Москва

Лучшие боевики 2020 года

С экшеном в кино (да и в жизни) в последнее время на удивление все неплохо: вслед за «Джоном Уиком» на экраны стали выходить и другие отличные каскадерские боевики (причем даже в России!). «Афиша» собрала самые драйвовые и впечатляющие, на наш вкус, фильмы этого года.
Евгений Ткачёв, Арсений Омельченко, Станислав Зельвенский, Фарид Бектемиров
19 декабря 2020

исторический, драма

Черно-белая эстетская китайская военная драма

Шанхай, 1941 год. Китайская актриса Юй Цзинь (Гун Ли), мужа которой в плену держат японцы, занята в спектакле «Субботний роман», который ставит ее бывший возлюбленный. Параллельно она собирает информацию для союзников — эта задача облегчается тем, что она похожа на покойную жену одного из высокопоставленных военных чинов. Вскоре девушка выяснит, что японцы готовятся напасть на Перл-Харбор, но в конечном счете это ничего не изменит. Очень красивое кино с очень мутной детективной интригой: чтобы распрямить сюжет, понадобиться собрать коалицию на реддите, да и то не факт, что это поможет. В экспериментальном фильме Лоу Е хватает двойных и тройных агентов, а где заканчивается сцена и начинается жизнь, не всегда понятно — да и, наверное, не так существенно важно, ведь картина подкупает в первую очередь не запутанным нарративом, а эстетским черно-белым изображением, стилизацией под фильмы-нуар сороковых годов, а также филигранной работой со звуком. Учитывая то, что в ленте всю финальную треть только и делают, что стреляют, полное ощущение, что стреляют по тебе. Все это, конечно, роднит «Субботний роман» с «Дюнкерком», ну и вообще это не просто боевик, а большое и серьезное искусство, штучный товар.  

боевик, приключение, криминальный

Эталонный женский кинокомикс про полюбившуюся публике злодейку

Лучшее, что было в провальном «Отряде самоубийц», — это Марго Робби, поэтому неудивительно, что ее героиня Харли Квинн уже забронировала себе место в грядущем сиквеле-перезапуске Джеймса Ганна (куда взяли лишь пару-тройку актеров из оригинального состава) и обзавелась сольным фильмом — правда без Джокера, на которого у DC Films в прошлом году были свои планы. Собственно, с расставания героев, которое Харли отмечает символическим взрывом химзавода, и стартует повествование. Однако освободившись от токсичных во всех смыслах отношений, Харли обнаруживает, что ее скорейшей кончины желает едва ли не половина Готэма. В попытках найти себя (а заодно сбежать от десятков разъяренных громил) Харли впутывается в мутную историю с участием мафиозных кланов, таинственного алмаза и мстительницы в маске (глава преступников в исполнении Юэна МакГрегора, конечно, тоже не обходится без супернаклонностей). Вскоре в сюжетный водоворот затягивает еще и местную полицейскую, певичку-каратистку и сироту-воровку, из которых после многочисленных драк и перепалок вырастает команда «Хищных птиц», способная с шиком надрать зад любому зарвавшемуся гангстеру (среди злодеев, разумеется, только мужчины). В фильме есть две безусловные удачи. Первая — дебютировавшая в Голливуде режиссерка с китайскими корнями Кэти Янь («Мертвые свиньи»), которой удалось на удивление мастеровито и талантливо сбалансировать все элементы этой эклектичной картины, с самого начала найдя нужный ритм и визуальный стиль. Вторая — невероятная постановка экшена от студии 87Eleven Чада Стахелски, которая за пару лет снискала славу лучшей в мире по части трюков и боевых сцен (визитной карточкой студии стала франшиза самого Стахелски «Джон Уик».). Ну а момент с резинкой для волос, поданной во время боя, вообще должен поделить все женские боевики на до и после «Птиц». К сожалению, дурной маркетинг (в частности, слово «эмансипация» в английском варианте названия) несколько подпортил картине прокат, особенно в Северной Америке, из-за чего над сиквелом пока повис жирный знак вопроса.

боевик, триллер

Лихой экшен про наемника в индийских фавелах

Амбициозный боевик, призванный из Тора сделать Джона Уика. По сюжету один бангладешский наркобарон крадет у другого — индийского — сына (Рудракш Джайсвал). Из плена мальчика берется вызволить печальный наемник Тайлер Рейк (Крис Хемсворт), который еще не в курсе, что у него в этом деле появился конкурент (Рандип Худа). Фильм, спродюсированный братьями Руссо («Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал»), вырос из их же комикса «Ciudad», поэтому было бы интересно взглянуть на сценарий: судя по обилию экшена и довольно скупым диалогам, он тоже был в картинках. В оригинале лента, кстати, называется менее пафосно («Эвакуация»), но люди, придумавшие русское локализованное название, зрят в корень — из всего этого вполне может вырасти франшиза (и действительно: уже идет работа то ли над сиквелом, то ли над приквелом). Что в первую очередь нужно знать про «Тайлера Рейка»? Это круто поставленный, качественный каскадерский боевик уровня «Джона Уика» или, скажем, «Взрывной блондинки», что, наверное, неудивительно: в режиссерское кресло сел бывший каскадер и дублер Криса Эванса — Сэм Харгрейв. В фильме много чего взрывается, постоянно стреляют (что ни выстрел, то контрольный), когда же заканчиваются пули, герои идут врукопашную, разнося все вокруг себя. Помимо этого, есть грандиозная, снятая одним планом десятиминутная сцена погони. Так что, в общем, понятно, почему «Тайлер Рейк» стал самым популярным фильмом на Netflix (99 млн просмотров!). Но все же, несмотря на все пиротехнические достоинства картины, необходимо признать, что в ней нет сюжета на два часа. Руссо и Харгрейв старательно раздувают драму (по большей части самого Рейка), но как бы они ни вдохновлялись вторым «Терминатором», это очень марвеловская, увечная драматургия, состоящая из длиннот, которые противопоказаны фильму категории «Б», каковым «Рейк» по своей сути и является. Ну и вообще, довольно символично, что и на Netflix наибольшей популярностью пользуется собирательный «Марвел».

боевик, комедия, криминальный

Нестыдное возвращение брутальной комедийной парочки из девяностых

«Плохие парни» навсегда остались золотым стандартом залихватского мачистского боевика, уже к середине нулевых окончательно свалившегося с парохода современности. Поэтому от запоздавшего на 17 лет продолжения уж точно не ждали ничего прорывного, особенно когда стало известно, что у руля вместо Джо Карнахана («Козырные тузы», «Команда «А») встал малоизвестный бельгийский дуэт Биляля Фаллаха и Адиля Эль Арби («Черный», «Бандос»). А зря — ведь у них вышел не просто неплохой боевик, но полноценный перезапуск давно, казалось, заглохшей франшизы. Фильм начинается с того, что Маркус Бернетт (Мартин Лоренс) становится дедушкой и решает завязать с полицейской карьерой. Однако пенсию приходится отложить, ведь на верного напарника Майка Лоури (Уилл Смит) — все такого же богатого и холостого — объявил охоту подросший сынок погибшего мексиканского наркобарона. Помогать двум ветеранам в борьбе с юной преступной порослью будет такой же молодежный, расово и гендерно разнообразный спецотряд полиции с дронами и бывшей девушкой Майка (Паола Нуньес) во главе. Вокруг темы отцов и детей, в общем, и крутится весь фильм: от сюжетных финтов до центрального конфликта. Олдскульные копы-бумеры постоянно щеголяют своей наигранной брутальностью, в то время как миллениалы стараются не идти напролом, а действовать хитростью. На всех фронтах в итоге побеждает дружба, но сам процесс выглядит захватывающе и динамично. Новички по части больших голливудских блокбастеров Фаллах и Арби с честью несут знамя Майкла Бэя, перевыполняя норму по взрывам и погоням и даже обходя основателя франшизы по части рукопашной. Хорошая касса недвусмысленно намекает, что четвертой части не придется ждать еще 17 лет.

боевик, комедия

Разгильдяйский боевик с Дэниелом Рэдклиффом, убивающим почти без рук

Веселое и безбашенное кино, которое легко описать следующим хай-концептом: «Что если обычному интернет-ботану приделать пушки к рукам и натравить на него убийц?» Написал и снял фильм новозеландский новичок Джейсон Ли Хауден, до этого прославившийся среди ценителей треша комедийным метал-хоррором «Смертельный оргазм». По сюжету в мире набирает популярность новая интернет-игра «Скизм», где можно в реальном времени наблюдать за настоящими побоищами уголовников и психов буквально на соседней улице. Все в восторге, кроме Майлза (Дэниел Рэдклифф) — заурядного программиста, который своим троллингом в сети не на шутку разозлил организаторов игр. Однажды к нему в дом вламываются громилы, но вместо простой взбучки решают проучить его хитрее — буквально приделывают к его рукам пистолеты (так, что даже поход в туалет становится приключением) и заставляют охотиться на вышедшую из-под контроля главную звезду игры Никс (Самара Уивинг). Компанию комичному Рэдклиффу (низкий поклон стилистам картины за дополнение к рукам-пушкам в виде халата и тигротапочек) составляет главная звезда последних лет Самара Уивинг («Няня», «Я иду искать»), которая здесь изо всех сил старается не быть сексуальной. Весь фильм снят в расхлябанно-комиксовой манере в духе «Скотта Пилигрима против всех», но при этом с гораздо большим градусом экранного насилия, совсем как в «Геймере» Невелдайна и Тейлора. Боевые шоустопперы тут сделаны с большой изобретательностью и модными сверхдлинными планами, некоторые даже по-геймерски от первого лица (привет Илье Найшуллеру с его «Хардкором»). Также радует отсутствие лишних соплей и уместный для жанра черный юмор на грани дозволенного.

боевик, комедия, криминальный

Классный комедийный экшен с Марком Уолбергом

Один из нетфликсовских хитов — отличный олдскульный комедийный экшен, после премьеры которого люди стали обнимать режиссера Питера Берга («Хэнкок», «Морской бой») на улице, и, если честно, к ним хочется присоединиться. По вайбу это что-то восьмидесятническое, наподобие «Слежки». Слишком сознательный полицейский Спенсер (Марк Уолберг) после избиения своего мудака-начальника попадает в тюрьму, а когда выходит на свободу, решает стать дальнобойщиком. Но не тут-то было! Бывший начальник погибает, подозрение первым делом падает на Спенсера, и вот бывший коп в компании чернокожего громилы (Уинстон Дьюк), саркастического арендодателя (Алан Аркин) и своей (у них все сложно) девушки-грумерши (Илайза Шлезингер) пытается не только обелить собственное имя, но и распутать преступление. У «Спенсера» недурственный сценарий (одним из авторов числится Брайан Хелгленд — «Расплата», «История рыцаря», «Легенда»), написанный по мотивам книжки Эйса Аткинса. Большую часть времени герой Уолберга (это, кстати, уже его пятая совместная работа с Бергом) ходит и разговаривает с людьми (на самом деле, конечно же, собирает информацию, допрашивает свидетелей, раскладывает улики, восстанавливает хронологию событий, выстраивает историю), но далеко не всем из его окружения это нравится. Многие — от продажных копов до собак — хотят покусать Спенсера за то, что он пытается восстановить справедливость и делать свое дело. Из других плюсов: острая на язычок героиня Шлезингер, выплевывающая саркастические остроты со скоростью пулеметной очереди, и не менее остроумный Алан Аркин (как бы Альфред при Бэтмене и Робине), находящиеся в интересных взаимоотношениях друг с другом персонажи и всякие детали, которые срабатывают ближе к финалу. Короче, не верьте западным критикам — да, это никакой не шедевр, но веселое развлечение для тех, кто в теме.

детектив, боевик, фантастика

Метабоевик с временной петлей — от создателя «Козырных тузов»

Многострадальный проект великого экшен-выдумщика Джо Карнахана («Козырные тузы», «Команда «А»), который сначала несколько лет пролежал на полке, а теперь второй год не может выйти в прокат, зато уже есть в сети, куплен видеосервисом Hulu и по слухам может оказаться и в российских онлайн-кинотеатрах. В главной роли уже игравший у Карнахана в «Схватке» Фрэнк Грилло. Ассистирует ему сборная звезд калибром покрупнее в составе Мела Гибсона, Наоми Уоттс и Мишель Йео в роли скучающей в баре мастерицы меча. По сюжету день у бывшего спецназовца Роя не задался с первых секунд: мало того что все вокруг пытаются его убить, так еще и после смерти все начинается заново — каждое утро он просыпается от пролетающего над головой мачете. Теперь ему предстоит справиться с десятком эксцентричных наемников-убийц (это же Карнахан!), спасти бывшую жену и сына, а заодно предотвратить апокалипсис, одолев главного босса (оригинальное название фильма — «Boss Level»). Фантастика в фильме Карнахана (в отличие от, скажем, «Грани будущего», с которым фильм трудно не сравнить) даже не претендует на маломальскую «научность». Она нужна тут лишь для галочки, что роднит «Boss Level» со старыми аркадными играми, которые автор с нескрываемым удовольствием цитирует. Они же помогают, с одной стороны, оправдать прямолинейность формы, с другой — нащупать связь поколений, ведь тема отцов и детей и упущенной близости проходит через повествование красной нитью, сшивая разрозненные куски этого незамысловатого, но по-своему мудрого боевика. На месте и фирменный карнахановский юмор, который чернее ночи!

боевик, криминальный

Оригинальный Гай Ричи двадцатилетней выдержки

Спустя 20 лет, наснимав всевозможных мета- и ретробоевиков (и даже замазавшись в диснеевском игровом ремейке «Аладдина»), главный британский краудплизер рубежа веков возвращается к коронному жанру — лихо закрученной криминальной комедии. В роли максимально обаятельного пушечного мяса Мэттью МакКонахи, Хью Грант, Колин Фаррелл и Чарли Ханнам (уместно заменяющий выбывшего Брэда Питта). Завязка довольно запутанного сюжета следующая: подпольный конопляный барон всея Англии Микки Пирсон (американец по происхождению МакКонахи) решает отойти от дел, продав свой стремительно легализующийся бизнес чванливому британскому лорду. В этом ему будут мешать отмороженный китайский бандит (Генри Голдинг), русская мафия и ушлый журналист (Хью Грант), а помогать — любимая супруга (Мишель Докери), преданный подручный (Чарли Ханнам) и сердобольный тренер (Колин Фаррелл) с целым выводком молодых бойцов-блогеров в уже успевших стать трендом года потешных спортивках. Получилось ли у Ричи войти в одну и ту же реку дважды? Скорее да. Нужно ли это кому-то в 2020-м? Судя по неплохой кассе (особенно в России) и теплому приему у зрителей и критиков — тоже да. Хотя избавиться от ощущения дежавю (порой вполне приятного) трудно — и кажется, что сам режиссер снимает все это, слегка позевывая. Но в целом наступать вместе с ним на те же грабли, что и 20 лет назад, почти так же весело, особенно учитывая, что бывшие конкуренты (к примеру, «старший брат» Тарантино и «младший» — Мэттью Вон) давно покинули этот уютный и уже, кажется, мало кому нужный жанр.

боевик

Возвращение Скотта Эдкинса и Луиса Мандилора

В лучших традициях боевиков 80–90-х годов в самом начале сиквела нам не объяснят, как главные герои фильма — коллекторы Френч (Скотт Эдкинс) и Сью (Луис Мандилор) — выжили в финальной перестрелке предыдущей картины. Да это и не нужно: мера художественной условности «Коллекторов» такова, что если бы нам объяснили, это было бы предательством по отношению к зрителям — в данном случае мы такой сценарий готовы принять на веру (к тому же подробная завязка действительно бы утяжелила фильм). В итоге выживший Сью приходит к Френчу и говорит, что ему нужна помощь — снова выбить долги, на сей раз из трех персон: первая из них (бывшая девушка Сью) живет в Лас-Вегасе... Как и в первом фильме, во втором есть не только мачизм, сексизм и мизогиния, но и прием. Если в предыдущей картине это были метафоричные коровы, идущие (как и главные герои) на убой, то теперь — два черных ангела смерти, которые присматривают за Френчем и Сью. Учитывая пессимистичную концовку «Коллекторов», начинает даже казаться, что протагонисты очутились в чистилище. Однако режиссер Джесси В.Джонсон («Тройная угроза», «Британский психопат») — не Невелдайн и Тейлор (дилогия «Адреналин»), он не дружит с метафизикой, поэтому «Коллекторы» так и останутся существовать в сугубо реалистическом ключе (а жаль). В остальном сиквел сильно прибавил в драйве (есть, например, семиминутная сцена драки в подворотне, будто бы подсмотренная в «Чужих среди нас» Джона Карпентера), но просел в плане драматизма: герои Эдкинса и Мандилора поменялись местами (первый теперь отвечает за мозги, а второй — за мускулы), но из истории исчез спусковой механизм, который превращал этот боевик в трагедию.

боевик, триллер, криминальный

Французский боевик про автомеханика и коррумпированных полицейских

Экшен про водилу — на сей раз французского производства. По сюжету Лино (Альбан Ленуар, бывший каскадер и один из авторов сценария) вместе с младшим братом таранит на тачке магазин. Брату удается скрыться, а вот Лино — нет. Впрочем, сидеть парню не придется: ради условно-досрочного освобождения он становится полицейским механиком, который совершенствует машины фликов для погони. И все вроде бы идет хорошо (у него даже завязывается роман с брутальной темнокожей полицейской в исполнении Стефи Сельмы), но только до того момента, пока коррумпированные копы не решают убить комиссара Чара (Рамзи Бедья) и свалить вину на Лино. Самое поразительное (и концептуальное) в боевике Гийома Пьерре — это то, что Альбан Ленуар вместо того, чтобы гонять на автомобиле, как Вин Дизель или Джейсон Стэтем, весь фильм должен его искать (главному герою нужно найти пулю в салоне машины, которая является доказательством его невиновности). Однако, несмотря на то что погонь в картине не так уж и много, экшена в ней хватает: побег из полицейского участка, драка в гараже, поездка в горящем авто — все каскадерские сцены в «Потерянной пуле» сделаны с максимальной выдумкой и впечатляющим профессионализмом. Так что не сомневайтесь: у Франции тоже есть достойный контент на Netflix!

боевик, триллер

Невероятно жестокая франко-бельгийская криминальная драма

Режиссер «Лукаса» с Жан-Клодом Ван Даммом Жюльен Леклерк продолжает дело нового французского хардкора. На этот раз главный герой — умирающий от онкологии владелец лесопилки Саид (Сами Буажила), которому на своей территории приходится дать бой вооруженной до зубов шайке наркоторговцев. По завязке все это немножко похоже на «Дикого» с Джейсоном Момоа, но лишенного всяких цензурных соображений; возможно, «Земля и кровь» — самый жестокий фильм Netflix. Персонажей тут убивают максимально неприглядно и жестоко, поэтому зрителям со слабыми нервами стоит поостеречься. Всех остальных ожидают незабываемые финальные 15 минут, когда картина срывается с цепи и превращается буквально в сплэттер.

боевик, драма, криминальный

Криминальная элегия от французского Майкла Манна

Вошедший вместе с «Потерянной пулей» в топ-10 самых просматриваемых зарубежных фильмов на «Нетфликсе» (у «Пули» — второе место, у «Города мошенников» — третье), новый фильм Оливье Маршаля («Набережная Орфевр, 36», «Очень страшный детектив»), которого принято называть французским Майклом Манном не только за то, что он так же элегантно умеет снимать перестрелки. Действие картины происходит в Марселе, одном из самых криминогенных французских городов, а в центре замеса, как и положено в большой криминальной драме, оказываются бандиты и ничем не уступающие им в беспринципности и жестокости полицейские (солирует флик с чудесной фамилией Вронский (Ланник Готри); будут, разумеется, разговоры и про «Анну Каренину», причем в самом начале). У фильма крайне запутанный сюжет, но главная его мысль, точно разлагающийся труп в воде, плавает на поверхности: все повязаны, а значит, все получат по заслугам. Это мрачное, элегичное и чертовски мизантропическое кино: так и хочется сказать, что так больше полицейские драмы никто не снимает, и, учитывая преклонный возраст Маршаля, это не будет лукавством.

боевик, криминальный

Злободневный датский боевик

Датский фильм, дебют. Его по понятным причинам все называют датскими «Отверженными». Главные герои — двое полицейских: один постарше и слегка расист, второй вроде бы нет, но со своими тараканами. В городе беспорядки, после того как полиция при задержании едва не убила молодого иммигранта. Когда тот все-таки умирает в больнице, патрульные (вместе с очередным подхваченным по дороге ни за что арабским пареньком) оказываются запертыми в бушующем гетто без поддержки коллег. Не Карпентер, конечно, но сделано довольно борзо. И злободневно, чего уж; трудно поверить, но сцену в прологе с арестом и репликой «Я не могу дышать» сняли, очевидно, еще до убийства Джорджа Флойда.

детектив, боевик, триллер

Лютый боевик для всех, кому не хватало новой «Никиты»

Ее звали не Никита, а Стефани Патрик (Блейк Лайвли), но жизни у них, в принципе, сложились схожим образом. После смерти родных в авиакатастрофе Стефани пустилась во все тяжкие (героин, проституция), пока к ней однажды не пришел журналист-расследователь (Раза Джеффри) и не сказал, что крушение самолета на самом деле было терактом. Узнав это, девушка нашла в британской глуши информатора-репортера, бывшего сотрудника MI-6, некоего Би (Джуд Лоу), который, прикинув варианты, вызвался сделать из Стефани смертельное оружие, чтобы она смогла отомстить всем виновным. Героиня Лайвли не первая Элиза Дулиттл — и не первая Элиза Дулиттл, которая никому не желает добра (а Джуд Лоу не первый Пигмалион), но стоило сдуть пыль с заскорузлого мифа о Галатее, и он заработал как часы. Фильм снят по роману Марка Бернелла, который сам же написал сценарий, а Лайвли стрижена под Анну Парийо, но не сюжет и не референсы двигают этот фильм, а чистая киногения. Режиссерка Рид Морано («Луговая страна», «Я думаю, теперь мы одни») по первой профессии операторка, поэтому она, как, скажем, и Питер Хайамс, знает, как работать с естественным освещением, — а еще она, как и Хайамс, умеет снимать экшен так, чтобы все обалдели. «Ритм-секция» — крайне жестокое (и жестокосердное) кино, которое наносит удары с методичностью молотка Хоакина Феникса из «Тебя никогда здесь не было», и это сравнение неслучайно: то кино тоже сняла режиссерка — великая Линн Рэмзи. А если учесть, что в прошлом году еще был лютый «Соловей» Дженнифер Кент и брутальное «Время возмездия» Карин Кусамы, то вообще можно решить, что женщины в эпоху #MeToo перещеголяли мужчин в изображении насилия (и это будет правдой).

боевик, триллер, криминальный

Олдскульная криминальная комедия от сценариста «Криминального чтива»

Роджер Эйвери известен прежде всего как соавтор великих фильмов Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» и «Бешеные псы» (и в меньшей как режиссера замысловатого фильма-ограбления «Убить Зои»). Недавно он решил перезапустить свою не слишком удачную режиссерскую карьеры после почти 15-летнего молчания, выбрав для этого коронный материал — лихо закрученную черную комедию. По сюжету бывший взломщик Ред (Люк Брейси) после трехлетней отсидки выходит на свободу, где его, помимо ударившейся в современное искусство супруги (Нина Добрев) и перешедшей исключительно на французский дочки (Элла Райан Куинн), ждет кругленькая сумма от последнего налета. Но она же и источник новых проблем — ведь во время ограбления случайно погибла любимая собака окончательно слетевшего с катушек убийцы Люка Шалтье (Криспин Гловер), который теперь одержим местью всем, кто причастен к этой истории (стеб на «Джона Уика» засчитан). Во время просмотра трудно отделаться от ощущения дежавю — ведь сюжет напоминает попурри из всех посттарантиновских криминальных комедий разом. При этом клеятся в единую картинку они как-то уж слишком механистично и без души. Однако и такой волны критики, которая обрушилась на фильм, он явно не заслужил — ведь на месте здесь и фирменные острые диалоги, и запоминающиеся персонажи, и дурацкие ситуации, перерастающие в лихие перестрелки. Так что фильм можно смело рекомендовать всем, кому в этом году не хватило «Джентльменов» Гая Ричи.

драма, военный

Снятая одним планом военная драма Сэма Мендеса

Удивительный формалистский эксперимент режиссера Сэма Мендеса и оператора Роджера Дикинса: снятый одним планом один весенний день 1917 года из жизни британских солдат (Дин-Чарлз Чапман и Джордж МакКей), которые на полях Первой мировой войны должны пересечь вражескую линию фронта и доставить послание союзникам. Спешим сообщить, что это завораживающее путешествие в самое сердце войны и настоящий взрыв мозга. Отметим, что для фильма были написаны два сценария: один обычный, с актерскими репликами и локациями, а другой — со схемами, картами, движением артистов и камер. К слову, картину снимали на компактную Arri Alexa Mini LF, которая позволяет работать даже в чрезвычайно тесных помещениях. А поскольку съемки (в отличие от «Бердмэна» или, скажем, «Веревки») проходили на натуре, группа не могла ставить искусственное освещение и часами ждала, пока солнце не скроется за облаками.

исторический, драма, военный

Добротное военное кино с командой звездных сыновей (и даже внуков)

Неожиданно крутое военное кино по бестселлеру журналиста Джейка Таппера о героической обороне американских солдат в Афганистане. Поставить фильм взялся Род Лури («Последний замок», ремейк «Соломенных псов») — в прошлом сам профессиональный военный. Помимо бритого наголо потертого красавца Орландо Блума к картине прикомандировали отряд из отпрысков знаменитых голливудских династий: сыновей Клинта Иствуда, Мела Гибсона, Мика Джаггера и даже внука Ричарда Аттенборо. Фильм рассказывает о бое за Камдеш — произошедшем в 2009 году сражении между полусотней американских военных и превосходящими почти в 10 раз силами талибов. Будущим героям (ордена и медали после получил чуть ли не каждый пятый) пришлось оборонять форпост Китинг — богом забытое место в афганской глуши, расположенное на редкость неудачно для военной базы. Все с нетерпением дожидаются закрытия поста, но нерасторопность командования в итоге приводит к трагедии, стоившей восьми потерянных жизней (всего в бою были ранены 22 человека). Картина делится на две почти равноценные половины. Первая — размеренное бытописание военного времени с грубоватой романтикой и казарменным юморком в духе «Поколения убийц» Дэвида Саймона. Вторая — 45-минутная батальная сцена, которая за счет хронометража, длинных планов и проездов создает ощущение действительно изматывающего и кровопролитного сражения (реалистичность боев оценили и участники событий, трое из которых помогали на площадке и появились в эпизодических ролях). При этом Лури удается сбалансировать обе части картины и не переборщить с пафосом и патриотизмом, что на выходе дает чуть ли не идеальный военный фильм 2020 года — наследующий классику, но при этом не застрявший в прошлом.

боевик, драма, военный

Ничего особенного, просто самый кассовый фильм 2020 года

С пандемией лучше всего справился Китай: мало того что там оперативно гасятся вспышки коронавируса, так еще и кинотеатры переживают не упадок, а расцвет — и помогают им в этом (да-да) стриминги. А учитывая то, что североамериканский прокат на время локдауна оказался на лопатках, самым кассовым фильмом 2020 года оказался проект из Китая: национальный блокбастер «Восемь сотен» собрал почти 469 миллионов долларов. Надо, впрочем, оговориться, что юанями за него главным образом проголосовали местные зрители, но китайский кинорынок настолько велик, что этого хватило, чтобы выйти в лидеры мирового проката. Что же собой представляет «Восемь сотен»? Это военно-патриотический боевик, рассказывающий о том, как в 1937 году во время Японо-китайской войны 400 солдат из 524-го полка 88-й дивизии Народно-революционной армии Китая четыре дня и четыре ночи держали оборону склада Сыхан в Шанхае от Императорской армии Японии, в то время как вокруг склада, согласно фильму, круги наворачивал белоснежный конь апокалипсиса. После эти солдаты (то ли «300 спартанцев», то ли «28 панфиловцев») вошли в историю как «800 героев», несмотря на то что к началу обороны половина из них уже погибла во время Шанхайского сражения. Самое интересное, что изначально фильм лег на полку на целый год из-за цензурных соображений и спорного изображения гоминдановских солдат, но стоило его оттуда достать — и вуаля: он стал десятым по успешности фильмом в истории китайской киноиндустрии. Тому, конечно, есть веское обоснование: картина выглядит дорого и богато, совершенно по-голливудски (это первый китайский фильм, полностью снятый в формате IMAX). Непрекращающиеся бои захватывают дух, камера как приклеенная всюду следует за героями, а зрителям, как и защитникам склада, дают совсем мало времени на передышку. Единственное, однако, что может вызвать отторжение у западных зрителей, это наэлектризованная идеологизированность ленты, зашкаливающий патриотический пафос, по сравнению с которым «Сталинград» Федора Бондарчука или, скажем, «Движение вверх» Антона Мегердичева в глазах их хейтеров перестанут быть патриотическими произведениями. Но это плата, которую приходится платить за вход в мир большого китайского кинематографа.

боевик, драма, криминальный

Нервозный боевик о молодых грабителях во времена экономического кризиса

Крепкий корейский боевик, из-за пандемии вышедший сразу на Netflix (не без скандала и судов). Вообще, режиссеру Юн Сон Хену («Холодная ночь») очень повезло со временем релиза, ведь дух легкого ненавязчивого апокалипсиса, витающий над фильмом, пришелся в 2020 году как раз ко двору. По сюжету в недалеком будущем (пока снимали фильм, оно уже чуть ли не наступило) в Южной Корее начался тяжелейший экономический кризис. Ударил он и по молодому парню Чжун Соку (Ли Чже Хун), отсидевшему за всю банду и только что вышедшему из тюрьмы, ведь деньги, которые для него сберегли верные друзья, за три года превратились в бумагу. Теперь ради новой жизни на райских тайваньских островах (местный аналог Гавайев) придется пойти на еще одно дело — ограбить подпольное казино. Однако вместе с деньгами ребята случайно уносят с собой тайны местных воротил, и по их следу пускают беспощадного охотника на людей по кличке Хан (Пак Хэ Су). Не изобретая ничего революционного, фильм жонглирует уже известными жанровыми приемами, лихо перескакивая с одних рельсов на другие. Молодежной криминальной драме добавляют остроты с помощью атмосферы постапокалипсиса. Затем фильм и вовсе срывается в нервозный сурвайвл, когда обреченные ребята битый час бегают по полузаброшенному городу от неумолимого «терминатора». К финалу, когда антагонисту наконец удается воспитать себе идеального противника, от картины и вовсе веет суровым мужским кино в духе спагетти-вестернов.

боевик, триллер, криминальный

По-корейски жесткий боевик о киллере, спасающем маленькую дочку

Еще один свежий корейский экшен, успевший под конец 2020 года даже добраться до российского проката. Второй фильм режиссера Хон Вон Чана, до этого дебютировавшего в Каннах со своим «Офисом». В этот раз к нему присоединился оператор «Паразитов» и «Пылающего» Хон Ген Пе. Перед тем как уйти на покой, бывший правительственный «чистильщик» (Хван Чжон Мин) должен, как водится, выполнять последнее задание — убить жестокого головореза. Но перед самым отъездом в Панаму его настигает новость — в Таиланде погибла его бывшая девушка, а маленькая дочь, которую он никогда не видел, оказалась в руках у торговцев органами. Спасательную операцию осложняет то, что по пятам новоявленного папочки следует брат его последней жертвы — безжалостный и готовый на все мясник Рэй (Ли Чжон Чжэ). Мастерски снятый боевик в желтушных тонах и с все время заваленным горизонтом. По корейским заветам сюжет обостряет конфликты и оголяет нервы до предела, удерживая зрителя на самой грани зоны комфорта. Адреналиновые перестрелки и кровавая поножовщина тут в избытке, как и фирменное чувство безысходности, а финал с ненавязчивой моралью, что за все в жизни приходится платить. После такого лучше пару-тройку дней воздержаться от западных боевиков, которые будут казаться пресными и безвкусными.

исторический, драма, военный

Окопный фольклор оживает в ироническом экшене

Зима 1942 года. По советским просторам гуляет легенда о Красном призраке (Алексей Шевченков), который кладет фрицев со снайперской точностью, а к отряду русских партизан (Олег Васильков, Полина Чернышова, Павел Абраменков, Вячеслав Шихалеев, Николай Орловский и Владимир Гостюхин из «Восхождения» Ларисы Шепитько) прибивается околевший от холода, но непростой парень (Юрий Борисов). Вместе они пробираются к заброшенной деревне, где сталкиваются с карательным взводом нацистов, как раз охотящимся на Призрака. Тема Великой Отечественной войны, будучи объединяющей всех скрепой, уже порядком набила оскомину в российском кино. Тем удивительнее увидеть фильм, в котором война не скрепа, а сеттинг и повод для формалистского эксперимента, создания не просто истерна, а настоящего «красного» вестерна с музыкой, как у Эннио Морриконе (композитор — Сергей Соловьев), и задором, как у Квентина Тарантино. Вообще, при разговоре о «Красном призраке» невозможно не вспомнить «Бесславных ублюдков», ведь это такой же лихой, разнузданный и карикатурный кинокомикс, но поскромнее, конечно: у режиссера Андрея Богатырева («Иуда», «Дикая лига») нет столько денег, как у Квентина, поэтому свои ресурсы он использует экономнее и концептуальнее, из-за чего во второй трети «Призрак» превращается в ремейк «Рио-Браво» и оммаж всем осадным вестернам. Свистят пули, автоматные очереди превращают людей в решето, а гранаты разрывают их на куски — но все же «Призрак» не только бойкое стилистическое упражнение, но и драма, которая в финале берет за душу. Плюс Богатырев в этой картине кристаллизует советский миф, который превращается в оду русскому духу, но не в осанну ура-патриотизму — все-таки для пропагандистского искусства здесь слишком много издевательской иронии. Впрочем, как и в любом противостоянии с внешним врагом, тут можно разглядеть черты рессентиментной агитки (чего только стоит зловещий нацист Браун (Вольфганг Черни), во время перестрелки смеху, кажется, ради превращающийся в гендерно-флюидного головореза!). И, наверное, у кого-то «Призрак» вызовет такое же отторжение, как и недопонятое «Движение вверх», но все же фильм Богатырева — это не «Неуловимые мстители», а нечто большее, хотя бы потому, что гражданский пафос тут нивелирован лошадиной дозой висельнического юмора, а призрак не человек, а дух, который веет, где хочет.

боевик, фантастика, драма

Первый за долгие годы отечественный экшен о боевых единоборствах

Необычный для России проект родился из творческого тандема продюсерки Ольги Лоянич и режиссера и художника Дениса Крючкова (много работавшего над арт-проектами творческого объединения Gazgolder). Решив, что в России давно не выходило приличных боевиков, они поставили себе задачу не просто повторить успех индонезийского хита «Рейд», но и придумать для своего экшена нового русского героя со своим уникальным стилем боя (некоторые движения, к примеру, позаимствовали из танца «Казачок»). А воплотить на экране образ русского Стивена Сигала, Ико Ювайса и т.д. выпало Ивану Котику — актеру и каскадеру из труппы Джеки Чана, много лет снимавшемуся и практиковавшему кунг-фу в Китае. Как следует из названия, речь в фильме идет о рейдерском захвате завода — когда-то оборонного, а теперь разливающего водку. Чтобы не поднимать шум, брать предприятие идут в рукопашную (у охраны оружие накануне изымают подкупленные проверяющие), а руководит бандой спортсменов таинственный молчаливый наемник Никита (Иван Котик), у которого есть свои счеты к настоящим владельцам завода — подпольным торговцам оружием. Впрочем, криминальный сюжет здесь — скорее повод, чтобы продемонстрировать боевые таланты постановщиков и актеров картины. За редким исключением почти все на площадке — действующие или бывшие спортсмены: от простых рубак до чемпионов России и мира. И для каждого находятся свои пять минут славы: от поединков один на один до массовых побоищ — разок даже с применением мечей и алебард. Так что, несмотря на простоватый сюжет и прочие огрехи, для любителей высокого эстетского мордобоя кино будет настоящим сокровищем и поводом для совершенно оправданной национальной гордости.

драма, криминальный

Бонус: пятая серия главного гангстерского сериала 2020 года

Журналистский долг требует также предупредить, что самый чумовой экшен в этом году все же был показан не в кино, а по ТВ — в сериале «Банды Лондона», одним из шоураннеров и режиссеров которого стал Гарет Эванс (дилогия «Рейд», «Апостол»). Он же поставил грандиозную пятую серию (9,5 на IMDb!), которую можно смотреть в отрыве от всего сериала, потому что это филлер — и новое слово в плане зрелищности. Поверьте, такой стрельбы и адреналиновой драматургии вы еще не видели!