Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
7 июля 2021

Памяти Ричарда Доннера: 15 фильмов и сериалов великого жанрового режиссера

Редакция «Афиши»
Не стало Ричарда Доннера — одного из лучших голливудских режиссеров, который перепробовал себя в самых разных жанрах: от хоррора до боевика. «Афиша» вспомнила его главные работы.
Сумеречная зона
1959, Детектив

Аэрофоб садится с женой в самолет и уже в воздухе видит за окном «гремлина» — меховое существо, которое хулиганит на крыле. Разыгранный как по нотам компактный триллер. Режиссер — Ричард Доннер, будущий автор «Супермена» и «Смертельного оружия», в главной роли — Уилльям Шатнер, будущий капитан Кирк. Серию многократно пародировали и переделывали, в том числе в первом сезоне новой «Зоны».

7
Омен
1976, Детектив

Золотой стандарт хоррора: семья (Грегори Пек и Ли Ремик) усыновляет мальчика (Харви Стивенс), который оказывается сущим дьяволенком. Затем последовали три сиквела, сериал, миллион подражаний, ремейк и неофициальный ремейк «Гори, гори ясно», в котором братья Ганн смешали «Омена» с «Суперменом». Теперь уже очевидно, что снимать про дьявольских детей без оглядки на доннеровский шедевр невозможно.

6.8
Супермен
1978, Фантастика

Первый супергеройский блокбастер, который в 1978 году собрал все деньги мира, но не привел к новому буму популярности комиксов: оказалось, что фанатеть по вигилантам в костюмах из спандекса можно, не читая книжки с картинками. Удивительно, но после этой экранизации не последовало шквала кинокомиксов — все думали, что успех «Супермена» разовый и его не удастся повторить, что даже странно, ведь Ричард Доннер и актер Кристофер Рив показали, что отныне люди умеют летать.

Игрушка
1982, Комедия

Если Джеймс Кэмерон снял ремейк французской «Тотальной слежки» («Правдивая ложь»), то Доннер — «Игрушки» Франсиса Вебера, в котором комедийным талантом вместо Пьера Ришара блистал черный комик Ричард Прайор из третьего «Супермена» и «Миллионов Брюстера».

Известная также как «Балбесы» культовая классика детского кино — правда, в большей степени на Западе, у нас она по ряду причин не стала столь же популярной, как, скажем, «Индиана Джонс», хотя по сюжету это как раз «Индиана Джонс» для маленьких — с пещерами, пиратскими сокровищами и головокружительными приключениями. В этом, впрочем, нет ничего удивительного, ведь одним из авторов сценария и отчасти сорежиссером выступил Стивен Спилберг (главным был все же Ричард Доннер).

6.9
Леди-ястреб
1985, Приключение

Не самый, быть может, топовый фильм Ричарда Доннера, но по-своему крайне занимательный. Фэнтези про сбежавшего из тюрьмы воришку (Мэттью Бродерик), который встречает на своем пути рыцаря (Рутгер Хауэр) и его возлюбленную (Мишель Пфайффер), но не сразу догадывается, что на них наложены злые чары: по ночам он превращается в волка, а она — в ястреба. Причем Пфайффер (через семь лет примерившая на себе образ Женщины-кошки) уже здесь играет героиню не робкого десятка, а ее экранная химия с Бродериком искрит такой трогательной нежностью, что даже странно, что в этой романтической истории обошлось без менаж а труа.

Сержанту Марто (Дэнни Гловер), добропорядочному отцу семейства, в день 50-летия дают нового напарника. Это Мартин Риггз (Мел Гибсон) — длинноволосый алкоголик с повадками маньяка, который после гибели жены живет с собакой в трейлере и активно раздумывает о суициде. Они начинают расследовать прыжок полуодетой блондинки из окна и вскоре выходят на отряд спецназовцев-наркодилеров. Еще одна веская причина любить 80-е — найденная тогда (и довольно быстро утраченная) формула идеального комедийного боевика, в самом дистиллированном виде использованная в buddy movies. Доннер никуда не торопится: экшен как следует начинается только в середине, зато потом уже грохочет до финальных титров.

Новое дело Риггза и Марто выводит их на африканскую наркомафию, прикрывающуюся дипломатическими паспортами. Студия отклонила сценарий создателя франшизы Шейна Блэка (у него Риггс должен был погибнуть), сделав упор на комический экшен. В этой части появился герой Джо Пеши, а под унитаз Марто было заложена бомба, которая станет объектом пародии в комедии «Заряженное оружие».

В триквеле почти сроднившиеся Риггз и Марто противостоят продажному копу, укравшему оружие из полицейского арсенала. Градус безумия потихоньку растет, а у Риггза появляется возлюбленная в лице боевой детективки из отдела внутренних расследований Лорны Коул (Рене Руссо), потому что не все же быть одному.

6.9
Маверик
1994, Вестерн

Доннер начинал на телевидении, где, помимо «Сумеречной зоны», работал над такими сериалами, как «Беглец» и «Агенты А.Н.К.Л.», ставшими впоследствии кинохитами, а другой сериал — «Маверик» — он сам превратил в кинохит. Профессиональный игрок Брэт Маверик (Мел Гибсон) едет на большой покерный турнир, собирая по дороге деньги со своих должников, чтобы сделать необходимый взнос. Вдоволь наигравшийся с Гибсоном в «Смертельном оружии» (кстати, в «Маверике» есть камео Дэнни Гловера), Доннер раскрывает комедийную сторону артиста, но не забывает давать ему в руки пистолет, с которым Гибсон, конечно, смотрится органичнее, чем с карточной колодой.

6.6
Убийцы
1995, Боевик

Поставленный по сценарию тогда еще братьев Вачовски олдскульный боевик, рассказывающий про противостояние двух киллеров в исполнении Сильвестра Сталлоне и Антонио Бандераса (последний, кстати, играет конченого психопата). Когда к ним присоединяется Джулианна Мур, начинается вообще что-то невероятное.

6.6
Теория заговора
1997, Триллер

Пятая совместная работа Ричарда Доннера с Мелом Гибсоном, который тут играет нью-йоркского таксиста, тайно влюбленного в помощницу прокурора (Джулия Робертс) и одержимого мыслью о заговоре. Помните, если у вас паранойя, это не значит, что за вами не наблюдают.

Доннер мечтал поставить и пятую часть «Смертельного оружия», но его планам, к сожалению, не суждено было осуществиться. Ну что же, финал, в котором Риггзу и Марто задницы надирает Джет Ли, тоже выглядит достойно.

Ричард Доннер поругался с продюсерами Александром и Ильей Залкиндами, из-за чего вторую картину о Супермене доделывал Ричард Лестер (режиссерская версия Доннера увидела свет только в 2006-м). В ней достаточно много отличий (скажем, Кларк Кент ругается с голограммой не мамы, а папы), но все так же много духа авантюрного приключенческого кино, который роднит семидесятнические супергеройские блокбастеры не с «Человеком из стали» Зака Снайдера, а с комедиями Блейка Эдвардса.

Похмельный полицейский-взяточник (Брюс Уиллис) наутро после неправедной и нетрезвой ночи должен доставить в суд гугнивого афроамериканца (Мос Деф). Подвергшись нападению, герой вместе с подконвойным баррикадируется в ближайшем баре, наливает себе еще, звонит в участок, но вместо подмоги появляется бывший напарник с подозрительными разговорами про чувство локтя и полицейское братство. Если бы Брюс Уиллис весь фильм держал оборону в баре, это было бы великое кино. А так — просто очень хорошее.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все