Киноафиша Москвы

Фильм «Лолита»

Lolita (1962, Великобритания)

5.4
0:00 / 0:00
0:00

Лолита (англ.)

Смотреть трейлер

Экранизация романа Набокова в исполнении Стэнли Кубрика.

Экранизация одноименного романа Владимира Набокова про писателя, который любил маленьких девочек.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Юрий Гладильщиков
отзывы:
26
оценок:
15
рейтинг:
74
9

Про европейца Гумберта Гумберта (Мейсон), который переехал в Америку и встретил девочку Лолиту (Лайон). Про их сожительство и ее бегство к другому взрослому мужчине.

Парадокс, но фильм по набоковскому сценарию противоречит набоковскому роману. Если роман стал провозвестником сексуальной революции, то фильм проиллюстрировал ее начало. Тут Америка не 40-х, а скорее 60-х, не провинциальная, а раскованная — по сравнению со старушкой Европой, проповедующая новые вольные танцы и свободу в браке. Гумберт Гумберт тут не страдающий человек, а старый сладострастник. Его соперник Куильти, напротив, не мерзкий совратитель (гораздо хуже Г.Г.), а симпатяга. Любопытнее всего с Лолитой: она не искусительница и вообще не нимфетка (это слово не употребляется), а просто девушка-персик. Играющая Лолиту 15-летняя Сью Лайон в первых же кадрах появляется в бикини (режиссер Эдриан Лайн, экранизировавший «Лолиту» 35 лет спустя, и помыслить не мог о подобной смелости). Кубрика, режиссера глобального мышления, увлекла одна набоковская идея — о конфликте молодой Америки и старой Европы, в котором он целиком занял сторону Америки. Дряхлая развратница Европа в лице Г.Г. заворожена юностью, сексуальностью, поп-культурностью и доверчивостью Лолиты (Америки), пытается соблазнить и подмять ее под себя. Как крайний случай антиевропейского выпада фильм и интересен.

0

Отзывы пользователей о фильме «Лолита»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
505
7

Уже немолодой профессор по имени Гумберт Гумберт (Джеймс Мейсон) приезжает в маленький городок, чтобы поработать в местном колледже. Во время поиска квартиры для проживания, он приходит в дом странноватой мадам Хэйз (Шелли Винтерс), и почти отказывается от решения у нее селиться, когда в последний момент видит в саду сидящую красотку – дочь хозяйки, Лолиту (Сью Лайон). Он практически сразу влюбляется в девушку, хотя та годится ему в дочери. У девочки, правда, характер весьма скверный – она любит погулять и совсем не хочет слушаться старших. За очередной проступок Лолита отправляется в летний лагерь для девочек, а в это время Гумберт и миссис Хэйз решают пожениться. Впрочем, их брак длится не так долго – новобрачная обнаруживает дневник Гумберта, куда он записывал собственные мысли и эмоции относительно как Лолиты, так и ее матери. Будучи в расстроенных чувствах и в состоянии подпития, она выскакивает на улицу, где ее сбивает машина. Обрадованный Гумберт остается один на один со своей любимой падчерицей и обществом, от влияния которого он хочет ее защитить.

Будучи удрученным попытками снимать кино в ситуации, когда над ним стоят очень много людей, которые пытаются давить на него и снимать кино вместо него, Кубрик решил, что больше по этому пути не пойдет, и будет все делать снова сам, как в дебютной картине. Но для этого им нужна была книга, которую можно было бы хорошо экранизировать, и деньги. Вопрос с деньгами был решен после того, как был продан «United Artists» права на фильм «Убийство» - ставший культовым фильмом нуар один из первых шедевров Кубрика. В качестве книги же выбрали довольно скандальную, но очень популярную «Лолиту» эмигранта из России Набокова, которая стала бестселлером.

Следом за этим появилась еще пара вопросов – как протащить подобное кино через жесткую сетку цензуры, и кто будет писать сценарий. Кубрик, конечно, настаивал на том, что никто лучше самого автора не сможет превратить книгу в сценарий для фильма. Однако Набоков отказался – ему льстила возможность написать сценарий для Голливуда, однако пугали обязательства, по которым он должен был зарезать несколько ключевых моментов книги для того, чтобы фильм выпустили в прокат не порезанным в мелкую стружку. Кубрик попробовал сценариста Колдера Уиллингема, однако результат его сильно разочаровал. Тем временем, из Европы вернулся Набоков, которого осенило, как можно будет обойти цензуру и не наступить на горло идее книге слишком сильно. «Warner Bros» согласились дать Кубрику и Харрису целый миллион долларов, сумасшедшую сумму по меркам того времени, если тем удастся обойти «кодекс» и допустить фильм к прокату.

На протяжении всей весны и лета 1960-го года, Владимир Набоков писал сценарий, который потом переписывал, дополнял, резал. Работа была кропотливая. В итоге Кубрик решил написать в фильме Набокова, как единственного сценариста, что в его творчестве стало практически беспрецедентным случаем, если не считать «Спартак». Столь же кропотливо Кубрик в это время подбирал актрису на роль Лолиты. Было просмотрено огромное количество девушек самого разного возраста, комплекции и звездности. В результате остановились на 14-летней Сью Лайон. А вот актера на роль Гумберта Гумберта нашли быстро. Правда, Джеймс Мэйсон в то время был занят на другом проекте, но к тому времени, когда фильм удалось начать снимать, он уже освободился. Дело в том, что «Warner Bros» настаивали на тотальном контроле и последнем слове в съемках, что для Кубрика, после кошмаров «Спартака» было просто неприемлемо, поэтому было решено отправиться в Нью-Йорк. Там жил друг Стэнли Кубрика, который был знаком с человеком из «Associated Artists», и те согласились дать денег на более свободных условиях.

Снимали фильм на английской студии, где по соседству шла работа над «Клеопатрой». Набоков туда уже не поехал. На роль коварного писателя и сценариста взяли молодого Питера Селлерса, будущую звезду, на тот момент блиставшую на британском небосклоне. Кубрик вновь позволил своим актерам немного импровизировать на сцене, хотя в целом следил за тем, чтобы герои следовали сценарным структурам. Во время съемок уже первых сцен выяснилось, что Шэлли Винтерс, которая играла мать Лолиты и новую жену Гумберта, не могла найти язык с главными актерами, и постоянно жаловалась на то, что ее никто не понимает. Плюс к этому она испытывала дискомфорт в некоторых сценах. Кубрик даже подумывал о том, чтобы снять актрису со съемок, вопреки всем проблемам, с этим связанным. Впрочем, остальные актеры, включая Лайон, были в восторге от работы с Кубриком. Он никогда не кричал и не ругался на них, никогда не унижал.

Сняли фильм за три месяца. В бюджет не уложились – в результате картина стоила 2 миллиона долларов. И сразу же начались сложности с цензурой. В фильме не было ничего такого, к чему мог бы придраться комитет по цензуре, однако общий моральный фон фильма был достаточно силен для того, чтобы различные религиозные и общественные организации признали фильм аморальным и потребовали от своих последователей отвернуться от фильма, как это стало с членами католической американской церкви, например. Просмотр фильма приравняли к смертному греху. То есть лучшей рекламы сделать было сложно. В результате фильм только в свой первый прокат получил почти 4.5 миллиона долларов.

Фильм получился довольно странный и впечатления о нем двойственные. С одной стороны, в основе лежит очень интересная и сильная история об одержимости и страсти, которая была точно скопирована из оригинальной книги, за исключением нескольких, не столь критичных, изменений (к примеру, история Гумберта до его появления в доме Лолиты не столь трагична). Есть несколько интересных и занимательных моментов, к примеру, цвет одежды Лолиты, которая все время ходит в белом, и цвет одежды Гумберта, который меняет предпочтения со светлого к черному одеянию после того, как переспит со своей падчерицей. И в целом, несмотря на то, что фильм идет два с половиной часа, скроен он так ловко и грамотно, что не устаешь его смотреть.

Однако как-то странно поступили с развитием героев. Мотивы и внутренний мир Лолиты не раскрыт вообще. Она ходит прекрасной куколкой и освещает все вокруг, но она же не лампа, в конце концов. Несколько невротичным является и разительные перемены в характере Гумберта, что может быть, и объяснимо, однако выглядит слишком рвано и импульсивно. Питер Селлерс в своих сценах тянет на себя одеяло. Винтерс, конечно, чудо как хороша, но создается впечатление, что она играет сама за себя, и до остальных нет дела. Так же хорош и Мэйсон – потеющий педофил, наверное, так и выглядит, очень удачный и точный образ. Однако все время остается впечатление, даже у тех, кто оригинальную книгу не читал, что зритель в силу каких-то причин лишен важной толики эмоционального развития и мотивационных импульсов. Впрочем, если это подтолкнет подобного зрителя к прочтению книги, значит фильм – хорош.

0
Фото scheet
отзывы:
600
оценок:
601
рейтинг:
96
7

Непросто определить, что вытащило фильм: оригинальный сюжет Набокова, или объявленный после смерти чуть-ли не гением режиссёр Кубрик. Потому как сама Лолита вышла вполне целомудренной, а Гумберт довольно сух, если не сказать скучен. Скорее всё же суть в сюжете - вроде бы и ненавязчиво, но в то же время акцентировано показана драма самого доктора, история с гламурным подонком в исполнении Селлерса временами загадочна, а в итоге мерзка. Ну а сама Лолита... наверное не виновата. что она вот такая, какая есть. Она так и не поймёт в итоге, ЧТО с ней случилось в течении четырёх лет. И наверное не будет до конца счастлива. Потому что повзрослев банально перестала быть интересной.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Да, это единственный неудачный фильм Кубрика. Ну вот нельзя по-настоящему большому режиссеру браться за по-настоящему большого писателя (что с самого начала прекрасно понимал Тарковский; а Кубрик вот не сразу понял – и один раз таки оступился). Хотя видно, что Кубрик довольно-таки старался. Правда, цензура тогда была известно какой, поэтому в картине нет ни толики пикантности. Зато Кубрик, в отличие от Лайна, прекрасно понимает, что «Лолита» – это комедия, и примерно так ее и ставит, хоть и смешно тоже не выходит. Но есть неплохие моменты, лучший из которых – блуждание рук Гейзихи, Ло и Гумочки во время киносеанса (уверен, что эту чисто киношную мизансцену придумал именно Кубрик, а не сценарист Набоков). Гейзиха – преомерзительная, но это, наверное, правильно. А вот Гумберт – никакой (лайновский Айронс, замечу, подходит для этой роли немногим больше Мэйсона). Ло у Кубрика – совсем не секси (у Лайна с этим получше). Но ни Лайн, ни даже Кубрик не постигли всей ироничности первоисточника и рассказчика из первоисточника. Гумберт, конечно, должен быть застенчивым, но еще и – циничным, интеллектуальным, блестяще остроумным и язвительным. Он должен быть почти Набоковым, а ни в одной из кино-«Лолит» самого Набокова ни в каком виде (и уж тем более в этих мискастинговых Гумбертах) не оказалось. Большого писателя следовало бы экранизировать не перфекционисту-автору (Кубрик) и не ремесленнику (Лайн), а кому-то среднему меж такими режиссерскими ипостасями. Вот у Балабанова получилось бы.

0
Фото Юрий Якорь
отзывы:
55
оценок:
92
рейтинг:
41
7

Фильму Стенли Кубрика "Лолита" выпала не очень простая судьба, ведь в тот момент, когда он был снят, он считался равно как и книга по которой он снят не вполне прилично. Сексуальная революция только начиналась и первое появление Лолиты в бикини было для многих шоком, а быть может даже и чем-то совсем уж аморальным. Сейчас, когда мораль и нравственность с каждым днем все больше приближаются к вседозволенности, фильм выглядит на редкость пуританским. Ведь в фильме Гумберт Гумберт даже ни разу всерьез не целует свою падчерицу, а учитывая наличие экранизации 1997 года с Айронсом ситуация выглядит еще более грустной. \
На самом деле перед нами очень сильный фильм, известно что сценарий к ленте написал сам Набоков, который людей не очень любил и старался по минимуму идти на контакт с кем-либо.
И мне показалось что это фильм в первую очередь не про какое-то жуткое извращение, а история нескольких людей против которых сложились обстоятельства перед которыми они сдались и более менее поплыли по течению. вот только Лолита вылезла из воды, а Гумберта так и продолжает нести дальше...

0

Галерея