Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7 марта 2023

8 российских сериалов с классными героинями

Василий Говердовский, Евгений Ткачёв
8 марта выходит новый сезон «Почки» с Любовью Аксеновой, а мы тем временем вспоминаем другие классные российские сериалы с запоминающимися героинями в главных ролях.
Почка
2022, Трагикомедия

Вышедшая в прошлом году «Почка» подарила нам одну из ярчайших антигероинь российских сериалов — беспринципную инспекторшу пожарной безопасности Наташу Хлыстову (Любовь Аксенова). Прожженная коррупционерша вынуждена столкнуться с бесчеловечностью бюрократической машины после того, как выясняется, что ей срочно нужна пересадка почки, — на этой борьбе неостановимой силы и недвижимого объекта и держится сатирический заряд сериала. Второй сезон, который стартует 8 марта, начинается с разочаровывающей условности: бессердечная Хлыстова магическим образом влюбляется в товарища по несчастью (Григорий Чабан), чья мать пожертвовала почку Наташе. Понятно, почему сценаристки Елизавета Тихонова и Мария Шульгина пошли на этот ход. Любовь — абсолютно инородное для Хлыстовой состояние, которое могло свалиться на нее только по волшебству. И заодно — необычная мотивация, требующая от героини раскрыться с новой стороны. Но все же хотелось бы поворота поизящней. По крайней мере, Наташа осталась верна своей железобетонной бесцеремонности, а следить за ней все так же увлекательно.

9
Чики
2020, Мелодрама

Жанна (Ирина Горбачева) вместе с сыном возвращается в родное южное захолустье на новенькой иномарке. Дома у нее наполеоновские планы: вместе со своими подругами (Алена Михайлова, Варвара Шмыкова и Ирина Носова) она планирует открыть фитнес-клуб. Однако жестокие местные порядки вносят свои коррективы в планы девушек.

«Чики» метеором ворвались в российский сериальный дискурс. Второй (после «Трудных подростков») стриминговый проект сервиса more.tv поразил критиков и зрителей самобытностью, отменными актерскими работами и проработанным сценарием. Впервые за долгое время провинция на экране не выглядит фоном для хоррора или сельской комедии. Реалистично отображенный южный быт оказался идеальным местом действия для современного вестерна. Пусть героини и не хватаются за пистолеты, зато им приходится зубами вырывать себе пространство для свободы. Им сложно жить иначе, нам сложно им не сочувствовать.

Настя, соберись!
2021, Комедия

Не меньше чем развлекательную и эстетическую, мы ценим в фильмах и сериалах функцию советчика. Как выглядеть, как вести себя, как справляться с жизненными неурядицами — мы принимаем экранные наставления, пускай и не всегда осознанно. С российским кинематографом в этом плане все сложно: большинство продукции на русском языке транслирует мировоззрение немолодых, циничных и явно очень уставших от жизни людей. Просить совета у таких — напрашиваться на внеочередной приступ апатии и размышлений о тленности бытия. Трагикомическая «Настя, соберись!» заметно выбивается из этого ряда — это яркий, энергичный, искренний и неглупый сериал — если вы продеретесь через первые полторы серии. 

К сожалению, поначалу шоу делали по сценарной методичке «снимаем кино/сериал про женщин», и потому стартовые сюжетные коллизии посвящены несвежим ситкомовским проблемам: как забеременеть и как распознать в муже изменника. Главной героине Насте (Любовь Аксенова), неудачливой архитекторше, в этом помогают ее пять субличностей, отвечающих за сексуальность (Алина Алексеева), хозяйственность (Юлия Гришаева), ответственность (Светлана Камынина), борзость (Рина Гришина) и детскую непосредственность (Ева Смирнова). К счастью, дальше «Настя» выплывает из вод штампованного российского сериала и отправляется к более интересным берегам. Туда, где обсуждают самые распространенные вопросы среди сегодняшних 20- и 30-летних. Построить карьеру и не угробить себя в процессе, существование в семье авторитарных родителей, сексуальная жизнь, а точнее, ее отсутствие — авторам сериала есть что рассказать про каждую из этих проблем, и ни один из их советов не кажется непрошенным.
 

Вслед за «Озабоченными, или Любовь зла» Борис Хлебников («Аритмия») снял новый сериал — «Обычная женщина», но уже не для ТНТ, а для ТВ-3. В главной роли — Анна Михалкова, с которой Хлебников работал в «Сумасшедшей помощи» и «Пока ночь не разлучит». Тут она играет успешную женщину Марину Сергеевну, у которой есть цветочный бизнес, муж-хирург (Евгений Гришковец), старшая и младшая дочь, а также еще один ребенок на подходе. Однако, несмотря на видимое благополучие, счастье семьи Марины Сергеевны трещит по швам: муж изменяет ей с другой, одна дочь прогуливает институт и приторговывает наркотиками, другая — не хочет, чтобы в семье появилось пополнение. Да и сама Марина Сергеевна не так проста, как кажется на первый взгляд: на самом деле она жесткая и властная сутенерша. Но вскоре ее истинный бизнес оказывается под угрозой: сначала проверенная сотрудница Света (Аглая Тарасова) приведет ей новенькую (Александра Бортич), а потом Свету кто-то убьет — и Марине Сергеевне срочно придется избавляться от трупа.

Бизнес по продаже услуг проституток отсылает нас к «Двойке», главная героиня — к сериалу «Косяки», а адреналиновая драматургия — к «Во все тяжкие». Историю про то, как антигерой (или антигероиня) каждую секунду должен выпутываться из сложнейших обстоятельств, придумал не «Breaking Bad» (до него был «Декстер» и не только), но именно он довел эту формулу до совершенства: не зря ведь сериал Винса Гиллигана считается одним из величайших на планете. «Обычная женщина» наследует его подход — но, в отличие от Уолтера Уайта, Марина Сергеевна в начале не выглядит женщиной, загнанной судьбой в угол и вынужденной из-за непреодолимых обстоятельств пуститься во все тяжкие, поэтому к ней испытываешь чуть меньше эмпатии. Это история не о том, как человек открывает в себе адские бездны, — а о том, какие демоны могут прятаться за фасадом благопристойности. «С виду обычная женщина, даже не скажешь, что она сутенерша», — замечает героиня Александры Бортич. Именно на этом разрыве шаблона преимущественно строится сериал, который мертвой хваткой держит в напряжении. Во втором сезоне режиссерское кресло заняла Наталия Мещанинова, тогда как Хлебников сохранил пост продюсера.

За ширмой уставшей и замученной жены (Елена Лядова) скрывается опытная соблазнительница, которая умудряется утаивать от мужа-тюфяка сразу нескольких любовников разного пошиба. Ее давняя школьная подруга погрязла в склоках с мужем-олигархом (Евгений Стычкин), поняла, что хочет жить на полную катушку и просит научить ее искусству измен. Сериал про отношения, у которого есть шансы стать настоящим гимном женской свободе: Лядова в роли нимфоманки, жены против мужей, бунтующая женская сексуальность. При этом в режиссерском кресле мужчина — известный и в Голливуде, и в России Вадим Перельман («Дом из песка и тумана», сериал «Пепел»).

Первый сериал Надежды Михалковой повествует о том, как ее героиня снимает свой первый полнометражный фильм, — и это понятная защитная реакция творческого организма: рассказывай про то, что хорошо знаешь. Вот и режиссерка рассказывает о том, что значит быть отпрыском в известной привилегированной семье, а заодно высказывается обо всем наболевшем: киноконъюнктуре, дайверсити, старом и новом кино. В первую очередь это сатира на российскую киноиндустрию (кажется, никто так смачно не пропесочивал ее со времен «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова), но вместе с тем еще и семейная драма: в роли сестры главной героини Анна Михалкова, которая в «Номинации» вынуждена разменивать свой талант в дешевых российских сериалах. В общем, это спорный, дискуссионный, часто провокационный, но чертовски увлекательный сериал, вокруг которого можно не только почесать языком, но и сломать копья.

Учительница из приморского городка Аня (Светлана Иванова) всю ночь тусит со своими друзьями на яхте, а утром заявляет на них в полицию. По словам девушки, она подверглась групповому изнасилованию. Проблема в том, что ее обидчики — уважаемые в городе люди, которые в ответ на обвинения устраивают девушке публичный остракизм. Помочь Ане вызывается только уходящий на пенсию следователь (Андрей Козлов).

Валерия Гай Германика давно не снимала для телевидения — из вежливости притворимся, что ее сериала о рэпе «Бонус» не было, — так что «Обоюдное согласие» тянет на убедительное возвращение. Это крепкий детектив, визуально стилизованный под типичный сериал эфирного российского канала. Однако снято «Обоюдное согласие» куда эффектнее условного «Следа», а напускная безыскусность — остроумный и эффективный способ подобраться к отечественному телезрителю, чтобы завести болезненный разговор о сексуализированном насилии. И к счастью, одержимость Германики препарированием неприятных персонажей и плотный поток твистов не приводят зрителя к выводу «сама виновата». В России привыкли не доверять жертвам, но недоверие «Обоюдного согласия» распространяется исключительно на систему, призванную защищать своих граждан вне зависимости от пола и социального положения.
 

«Алиса не может ждать» выглядела бы куда увереннее в качестве фильма. Из‑за сериального формата Наталии Мещаниновой пришлось нагрузить историю линией Таисии Вилковой и Степана Девонина — мало того что невнятной, так еще и очень условно связанной с главным сюжетом. Зато как раз с ним все в порядке. История про медленно слепнущую девушку-подростка, которая идет на сомнительное мероприятие ради денег, получилась классной мелодрамой с запоминающейся главной героиней. Ее исполнительница Елизавета Ищенко — открытие года для тех, кто еще не видел актрису в веб-сериале «Сама дура».

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все