Картограф Алина Старкова (Джесси Мей Ли) служит в Первой армии страны Равки, разделенной на зажиточную Западную и нищую Восточную непроходимым Тенистым каньоном. Когда на разведку в каньон направляют отряд следопытов, где служит возлюбленный Алины, девушка увязывается за ними. На сухопутный корабль следопытов нападают кровожадные чудовища волькры, и в Алине просыпается волшебный дар заклинательницы Солнца, который она использует как оружие. Людей с магическими способностями в Равке называют гришами, и Алину берут в оборот военные во главе с генералом Кэрриганом (Бен Барнс). Он командует Второй армией, состоящей сплошь из гришей, и с помощью Алины хочет уничтожить каньон и объединить страну. Кроме основного сюжета, где Алина переживает романтическую влюбленность в пригожего генерала, в сериале есть и чисто приключенческая авантюрная линия. Шайка воров во главе с владельцем игорного дома «Шестерка воронов» из торгового города Кеттердама тоже пересекает опасный каньон по своим бандитским делам, и скоро их пути с Алиной пересекутся.
Писательница Ли Бардуго, по книгам которой поставлен сериал, называет их жанр царь-панком. Он срисован с быта царской России и выглядит скорее живописно, чем смешно. Во дворце царя Петра, где Алина совершенствуется в магии, придворные носят красивейшие расшитые золотом кафтаны и папахи: если вы никогда не видели папаху с вуалью — вам сюда! Если в сериале «Великая» клюквенное шапито а-ля рюс служило созданию комедии, то здесь псевдорусский антураж работает на романтику: «Я хотела оживить мир святых и самоваров, суеверий, черной магии и придворных интриг», — говорит Бардуго. Что ж, это ей удалось. Созданная в сериале сказочная вселенная, где страна Равка страдает от вечной междоусобицы, а отважные авантюристы ищут посреди гражданской войны свое счастье, выглядит по-настоящему убедительно — а для жанра фэнтези это главное.
В викторианском Лондоне случается загадочное явление. Тех, кого оно коснулось, называют «отмеченными», потому что с ними произошли паранормальные изменения: кто-то теперь умеет выращивать ростки за доли секунды, кто-то умеет видеть будущее, кто-то умеет говорить сразу на всех языках. Среди «отмеченных» сильный гендерный перекос: женщин намного больше.
На пересказ полного сюжета пилота во всех его деталях не хватит ни нашего терпения, ни вашего внимания, так что ограничимся пока вышесказанным. Шоураннер Джосс Уидон, чье имя вымарывают из всех западных пресс-релизов в связи с его плохим поведением на съемочных площадках, когда-то имел статус сериального полубога: это с его подачи запустились культовые «Светлячок» и «Баффи». Однако в «Невероятных» былой свет то ли потускнел, то ли стал казаться менее ярким.
Это стопроцентно уидоновское шоу. Деконструкция патриархальных идей в декорациях мистики и фантастики, женские героини с претензией на роль эмансипе — все это мы уже видели в его работах раньше. Впрочем, «Невероятные» пока что не идут дальше с этими идеями, а всего лишь громче их проговаривают. В одной из первых сцен компания седых и белых реакционеров рассуждает о том, как бы поставить этих женщин к ногтю, вместе с «мигрантами» и «девиантами». Это второе фантастическое шоу HBO после «Страны Лавкрафта», претендующее на прямое социальное высказывание о современности. Такая категоричность — не обязательно плохо. Однако пока что основная идея кажется не до конца продуманной. Если завязка сценария — это метафора о том, как притесняемые получают рычаг власти, то почему волшебный рандом дает его не только женщинам и не только бедным, но и молодому лорду? В чем логика?
Не так давно в западной критике началась дискуссия о переизбытке шоу с нелинейным повествованием: недавние «Змей» и «Игрушка для взрослых» активно критиковались за чрезмерное использование флешбэков и флешфорвардов. Виновниками этого назначили студийных боссов, требующих от сценаристов начинать сериал с яркой сцены. «Невероятные» наглядно показывают, что беда и правда не в нелинейности (пилот ограничивается флешбэками в начале и в конце), а как раз в желании увлечь ярким стартом — сериал сходу вываливает на тебя тонну экспозиции и героев в надежде, что зритель как-нибудь да разберется. Уидон еще перед съемками называл «Невероятных» своим самым амбициозным и масштабным проектом. Однако пока что его диккенсиана с супергероями производит впечатление стены, в которую шоураннер кидал разный мусор в надежде, что хоть что-то да прилипнет. В сериале есть серийные убийства, команда плохих «отмеченных», плохие белые мужчины с седыми волосами, желающие отменить «отмеченных», банда мошенников под предводительством Ника Фроста, зловещий хирург с миньонами-подручными, приют для «отмеченных» в духе фильмов о Людях Икс (для полного сходства его содержит женщина на инвалидной коляске) — и это еще не все.
Но и без удач в сериале не обошлось. Во-первых, это две главные героини. Лора Доннелли прекрасно отыгрывает загадочность, остроумие и уязвимость, а Энн Скелли удачно контрастирует обезоруживающей простодушностью и мягким юмором. Во-вторых, Уидон иногда вспоминает о своем умении потрясающе писать диалоги. Ближе к концу пилота есть эпизод, когда несколько героев мимоходом обсуждают притеснения, власть и хаос — и фирменный уидоновский темп вместе с удачной режиссурой делают этот момент намного увлекательнее экшена «Невероятных». Возможно, шоураннеру стоило отказаться от претензий на супергероику и вольно экранизировать одну из книг Диккенса, как он однажды это сделал с Шекспиром? Что ж, теперь, когда Уидон самолично отстранился от проекта, разбираться с бардаком придется другим людям.