Мартин Скорсезе был служкой, в бытность свою пацаном. В начале же фильма можно усмотреть еще пару интересных постановочных техник, которые станут со временем визитной карточкой режиссера. Например, стилизация части пленки под «домашнее видео», перетекающая в общее действие фильма. Практически сразу за этим следует сцена драки в баре, когда камера одним планом вальсирует между дерущимися и путешествует по сцене. Конечно, это не культовый эпизод из «Бешеного быка», но как предтеча – вполне себе очевидно. Еще один интересный прием – во время встречи с другом, вернувшимся из Вьетнама, режиссер привязал камеру к Кейтелю и тот, покачиваниями, замечательно передает эффект опьянения.
Основной конфликт фильма развивается вокруг внутренних терзаний Чарли. Нет, он не Джекил и Хайд, как можно было бы предположить. Скорее он – политик, который старается понравиться и угодить всем. От этого в душе Чарли растут страхи. Боязнь Господа, боязнь общественного мнения. Он разрывается на части – дружба с Джонни Боем, роман с Терезой – все это с точки зрения общества, у которого есть лицо и лицо это дяди Джованни, исключительно неправильно и предосудительно, и если ты собираешься прогрессировать дальше, ты должен избавиться от них, но это, в свою очередь, принесет боль друзьям, чего бы Чарли (или как над ним издеваются друзья – Святой Чарльз) делать тоже не хотел бы. И никакого дела относительно того, что общество это – суть криминал и коррупция. Это видно со стороны, но когда ты, как Чарли (или как Скорсезе) вырос внутри этого общества, то ты живешь несколько по другим законам или понятиям. Лишь ближе к концу он начинает осознавать, что пытается жить моралью в аморальном обществе.
Интересен еще и актерский подбор фильма, сконцентрированный вокруг Роберта ДеНиро и Харви Кейтеля – двух актеров, которые будут очень часто появляться во многих картинах режиссера и позже. Самое интересное, что этого могло бы и не быть, так как изначально Роджер Корман – один из покровителей молодого режиссера, предлагал сделать этот фильм в жанре «блэксплуатейшн» и набрать черных актеров, но Скорсезе настоял именно на подобной схеме и итальянском «сеттинге» фильма. Де Ниро, кстати, жил неподалеку от дома самого Скорсезе, то есть вырос именно в той же среде, что и сам режиссер. Кстати, периодическое доминирование красной палитры в цвете фильма может быть отсылкой к картинам Пауэлла и Прессбургера.
Сняли фильм за неделю, некоторое время, правда, порепетировав при этом. Самое интересное, что большинство чудесных диалогов в сценарии появились именно спонтанно, по результатами импровизаций актеров во время этих самых репетиций. Уличные сцены снимали в Нью-Йорке, а все интерьеры, кроме сцен на кухне (эти были сняты у Скорсезе дома) – в Лос-Анджелесе, так как это было в разы дешевле, а бюджет у фильма был весьма маленький. Финансирование фильма, кстати, была найдена при помощи бывшего гастрольного менеджера Боба Дилана.

22 октября 2009
7

В Маленькой Италии живут почти так же, как на окраинах Донецка. И не только Донецка. И не только, если уж совсем честно, на окраинах. Потому и «цепляет» Скорсезе 98 человек из 100, что показывает жизнь всех.

Хотя снимал только про то, что знал сам. Нью-Йорк, Маленькая Италия. Все повязано, продано и перепродано. Молодые приходят на смену стареющим боссам. Стараются соответствовать, потому что иначе нельзя: если ты не будешь делать то, что делают отцы, тебя выкинут из системы так быстро, что даже torta di mirtillo не успеешь сказать (ну, или почти так же быстро). Аккуратный и богобоязненный Чарли это понимает, и ведет себя, как примерный ученик. Он в любой момент готов принять бизнес из рук дяди. Дядя - большая шишка в Маленькой Италии. Ему не нравится, что Чарли якшается с бездельником и придурком по кличке Джонни Бой. Для Чарли это важно. Джонни Бой – его друг, и поэтому Чарли думает, что отвечает за Джонни Боя перед Богом. На самом деле, все мы отвечаем только за себя, и дай бог хотя бы за это ответить…

Некоторых очень раздражает, когда говорят: «Этот фильм надо смотреть!». Кому надо, мол, пусть тот и смотрит, а мне зачем? «Злые улицы» надо смотреть тем, для кого кино – способ не уйти из жизни, а наоборот, порыться в ней как следует. Скорсезе, работая над сценарием, каждый день приезжал с соавтором Мардиком Мартином в Маленькую Италию. Они усаживались в каком-то сквере и погружались в маты и запахи своего родного района. Результат налицо: в фильме столько жизни, что почти не остается места для кино.

Но все-таки остается. Куски итальянской жизни нарезаны по рецепту Скорсезе и смешаны так, как он хочет. Манипулируя ими, Скорсезе подбрасывает ошеломляюще простой и по видимости безыдейный финал. За которым – такая бездна вопросов о смысле жизни и ответственности «за базар», что за месяц не ответишь.

30 июня 2011
Все отзывы
Читайте также
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35
последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11
сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость