Москва

Все отзывы о фильме Алиса в городах

Alice in den Städten (1974, Германия), IMDb: 8

7.5
оценить
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
Фото Михаил Брашинский
отзывы: 503
оценки: 77
рейтинг: 858
9

Анемичный журналист Филипп (Фоглер), щелкающий бесконечные поляроиды, вместо того чтобы писать статью об Америке, застревает в нью-йоркском аэропорту с брошенной на него десятилетней Алисой (Роттландер) и вынужден колесить по Европе в поисках ее, возможно, несуществующей бабушки.

В своем четвертом по счету фильме Вендерс наконец находит себя в неспешном роуд-муви, сюжет которого — само движение сквозь монотонный, облупленный пейзаж. На дороге впервые — коронный вендерсовский герой, сторонний наблюдатель, лениво фиксирующий жизнь фотоаппаратом, но не умеющий установить с ней какие-либо другие связи, путешественник, утративший что-то важное, но не помнящий, что именно. Настроение — вяловатая безысходность похмельного утра, когда пространство кажется таким растянутым, а прохожие — такими одинокими. Композиция — ночное шоссе, бензозаправка с красно-синим неоном, и где-то на краю кадра — одинокий водитель, стоя допивающий остывший кофе из пластмассового стаканчика. Поляроид — идеальная модель для такого кино: в нем и маниакальная озабоченность Вендерса средствами коммуникации, и сомнение в природе образов («они никогда не показывают того, что ты видел»), и отношение к кино как к серии прощальных открыток: «Не ищите меня. Привет». Осатанев от шуршания шин по асфальту, Филипп заваливается в мотель. Но и снится ему только дорога. Потому что ничего, кроме дороги, и нет.

1
0
...
2 мая 2007
Отзывы по рейтингу пользователя
  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии
Фото M_Thompson
Фото M_Thompson
отзывы: 1370
оценки: 1383
рейтинг: 544
9

Филип Винтер (Рудигер Феглер) – немецкий писатель и журналист, который должен написать что-то об Америке, но у него это никак не выходит. То ли не приходит должное настроение, толи писательский кризис, то ли тема ему не так интересна. Однажды ему собственные потуги надоедают, и он решает вернуться в Германию. В аэропорту Филип знакомится с интересной немецкой парой, женщиной и девочкой по имени Алиса (Йелла Роттляндер), которая тоже возвращается в Германию. Земляки довольно быстро сходятся и дружат на почве обстоятельств – ни у кого особо нет денег, а вместе как-то проще становится. Лиза (Лиза Кройцер), мать Алисы, просит Филипа ненадолго присмотреть за девочкой и исчезает в неизвестном направлении. Вынужденный присмотр превращается в нечто более длительно и близкое – мужчина и девочка становятся крепкими друзьями и, прилетев в Европу, отправляются в путешествие по разным городам. У друзей есть один путь, хотя и разные цели. Алиса хочет найти свою бабушку, которая живет где-то в одном из европейских городов, а Филип хочет обрести утерянную музу писательства, которая лежит где-то на одной из дорог, потерянная и злая.

По большому счету, это – первая часть неофициальной трилогии, в которую вошли также фильмы «Ложное движение» и «С течением времени», объединенные не событийно или персонажно, а скорее стилистически и жанрово. Во всех трех фильмах герои отправляются в бесконечное путешествие в надежде найти решения своих внутренних проблем, все три фильма – это роуд-муви в самом каноническом виде. Многие считают именно этот фильм – некоторым обличением современного общества, цивилизации потребления и все такое прочее. Но это, все же, не совсем верно. Снятый в годы зарождения Европейского Союза, шедевр Вендерса стал в некотором роде пусть и не гимном или манифестом, а иллюстрацией или репортажем новой эпохи, эпохи открытых границ, единого рынка, единого вектора движения в будущее. Будущее, скажем, не во всем простое, не во всем идеальное, как все реальное в этом мире. Но будущее полное возможностей и пространства.

Как противовес Европе – красивая, шикарная Америка, которая вызывает восхищение, но которая утомляет даже видавших виды журналистов, вроде Филипа Винтера, который в этой среде буквально задыхается или только в Европе может вернуть себя. Но, конечно, Европа всегда отличалась свои особенностями, некоторые из них – скажем так, не самые приятные. Например, забастовка в аэропорту вынуждает его лететь в другой аэропорт, вместо родного Мюнхена. Тут, впрочем, тоже не совсем ясно – к родине Филип особого трепета не испытывает, признается в любви Америке (хотя и вынужден оттуда бежать), поэтому в Германию ехать из Амстердама не спешит, предпочитая помочь Алисе найти свою бабушку. Забавна и эволюция его душевного состояния. Будучи в творческом кризисе в Америке, он выбирает возвращение в Европу, как средство борьбы с ней, как возможность все взвесить и успокоиться, а на деле отправляется в полное приключений путешествие с маленькой девочкой, порой выносящей ему мозг настолько, что ни о каком спокойствии речи и нет. Главное, что это – именно то, что ему нужно, как оказывается.

Интересно порассуждать, что объединяет двух попутчиков. Он – уставший взрослый, который запутался в себе и которому не хочется уже ничего. Она – обычная девочка, ребенок, полный энергии и иллюзий. Казалось бы, они – оторваны от общества, к которому привыкли, и стараются объединиться, чтобы эту проблему решить и вернуться в устоявшийся мир, но по факту получается ровно наоборот. Единственный способ для них стать счастливыми – от своего окружения избавиться. У них идеальный союз, если посмотреть. Они хотят, пусть и подсознательно, побыть в одиночестве, но пребывание в одиночестве – угнетает и вводит в депрессию. Поэтому они есть друг у друга, но в ни к чему не обязывающей форме. Их общение, начавшееся на недопонимании и в некотором смысле с конфликта, постепенно вырастает в нечто совершенно новое и восхитительное. Это не система «папа-дочь», не «брат-сестра» и уж, прости Господи, ни о каких чувствах романтического характера тут нет. Это настоящие попутчики, пилот и со-пилот. То, что нужно для путешествия.

Интересен фильм и с технической точки зрения. В качестве оператора тут поработал Робби Мюллер – один из ключевых операторов европейского авторского кинематографа того времени. Сам темп фильма – как почти всегда у Вендерса гипнотичен, будто проносящаяся мимо дорога, неспешная, бесконечная, и вот вы уже на месте и в душе легкое разочарование, что этот путь уже завершен. Плюс к этому, фильм замечательно описывает идеальное состояние Вима Ведерса как автора. Говорить о самом сюжете тут решительно невозможно, он не то, чтобы отсутствует, он скорее в какой опциональной форме. Вендерсу интереснее снимать, чем рассказывать. Как следствие – фильм обретает именно динамическую энергию, которая вырабатывается с каждой минутой, с каждым кадром. Фильм обладает магией движения, весь смысл которой заключается именно в этом ритме. Если нажмете на паузу – вся красота моментально пропадет.

1
0
...
8 декабря 2013
Фото Igor Sinelnikoff
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы: 413
оценки: 413
рейтинг: 360
9

«Алиса в городах» фильм раннего Вендерса, еще не избалованного фестивальными призами, рефлексирующего, интеллигентного, и простого до щеми в сердце. Удивительно, как в течение карьеры изменился его подход. Даже не верится, что «Ложное движение», «Алису в городах», «Токио-Га» и «Отель миллион долларов» снял один человек. Ранний Вендерс в поисках творческого метода, его темы сродни духовным исканиям экзистенциалистов. Его герои — это потерянные во времени и пространстве странники, ищущие ответы. Битники, хиппи, Керуак, Камю, Сартр и Кафка давно стали изысканной классикой. Ранний Вендерс в их лиге.

«Алиса в городах» первый фильм в своеобразной трилогии, по серо-зеленому изображению андеграундная лента, предвещающая поток меланхолии, Уорхоловской мерзопакости и боли в глазах, на деле это фильм, который по определению вписывается в понятие шедевр. С нами снова Рюдигер Фоллер, извечный писатель и путешественник в поисках самого себя. Вновь несчастлив, вновь по пути он встречает неких людей, обещающих что к концу поездки все станет на свои места. На этот раз зовут его Филипп Винтер. Судьба закинула его в Америку, где он по контракту должен написать рассказ о своем путешествии, вместо этого на стол издателю сыплются десятки поляроидных снимков — все, что сделал Филипп за четыре недели. В попытке уловить мгновение, ускользающее в неведомое, он теряет возможность заработка и его отправляют на родину в Германию. Только вот разницы для Филиппа никакой. И Америка и весь мир видятся ему одним и тем же ландшафтом: города, дороги, проселки — все это декорации прикрывающие пустоту. В Аэропорту Филипп знакомится с женщиной, помогая купить билет до Амстердама. Проводит ночь в одном номере, а на утро остается с ее дочерью, Алисой. Мать сбежала в поисках своего счастья. Теперь в этом пустом мире Филипп не один.

Нью-Йорк, Амстердам, Вурпенталь, городки Рурской области… Упорно делая вид, что они ищут бабушку Алисы, герои мчатся по дорогам к чему-то другому. Может к взаимопониманию, а может каждый к своим ответам. Города и правда кажутся лишь декорациями, опоясывающими две личности. Я не знаю, почему ставлю этому фильму десятку. Таких историй масса, жанр роуд-муви истаскан донельзя, людей, их анатомию и душу за многотысячелетнюю историю препарировали всем кому ни лень, от Аристотеля до Кутзее. Вендерс делает это искренне, без помощи штампов, рассказывая какую-то ну очень простую историю, не оставляя право на вопросы. Почем девочка мало плачет, когда мама не прилетела в Амстердам? Она всего лишь ребенок, а все дети любят приключения, и разве это не приключение съездить с интересным человеком с которым свела судьба в городок с волшебным название Вурпенталь? Почему Филипп не сразу сдает ребенка в полицию? На орбите появился человек, еще не испорченный, очень искренний и милый. Филипп бессемейный, возможно Алиса пробудила в нем отцовские чувства, а может он хотел сделать все сам, да и как метко заметила Алиса дел у него больше никаких. К томе и для него это приключение, а приключения любят все, так жизнь кажется более осмысленной и интересной. Люди, с которыми они встречаются, добрые ли это дяди полицейские, таксисты, или женщины присутствуют в их мире постольку постольку от них избавиться никак нельзя, и Вендерсу даже не интересно наблюдать за ними. Да кто они такие, чтобы вмешиваться во взаимопроникновение душ одиноко тридцатилетнего мужчины и маленькой девочки. Внешне, что обретет для себя герой в конце путешествия — это тема для ненаписанного рассказа и масса фотографий, внутренне — это целая революция. И если вынужденное знакомство для Филиппа — это революция, смена ориентиров и душевное заполнение, то какие же сильные эмоции испытает Алиса? Наверно, спустя десять лет ее воспоминания станут размытыми, девочка перемахнет за восемнадцать и станет совсем другим человеком, и еще много чего, повлияет на становление ее личности. С Филиппом же этот опыт останется навсегда, как причастие от ангела.

Это всего четвертый фильм Вима Вендерса, иные за всю жизнь не снимаю таких сильных лент. Они не рискуют с качеством картинки, боятся незатейливых истории, наполняя сценарии надрывами и девиациями. «Алису в городах» надо видеть, чтобы понять в чем вся соль. Она не потребует от вас слишком сложной душевной организации, всего капельку терпения, пока сюжет не наберет обороты. Тогда и вы поставите

1
0
...
28 июля 2010
Фото scheet
Фото scheet
отзывы: 615
оценки: 616
рейтинг: 98
5

Несмотря на чёрно-белость зрелища, вполне авторского и неспешного стиля режиссёра, а также отстутствия каких-либо убойных моментов сюжета, меланхоличный темп "Алисы" задан верно. Перемещаясь по городам и весям вместе с двумя главными героями подмечаешь особую похожесть, а впоследствии и сложившуюся привязанность между ними. Как бывает в случае неожиданно свалившегося на голову взрослого, маленького ребёнка, обошлось без показа каких-либо жанровых крайностей, типа комедийные(как пример "Игрушка"), или мелодраматических(как "Идеальный мир"). А исполнитель главной роли Рюдигер Фоглер вообще отработал роль на уровне Марлона Брандо, так как стиль получился схож, и во взгляде есть что-то общее.

0
0
...
4 марта 2011
Фото Rejo
Фото Rejo
отзывы: 24
оценки: 24
рейтинг: 36
7

... Когда разговариаешь сам с собой приятнее всего молча послушать...

Есть мнение, что сейчас снять такое кино просто невозможно. Удивительно простое и в тоже время глубокое - здесь тебе и обретение себя через заботу о другом, и немного социальной темы брошенных детей, да так мягко - морализаторства и близко нет, и женская ревность, так по-взрослому проявляющаяся у ребенка... Эпизод в ванной навел на мыль, что если бы снимали такое наши - наверняка мужчина в ванне попытался бы прикрыться или попросить девочку не входить к нему. А у Вендерса нет даже намека на пошлость - "спичку надо зажечь, чтобы не пахло!" - говорит Алиса, и ты как будто возвращаешься в свое детство.
Немного удивил в конце эпизод со 100долларовой купюрой - зачем? Но в целом, ощущение от фильма фантастически целостное и щемяще доброе... Эх, такое бы кино научиться снимать...

0
0
...
18 августа 2009
Фото Dmitry Scherbakov
Фото Dmitry Scherbakov
отзывы: 36
оценки: 42
рейтинг: 30
9

с годами должно быть этот фильм только лучше: как подумаешь, что это вполне реальная история, которая происходило с этим парнем и девочкой в 70х , так сразу как-то прям растрогаешься неожиданно. Понятно, что герои вымышленные, но постоянно думаешь, а что потом с этой девчонкой стало, что с этим журналистом, счастливы ли они были?
Заново открываю для себя Вендерса...

2
0
...
15 декабря 2016
Фото Гия
Фото Гия
отзывы: 15
оценки: 18
рейтинг: 6
7

У некоторых фильмов Вендерса есть отличительная черта: кадр, как это принято, не ограничивает пространство, а расширяет его. Это наблюдение, конечно, в первую очередь относится к "Небу над Берлином", но применимо оно и к "Алисе...", в которой визуальная составляющая вытесняет сюжет на второй план, и зрителю представляется прекрасная возможность подумать о своём собственном маршруте.

0
0
...
1 июня 2010
Фото eno_one
Фото eno_one
отзывы: 5
оценки: 17
рейтинг: 5
9

Фильм "Алиса в городах" немецкого режиссёра Вима Вендерса открывает трилогию роуд-муви, объединённую одним главным героем - дорогой. Неспешное движение по фильму так напоминает размеренное путешествие по трассе, когда есть только фонари по обочине, придорожные мотели, радио и неизвестность впереди. Так было и у главного героя картины, не слишком удачливого журналиста Филиппа, постепенно теряющего самого себя. Он едет ниоткуда и в сущности никуда. Всё, что связывает его с миром это его снимки на "полароид", они словно доказательства того, что он ещё живёт, что он видит. Он ненавидит всё вокруг - масс-медиа, радио, тв, людей. Он всё больше приближается к разочарованию. И неизвестно, чем бы закончилось его путешествие по дороге жизни, если бы судьба не свела его с девочкой Алисой, которая в свои 9 лет поражает серьёзностью и сообразительностью, однако и детское ей не чуждо.
Фильм полон глубоких диалогов, особенно интересны диалоги Филлипа и Алисы, иногда создаётся впечатление, что она мудрее и разумнее и своего спутника и своей мамы и всех вокруг. Именно ей удаётся сделать то, что не смог сделать ни сам герой, ни его знакомые, ни его женщины, маленькая Алиса возвращает его к жизни и ощущению реального мира. По мере развития отношений Алисы и Филлипа на второй план отходит другой герой - фотоаппарат. У Филлипа всё меньше возникает потребности и желания фиксировать мгновения жизни, ведь теперь он живёт здесь и сейчас, он чувствует жизнь сам по себе, без дополнительных доказательств.
Фильм интересен так же как "энциклопедия америки и европы 70х годов". Пока Алиса ищет свою бабушку, зритель любуется видами Нью-Йорка, Амстердама, а так же небольших городков Германии. А чёрно-белая съёмка придаёт этим видам ещё и романтическое очарование.
В итоге получилось прекрасное, неторопливое, очень задумчивое и развивающееся кино. Настоятельно советую посмотреть, чтобы окунуться в чудесную атмосферу роуд-муви, подумать, полюбоваться. :)

0
0
...
9 июня 2009
Фото Алексей Саляев
Фото Алексей Саляев
отзывы: 6
оценки: 10
рейтинг: 4
9
Девочка,дорога и рок-н-ролл.

Как говорится, продолжаем дуть в свою дудку и рассказывать про фильмы в моем любимом (как я недавно понял) жанре road move c участием маленьких девочек. И сегодня у нас речь пойдет о бесспорном фаворите данного направления замечательном фильме классика мирового кинематографа Вима Вендерса «Алиса в городах». В данном случае я согласен с знаменитым критиком Сергеем Кудрявцевым, который считает этот фильм сильнее «Леона» Люка Бессона, и даже милой и доброй комедии Питера Богдановича «Бумажная луна» о которой я писал раннее.

Одинокий журналист Филлип Винтер блистательно сыгранный Рюдигером Фоглером бродит по Нью-Йорку и делает с помощью поляроида снимки для своей статьи, после того как у него заканчиваются деньги он продает свой автомобиль и получив от заказчика статьи отворот поворот из за отсутствия текстового материала решает вернуться на родину в ФРГ(да, да была когда-то такая страна).В аэропорту Филлип выясняет что прямых рейсов нет и встречает свою соотечественницу ,которая не знает английского и просит его ,тоже взять им билеты с пересадкой до Амстердама. Как вы уже наверно догадались женщина была не одна, а с девятилетней дочкой Алисой. Женщина также просит Филлипа порекомендовать им недорогой отель рядом с аэропортом, для того чтобы дождаться завтрашнего рейса. Получив отворот-поворот, от своей местной подружки Филлип возвращается в отель, и давешняя знакомая разрешает ему переночевать в ее номере. Далее следует весьма странный момент, мамаша укладывает девочку на диван, а Филлипу говорит «Я типа тебе не дам, но для тепла ложись рядышком». Так у меня вопрос; не проще ли Филлипа уложить на диване, а дочку с собой??? Все равно мужику же облом. Но, если не считать этого момента, который, может быть, был призван показ некую чудаковатость мамаши, дальше у фильма с логикой все более чем в порядке. Во время того, как Филлип лежит рядом с обломавшей его женщиной, он весьма прозорливо рассуждает о том что реклама по ТВ препятствует цельному восприятию художественного образа, поскольку разрезает его на кусочки, (и это в 1974 году).

Так вот следующим утром пока Филлип спит, мамаша сваливает из номера, для того чтобы разобраться со своим бывшим, и обещает встретиться с Алисой и Филлипом у Эмпайр-стейт-билдинг перед рейсом. Как вы уже поняли, мамаша на встречу не пришла, наши герои летят в Амстердам одни, в надежде встретить ее в аэропорту.

Мама не приходит и в аэропорт, и через некоторое время у Алисы начинается депрессия. Девочка запирается в общественном туалете и Филлип чтобы вытащить ее оттуда предлагает найти бабушку Алисы, которая живет в одном из близлежащих городов, но девочка точно не помнит в каком и действует, ориентируясь на старую фотографию и ранние детские воспоминания. Филлип берет на прокат машину, и наша парочка отправляется в путь в поисках неизвестно кого, живущего неизвестно где.

Так чем же эта история отличается от других. Ну- во первых это одна из первых историй в жанре road movie,во вторых блистательным музыкальным наполнением в жанре rock-n-roll,что для меня, бесскомпромисного рокера, как бальзам на душу. И особенно мне понравилась основная инструментальная композиция фильма в исполнении германской группы «Can»,такую простую и одновременно тревожащую музыкальную тему я могу припомнить только в «Реквиеме по мечте» Дарена Аронофски, именно из-за музыки я поставил этой картине высший балл. В-третьих хорошая манера съемки ,которая не раздражает и которую я не берусь анализировать с точки зрения профессионала. В-четвертых, искренность и достоверность главных героев. Если в начале Филлип угрюмый и невеселый тип, который потерялся в жизни и не имеет определенных целей, то к концу ,когда он едет на поезде в Мюнхен к матери Алисы, он уже улыбается и планирует по приезду написать недостающую статью для газеты. Линия Алисы тоже выше всяких похвал, особенно мне понравился ее сон про то, как она смотрит фильм ужасов привязанная к стулу.

Благодаря этому фильму я понял что, несмотря на оголтелый технический прогресс человек, практически не меняется, по крайней мере, в рамках христианской цивилизации. Или возможно это не меняюсь я и будущее за тупыми молодежными комедиями а-ля «Американский пирог» и тупыми мульт сериалами наподобие «Южного парка». Эта непритязательная и понятная история может быть показана по ТВ в дневное время, но кому это нужно??? Лучше снять очередную серию тупого сериала для бабушек, или мужчин с наклонностями братков.

И что есть искусство как не фиксирование момента, который остается в мире подобно поляройдной фотографии?

И что есть наша память, которая подобно фотографу выбирает для «снимков» наиболее яркие моменты.

И что есть наша жизнь, которая подобна долгой дороге в познании мира и себя?

Моя оценка 9 из 10,но за классную музыку я прибавляю еще один балл, и иду знакомиться с остальными фильмами Вима Вендерса, как мне подсказывает интуиция он весьма романтичная личность в отличие от того же Ларса фон Триера продолжать знакомство, с творчеством которого я тоже планирую. И пусть Ларс и дальше снимает свои депрессивные фильмы, я даже буду их смотреть «но это не станет помехой прогулки романтика, романтика».

0
0
...
29 января 2010
Фото Татьяна Редкова
Фото Татьяна Редкова
отзывы: 1
оценки: 1
рейтинг: 0
7

Более медленного роуд-муви придумать, кажется, невозможно. Однако ловишь себя на мысли, что Европа 70-х - родной дом для нас, московских хипстеров нулевых.
По сюжету молодой фотограф в брюках и ветровках моего папы времен рождения меня - встречается с молодой мамой, которую режиссер очень зря выводит из игры так рано: и играет она прилично, и внешне, по-моему, дает фору главным красавицам Германии. Мама путешествует с дочкой - очаровательной неглупой врединой, которая близка к вхождению в пубертатный период.
Мамаша неожиданно оказывается безответственной, бросает дочь на попечение случайного попутчика, а сама улетает мириться со своим мифическим бойфрендом.
Фотограф, не расстающийся с Полароидом, колесит с того момента по Европе в тщетных попытках найти кого-то, кому можно сбагрить девочку. Однако понятно, что и девочке, и ему, такое стечение обстоятельств скорее приятно. Компании друг друга они рады, и совершенно очевидно одно: без этого приключения в их жизни на данный момент не было бы и вовсе ничего.
Фильм настолько ни о чем, что даже заставляет задуматься. Лично я думала о том, что не всегда мы понимаем, какими подарками судьбы могут оказаться рухнувшие на нашу голову досадные неприятности. И о том, какими глупыми и скучными могут быть эти 31-летние фотографы, которые не могут развлечь маленькую девочку. Ну ей-богу, раз уж решил везти её к неведомой бабушке (бабушка существует, и даже живет недалеко, вот только девочка ни фамилии её, ни адреса не помнит)... и если уж решился на маленькое мошенничество с финансами, - так хоть по циркам-зоопаркам ребенка води, заодно и сам тоску развеешь, о своей бестолковой жизни поймешь что-нибудь. Но нет: уставился на ребенка с улыбкой и смотрит. Вот и всё развлечение.
В общем, времена меняются, границы между странами все еще существуют, а путешествующие 31-летние фотографы остаются прежними.

0
0
...
10 августа 2010