Москва

Кинопремьеры недели: «Конференция», «Доктор Лиза», «Глубже!» и «Король Стейтен-Айленда»

Сразу нескольких фильмов с «Кинотавра-2020», лютый белорусский слешер «Спайс бойз», новая комедия Джадда Апатоу и возвращение на экраны аниме «Мой сосед Тоторо» Хаяо Миядзаки — рассказываем про главные премьеры недели и убедительно просим не забывать про меры безопасности при посещении кинотеатров.
Евгений Ткачёв, Наталья Серебрякова, Станислав Зельвенский
21 октября 2020

драма

Трагические последствия теракта на Дубровке

Новый фильм Ивана И.Твердовского («Класс коррекции», «Зоология», «Подбросы»), рассказывающий о том, как спустя 17 лет после теракта на Дубровке, приведшего к захвату и гибели людей на мюзикле «Норд-Ост», пережившая эту трагедию монахиня Наталья (Наталья Павленкова) решает собрать других заложников, чтобы провести вечер памяти. Поскольку никто (в том числе директор ТЦ, сыгранный Яном Цапником) не хочет называть вещи своими именами, поминальное мероприятие получает статус конференции — и затягивается на весь вечер. Матушка Наталья не хочет выпускать пострадавших из зала, пока они не проговорят общую травму до конца. Такое, конечно, надо смотреть в кинотеатре — просто в силу того, что экран тут зеркалит зрительный зал и создает иной эффект погружения. Поскольку трагедия произошла на спектакле (кстати, я смотрел его: не на Дубровке, разумеется, а в записи, на большом экране, и, надо сказать, он до сих пор производит впечатление своим масштабом), Твердовский прибегает к театральным техникам: перформативности, реэнактменту (игровой реконструкции исторических событий), вербатиму (очевидно, что персонажи произносят документальные монологи). Если бы режиссеру хватило наглости совсем уйти в контемпорари-арт, сродни постдраматическому театру, то все это производило бы еще более мощный эффект (хотя и сделало бы, наверное, кино менее зрительским). Как бы то ни было, даже в таком конвенциональном варианте «Конференция» — впечатляющая мастерская работа, которая, как и ее лирическая героиня, ставит перед собой задачу изжить травму через проговаривание трагедии, а не конструирования жанровой фантазии, как было в случае пафосного боевика «Последнее испытание».

биография, драма

Один день из жизни специалистки по паллиативной помощи Елизаветы Петровны Глинки, сыгранной Чулпан Хаматовой

Елизавета Глинка (Чулпан Хаматова), которую все по-свойски зовут просто «Доктор Лиза», занята помощью бездомным и тяжело, чаще всего неизлечимо больным людям (как и было в реальной жизни). Поэтому, когда одной маленькой онкобольной девочке срочно понадобится морфий, доктор Лиза сначала попросит обезболивающее у своего хорошего знакомого врача (Константин Хабенский), а, получив отказ, украдет его. Довольно быстро это станет известно правоохранительным органам, перед которыми стоит задача «закрыть» Глинку. Арестовать женщину отправляют опера Колесова (Андрей Бурковский), который сначала не видит в этом проблемы, но чем дальше, тем больше проникнется к ней и тому, что она делает, симпатией. Чтобы захватить наше внимание, создатели картины нашли довольно простое, но вместе с тем эффектное решение: новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Выше неба») не байопик, а триллер. Он строится на элементарном драматургическом приеме, когда в течение одного, скажем так, «тренировочного дня» один человек учит другого милосердию, а тот, в свою очередь, столкнувшись со страшной изнанкой жизни, забывает про цинизм. Стоит признать, «Доктор Лиза» снята захватывающе и мастеровито, поэтому во время просмотра стараешься не обращать внимание на неизысканный энтэвэшный визуал и широкие мазки, которыми написана эта призывающая к состраданию, правозащитная, по сути, история. Одна благотворительница (Чулпан Хаматова, у которой есть свой фонд «Подари жизнь») отдает дань уважение другой (Елизавете Глинке) — грех жаловаться. Но если все же придираться, «сахарной ваты» в фильме могло быть поменьше, а докудрамы — побольше.

комедия

Александр Паль снимает порно с Любовью Аксеновой

Режиссера Романа Петровича (Александр Паль) увольняют из Главного театра страны (sic!), после чего он скатывается на самое дно: банк больше не дает заемов, а в кофейню он ходит с собственным термосом. Однако все меняется, когда он встречает старого однокурсника (Денис Васильев), который предлагает ему снимать порно. Роман соглашается, а поскольку он обладает ярко выраженным режиссерским методом, то и к съемкам порно подходит основательно и профессионально: подолгу разбирает с порномоделями — Лерой (Любовь Аксенова) и Тимуром (Олег Гасс) — их роли, так что они из моделей превращаются в настоящих актеров, нагружает ролики символической образностью. Все это приводит к тому, что режиссер сначала делает выдающуюся карьеру в порно, потом — в «Останкино», а затем и в Главном театре страны. У Михаила Сегала («Рассказы», «Кино про Алексеева», «Слоны могут играть в футбол») очень специфическое чувство юмора и интересная оптика — он умеет видеть привычные вещи в непривычном свете. «Глубже!» начинается очень бодро: одно загляденье смотреть на то, как Паль объясняет артистам из низкого, но глубокого жанра, что играть. Но затем этот трюк повторяется еще два раза — и это уже не так весело. Сегалу не хватает истории и иронии на два часа, а главный герой так и остается абстракцией. Он много разглагольствует о том, что люди вокруг врут (при этом не может быть искренен с самим собой), старается не расплескать свою самобытность, всюду носит ее с собой (отсюда термос), но когда речь заходит о больших деньгах, легко соглашается на то, чтобы его угостили. В фильме много сатиры на русский психологический театр, однако это настолько легкая мишень, что стебать его стыдно. Также авторы пытаются пройтись по театру современному, но, кажется, не совсем понимают, что это такое. В итоге картина выруливает в лав-стори между художником и его музой (свежо!), но это выглядит странно, потому что Любовь Аксенова в середине картины пропадет — вплоть до ее конца. Понятно, что Сегал хотел сделать нетривиальную success story, «историю успеха», но в своем желании быть не как все несколько перемудрил.

мультфильм, аниме, фэнтези, детский

Мультфильм Миядзаки про дикого, но симпатичного зверя

Самый камерный фильм выдающегося японского аниматора Хаяо Миядзаки — бенефис талисмана его студии Ghibli, дикого, но симпатичного зверя Тоторо, с которым знакомятся две недавно переехавшие в деревню девочки.

комедия, семейный

Роберт Де Ниро в роли упрямого дедушки

Своенравный мальчик Питер Стокс (Оукс Фегли) вынужден уступить свою любимую комнату овдовевшему дедушке (Роберт Де Ниро), а сам — занять чердак. Желая вытеснить деда, Питер разворачивает целую кампанию шалостей и грязных трюков, но малоподвижный старик оказывается куда изобретательнее, чем можно было себе представить. Что победит: юношеская прыть или многолетний опыт? Де Ниро не впервой играть роль пожилого родственника со скверным характером (смотрите хотя бы «Знакомство с Факерами»), но кто же знал, что он доживет до комедии, в которой его герой-бумер будет сражаться с зумером за жилплощадь.

трагикомедия

Новая комедия Джадда Апатоу в его фирменной манере

Фильм Джадда Апатоу — традиционная для него смесь грубоватой комедии и сентиментальной мелодрамы про семейные ценности. Новый фаворит и соавтор — молодой комик Пит Дэвидсон (потренировавшийся в «Взрослеть на полную») в квазиавтобиографической роли обаятельного татуированного губошлепа, в семь лет потерявшего отца-пожарного и 17 лет спустя продолжающего из‑за этого грустить. Для прозрачной рифмы мама (Мариса Томей), с которой он до сих пор живет, начинает встречаться с пожарным (Билл Берр).

драма

Семейная драма о прощании и надежде

Пожилая и неизлечимо больная женщина Лили (Сьюзан Сарандон) узнает о своем смертельном диагнозе. Она не хочет становиться обузой для окружающих и решается на эвтаназию. Три поколения ее семьи, включая двух взрослых дочерей, собираются в загородном доме на прощальный ужин. Во время печального воссоединения старые семейные дрязги выходят наружу. Новая картина Роджера Мичелла, известного тем, что в конце девяностых он снял «Ноттинг-Хилл» с Джулией Робертс и Хью Грантом и ряд проходных фильмов, но это не принадлежит к их числу.

триллер, драма

Хоррор о вреде наркотиков с хитами Тимы Белорусских

Фильм основан на реальных событиях, случившихся в Гомеле в 2014 году. Василиса (Маргарита Аброськина) возвращается в родную провинцию на свадьбу к подруге. Когда невесту Инну возмущает, что ее парень по кличке Чистый устроил себе внезапный мальчишник в загородном доме с друзьями Ламбадой и Колбасой, Василиса с Инной едут к нему. Василиса мирит молодоженов, вечеринка продолжается. Но парни употребляют спайс — и наркотическое веселье вскоре перерастает в кровавый галлюцинаторный хаос.

комедия, мелодрама

Тревел-комедия о кризисе среднего возраста

Маше (Светлана Ходченкова) 30, она живет на съемной квартире в полном одиночестве — ни мужа, ни детей, ни даже кота. Еще совсем недавно она покоряла столичную сцену, но с годами потеряла форму. К тому же она всегда стеснялась небольшого размера своей груди. Поэтому, когда бывший парень пригласил ее поехать отдохнуть на Эльбрус, она сразу согласилась. Там она встретила старых знакомых и испытала новые сильные чувства. Полнометражный режиссерский дебют Марии Шульгиной — сценаристки кинотаврского комедийного хита «Давай разведемся!».