Фильм

Фильм Лолита

Lolita (1962, Великобритания, США), IMDb: 7.5

Лолита – афиша
1/5

Экранизация романа Набокова в исполнении Стэнли Кубрика

Экранизация (более целомудренная, чем фильм Эдриана Лайна) одноименного романа Владимира Набокова про писателя, который любил маленьких девочек.

СтранаВеликобритания, США
Продолжительность2 часа 34 минуты
Дата выхода12 июня 1962
Возрастное ограничение16+
Нью-йоркский еврей, затем перебравшийся в Великобританию — и оставивший глубокий след в мировом кинематографе. Еще в школе увлекся фотографией и, в конце концов, стал штатным фотографом журнала Look. Но настоящей страстью Кубрика было кино. Он начал снимать в 23 года, а на его визуальный стиль особенно повлиял Макс Офюльс. Самобытность Кубрика, пожалуй, заключается в том, что он, как и Бергман, всегда был режиссером-одиночкой: его нельзя отнести ни к классикам авторского кино, ни к нью-йоркским телевизионным режиссерам, пришедшим в кинематограф в 50-е и 60-е годы, ни к режиссерам Нового Голливуда. А гений Кубрика состоит в том, что он отчетливо понимал, что хоть кино делают свет и звук, не стоит забывать и про драматургию — в основе большинства его фильмов лежит какое-то литературное произведение. При этом Кубрик увлекался не только литературой, но и живописью, классической музыкой. Саундтрек «2001 год: Космическая одиссея», например, целиком состоит из классических произведений (несмотря на то, что изначально была заказана оригинальная музыка к фильму). Именно «Одиссея», к слову, стала опус магнумом Кубрика. В этой грандиозной научно-фантастической картине, похожей на духовный опыт, режиссер достиг невиданных высот профессионального мастерства, хоть и был за это прозван холодным формалистом. Действительно, Кубрику претили идеалистичность и сентиментальность (поэтому он отрекся от «Спартака») — и больше были присущи мрачная сатира и социальный пессимизм, смешанные с гротеском и абсурдом. Таковы, например, «Доктор Стрейнджлав», «Заводной апельсин», «Цельнометаллическая оболочка». Тем не менее непонятно, как после «Лолиты» и «Барри Линдона» кто-то способен обвинить его в бесчувственности. До сих пор перфекционист Кубрик, попробовавший себя в самых разных жанрах (от нуара «Убийство» до хоррора «Сияние») и привнесший что-то новое в каждый из них, остается одним из влиятельнейших кинематографистов на свете. Многие мечтают, а кому-то даже удается (Кристофер Нолан, Дэвид Финчер) быть похожими на него. В целом это очень понятное и распространенное, но крайне трудновыполнимое желание — быть Стэнли Кубриком.

Рецензия «Афиши» на фильм «Лолита»

9

Про европейца Гумберта Гумберта (Мейсон), который переехал в Америку и встретил девочку Лолиту (Лайон). Про их сожительство и ее бегство к другому взрослому мужчине.

Парадокс, но фильм по набоковскому сценарию противоречит набоковскому роману. Если роман стал провозвестником сексуальной революции, то фильм проиллюстрировал ее начало. Тут Америка не 40-х, а скорее 60-х, не провинциальная, а раскованная — по сравнению со старушкой Европой, проповедующая новые вольные танцы и свободу в браке. Гумберт Гумберт тут не страдающий человек, а старый сладострастник. Его соперник Куильти, напротив, не мерзкий совратитель (гораздо хуже Г.Г.), а симпатяга. Любопытнее всего с Лолитой: она не искусительница и вообще не нимфетка (это слово не употребляется), а просто девушка-персик. Играющая Лолиту 15-летняя Сью Лайон в первых же кадрах появляется в бикини (режиссер Эдриан Лайн, экранизировавший «Лолиту» 35 лет спустя, и помыслить не мог о подобной смелости). Кубрика, режиссера глобального мышления, увлекла одна набоковская идея — о конфликте молодой Америки и старой Европы, в котором он целиком занял сторону Америки. Дряхлая развратница Европа в лице Г.Г. заворожена юностью, сексуальностью, поп-культурностью и доверчивостью Лолиты (Америки), пытается соблазнить и подмять ее под себя. Как крайний случай антиевропейского выпада фильм и интересен.

1 мая 2006
Книга лучше
7

«Лолита» роман очень литературный, с сугубо книжными примочками. Перенести их на экран невозможно. Оттого фильм, хоть и весьма аккуратный с книгой (Набоков, вспомнив навыки драматурга, писал первый вариант сценария), получился скорее «по мотивам». И да, в плане секса он скромнее.

15 марта 2021
7

Уже немолодой профессор по имени Гумберт Гумберт (Джеймс Мейсон) приезжает в маленький городок, чтобы поработать в местном колледже. Во время поиска квартиры для проживания, он приходит в дом странноватой мадам Хэйз (Шелли Винтерс), и почти отказывается от решения у нее селиться, когда в последний момент видит в саду сидящую красотку – дочь хозяйки, Лолиту (Сью Лайон). Он практически сразу влюбляется в девушку, хотя та годится ему в дочери. У девочки, правда, характер весьма скверный – она любит погулять и совсем не хочет слушаться старших. За очередной проступок Лолита отправляется в летний лагерь для девочек, а в это время Гумберт и миссис Хэйз решают пожениться. Впрочем, их брак длится не так долго – новобрачная обнаруживает дневник Гумберта, куда он записывал собственные мысли и эмоции относительно как Лолиты, так и ее матери. Будучи в расстроенных чувствах и в состоянии подпития, она выскакивает на улицу, где ее сбивает машина. Обрадованный Гумберт остается один на один со своей любимой падчерицей и обществом, от влияния которого он хочет ее защитить.

Будучи удрученным попытками снимать кино в ситуации, когда над ним стоят очень много людей, которые пытаются давить на него и снимать кино вместо него, Кубрик решил, что больше по этому пути не пойдет, и будет все делать снова сам, как в дебютной картине. Но для этого им нужна была книга, которую можно было бы хорошо экранизировать, и деньги. Вопрос с деньгами был решен после того, как был продан «United Artists» права на фильм «Убийство» - ставший культовым фильмом нуар один из первых шедевров Кубрика. В качестве книги же выбрали довольно скандальную, но очень популярную «Лолиту» эмигранта из России Набокова, которая стала бестселлером.

Следом за этим появилась еще пара вопросов – как протащить подобное кино через жесткую сетку цензуры, и кто будет писать сценарий. Кубрик, конечно, настаивал на том, что никто лучше самого автора не сможет превратить книгу в сценарий для фильма. Однако Набоков отказался – ему льстила возможность написать сценарий для Голливуда, однако пугали обязательства, по которым он должен был зарезать несколько ключевых моментов книги для того, чтобы фильм выпустили в прокат не порезанным в мелкую стружку. Кубрик попробовал сценариста Колдера Уиллингема, однако результат его сильно разочаровал. Тем временем, из Европы вернулся Набоков, которого осенило, как можно будет обойти цензуру и не наступить на горло идее книге слишком сильно. «Warner Bros» согласились дать Кубрику и Харрису целый миллион долларов, сумасшедшую сумму по меркам того времени, если тем удастся обойти «кодекс» и допустить фильм к прокату.

На протяжении всей весны и лета 1960-го года, Владимир Набоков писал сценарий, который потом переписывал, дополнял, резал. Работа была кропотливая. В итоге Кубрик решил написать в фильме Набокова, как единственного сценариста, что в его творчестве стало практически беспрецедентным случаем, если не считать «Спартак». Столь же кропотливо Кубрик в это время подбирал актрису на роль Лолиты. Было просмотрено огромное количество девушек самого разного возраста, комплекции и звездности. В результате остановились на 14-летней Сью Лайон. А вот актера на роль Гумберта Гумберта нашли быстро. Правда, Джеймс Мэйсон в то время был занят на другом проекте, но к тому времени, когда фильм удалось начать снимать, он уже освободился. Дело в том, что «Warner Bros» настаивали на тотальном контроле и последнем слове в съемках, что для Кубрика, после кошмаров «Спартака» было просто неприемлемо, поэтому было решено отправиться в Нью-Йорк. Там жил друг Стэнли Кубрика, который был знаком с человеком из «Associated Artists», и те согласились дать денег на более свободных условиях.

Снимали фильм на английской студии, где по соседству шла работа над «Клеопатрой». Набоков туда уже не поехал. На роль коварного писателя и сценариста взяли молодого Питера Селлерса, будущую звезду, на тот момент блиставшую на британском небосклоне. Кубрик вновь позволил своим актерам немного импровизировать на сцене, хотя в целом следил за тем, чтобы герои следовали сценарным структурам. Во время съемок уже первых сцен выяснилось, что Шэлли Винтерс, которая играла мать Лолиты и новую жену Гумберта, не могла найти язык с главными актерами, и постоянно жаловалась на то, что ее никто не понимает. Плюс к этому она испытывала дискомфорт в некоторых сценах. Кубрик даже подумывал о том, чтобы снять актрису со съемок, вопреки всем проблемам, с этим связанным. Впрочем, остальные актеры, включая Лайон, были в восторге от работы с Кубриком. Он никогда не кричал и не ругался на них, никогда не унижал.

Сняли фильм за три месяца. В бюджет не уложились – в результате картина стоила 2 миллиона долларов. И сразу же начались сложности с цензурой. В фильме не было ничего такого, к чему мог бы придраться комитет по цензуре, однако общий моральный фон фильма был достаточно силен для того, чтобы различные религиозные и общественные организации признали фильм аморальным и потребовали от своих последователей отвернуться от фильма, как это стало с членами католической американской церкви, например. Просмотр фильма приравняли к смертному греху. То есть лучшей рекламы сделать было сложно. В результате фильм только в свой первый прокат получил почти 4.5 миллиона долларов.

Фильм получился довольно странный и впечатления о нем двойственные. С одной стороны, в основе лежит очень интересная и сильная история об одержимости и страсти, которая была точно скопирована из оригинальной книги, за исключением нескольких, не столь критичных, изменений (к примеру, история Гумберта до его появления в доме Лолиты не столь трагична). Есть несколько интересных и занимательных моментов, к примеру, цвет одежды Лолиты, которая все время ходит в белом, и цвет одежды Гумберта, который меняет предпочтения со светлого к черному одеянию после того, как переспит со своей падчерицей. И в целом, несмотря на то, что фильм идет два с половиной часа, скроен он так ловко и грамотно, что не устаешь его смотреть.

Однако как-то странно поступили с развитием героев. Мотивы и внутренний мир Лолиты не раскрыт вообще. Она ходит прекрасной куколкой и освещает все вокруг, но она же не лампа, в конце концов. Несколько невротичным является и разительные перемены в характере Гумберта, что может быть, и объяснимо, однако выглядит слишком рвано и импульсивно. Питер Селлерс в своих сценах тянет на себя одеяло. Винтерс, конечно, чудо как хороша, но создается впечатление, что она играет сама за себя, и до остальных нет дела. Так же хорош и Мэйсон – потеющий педофил, наверное, так и выглядит, очень удачный и точный образ. Однако все время остается впечатление, даже у тех, кто оригинальную книгу не читал, что зритель в силу каких-то причин лишен важной толики эмоционального развития и мотивационных импульсов. Впрочем, если это подтолкнет подобного зрителя к прочтению книги, значит фильм – хорош.

12 сентября 2014
7

Непросто определить, что вытащило фильм: оригинальный сюжет Набокова, или объявленный после смерти чуть-ли не гением режиссёр Кубрик. Потому как сама Лолита вышла вполне целомудренной, а Гумберт довольно сух, если не сказать скучен. Скорее всё же суть в сюжете - вроде бы и ненавязчиво, но в то же время акцентировано показана драма самого доктора, история с гламурным подонком в исполнении Селлерса временами загадочна, а в итоге мерзка. Ну а сама Лолита... наверное не виновата. что она вот такая, какая есть. Она так и не поймёт в итоге, ЧТО с ней случилось в течении четырёх лет. И наверное не будет до конца счастлива. Потому что повзрослев банально перестала быть интересной.

24 апреля 2012
7

Фильму Стенли Кубрика "Лолита" выпала не очень простая судьба, ведь в тот момент, когда он был снят, он считался равно как и книга по которой он снят не вполне прилично. Сексуальная революция только начиналась и первое появление Лолиты в бикини было для многих шоком, а быть может даже и чем-то совсем уж аморальным. Сейчас, когда мораль и нравственность с каждым днем все больше приближаются к вседозволенности, фильм выглядит на редкость пуританским. Ведь в фильме Гумберт Гумберт даже ни разу всерьез не целует свою падчерицу, а учитывая наличие экранизации 1997 года с Айронсом ситуация выглядит еще более грустной. \
На самом деле перед нами очень сильный фильм, известно что сценарий к ленте написал сам Набоков, который людей не очень любил и старался по минимуму идти на контакт с кем-либо.
И мне показалось что это фильм в первую очередь не про какое-то жуткое извращение, а история нескольких людей против которых сложились обстоятельства перед которыми они сдались и более менее поплыли по течению. вот только Лолита вылезла из воды, а Гумберта так и продолжает нести дальше...

27 ноября 2008
Все отзывы
Читайте также
«Красная Африка» или «Солдат Ахмет»: что смотреть на фестивале «Докер-2022»?
«Красная Африка» или «Солдат Ахмет»: что смотреть на фестивале «Докер-2022»?
«Красная Африка» или «Солдат Ахмет»: что смотреть на фестивале «Докер-2022»?
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11
фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
11 фильмов по комиксам «Марвел», о существовании которых вы даже и не подозревали
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
9
фильмов «Марвел», которые вы не видели
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
Фильмы киновселенной Marvel
Фильмы киновселенной Marvel
Фильмы киновселенной Marvel
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость