Экскурс в вековую историю успеха произведений скандинавских зодчих
Популярность очередной, обреченной на успех эрмитажной выставки основана на самых приятных ассоциациях, связанных с финской архитектурой и дизайном. Подвесное кресло «Пузырь» авторства Ээро Аарнио, посуда биоморфных форм Алвара Аалто и его же павильон Финляндии на Всемирной выставке в Нью-Йорке — все это одновременно и национальный бренд, и актуальная классика дизайна, не сходящая со страниц профессиональных дайджестов. На выставке в Эрмитаже попытались объяснить успех длиною в столетие синергией двух составляющих: финские мастера опираются на местный природный контекст и самобытность северного пейзажа, сочетая это с предельной продуманной функциональностью и конструктивной рациональностью.
Выставка автора знаменитой фотографии афганской девочки
Выставка знаменитого фотожурналиста, который прославился во время Афганской войны фотографией пуштунской девочки с голубыми глазами. Фотография была признана самой известной в истории журнала National Geographic. В Эрмитаже покажут и другие работы Стива МакКарри, которые он привез из множества горячих точек, где успел побывать.
Выставка одной картины мексиканской художницы
Автопортрет — центральный жанр в творчестве мексиканской художницы. Густые темные брови, замысловатая хала, цветы в волосах и ворот национального одеяния — неотъемлемые атрибуты погрудных изображений Кало. Меняющиеся раз от раза детали — попугаи, кошки, неродившиеся младенцы и терновые ожерелья — составляют метафорический словарь мыслей и переживаний физически больной художницы. В работе, привезенной в Эрмитаж из мексиканского собрания предпринимательницы Долорес Ольмедо, художница помещает в свое окружение гвоздь, обезьянку, скульптуру доколумбовой эпохи и собаку. Значение этих атрибутов расшифровать несложно: гвоздь символизирует обман со стороны мужа, муралиста Диего Риверы, а обезьянка — преданный друг, заменявший Кало детей, о которых не могло быть и речи после тяжелейшей аварии, в которую она попала в 18 лет.
Пятьсот экспонатов, сохраненных по технологии полимерного бальзамирования
Если экспонаты Кунсткамеры и Музея гигиены не кажутся достаточно зрелищными, а желание посмотреть на человеческие внутренности без ущерба для здоровья осталось, то вам сюда. Выставка «Тело человека» — современная альтернатива упомянутым экспозициям. Все манипуляции с человеческими внутренними органами и костями проходили по технологии полимерного бальзамирования, разработанной относительно недавно в одной из лабораторий Военно-медицинской академии. Пятьсот экспонатов, относящихся к семи основным системам жизнедеятельности человека, выставлены с поучительной целью — показать, чем норма отличается от патологии и что стало причиной болезни или отклонения.
Масштабная экспозиция современной живописи петербургских и московских авторов
В истории отечественной живописи отношения с реализмом начали передвижники, критически оценивая социальные реалии последней трети XIX века. В XX веке во главе стола был соцреализм, сообщавший через живопись идеальный образ советского человека. В нынешнем столетии реализм по-прежнему присутствует в искусстве в форме картины, но содержание реалистических произведений очень разное — это и безучастное наблюдение за современностью, и фиксация реальности, и критика, и даже отрицание. Эти модели художественного осмысления действительности представлены в работах молодого и успешного поколения петербургских и московских художников: Виталия Пушницкого, Петра Швецова, Алексея Беляева-Гинтовта, Керима Рагимова, Александра Дашевского, Павла Отдельнова и других.
Юбилейная выставка одного из основоположников критического реализма в русской живописи XIX века
Федотов был Гоголем русской живописи и русским Хоггартом. Его знаменитые жанровые картины «Сватовство майора», «Вдовушка», «Свежий кавалер» или «Разборчивая невеста» стали настоящей галереей русских типов. Помимо таланта рассказчика, у Федотова был дар рисовальщика, все его картины полны потрясающих подробностей, которые можно разглядеть только вблизи. В прошлом году Третьяковская галерея уже показывала эту выставку Федотова, но Русский музей обещает принципиально иное экспозиционное решение, в котором картины предстанут в новом контексте.
Жанровые сценки, архитектура и дворянские портреты: эволюция усадебной темы в отечественном фотоискусстве
Усадьба — синоним дворянской жизни XIX столетия: это и архитектура, и экономика, и семейная жизнь, и культура — народная и элитарная. В экспозицию «Росфото» вошли фотографии из Государственного исторического музея, зафиксировавшие самобытную усадебную повседневность. В объективы мастеров фотографических ателье и редких фотолюбителей попадали богатые родовые гнезда и покинутые имения, пикники на траве и пешие прогулки, портреты слуг и гостей усадеб. Через многообразие сюжетов и ракурсов снимков можно проследить эволюцию усадебной темы в фотоискусстве и представить, как протекала жизнь в прославленном Архангельском или Остафьево.
Музейно-выставочный центр «Росфото»
Футуристическая обувь Захи Хадид, Джузеппе Занотти, Кристиана Лабутена и других
120 пар обуви, представленные в Эрарте, являются скорее иллюстрацией полета дизайнерской фантазии, нежели реальным предметом обувного гардероба. Поражающие воображение модели вряд ли предназначены для носки, разве что на подиумном показе. Скорее их нужно воспринимать как созерцательные объекты высокого дизайна. Их создатели — дизайнеры и архитекторы Заха Хадид, Кристиан Лабутен, Джузеппе Занотти или Сильвия Фадо могут позволить себе такие упражнения в креативности. Ведь каждый из них успешно реализовывает эксцентричные обувь, здания и предметы интерьера, чуть более применимые в реальной жизни.
Политический и социальный плакат Александра Родченко, Густава Клуциуса, Эль Лисицкого и других
Искусство в молодом революционном государстве начала 1920-х годов столкнулось с новыми социальными задачами. Обращение к пролетариату,основному потребителю этого искусства, требовало новаторского художественного языка. Для едва ли читающего рабочего художники-конструктивисты придумали агитационные послания в динамичных композициях, локальных цветах и броских лозунгах. Эти три кита визуальной коммуникации времен военного коммунизма и ранней индустриализации отличались своей техникой — фотомонтажом. Новые смыслы рождались в плакатах за счет коллажирования графических элементов и фотоизображений, а художник теперь сравнивался с инженером. Среди пионеров приема — Александр Родченко, Эль Лисицкий, Густав Клуциус и братья Стенберг,их плакаты из фондов Российской национальной библиотеки и фотографии 1920–1930-х годов из коллекции «Росфото» представлены на выставке.
Музейно-выставочный центр «Росфото»
Актуальное состояние станковой картины современных петербургских авторов
Музей Академии художеств обратился к творчеству двух десятков современных петербургских авторов, однако обвинить колыбель академизма в отказе от собственных принципов вряд ли возможно. Шаг навстречу современному искусству был сделан осмотрительно и взвешенно:в залах академии собрали самое традиционное по своей форме искусство — станковую картину. Говоря об изобразительном искусстве, мы по умолчанию подразумеваем картину, но в памяти еще свежи воспоминания об угрожающем для живописи XX века перформансе, инсталляции и хеппенинге. Святое — холст, масло, темпера и акрил, — пройдя через жерло авангардных поисков, вновь способно говорить об актуальной действительности в самых разных манерах: фотореализме Игоря Пестова и Керима Рагимова, цифровом академизме Ольги Тобрелутс или некрореализме Владимра Кустова.
Интерактивная инсталляция о первых десятилетиях отечественного кинематографа
Оставив за скобками европейскую историю кино, авторы выставки создали интерактивную экспозицию, посвященную развитию кинематографа в нашей стране. Тем не менее эти две истории тесно связаны между собой: коронацию последнего российского императора в 1896 году снимали братья Люмьер. Чуть позже разные французские режиссеры и операторы создавали, кроме официальной хроники, первые игровые фильмы по мотивам русской истории и фольклора. Свой язык отечественный кинематограф обрел после революции 1917 года, когда режиссер Сергей Эйзенштейн совершил собственную революцию, придумав теорию монтажа. Все этапы развития можно проследить на выставке практически вживую — попав в восстановленные декорации и интерьеры фильмов начала XX века и услышав стрекот первых киноаппаратов.