Пушкинский подготовил и открыл первую в России сольную выставку американского художника Билла Виолы — по сути живого классика видео- и медиаискусства. Среди его работ: движущиеся изображения, превращающиеся для зрителя в замедленные и детализированные видео, инсталляции, а также медиа- и саунд-арт для крупномасштабных проектов вроде концертов и опер (например, его видео были частью постановки «Тристана и Изольда» в Парижской опере). Всего на Волхонке представят свыше двадцати работ, созданных в период с 2000 по 2014 год, которые в полной мере раскрывают эстетический потенциал любимой Виолой технологии движущихся изображений, — именно за счет нее художник смог создать свой уникальный стиль, который впоследствии не раз был объектом исследования в теории медиа. Среди этих работ: «Огненная женщина» (2005), «Квинтет изумленных» (2000) и часть серии «Мученики» (2014).
В Третьяковку из Манежа приехал монументальный рассказ о вековой истории кинетического искусства в России. О том, как в нашем искусстве появились движущиеся объекты, кураторы рассказывают последовательно: в качество отправной точки они взяли русский авангард с его утопическим желанием переустройства мира с грезами о выходе в космос. Следующим рубежом всего двигающегося и фантастического стала эпоха реального освоения космоса: в 60–70-е художники вдохновляются космической эстетикой и даже разрабатывают проекты комнат отдыха на космической станции. В финале — работы современных художников, где движение запускается искусственным интеллектом и компьютерными алгоритмами. Всего в Третьяковской галерее представлены порядка четырех сотен произведений, так или иначе связанных с движением — в природе, истории, технике и художественном воображении.
ММОМА на Петровке подготовил масштабную и долгоиграющую ретроспективу одного из самых интересных представителей советского и российского наивного искусства Павла Леонова. Леонов, которому в 2020-м исполнилось бы 100 лет, начал первые художественные опыты еще в 60-е годы, но оставался фактически неизвестен вплоть до 90-х, когда его картины с диковатыми и «почвенными» образами трагикомичной русской жизни начали активно скупаться и выставляться. В итоге за последние три десятка лет Леонов стал едва ли не синонимом русского наивного искусства. Всего ретроспектива будет включать порядка 120 работ из различных музейных и частных коллекций.