Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
19 июля 2022

5 новых российских сериалов в духе нуара и сканди-нуара

Евгений Ткачёв
На кинофестивале «Пилот», прошедшем в эти выходные в Иванове, показали огромное количество пилотных серий свежих российских сериалов. Из всего этого многообразия «Афиша» выбрала несколько проектов, сделанных в жанре детектива, нуара и даже сканди-нуара.
1703
Комедия

Мало на что похожий полицейский бадди-муви про двух напарников: бывалого питерского опера-заику Гошу (Гоша Куценко) и московского салагу Вадика (Кузьма Сапрыкин), который на самом деле хочет быть стендопером. Стендопер — опер, мечтающий стать стендапером, — настолько заманчивый концепт, что отказаться от него может только Данила Поперечный. Впрочем, стендап не единственный козырь сериала «1703», названного в честь года основания Санкт-Петербурга. Питер в «1703» — это город, в котором никогда не наступает рассвет. Действие в сериале концептуально происходит исключительно ночью, освещенной только всполохами неона. То есть это не просто нуар, а, как и «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Н.Виндинга Рефна и «Водоворот» Андрея Загидуллина, неоновый нуар, который способен похвастаться не только эстетской картинкой и мрачным вайбом, но и крутым, затягивающим сценарием.

Уже по «Секретам семейной жизни» было понятно, что сценарист Денис Артамонов, как любой миллениал, вырос на Квентине Тарантино и темных девяностнических триллерах, дух и букву которых он теперь воспроизводит в «1703». Однако, несмотря на обилие желтого цвета в кадре, сериал Артамонова и режиссера Сергея Сенцова («Физрук», «Дылды») черпает вдохновение не только в «Семи» Дэвида Финчера, но и в фильмах другого Дэвида — Линча. Сюжет периодически взрывается абсурдистским юмором. Да что там, пилот начинается со странной истории про слонов, которых индийский шах подарил Петру I. В конце первой серии, впрочем, станет понятно, зачем они нужны. Слон большой, его не спрячешь, а у Гоши есть семейная тайна размером со слона: его сын (Павел Табаков) стал не только трансперсоной, но и вебкам-моделью. Собственно, с похищения тела мертвой вебкам-модели из морга стартует сюжет «1703».

Напарники ездят по городу, собирают информацию, допрашивают свидетелей (одним из них оказывается музыкант Шарлот, в пилоте еще появится комик Илья Соболев и рэпер Микси), раскладывают улики, восстанавливают хронологию событий, выстраивают историю. При этом Гоша и Вадик в самую последнюю очередь похожи на Раста Коула и Марти Харта. Несмотря на напускную брутальность Гоша не антикиллер, а человек с тонкой душевной организацией (ну правда, какой мачо у себя в машине будет слушать по кругу десять песен Татьяны Булановой?), а Вадик косплеит Коломбо, не только в плане обаяния и услужливости, но и в отношении гардероба: у него такой же плащ, как у великого сыщика. А еще парень оказывается зажат между двумя абьюзерами: с одной стороны напарником, а с другой — третирующей его инфернальной невестой (Софья Лебедева с черными контактными линзами), ради которой он переехал в Питер. Вообще, следователи существуют в каком-то удивительно волшебном пространстве. Освещенный камином кабинет их начальника (дослужившегося до лейтенанта Васи Рогова) похож на келью алхимика, а окружающие их персонажи — на героев прозы магических реалистов (чего только стоит Египтянин!). Неслучайным образом в сериале будет упомянуто и творчество группы «Пикник». Пока «1703» выглядит таким же таинственным и будоражащим, как стершийся египетский иероглиф. Что несет сериал в зажатых ладонях? Скоро узнаем!

Смотреть на Okko

Не первая (см. как минимум «Мертвое озеро») попытка снять сканди-нуар на негостеприимной российской земле. Однако в этот раз почва дала любопытные восходы. Возможно, дело в постановщике — классном казахском режиссере Адильхане Ержанове, который собаку съел на триллерах («Черный, черный человек», «Штурм»). По сюжету в Карелии находят обледенелый труп жены (Ирина Вербицкая) следователя Евгения Рудина (Артем Быстров), как раз в тот день, когда они всей семьей отмечали день рождения его пасынка Артема (Максим Карушев). Первым делом подозрение падает на биологического отца мальчика — Сергея (Даниил Воробьев), но также без внимания не остается местный мафиози Моргунов (Семен Стукачев), который точит зуб на Рудина. Впрочем, вскоре выяснится, что на следователя точат зуб слишком много людей, потому что он пересажал половину города. Так что полицейскому и его боевой напарнице Марии (Елена Тронина) будет непросто расследовать убийство, особенно учитывая то, что трупы вокруг будут только множиться.

«Замерзшие» берут не столько сюжетом, сколько виртуозной режиссурой — тем, как мастерски Ержанов расставляет акценты и на каких деталях он фокусируется. Скажем, в пилоте есть чудесная сцена с протекающим (капля за каплей) кондиционером: в этом эпизоде неодушевленный предмет оказывается эмпатичнее Сергея, который по поводу бывшей жены не проронил ни слезинки. Или сцена в морге, когда герой Быстрова в раздумьях то открывает, то закрывает дверь, как будто решая, впустить в свою жизнь неприятную правду, связанную с внебрачными сексуальными контактами жены, или нет. Иначе говоря, в сериале вещи становятся материальным воплощением нематериальных отношений. Такая работа с пространством и людьми — свидетельство высокого режиссерского класса. Благодаря ему «Замерзших» хочется смотреть и дальше.

Смотреть на Ivi

Сны Алисы
Триллер

Еще одна попытка снять отечественный сканди-нуар, но теперь с мистическим уклоном. В одном из северных российских городов к запуску готовится космическая ракета, а школьная пария, старшеклассница Алиса (Алина Гвасалия), видит сны с мертвыми людьми и хочет сбежать со своей подругой Викой (Василина Юсковец) — нет, не на другую планету, всего лишь в Питер. Однако сделать им это не удастся: сначала об их плане прознают суровые родители (мама Алисы (Екатерина Вилкова) вообще следовательница), а затем в городе в поисках сына объявиться мужчина (Денис Шведов), который сыграет в судьбе Алисы и Вики роковую роль.

«Сны Алисы» были придуманы сценаристкой Анастасией Волковой в 2014 году, когда никакими «Очень странными делами» еще и не пахло, но сейчас поставленный Андреем Джунковским («Сладкая жизнь», «Лучше, чем люди») пилот непременно будут сравнивать с нетфликсовским хитом, потому что тут тоже есть группа подростков, странная девушка, равнодушные взрослые и Изнанка. Главный вопрос: чья «Алиса» лежит в основе шоу — Льюиса Кэрролла или Кира Булычева? Ведь, с одной стороны, здесь есть свое Зазеркалье, а с другой — взлетающая ракета и герой Дениса Шведова, который не отличается ни умом, ни сообразительностью. Еще в «Снах Алисы» есть своя жуткая, если не сказать зловещая атмосфера, благодаря которой сериалу хочется дать шанс, несмотря на то что в пилотной серии было заявлено слишком много сюжетных линий.

Переговорщик
Детектив

Александр Максимов (Кирилл Пирогов из второго «Брата») работает на тревожной телефонной линии, но так было не всегда: раньше он был первоклассным переговорщиком, однако гибель дочери в теракте подкосила его. Тогда злоумышленник не был пойман, а теперь он как будто бы вернулся и хочет снова сыграть с Максимовым в кошки-мышки. Главный козырь сериала — Пирогов, бархатный голос которого способен расположить к себе не только зрителей, но и грабителей в банке. С саспенсом (по крайней мере в пилоте) в «Переговорщике» все в порядке. Однако схематичный сценарий Олега Маловичко, злоупотребляющего голливудскими тропами, и деревянная режиссура Нурбека Эгена («Шерлок в России») не дают этой симпатичной жанровой работе перерасти во что-то большее. Даже когда она из триллера начинает превращаться в семейную драму.

Смотреть на Kion

Снова криминальная драма по сценарию Олега Маловичко, но в этот раз еще менее удачная. Действие сериала происходит в 2012 году, но кажется, что и он сам был снят десять лет назад. На что это похоже? На дурной косплей «Крестного отца». «Химера» состоит из трех сюжетных линий: одна посвящена питерской гангстерской семье (Егор Корешков перенимает дела у Андрея Смирнова, как Майкл Корлеоне у своего отца Вито), вторая — отмороженному полицейскому (Александр Кузнецов), который хочет накрыть эту мафиозную ячейку, а третья — начинающему закладчику (Эльдар Калимулин), который просто хочет поднять деньги, чтобы спасти родных. «Химера» Душана Глигорова — это химера жанровых клише, неодушевленное кино, в котором не за кого болеть и в котором персонаж Кузнецова по поводу и без совокупляется с героиней Лукерьи Ильяшенко, потому что… ну нужно же как-то привлечь внимание зрителей.

Смотреть на Ivi

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все