Памяти Ричарда Доннера: 15 фильмов и сериалов великого жанрового режиссера


- Эпизод «Кошмар на высоте 20 000 футов»
Аэрофоб садится с женой в самолет и уже в воздухе видит за окном «гремлина» — меховое существо, которое хулиганит на крыле. Разыгранный как по нотам компактный триллер. Режиссер — Ричард Доннер, будущий автор «Супермена» и «Смертельного оружия», в главной роли — Уилльям Шатнер, будущий капитан Кирк. Серию многократно пародировали и переделывали, в том числе в первом сезоне новой «Зоны».
- Несколько взрослых не знают, что делать с Антихристом
Золотой стандарт хоррора: семья (Грегори Пек и Ли Ремик) усыновляет мальчика (Харви Стивенс), который оказывается сущим дьяволенком. Затем последовали три сиквела, сериал, миллион подражаний, ремейк и неофициальный ремейк «Гори, гори ясно», в котором братья Ганн смешали «Омена» с «Суперменом». Теперь уже очевидно, что снимать про дьявольских детей без оглядки на доннеровский шедевр невозможно.
- Классическая экранизация комикса про Кларка Кента
Первый супергеройский блокбастер, который в 1978 году собрал все деньги мира, но не привел к новому буму популярности комиксов: оказалось, что фанатеть по вигилантам в костюмах из спандекса можно, не читая книжки с картинками. Удивительно, но после этой экранизации не последовало шквала кинокомиксов — все думали, что успех «Супермена» разовый и его не удастся повторить, что даже странно, ведь Ричард Доннер и актер Кристофер Рив показали, что отныне люди умеют летать.
- Голливудский ремикс французского шлягера
Если Джеймс Кэмерон снял ремейк французской «Тотальной слежки» («Правдивая ложь»), то Доннер — «Игрушки» Франсиса Вебера, в котором комедийным талантом вместо Пьера Ришара блистал черный комик Ричард Прайор из третьего «Супермена» и «Миллионов Брюстера».
- Молодежная комедия про тинейджеров, отправившихся на поиски клада
Известная также как «Балбесы» культовая классика детского кино — правда, в большей степени на Западе, у нас она по ряду причин не стала столь же популярной, как, скажем, «Индиана Джонс», хотя по сюжету это как раз «Индиана Джонс» для маленьких — с пещерами, пиратскими сокровищами и головокружительными приключениями. В этом, впрочем, нет ничего удивительного, ведь одним из авторов сценария и отчасти сорежиссером выступил Стивен Спилберг (главным был все же Ричард Доннер).
- Средневековая сага о жестоком проклятии, довлеющем над влюбленными
Не самый, быть может, топовый фильм Ричарда Доннера, но по-своему крайне занимательный. Фэнтези про сбежавшего из тюрьмы воришку (Мэттью Бродерик), который встречает на своем пути рыцаря (Рутгер Хауэр) и его возлюбленную (Мишель Пфайффер), но не сразу догадывается, что на них наложены злые чары: по ночам он превращается в волка, а она — в ястреба. Причем Пфайффер (через семь лет примерившая на себе образ Женщины-кошки) уже здесь играет героиню не робкого десятка, а ее экранная химия с Бродериком искрит такой трогательной нежностью, что даже странно, что в этой романтической истории обошлось без менаж а труа.
- Мел Гибсон в роли полицейского, склонного к суициду
Сержанту Марто (Дэнни Гловер), добропорядочному отцу семейства, в день 50-летия дают нового напарника. Это Мартин Риггз (Мел Гибсон) — длинноволосый алкоголик с повадками маньяка, который после гибели жены живет с собакой в трейлере и активно раздумывает о суициде. Они начинают расследовать прыжок полуодетой блондинки из окна и вскоре выходят на отряд спецназовцев-наркодилеров. Еще одна веская причина любить 80-е — найденная тогда (и довольно быстро утраченная) формула идеального комедийного боевика, в самом дистиллированном виде использованная в buddy movies. Доннер никуда не торопится: экшен как следует начинается только в середине, зато потом уже грохочет до финальных титров.
- Смотрится на одном дыхании с первой и третью частями
Новое дело Риггза и Марто выводит их на африканскую наркомафию, прикрывающуюся дипломатическими паспортами. Студия отклонила сценарий создателя франшизы Шейна Блэка (у него Риггс должен был погибнуть), сделав упор на комический экшен. В этой части появился герой Джо Пеши, а под унитаз Марто было заложена бомба, которая станет объектом пародии в комедии «Заряженное оружие».
- Уже не напарники, а настоящая семья
В триквеле почти сроднившиеся Риггз и Марто противостоят продажному копу, укравшему оружие из полицейского арсенала. Градус безумия потихоньку растет, а у Риггза появляется возлюбленная в лице боевой детективки из отдела внутренних расследований Лорны Коул (Рене Руссо), потому что не все же быть одному.
- Комедийный вестерн с тремя тузами
Доннер начинал на телевидении, где, помимо «Сумеречной зоны», работал над такими сериалами, как «Беглец» и «Агенты А.Н.К.Л.», ставшими впоследствии кинохитами, а другой сериал — «Маверик» — он сам превратил в кинохит. Профессиональный игрок Брэт Маверик (Мел Гибсон) едет на большой покерный турнир, собирая по дороге деньги со своих должников, чтобы сделать необходимый взнос. Вдоволь наигравшийся с Гибсоном в «Смертельном оружии» (кстати, в «Маверике» есть камео Дэнни Гловера), Доннер раскрывает комедийную сторону артиста, но не забывает давать ему в руки пистолет, с которым Гибсон, конечно, смотрится органичнее, чем с карточной колодой.
- Адреналиновый боевик о противостоянии двух киллеров
Поставленный по сценарию тогда еще братьев Вачовски олдскульный боевик, рассказывающий про противостояние двух киллеров в исполнении Сильвестра Сталлоне и Антонио Бандераса (последний, кстати, играет конченого психопата). Когда к ним присоединяется Джулианна Мур, начинается вообще что-то невероятное.
- Политический триллер с участием Мела Гибсона и Джулии Робертс
Пятая совместная работа Ричарда Доннера с Мелом Гибсоном, который тут играет нью-йоркского таксиста, тайно влюбленного в помощницу прокурора (Джулия Робертс) и одержимого мыслью о заговоре. Помните, если у вас паранойя, это не значит, что за вами не наблюдают.
- Напарники выходят на след гонконгских фальшивомонетчиков
Доннер мечтал поставить и пятую часть «Смертельного оружия», но его планам, к сожалению, не суждено было осуществиться. Ну что же, финал, в котором Риггзу и Марто задницы надирает Джет Ли, тоже выглядит достойно.
- Режиссерская версия второй части «Супермена»
Ричард Доннер поругался с продюсерами Александром и Ильей Залкиндами, из-за чего вторую картину о Супермене доделывал Ричард Лестер (режиссерская версия Доннера увидела свет только в 2006-м). В ней достаточно много отличий (скажем, Кларк Кент ругается с голограммой не мамы, а папы), но все так же много духа авантюрного приключенческого кино, который роднит семидесятнические супергеройские блокбастеры не с «Человеком из стали» Зака Снайдера, а с комедиями Блейка Эдвардса.
- Брюс Уиллис против продажных легавых
Похмельный полицейский-взяточник (Брюс Уиллис) наутро после неправедной и нетрезвой ночи должен доставить в суд гугнивого афроамериканца (Мос Деф). Подвергшись нападению, герой вместе с подконвойным баррикадируется в ближайшем баре, наливает себе еще, звонит в участок, но вместо подмоги появляется бывший напарник с подозрительными разговорами про чувство локтя и полицейское братство. Если бы Брюс Уиллис весь фильм держал оборону в баре, это было бы великое кино. А так — просто очень хорошее.