Киноафиша Москвы

Фильм «Песни со второго этажа»

Sånger från andra våningen (2000, Швеция, Норвегия, Дания)

6.3
оценить
Кино: «Песни со второго этажа»
Кино: «Песни со второго этажа»

Режиссер фильма «Песни со второго этажа»

75 лет Фильмов: 8

Шведский режиссер и сценарист. Первый фильм Андерссона «Шведская история любви» вышел в 1970 году и сразу же получил номинацию на «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. После этого режиссер снял полнометражный фильм «Гилиап» и несколько короткометражек. В девяностых работал преимущественно в рекламе: снимал проморолики, создал свою продюсерскую компанию. Следующий после «Гилиапа» фильм «Песни со второго этажа» был снят в 2000 году, после долгого перерыва, и получил приз жюри на Каннском кинофестивале. Этот фильм стал первой частью трилогии, в которую также вошли фильмы «Ты, живущий!» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Последний в 2014 году получил главную награду Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» и окончательно утвердил Андерссона в статусе живого, хотя и крайне эксцентричного скандинавского классика.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
503
оценок:
77
рейтинг:
944

"Вы что тут делаете?" - спросил прохожий мужчину с бумажкой в руке. "Да вот, человека по адресу пытаюсь найти", - неуверенно ответил мужчина. "Ну-ка, ну-ка", сказал прохожий и ударил мужчину ногой в живот. "Есть желающие?" - спросил иллюзионист у притихшего зала. Вышел пожилой лысый человек и лег на стол. Иллюзионист щелкнул замками ящика и начал пилить. "Ой!" - сказал пожилой лысый человек. Пила вошла ему прямо под ребра. Ночью он проснулся от кошмара: ему снилось, что его распиливает иллюзионист. Иллюзионист тоже не мог заснуть: все думал о незадачливом добровольце.

И так - 98 минут. 52 эпизода, в которых люди выпадают из жизни, из предначертанных им ролей, из проложенных за них траекторий. Ни одного движения камеры. Ни одного крупного плана. Сплошной балет из неуклюжих лузеров и ханжей. В этой Швеции нет и никогда не было ногастых блондинок, Ингмара Бергмана и ансамбля АBBA (хотя музыку написал Бенни Андерссон). Вся она состоит из пожилых, толстых и неопрятных Свенов, Пелле и Лассе. У некоторых есть голые обрюзгшие жены. Стокгольм - не город, а сплошная автомобильная пробка. Иногда ее рассекает шествие паломников, хлещущих себя плетьми по бизнес-костюмам. Поначалу это довольно смешно. Возникает ощущение, что нельзя пропустить ни кадра. Как нельзя пропустить ни строчки в "Случаях" Хармса. Ни злой шутки в богохульных фантазиях Бунюэля. Потом смех как-то сам собой улетучивается, и ощущение пропадает: ничего нового на экране уже не будет. Толстые старики. Поющие вагоны метро. Капиталисты, пытающиеся выйти из кризиса путем человеческих жертвоприношений. Деревянные распятия в куче дерьма.

Фильм был воспринят в Швеции как сенсация. Как убийство Улофа Пальме. Как воссоединение ABBA. В Каннах ему дали спецприз жюри. Режиссер Рой Андерссон снял в 1969 и 1975 годах два фильма, сделавшие ему репутацию гения, и бросил кино. За четверть века он не утратил блестящего чувства кинематографической формы, но приобрел тонну пророческого пафоса. Ровно так, как и должно было произойти с гением-шестидесятником, консервативным либералом, беззубым критиком. Даром что Швеция двухэтажная: со второго этажа падать не больно.

4

Отзывы пользователей о фильме «Песни со второго этажа»

Фото two-red-socks.livejournal.com
отзывы:
7
оценок:
8
рейтинг:
6
7

Достаточно необычный стеб над Европой, христианством, общественным устройством и, в принципе, над людьми. Мерзко и далеко не всегда смешно. Коллекция несуразностей и парадоксальных ситуаций. Абстрактный юмор, который по степени правдивости даст фору любому реализму.

Некий город N медленно, но верно сходит с ума. В городе N жутчайшие пробки, по городу N бродят покончившие с собой и, видимо, восставшие. Немощный столетний главнокомандующий города N, восседая на утке в дурдоме как на троне, передает привет Герингу. В городе N хаос, который никто не может объяснить.

Герои стары, некрасивы, глупы, мелочны и равнодушны к жестокости. Бюрократия неискоренима, нравы извращены, мораль лицемерна. Один из героев пишет «отчет, который должен показать, почему мы не можем позволить себе работать». Вот здесь я смеялась. Ситуации жестоки и парадоксальны. Судный день наступает. Все, что мы можем - это «попробовать умилостивить судьбу»,сбросив маленькую девочку с обрыва в качестве жертвы. А если не получится, то сбежим как крысы с тонущего корабля, прихватив с собой тонны пожитков, разумеется.. Но сбежать с тоннами пожитков не так просто..

«Песни со второго этажа», в общем-то очень похожи на «Ты, живущий!». Но если последний явно оптимистичен, то после просмотра первого, я так и не определила для себя, а был ли он, катарсис. Старое общество погибло и захоронено, а каким будет новое – не ясно, люди-то остались теми же..

Стопроцентно утверждать можно только одно: если бы Кафка снимал фильмы, он снял бы что-то очень похожее на творения Роя Андерссона))

1
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
362
7

Шведский режиссер Рой Андерссон, любовью к которому пылают сведущие высокие кинокритики, больше интересен своими спонтанными и до миллиметра продуманными съемками, чем самими фильмами, судя по его тяжелоперевариваемым «Песням со второго этажа».

Практически лишенные нарратива и покадрово вдохновленные стихотворением Сесара Вальехо «Спотыкаясь среди звезд», «Песни» — это воплощенный хаос до боли тусклых будней, грозящих исчезнуть в неведомом направлении. Приметы этого хаоса разбросаны по всем сценам, коих по многочисленным утверждениям пятьдесят две. Где-то фокусники распили по ошибке человека, кого-то уволили после тридцатилетней доброй службы, а иные, в свете кризиса, и вовсе палят собственное имущество по наитию, не способные дать вразумительное объяснение своему поступку. В мире, где нет Христа, люди вместе собирают крупицы святости и шествуют по дорогам, занимаясь самобичеванием. Говорят, это сюр, словно навешивают оправдывающий ярлык, но куда честнее звучат возгласы о непонимании этого кино и сомнениях в том, что это кино вообще.

Рекламщик Рой Андерссон, привыкший обрамлять мысль в короткий метр, и добивающий каждую сцену месяцами, переносит этот метод на полнометражную ленту, отдавая зрителям все карты в руки по созданию смыслообразующих скреп. Нет, «Песни со второго этажа» — это ни в коем случае не видеоряд наподобие «Накойкаци», но и сюжета в традиционном понимании здесь тоже нет. Есть лишь блаженные и нищие, и невинность, принесенная в жертву.

Не буду спорить и с утверждениями, что обладатель Каннских львов создал эксклюзивные кадры. Мне они таковыми не показались, и даже больше — вызвали подавленность. Мир Андерсона помимо структурного разрушения, испытывает еще и характерную для скандинавского кино блеклость и нарочитую приземленность. Эти серые улицы и лица не хочется «смаковать», особенно, когда они сливаются с серым пейзажем за окном. Ты в принципе не знаешь куда, в таком случае, бежать, разве что начать бормотать стихи, которые сводят с ума: «Да будет возлюблен идущий, стоящий, сидящий»…

В сюрреалистичности Андерссона слишком много реальности, концентрированной и разъедающей. Обездоленные («Как их много! Как же их мера скудна! Как за них больно!») плотной массой прорываются сквозь экран, оседая на сетчатке глаза и на сеточке сознания. Черная комедия? Право слово, вот не до смеху будет, когда в единый поток сольются личные катастрофы каждого.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Абсурдно, но хуёво. Да, бывает и такое. Да даже сплошь и рядом. Как ни удивительно, но абсурдизм – это чаще всего хуетень и поебень. В головах-то накрепко укреплены лучшие имена, с этой эстетикой связанные, – Хармс, «Монти Пайтон», Сорокин – и как-то забывается, что есть еще десятки эпигонов, «хармсов» для бедных, нищих и маломочных. Андерссон решил примкнуть к ним. Статичная камера фиксирует тоскливую еботу. Полтора часа напролет. Не смешно. Обидно, главное, то, что мощи «Гилиапа» – как не бывало. Будто какой-то молодой бездарный хуй снимает. Мне эта кинохуйня напомнила даже претенциозно-ничтожную «Таксидермию» жалкого венгра Пальфа – до того Андерссон «снял» стайл третьеразрядного артхауса. Большое достижение, конешно, не хуя сказать.

0
Фото solarissun Фоер
отзывы:
7
оценок:
131
рейтинг:
2
5

Типичный представитель скандинавского авторского кино.Чуть по-больше эксцентрики чем у Каурисмяки,но финн тем и хорош: ее отсутствием.Чуть по-меньше психоделики чем у Стеллинга, но там она оправдана.В этом фильме ни кто и ни чем не оправдан.Это даже не смешно и не грустно.Хотя некоторые картинки врезаются.

0

Галерея