Киноафиша Москвы

Фильм Реквием по мечте

Requiem for a Dream (2000, США)

8.4
оценить
Смотрите фильм "Реквием по мечте" на сайте okko.tv от 79 рублей
Без рекламы!
В Full HD
18+
1 час 42 минуты
Дата выхода в мире
1 января 2000

Драма Даррена Аронофски о наркозависимости

В ролях
Режиссер фильма «Реквием по мечте»
Даррен Аронофски
50 лет
фильмов: 9
Мастер жестокосердных драм — начинал с фильмов про одержимость и паранойю (в «Пи» герой-математик пытался с помощью бесконечного числа P заработать денег и раскрыть тайну Вселенной, в экранизации романа Хьюберта Селби «Реквием по мечте» наркоманы не могли слезть с иглы). Затем последовала философско-фантастическая притча «Фонтан» (крайне запутанная, в которой каждый кадр просил его запомнить, так как он мог пригодиться) и — неожиданно — простой, как гвоздь, но такой же эффективный «Рестлер» с Микки Рурком. Следующая производственная драма режиссера — «Черный лебедь» — была уже посвящена балету: в ней героиня Натали Портман эффектно сходила с ума, встав на пуанты. Но по-настоящему Аронофски — атеист, воспитанный в еврейской культурной традиции — развернулся в «Ное», где с ветхозаветной жестокостью (и звездным кастингом) экранизировал миф о потопе. Лауреат «Сандэнса» и «Золотого льва» Венецианского фестиваля.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
Фото Алексей Васильев

Алексей Васильев о фильме «Реквием по мечте»

отзывы: 921
оценки: 214
рейтинг: 1504

На городской окраине — лето. Трое друзей торчат на старой пристани, башни новостроек белеют под голубым небом, пацаны сигают в воду с насыпи. Не знаю, знаком ли молодой режиссер Аранофски («Пи») с живописью Дейнеки, но впервые со времен советского художника встречаешь в изобразительном искусстве картину подросткового счастья столь пронзительную.

Первые по-летнему беззаботные пять минут фильма — все лучезарное, что в нем есть. Трое друзей подсаживаются на наркотики. Порошок, проникающий в носоглотку, инъекции, вторгающиеся в вены, дым, застилающий глаза, — навязчивые образы выполняют в «Реквиеме» функцию припева. Ребята с дейнековского причала проходят путь деградации. Два часа неврастенического метания камеры и эпилептического монтажа — для фильма о наркотиках такой же непременный атрибут, как воровство и гепатит B для героинщика.

Произведением искусства этот предсказуемый фильм о предрешенности делает сквозная история матери героя. Ее сыграла Эллен Берстин, суперзвезда 70-х, обладательница «Оскара» за главную роль в фильме Скорсезе «Алиса здесь больше не живет», последние 15 лет почти не появлявшаяся на экране. Берстин — актриса старой школы, а это значит — игра до разрыва сердца. Это игра, когда не стыдно стать жалкой, лишь бы вызвать смех или слезы — то, зачем люди изначально пошли в театры и кино. Берстин награждает депрессивно-героиновый транс фильма сильными чувствами; по эффекту это можно сравнить с недавним номером Людмилы Гурченко, исполнившей песню Земфиры про «хочешь сладких апельсинов».

Героиня Берстин, Сара, получает звонок из своей любимой телепередачи; ей говорят, что она примет участие в одной из игр нового сезона. Сара мечтает сказать всей стране, что у нее самый лучший сын на свете, и сделать это в своем любимом красном платье, которое больше на нее не налезает. Сара начинает принимать таблетки для похудения, вроде тех, что рекламируют по телевизору Роксана Бабаян и Ирина Мирошниченко. В состав таблеток, чье действие основано на снижении аппетита, входят амфетамины, вызывающие зависимость. Постепенно Сара погружается в безумие и попадает в одиночную палату дурдома. Сцены с Берстин носят характер откровенного трэша; в одной из них за обезумевшей от недоедания и амфетамина женщиной бегает холодильник, пытаясь укусить ее пастью морозильной камеры. Драма несбывшихся материнских надежд в мире, вскормленном наркотиками, приходит в унисон с драмой отличной актрисы, вынужденной в обескровленном модном кинофильме бегать от рефрижератора. Вряд ли Аранофски настолько тонок, чтобы спрогнозировать такой конечный эффект, но для зрителей нет разницы, за счет каких механизмов фильм производит впечатление. Даже если причина успеха — конфликт сильной актерской игры и занудной режиссуры.

13
0
...
12 апреля 2001

Лучшие отзывы о фильме «Реквием по мечте»

Фото Георгий
Фото Георгий

Георгий о фильме «»

отзывы: 709
оценки: 857
рейтинг: 2012
9
Fin de siecle

Я посмотрел этот фильм в первый раз только на прошлой неделе.
Что-то написать я решился только несколько дней спустя.

Размытая американская мечта.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.

Специфика всепоглощающего декаданса.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.

Необратимое расширение зрачка.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.

Бездонное звездное небо.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.

Непрерываемый замкнутый круг.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.

Пронзительный разрывающий финал.
Je sais bien qu'à la fin c'est toujours pareil.

10
0
...
15 сентября 2011
Фото tieko
Фото tieko

tieko о фильме «»

отзывы: 40
оценки: 413
рейтинг: 41
9

Вот ещё один фильм из жизни поганых джанки, который вызвал неожиданный резонанс в моём внутреннем мире. Этот фильм, наверное, самое сильное и убедительное высказывание из всех картин, которые мне приходилось видеть за последние несколько недель.
Так получилось, что «Реквием по мечте» я посмотрела в один вечер с «Питер FM». Было довольно любопытно посмотреть два этих фильма, чтобы убедиться, что жизнь-то всё-таки – это «Реквием по мечте», а не «Питер FM».
Итак, знакомьтесь, это - Гарри, который в очередной раз крадёт у своей мамочки телевизор, чтобы на двоих с другом купить улётной дури. Потом они будут сидеть дома, кайфовать и строить радужные планы на будущее. Стоит ли говорить о том, что этим планам не суждено будет сбыться. То есть поначалу всё будет идти довольно неплохо, картонная коробка наполнится деньгами, Гарри будет мечтать об устройстве мастерской, где его девушка могла бы шить одежду, но в какой-то момент всё пойдёт наперекосяк. Гарри бегает по улицам в поисках наркотиков, Мэрион приходится спать с неприятным лысоватым типом, чтобы заработать денег…Мамочка Гарри тем временем садится на «колёса», чтобы похудеть. У неё свой крючок - её обещали пригласить на телевизионное шоу, и эта призрачная надежда становится основным смыслом её жизни, ради этого она встаёт по утрам, ради этого она улыбается и старается быть красивой. История Сары Голдфарб проходит параллельно судьбе её сына, и является едва ли не более впечатляющим сюжетом.
Весь фильм отчётливо разделён на три смысловых отрезка - «Лето», «Осень» и «Зима». От тёплых и счастливых летних деньков сюжет фильма движется, постепенно закручиваясь, как в чудовищной воронке, к осенним разочарованиям и полному краху и одиночеству зимой. Не стоит, наверно, говорить о том, какое это откровенное и жёсткое кино. На мой взгляд, это просто душераздирающий фильм. Когда смотришь его в пять часов утра в пустой квартире, невозможно сдержать слёз. Потому как… Разве он о наркотиках? И о них тоже, конечно, но, в общем-то, этот фильм всё о том же - о несостоявшемся счастье, об иллюзиях, о мифологии оптимизма, и о том как всех нас имеют. Люди засыпают, свернувшись калачиком в своих непрогретых постелях. Им снится разное: кому-то – мамины руки, кому-то телевизионное шоу, кому-то шум волн, бьющихся о причал, и прекрасная девушка с длинными волосами… Но всё это слишком недоступно для тех, кто живьём отправлен на убой. Сублимированное счастье подменяет собой настоящие ценности. И когда ты захочешь что-нибудь изменить, возможно будет уже слишком поздно. Лёжа в больничной палате, шептать: «Мэрион…», но никто не придёт. Фильм про всех нас. Всем хана. Неужели вы сомневались?

8
0
...
24 февраля 2008
Фото Серафима
Фото Серафима

Серафима о фильме «»

отзывы: 5
оценки: 2
рейтинг: 14

Сюжет картины по сути незамысловат: троих подростков, перспективных и удачливых, красивых и интересных, ждёт светлое будущее, но они становятся наркоманами и в результате каждый из них доводит себя до совершенно плачевного состояния ради очередной дозы героина. Параллельно с этим сходит с ума от одиночества мать одного из молодых людей, которая, подобно своему сыну, тоже «потихонечку наркоманит» («потихоньку торчит») – пьёт таблетки для похудания и без остановки смотрит телевизор. Несчастья всех героев фильма нарастают как снежный ком с каждым новым кадром, и апогей приходится на тот страшный момент, когда чернокожий красавчик со слезами на глазах засыпает в тюрьме, опустившаяся девушка обнимает свою добытую дозу, её молодой человек просыпается в больничной палате с отрезанной рукой – тою, куда кололи героин – а бедная мать окончательно отрешается от мира после порции лекарств и электрического шока.
Трезво взглянув на вещи, можно смело говорить, что фильм, собственно, получился не то, что удачный, не то, что провальный, а просто никакой – так, середнячок. Но вот, что интересно: даже зная, что снятое movie – это Большая Полнометражная Пропаганда Против Наркотиков, причём настолько явная, настолько плоская, что хочется зажмуриться, – всё равно есть что-то, что заставляет многих людей, посмотревших этот фильм, в течение какого-то времени пребывать в состоянии некоторого смятения и расстройства чувств-с.
Примкнув к рядам восторженных зрителей и как следует обмозговав увиденное, я решила всё же задаться вопросом: что же, в конце концов, несмотря на всю очевидность недостатков картины, ввело не только меня, а, не побоюсь этого слова, нас, рукоплещущих, в такое возбуждение?
Уж не то ли, что развитие событий заслуживает отдельного внимания? Так уж проста ситуация, расписанная мною в начале? Потратив какое-то время на раздумья, я пришла к выводу, что нет, со сценарием всё в порядке, всё ровно. Всё ровно так, как я и писала выше. Если бы не наркотики, талантливые дети выросли бы в очень креативных и удачливых взрослых, а сын навещал бы мать настолько часто, что если бы последней вздумалось сойти с ума, то уж никак не от одиночества.
Вторым вариантом было следующее: должно быть, в фильме был занят выдающийся актёр. Ударившись в размышления, я поняла, что с актёрами всё тоже довольно гладко. Никто не переигрывает, никто не «не добирает». Само кино такое: артисты (я говорю о четырёх главных ролях) были поставлены в условия, когда ни один из них особенно ничем не выделяется. Режиссёру интересны все его герои, он не потрудился наделить кого-то из них чем-то отдельным – равно подчеркнул индивидуальность каждого, но ни один из них не выбился из квартета.
Следующее, над чем мне предстояло подумать – это операторская работа. В картине, например, задействованы такие приёмы, как бегущая перед актёром камера – когда создаётся впечатление, что ты идёшь рядом с героем фильма и даже чувствуешь ритм его шагов, не говоря о его настроении. Есть ещё кое-что, на что стоит обратить внимание: когда молодые люди принимают наркотики, сам процесс мы не видим. Нам предлагают лицезреть нарезку – и мы наблюдаем фрагменты действия: завёрнутая купюра, белый порошок, расширяющийся зрачок и т.д.. То есть по таким небольшим эпизодам нам дают понять, что герои movie нюхали кокаин, кололи героин или глотали таблетки. Этот ход, конечно, не новый, но сами по себе кадры запоминающиеся, их иногда показывают поодиночке в телевизионных программах, и те, кто смотрел «Реквием…», всегда узнают, откуда этот эпизод. Но, тем не менее, такие приёмы нельзя назвать новаторскими и уникальными, посему говорить, что фильм «запал в душу» именно благодаря этому, было бы неверным, тем более неверным было бы судить о красоте «картинок»: ни о каких природных ландшафтах и даже просто о необычности портретного кадра говорить нельзя. Всё это, повторюсь, не ново, но даже и не свежо.
Что ж, и игра актёров, и действие картины, и операторская работа не вызывают ни «ура!», ни «фу». Я бы даже сказала, что всё это лоснится, всё настолько правильно, «так, как надо», что и похвалить не за что, и придраться не к чему. Вопрос остался открытым, и мне пришлось прибегнуть и извращённому методу. Глубинному анализу, как бы страшно это ни звучало.
Терзаясь сомнениями, я всё же вытяну на поверхность то, с чем трудно смириться, но вынуждена согласиться – в восторг от картины меня привели две вещи: саундтрек и реализм картины.
Реализм. Реализм, доходящий до натурализма. Ситуация кажется настоящей, непридуманной, герои живые, таких можно встретить среди твоих друзей или просто знакомых. Они точно так же переживают, у них мечты, у них любовь, у них страдания – всё в точности как в жизни. Зритель симпатизирует молодым людям и матери, погружённой в мечты о телешоу, потому что они понятны. Здесь заканчивается реализм. И тонкая грань между реализмом и натурализмом преступается тогда, когда речь заходит о наркотиках. Страдания актёров настолько сильны, и то, как они пытаются избавиться от проблем и обретают новые, показывают с такой извращённостью и убийственным «правдорубством», что невольно расстраиваешься, а то и плачешь.
Когда на все эти, и без того сильные, переживания, накладывают жалостливо-пронзительный музыкальный ряд, огорчениям и переживаниям твоим нет предела. Надо сказать, ещё долго после просмотра музыка звучит в голове. Вместе с всё возрастающим напряжением повышаются тона мелодии, и вот тогда-то происходит путаница. Именно эти две вещи заставляют, несмотря ни на что, размышлять над фильмом, заблуждаться и убиваться из-за бессмысленности бытия и несправедливости.
Так, после череды долгих мыслей и терзаний, мною выведены достоинства и недостатки фильма, даже название которого – «Реквием по мечте» – заставляет грустить и чахнуть. Быть может, слишком подростково, наверное, очень по-максималистски (не думаю, что консерваторам бы пришлась по вкусу идея картины и, собственно, её реализация), но тем не менее, думаю, фильм нашёл своего зрителя хотя бы в лице не совсем ещё зрелой публики.

6
0
...
4 марта 2005
Фото сергей коновалов
Фото сергей коновалов

сергей коновалов о фильме «»

отзывы: 890
оценки: 1034
рейтинг: 651
7
Если не вмажусь - сдохну!

Предупреждаю: это очень сильный фильм. Не для слабонервных. Может пропасть всякий аппетит на какое-то время. Может стошнить. Может заболеть мозг и начаться депрессия. Его нельзя смотреть утром. С другой стороны, это вполне обычное кино на заурядную социальную тему, возведённое в ранг культовых произведений в силу своего воистину гениального художественного решения - грамотного саунда, рваного монтажа, стильного оператора и потрясающих актёров.

Наркотики и телевизор - одно и то же. Одержимость. Зависимость. Химиотерапия, от которой разлагаются вены и зловеще рычит холодильник. Диета ради красного платья - Нет красному мясу! Долой сладкое! - оборачивается поеданием самого себя. Если "Trainspotting" было модно, молодёжно и с эпизодическим юмором, то "Реквием" - это просто ЖЕСТЬ. Для всех возрастнх категорий. Это финиш. No more dreams. Пронзительная скрипка.

4
0
...
24 марта 2010
Фото Люба О
Фото Люба О

Люба О о фильме «»

отзывы: 140
оценки: 220
рейтинг: 174
7

Тяжесть этого фильма грузом тревоги и боли безысходности тащит вниз. Разложение ментальное и физическое одновременно с героями фильма, кажется, происходят и в тебе. Мерзость, отвратность и горечь во рту. Наркотики - путь в никуда. Они превращают любовь, дружбу, привязанность лишь в средство. Мечтам здесь не место. Необратимый апокалипсис личности. Очень сильная музыкальная тема - шедевр.

4
0
...
2 февраля 2010
В духе «Реквием по мечте»