Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
11 июня 2022

4 новых российских сериала про женщин, которые вас удивят

Василий Говердовский, Евгений Ткачёв
За последнее время на российских стримингах вышло сразу несколько фем-сериалов, которые в массе своей отличаются от того, что у нас обычно снимают про женщин. «Афиша» рассказывают, какими получились «Почка», «Номинация», «Идентификация» и «The Телки».
Почка
2022, Трагикомедия

Наталья Кустова (Любовь Аксенова) не только инспекторка пожарной безопасности, но и настоящая дьяволица: беспринципная коррупционерша, бессовестная изменщица и в целом человек с нулевой эмпатией. Но однажды с ней случается трагедия: ее почки вот-вот откажут. Привыкшая добиваться всего сама Наташа пытается решить проблему проверенными методами — взятками и угрозами, — но в реальности ей нужна та вещь, которую она прежде никогда никому не оказывала — помощь.

Сатирическая «Почка» режиссерки Марии Шульгиной (и написанная ей же в соавторстве со сценаристкой Елизаветой Тихоновой) — сериал одновременно прорывной и слегка опоздавший. Кустова — выдающийся для сегодняшних российских сериалов (да и фильмов тоже) образец женской героини, выпадающий из привычных штампов: не жена, не мать, не любовница, не секс-объект. Вместо этого Любовь Аксенова харизматично играет пробивное, прущее с упорством танка чудовище, у которого переворачивается мир: это теперь не она ест других, а сама пытается избежать участи быть съеденной болезнью и сражается ради этого с системой. Кустова — выдающаяся антигероиня, но проблема в том, что зритель провел с антигероями слишком много времени. Мы успели посмотреть «Клан Сопрано», «Во все тяжкие» и другие выдающиеся шоу об очень плохих людях. Сериалы вроде «Теда Лассо» осмеливаются говорить, что хорошие люди тоже могут быть сложными, — и получают всеобщие овации. Российские сериалы же продолжают гнаться за концептом, который уже не вызывает особенного шока или удивления. «Почка» населена героями разной степени отрицательности — видимо, для авторок это маркер их «сложности», — и из-за этого сериалом непросто увлечься. «Почку» легко уважать за смелость, подход к темам и необычную героиню, но трудно полюбить. Впрочем, Наташе Кустовой наплевать на чужую любовь, так что, возможно, это и не недостаток в глазах авторок.

В.Г.

Смотреть на KION 

Дебютный сериал Надежды Михалковой, в котором она играет Веру Истомину — свое альтер эго, тоже привилегированную актрису и режиссера из прославленной кинодинастиии, которая в интервью Катерине Гордеевой не боится приложить крепким словом отечественный кинопром, потому что ее в свой новый фильм позвал сниматься сам Нолан. Однако эта откровенность выйдет актрисе боком: съемки в Голливуде отменятся, а в российском кинематографе она превратится в нерукопожатную парию — с ней никто не захочет больше иметь дела. Иначе обстоят дела ее сестры Татьяны (Анна Михалкова), у которой, наоборот, нет отбоя в ролях, но вот беда: Татьяну не устраивает качество кино, в котором она снимается. Все изменится, когда Вера получит предложение поставить полнометражный фильм на деньги фонда имени ее покойного отца, а Татьяна согласится сыграть у нее одну из главных ролей.

Грань между реальностью и вымыслом в «Номинации» настолько тонка (скажем, сына Татьяны Истоминой играет реальный сын Анны Михалковой Андрей Баков), что ее легко принять за автобиографический проект (или портрет). Однако документальность сериала, конечно, напускная. «Номинация» — это репортаж из параллельной реальности, очень злая и колкая сатира на российскую киноиндустрию: последний раз так смачно ее пропесочил Жора Крыжовников в сериале «Звоните ДиКаприо!». Занимательно ли это? Не то слово! Если вы хоть немного интересуетесь внутренней кухней русского кино, то «Номинация» проведет вас по всем девяти кругам кинематографического ада: безработица, пробы, чудовищный сценарий, отсутствие бюджета, поиск инвестиций, поиск актеров, навязанные инвесторами актеры или актрисы, отмена съемок и в качестве вишенки на торте ощущение, что снимаешь не кино, а какое-то говно.

В общем, это максимально честный взгляд на профессию, рефлексия по поводу собственных привилегий (которая у Михалковой была еще в короткометражке «One Mango, Please») и, кажется, первый российский сериал, в котором творческая жизнь героинь преобладает над личной: Вера слишком поглощена работой, чтобы заниматься сексом, а Татьяна не торопится им заниматься с новым возлюбленным, просто чтобы ничего не испортить. Но это не только революционный, но еще вызывающий, провокационный и дискуссионный сериал, в котором все новое несколько болезненно противопоставляется старому. В «Номинации» есть преклонение перед великой культурой прошлого (героиня Надежды Михалковой сама честно признается, что старое кино любит больше) и неприятие всего современного: от дайверсити до спорного утверждения, что нынешние режиссеры вместо того, чтобы заниматься искусством, гонятся за повесткой (карикатурный шарж на коллег, в которых угадываются Кантемир Балагов и Андрей Звягинцев). Ну что тут скажешь: Тонино Гуэрра, конечно, топовый драматург, и его вклад в мировой кинематограф неоспорим, однако все же не стоит так фетишизировать классиков прошлого. Это не единственная претензия, которую можно предъявить к «Номинации» — шероховатому, грубоватому, не во всем удавшемуся кино. Однако это, несомненно, незаурядный и дико актуальный сериал, ведь очевидно, что сейчас российскую киноиндустрию ждут непростые времена. Тут есть над чем подумать, над чем посмеяться, о чем поговорить и даже сломать копья.

Е.Т.

8.1
Идентификация
2022, Детектив

Русская девушка Лера (Лена Тронина из «Happy End») работает на вещевом рынке, собирается выйти замуж за киргиза Амана (Анвар Осмоналиев) и принимает ислам. На свадьбе до Леры домогается брат жениха и ее начальник Бакир (Куралбек Чокоев); через некоторое время его находят мертвым. Девушку арестовывают по подозрению в убийстве, и вскоре выясняется, что она не та, за кого себя выдает.

После первых трех эпизодов «Идентификации» легко догадаться, что сериал — работа дебютанта. Дело не в ремесленном непрофессионализме — напротив, «Идентификация» впечатляющим образом снята и смонтирована. Режиссерка Владлена Санду попадает в другую ловушку новичка — она хочет в своей первой работе высказаться сразу на все темы. Иммигранты в России, сексуальное рабство, тюремная система, домашнее насилие, предубеждение к людям с инвалидностью — это первое, что приходит в голову после просмотра трех эпизодов. Чтобы внятно высказаться обо всем, в сценарий вводят сразу несколько параллельных сюжетных линий, которые тянут историю в разные стороны. Тут и тайна личности Леры, и ее злоключения в тюрьме, и изображения быта российской диаспоры, и неизлечимо больной следователь (Олег Васильков), и адвокат Леры с ДЦП (Роман Васильев). И пока что самая странная линия — начальник склада (Александр Обласов), который случайно находит в одной из ячеек вещи Валерии и становится одержим девушкой. Попытка высказаться сразу на столько болезненных для российского общества тем — одновременно плюс и минус сериала. С одной стороны, авторы однозначно заслуживают похвалы за проговаривание важных проблем, с другой — ни по одной после первых трех эпизодов не удается сказать что-то весомее, чем «все плохо и страшно». У Владлены Санду получился очень увлекательный и впечатляющий триллер, которому пока откровенно не хватает фокуса для реализации своих больших амбиций.

В.Г.

Смотреть на ТНТ и Premier

The Телки
2022, Драма

Глава небольшого московского пиар-агентства Андрей Миркин (Милош Бикович) устроил себе «дольче вита»: красивая жена (Оксана Акиньшина), несколько любовниц, уже практически состоявшийся многомиллионный тендер. Последнего Миркин добился, найдя и опубликовав компромат на своего конкурента. Однако карма прилетает бумерангом, когда компромат выпускают уже против Миркина. 

Странным образом сюжет «The Телок» (ужасное название, но что поделать) напоминает фабулу недавней «Почки»: очень плохой человек огребает за свои грехи. Эта идея ярко иллюстрируется начальными титрами, где лицо артиста Биковича бьют кулаком и коленом в слоу-мо, пока героини сериала смотрят на это с разными реакциями. Только это не сатирическая комедия и даже не сиквел «Холопа» (хотя свои пересечения тут тоже есть), а довольно вялый триллер о прогнившем мире позднего российского капитализма. Харизмы Биковича не хватает, чтобы вдохнуть жизнь в Миркина — меркантильного и нарциссичного до карикатурности. За него не слишком хочется волноваться и за ним не особенно интересно следить.

В пресс-релизе намекают, что за несчастьями Миркина стоят женщины, но первые два эпизода сохраняют завесу тайны над виновницами. Любовь Аксенова (снова привет «Почке») играет бизнес-партнершу Миркина и по совместительству моральный камертон сериала. Оксана Акиньшина — обманутую жену. Паулина Андреева — загадочную новую подругу Миркина, подозрительно благосклонную к нему (вы много знаете женщин, которые поведут незнакомых пьяных мужчин к себе домой?). Виктория Толстоганова, Анна Слю и Изабель Эйдлен — любовниц Миркина. Женских ролей в сериале много, но, к сожалению, артисткам достались невыразительные героини. Возможно, кто-то из них сбросит маску и занятно преобразится, но судить об этом пока рано.

Сценарий, в котором очень вольно адаптировали бестселлер Сергея Минаева о гламуре нулевых, в первых двух эпизодах развивается слишком медленно. Хронометраж забивается музыкальными клипами и сценами секса, которые якобы кого-то еще могут впечатлить после продукции кабельного канала HBO. «The Телки» неплохо выглядят визуально, но страдают от скучноватой режиссуры среднего сериала с Первого канала. Где шоу и было бы самое место, не будь в нем обнаженки и мата.

В.Г.

Смотреть на more.tv и Wink

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все