Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
30 ноября 2022

20 стыдных, но невероятно веселых комедий 1980–1990-х годов

Анна Львова, Арсений Омельченко
Как бороться со стрессом? Разумеется, с помощью комедий! И чем они кринжовее, тем веселее. Вспомнили два десятка неочевидных и уже даже подзабытых представителей жанра, которые были сняты в конце XX века — когда комедия переживала свой расцвет.

Бушмен Ки (Никсау) отправляется в одиссею на край света, чтобы вернуть богам упавшую с неба бутылку из-под кока-колы, чуть не рассорившую его племя. В это же время границу пересекает банда повстанцев-террористов после неудачного покушения на президента, а в южноафриканскую деревню приезжает работать учительницей журналистка Кейт Томпсон (Сандра Принслу). Встречать ее выпало неуклюжему зоологу Эндрю Стейну (Мариус Вейерс), который совершенно не умеет общаться с женщинами.

Роуд-муви Джейми Уиса о приключениях в саванне уже в первые дни побил рекорды кассовых сборов в Южной Африке. И хотя некоторые антропологи обвинили режиссера в идеализированном изображении жизни коренных африканцев и даже расизме и пропаганде апартеида, это не помешало фильму стать популярным в международном прокате. Уис еще больше подхлестнул интерес к картине, рассказав в интервью, что исполнитель главной роли Никсау до съемочной группы практически не встречал белых, а свой первый гонорар буквально пустил по ветру, как и его герой.

«Боги, наверное, сошли с ума» — комедия положений о столкновении двух миров со своей особой атмосферой сдержанного антиколониализма. Диалогов здесь минимум, а события разворачиваются на фоне экзотических африканских пейзажей, где мегаполисы соседствуют с равнинами, по которым гуляют стройные жирафы. Перестрелки комичны и безобидны, террористы смешны и глуповаты, захват детей в заложники смотрится как приключение, а то, что ребенок умеет пользоваться оружием, не вызывает вопросов. Кстати, у фильма есть несколько сиквелов, но просмотра заслуживает только вторая часть.

Фильм рассказывает о реально проводившихся в 1970-е нелегальных гонках, в рамках которых человек на любой машине мог пересечь США с востока на запад. Хитрый гонщик Джей-Джей МакЛур (Берт Рейнолдс) в компании своего недотепы-механика (Дом ДеЛуис) решает схитрить и выиграть заезд на машине скорой помощи, которую никто не станет останавливать. А для пущей достоверности в экипаж берут странноватого доктора (Джек Илэм) и похищают красавицу-фотографа (Фарра Фосетт) на роль пациентки.

Самое удивительное, что этот безумный сюжет основан на абсолютно реальном заезде гонщика и журналиста Брока Йейтса, который и организовал в 1970-е подпольные гонки «Пушечное ядро» в знак протеста против ужесточения правил дорожного движения и ограничений скорости. Многие участники соревнований написали о них книги и даже пытались снимать кино, но именно сценарию самого Йейтса посчастливилось попасть в нужные руки. За проект ухватился бывший каскадер Хэл Нидэм, прославившийся как режиссер фильмов о гонках с Бертом Рейнолдсом («Полицейский и бандит», «Хупер»). Деньги на картину дала гонконгская компания Golden Harvest, заодно протащившая в нее молодого Джеки Чана. 

Фильм ждал оглушительный кассовый успех: в общей сложности он собрал 160 миллионов долларов при бюджете в 16. Поэтому, несмотря на разгромную кинокритику, кино получило сиквел. Больше всего «Гонки „Пушечное ядро“» напоминают франшизу «Форсаж» с той лишь разницей, что этот фильм с первых же минут не пытается относиться к себе серьезно. Это подчеркнуто глупое каскадерское кино, эксплуатирующее красивые машины, пышногрудых красоток и приглашенных звезд в комических ролях вроде Роджера Мура, издевающегося здесь над собственным образом Бонда.

Грубоватый арендодатель Макс Девлин (Эллиотт Гулд), убегая от своих квартирантов, гибнет под колесами автобуса и отправляется прямиком в ад, где на него уже состряпали солидное дело. Но местная шишка по имени Барни (Билл Косби) предлагает сделку: Макса отпустят, если он отправит в ад вместо себя три невинные души. Теперь с помощью смекалки, обаяния и толики волшебных сил, Девлину нужно втереться в доверие к своим жертвам — вот только запросы у тех оказываются весьма нестандартными.

Изначально Джимми Сангстер писал сценарий фильма ужасов о мертвом актере, собирающем для дьявола детские души. Но проект свернули, и он спешно продал права на экранизацию компании «Дисней». Несмотря на то что писательница и сценаристка Мэри Роджерс основательно перелопатила историю и сгладила острые углы, материал все равно вышел возмутительно взрослым. Комик Билл Косби тоже с неохотой взялся за роль черного дьявола из-за дурной репутации компании по части отношения к нацменьшинствам, хотя недавние скандалы и тюремный срок показали, что этот образ подходил ему как нельзя лучше. Фильм представляет собой странный гибрид потерявшейся во времени рождественской мистерии в духе «Этой прекрасной жизни», но без елок, шаров и подарков, и плутовского романа про неунывающего прощелыгу. Из-за этого даже финальное чудо здесь оставляет отчетливый привкус надувательства. Зато от персонажа Эллиотта Гулда веет такой пронзительной экзистенциальной тоской, что с годами к нему проникаешься все большим сочувствием, понимая, как непросто иногда находить общий язык с молодежью.

6.9
Каникулы
1983, Приключение

Кларк Грисвольд (Чеви Чейз) намерен во что бы то ни стало подарить своей семье идеальный отпуск в самом крутом парке аттракционов Америки. Поэтому никого из домочадцев он щадить не собирается. Правда, по дороге придется преодолеть несколько штатов, а там приключений не оберешься. Что получится, если переиначить журнальный рассказ, написанный 29-летним писателем от лица 12-летнего парня, в сценарий, где главный персонаж — взрослый мужчина? Получится серия кассовых фильмов о семье Грисвольд! Идеально чувствующий детей, подростков и инфантильных людей сценарист Джон Хьюз («Шестнадцать свечей», «Самолетом, поездом, машиной») объединился с режиссером «Дня сурка» Гарольдом Рэмисом, чтобы вдоволь пошутить над американским традиционализмом и по-доброму возвысить семейные ценности, параллельно втоптав их в пески где-то возле Большого каньона. В итоге получилась богатая на гэги и местами по-настоящему чернушная комедия, которая так и не объясняет, а стоило ли оно того (и речь сейчас не об аттракционах). Впрочем, у фильма было несколько отличных и не менее смешных продолжений. Умнее в них главный герой не станет, но «Рождественские каникулы придурков» точно расставят все точки над i для всех, кому не хватило стеба над нереализованной маскулинностью. 

Приключения няни
1987, Приключение

Старшеклассница Крис Паркер (Элизабет Шу) неохотно соглашается посидеть с чужими детьми. Но тут звонит подруга, которая застряла на автовокзале, и просит спасти ей жизнь. Что делать? Хватать подопечных в охапку и направляться навстречу приключениям. Увы, есть несколько проблем: ночной Чикаго кишит опасностями, времени в обрез, а один из подростков безответно влюблен в свою няню.

Режиссерский дебют протеже Стивена Спилберга Криса Коламбуса («Один дома», «Гарри Поттер»). Главную роль исполнила тогда только начавшая набирать популярность Элизабет Шу («Малыш-каратист», «Назад в будущее-2»). Временные рамки ограничены событиями одного вечера. Место действия — заснеженные подворотни и небольшие бары. Ощущение, будто смотришь драму, а не подростковую комедию. От этого возникающие друг за другом сюжетные повороты выглядят еще более неожиданными и абсурдными. Тема взаимоотношений бэбиситтерши с детьми для американского кинематографа, как и в целом для культуры, не нова, и фильм — достойный вклад в эту копилку. Коламбус удачно мешает жанры, держит зрителя в напряжении и при этом создает теплую семейную атмосферу (на эпизодические роли даже взяли братьев и отца Элизабет Шу). Отдельного упоминания заслуживают музыкальные номера. Момент, где Крис танцует под «Then He Kissed Me» можно пересматривать бесконечно, а «Нянин блюз» (сцена с камео известного музыканта Альберта Коллинза) напеваешь еще сутки. Между прочим, у фильма есть ремейк 2016 года. 

Рон Дуглас (Джо Аласки) — человек широкой души и не менее широкого телосложения, однако в любви ему не везет. После того как невеста бросает его у алтаря, он в одиночестве отправляется в «свадебное путешествие» на горнолыжный курорт заедать личностный кризис в шикарном номере. Тут он встречает роковую блондинку Синтию (Донна Диксон), с которой у него закручивается стремительный роман — Рон не успевает оглянуться, как уже оказывается на рождественском ужине в кругу семьи новой невесты. Вот только главное блюдо этого застолья — он сам!

История основана на знаменитой американской страшилке о семействе Доннер — калифорнийских пионеров, промышлявших каннибализмом в середине XIX века. В комедию людоедский ужастик превратил сценарист Пэт Профт, в то время плотно сотрудничавший с братьями Цукер и Джимом Абрахамсом: к примеру, «Счастливчика Стиффа» он написал между четвертой частью «Полицейской академии» и первым «Голым пистолетом». Поставить картину взялся Энтони Перкинс, ставший иконой жанра хоррор благодаря роли маньяка Нормана Бейтса в «Психо». Фильм начинается как идиотский водевиль про недотепу, пытающегося отдохнуть в одиночку на курорте, полном молодоженов и семейных пар. Но постепенно комедия набирает черноты и превращается в пародию на кровавые боди-хорроры, со смаком обыгрывая идею, что каннибалы — самый «бодипозитивный» народ, ведь они всегда выбирают жертву поупитаннее. 

Простак Шон (Роберт Хейс) встречает в библиотеке красавицу Крис (Ким Кэтролл) и случайно спасает ее от таинственных хулиганов. Между молодыми людьми вспыхивает любовь с первого взгляда, и уже через месяц они женятся и отправляются в свадебное путешествие в Испанию. Правда, для этого Крис приходится уволиться из турагентства, под видом которого на самом деле скрывается сверхсекретная организация по поиску международных преступников. И бывшие наниматели вовсе не готовы так просто отпускать ценный кадр!

Режиссерский дебют Джина Куинтано, который через несколько лет снимет другую комедию из этой подборки — «Заряженное оружие». В конце 1980-х он в основном промышлял написанием сценариев для новых частей «Полицейской академии», к которой недвусмысленно отсылает и оригинальное название картины «Honeymoon Academy». Однако, в отличие от них, «Сумасшедший медовый месяц» скорее веселое романтическое приключение, чем ядовитая кинопародия. Добродушный стеб над шпионскими фильмами здесь перемежается с наивной милотой, разыгранной звездой «Аэроплана!» Робертом Хейсом и Ким Кэттролл, больше известной по роли Саманты в «Сексе в большом городе». Еще приятным сюрпризом станет появление здесь в роли злодея Джонатана Бэнкса (Майк из «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу»), а также «Его Саруманчества» Кристофера Ли в образе чудаковатого связного.

6.6
Плакса
1990, Комедия

Балтимор середины 1950-х годов. Звезда местных бунтарей-неформалов по прозвищу Плакса (Джонни Депп) влюбляется в Эллисон (Эми Локейн) — утонченную юную особу из высшего общества, чья мать возглавляет самый чопорный клуб в округе. Скоротечный роман кончается совместным выступлением на рок-концерте и неизбежным побоищем между «грязнулями» и «чистюлями», после которого Плакса оказывается за решеткой. Но истинная любовь и пара-тройка танцевальных номеров способны разрушить любые замки и запреты.

Американский король квир-кэмпа Джон Уотерс («Розовые фламинго») к концу 1980-х окончательно вышел из подполья и решил закрепить успех мюзикла «Лак для волос» новым экспериментом — разнузданной стилизацией под музыкальные фильмы своего детства. На этот раз он отказался от своей труппы фриков Dreamlanders и собрал новую шайку. А сыграть пародию на Элвиса Пресли и Джеймса Дина в одном лице режиссер позвал молодого Джонни Деппа, который, несмотря на ненависть к танцам, с энтузиазмом ухватился за возможность высмеять свой образ молодежной иконы. Дело в том, что после успеха сериала «Джамп стрит, 21» (где Уотерс тоже, кстати, засветился в эпизодической роли) лицо Джонни красовалось на обложках всех подростковых журналов.

Хулиганский кэмп с треском провалился в прокате, но со временем обрел популярность в андеграундной американской тусовке, а затем, как и «Лак для волос», лег в основу бродвейского мюзикла, получившего четыре номинации на премию «Тони». К прочим достоинствам картины, помимо стилистической эклектики, обилия черного юмора и крепкого безумия, можно отнести гостевые выходы Уиллема Дефо и Игги Попа, который ради этой роли сбрил свою роскошную шевелюру.

Вредный Фред
1991, Фэнтези

Элизабет (Фиби Кейтс, звезда «Гремлинов») с детства привыкла жить по чужим правилам. После болезненного развода и череды неудач она возвращается в дом детства под крыло деспотичной матери (Марша Мейсон). Но вот незадача: в шкафу с игрушками хранится ящичек Пандоры со своим скелетом в нелепом зеленом костюме. Лиззи вновь оказывается в компании друга детства, которого видит только она. Чудаковатый Фред (Рик Мейолл) много пакостит, рушит все вокруг и выставляет Элизабет сумасшедшей, но, возможно, только он способен помочь ей принять по-настоящему взрослое решение. 

Ате де Йонг устроил зрителю двухчасовой поход к психиатру под девизом «Все проблемы из детства». Фред — смесь Питера Пэна и Безумного Шляпника — прорывается сквозь попытки Лиззи перенять и принять чужую модель поведения и дает понять, что пора брать свою жизнь под контроль. Пестрящий отсылками к «Битлджусу» фильм не смог повторить успеха картины Тима Бертона. Даже больше — получил в основном разгромные отзывы, несмотря на свой в целом глубокий посыл и добротный актерский состав. Возможно, причина в том, что ситуация, которую де Йонг пытается обыграть в фарсовом и комедийном ключе, действительно страшная и больше тянет на сценарий для хоррора или серьезной драмы. Поэтому для многих осталось загадкой, на кого все-таки рассчитан фильм — детей или взрослых. Впрочем, эту комедию явно стоит оценить тем, кто не решается разорвать абьюзивные отношения или сменить работу. Выходить из зоны комфорта после просмотра станет гораздо проще.

7
Мой кузен Винни
1992, Комедия

Двое молодых парней попадают в передрягу на Юге США. Они лишь случайно прихватили в придорожном магазине банку тунца, а спустя всего пару минут какие-то отморозки ограбили заведение, убили кассира и дали деру на точно такой же, как у ребят, машине. Для местных все чужаки на одно лицо — и вот героям уже грозит электрический стул. По счастью, дядя одного из них, Винни (Джо Пеши), как раз открыл в Нью-Йорке юридическую практику и смело бросается на помощь родственнику. Вот только сдавший с шестого раза экзамены адвокат без опыта, со взбалмошным характером и нью-йоркским шармом может наломать еще больше дров.

Сценарист Дейл Лонер («Отпетые мошенники», «Безжалостные люди») задумал эту историю еще в колледже, когда услышал про адвоката, сдавшего экзамены с тринадцатого раза. Чтобы отшлифовать сценарий, он провел немало часов в залах суда и совершил познавательную поездку на американский Юг. Благодаря этому и еще, пожалуй, юридическому образованию режиссера Джонатана Линна («Улика», «Девять ярдов»), фильм долго показывали на юрфаках — так точно в нем было изображено американское правосудие тех лет. На роль Винни пробовались Роберт Де Ниро и Дэнни ДеВито, но в итоге ее получил находившийся тогда на пике популярности Джо Пеши. А за искрометное исполнение его обаятельной и вздорной подружки Мариса Томей даже получила «Оскар». Фильм представляет собой редкий случай культового в США, но почти неизвестного у нас кино. А жаль, ведь судебные комедии — вообще редкий жанр, а исполненные на таком уровне — диковинка, которую точно не стоит пропускать.

6.7
Капитан Рон
1992, Приключение

Самая обычная семья из Чикаго (Мартин Шорт, Мэри Кей Плейс и пара детей) получает в наследство яхту, которой когда-то владел Кларк Гейбл. Но, прежде чем сбыть ценный актив, нужно отправиться на Карибы и перегнать полусгнившее судно в США. А чтобы не затеряться в море, они нанимают управлять кораблем чудаковатого капитана Рона (Курт Расселл), который на деле оказывается опаснее любого шторма.

В основу истории лег реальный случай из детства сценариста Джона Двайера, когда его отец с семьей взялись перегнать яхту в Техас, но одноглазый капитан по кличке Рон Рико (так его прозвали в честь марки дешевого рома) потерялся и завел их в шторм. На роль колоритного и слегка придурковатого морского волка решено было взять Курта Расселла, который в повязке пародировал собственную козырную роль Змея Плискина из легендарного «Побега из Нью-Йорка» Джона Карпентера. С последним, по слухам, даже вели переговоры о съемках, но в итоге в режиссерское кресло сел Том Эберхардт («Прошлой ночью», «Без единой улики»).

Вся картина построена на конфликте олицетворяющего порядок и рациональность отца семейства (Мартин Шорт) и капитана Рона — воплощения хаоса. По задумке средний американский зритель должен был вслед за главным героем сперва возненавидеть морского безумца, а, уверившись в его добросердечии, понять и простить. Но тут дурную шутку с картиной сыграла звериная харизма Курта Расселла — обижаться на него просто невозможно. Хотя и без финального твиста, фильм остается страшно милой и забавной историей про групповую семейную терапию на Карибах — с пиратами, революционерами и карнавалом.

Рино (Леон Шустер) и Зулу (Джон Матшикиза) в детстве дружили, но потом их пути разошлись. Спустя много лет они встречаются снова, чтобы похитить полмиллиона долларов, а заодно проучить парочку неонацистов, одна из которых — бывшая жена Рино (Терри Трис). Вот только для этого белому на время придется стать черным, а черному — белым.

Комедия — плод работы устоявшегося творческого тандема южноафриканцев Грея Хофмейра и Леона Шустера. В своих фильмах они нередко играют на расовых стереотипах и используют блэкфейс — когда белый персонаж превращается в черного за счет грима. В 2020 году популярная потоковая платформа Showmax даже удалила несколько совместных работ Хофмейра и Бустера (включая «Маму Джек» и «Мистера Бонса») как содержащих расистский контент. Несмотря на это, в ЮАР безбашенные комики всегда пользовались народной любовью. Некоторые их релизы даже превзошли известные мировые блокбастеры. Например, «Мистер Бонс-2» обошел в местном прокате «Властелина Колец» и «Гарри Поттера». «Янки» — фарсовый капустник, продолжающий традиции «Боги, наверное, сошли с ума». Большую часть фильма зритель наблюдает за зубодробительными приключениями бывших друзей, которые никак не могут простить друг друга за детские промахи. Авторы высмеивают фашизм и не чураются прямолинейного антирасистского месседжа. В финале сюжет делает резкий поворот, и приемная дочка Рино в компании принца Уильяма (да-да!) устраивает грандиозный разнос злодеям в духе «Один дома», который она увидела до этого. И смотреть на это порою почти физически больно, а местами — на удивление смешно.

Перед самой пенсией сержант Уэс Люгер (Сэмюэль Л.Джексон) вынужден взяться за расследование загадочного убийства бывшей напарницы Билли Йорк (короткое камео Вупи Голдберг). А для большей эффективности в напарники этому педанту, назубок заучившему устав, дают неуправляемого фаната перестрелок с целым букетом личностных расстройств Джека Кольта (Эмилио Эстевес). Бесконечно мешая друг другу, они все же выходят на след всемогущего наркоторговца генерала Морторса (Уилльям Шатнер).

По неофициальной информации, в основу фильма Джина Куинтано лег так и не снятый третий сезон полицейского ситкома «Кувалда» с Дэвидом Раше. При этом появившаяся на свет в золотую эпоху кинопародий картина явно отсылает к шедеврам творческого трио братьев Цукер и Джима Абрахамса («Аэроплан!», «Голый пистолет», «Горячие головы» и т.д.). Для пущего сходства на главную роль даже взяли Эмилио Эстевеса, брата Чарли Шина, снимавшегося где-то в соседних павильонах во второй части «Горячих голов» (тут у него есть короткое камео в роли парковщика).

Это все то же фантасмагорическое шапито, которое начинается с издевательства над сюжетом всех частей «Смертельного оружия» (роль Уэса Люгера изначально даже предлагали Дэнни Гловеру), а затем пускается во все тяжкие, мешая вместе сцены из «48 часов», «Молчания ягнят»,  «Основного инстинкта» и т.д. И хотя фильм страдает от традиционной болезни жанра, расползаясь по швам ближе к финалу из-за общей расхлябанности, в нем есть целый ворох уморительных гэгов и камео классных артистов. Чего стоит только минутное появление Брюса Уиллиса, дом которого расстреливают из пулемета перепутавшие адрес головорезы!

6.7
Младенец на прогулке
1994, Приключение

Злодеи похищают девятимесячного сына миллионеров ради выкупа. Дальше все складывается в духе «Вождя краснокожих». Младенец сбегает и отправляется в путешествие по улицам Чикаго, а бандиты — на его поиски. Вскоре им придется пожалеть, что они выбрали именно этого ребенка. 

«Младенец на прогулке» — комедия в духе «Одного дома» и «Денниса-мучителя». Снял фильм Патрик Рид Джонсон, а сценарий написал Джон Хьюз. Авторы забрасывают гангстеров 1930-х годов (в роли лидера злодеев Джо Мантенья из «Крестного отца») в каменные джунгли середины 1990-х и наделяют удивительными глупостью и беспомощностью. Маленькое чудовище с розовыми щечками и невинной улыбкой ангела заставляет трех взрослых мужиков раз за разом переживать новые унижения и мучения. Причем обыгрывается все в полумультяшном ключе, где малыш Бинк — своеобразный Беби Герман из комиксов про кролика Роджера. Череда ловушек, в которую себя загоняют недалекие преступники, однообразна на протяжении всего фильма, меняются лишь локации — иллюстрации из любимой книжки мальчика. Поэтому уже примерно на середине начинаешь немного скучать. Фильм не окупил свой внушительный для комедии бюджет в 48 миллионов долларов и был довольно холодно встречен критиками. Однако спустя годы можно сказать, что, хотя это и не лучшая работа Джона Хьюза, история про противостояние младенца и бандитов занимает свою нишу среди культовых американских комедий. 

6.5

Директор детского дома (Тони Розато) уезжает в отпуск и оставляет пост своему отцу, владельцу лавки подержанных вещей (Лесли Нильсен). Предприимчивый бизнесмен решает, что детей усыновляют слишком вяло и нужен маркетинговый ход. Случайно в ресторане он подслушивает спор молодой пары (Мэтт МакКой и Шерри Миллер) и предлагает им взять напрокат на десять дней трех ребятишек — двух братьев и сестру.

«Ребенок напрокат» — низкобюджетный телефильм сериального постановщика Фреда Гербера. События в основном разворачиваются в пределах одной квартиры, да и идея «взятых в аренду» родственников далеко не оригинальна. Однако есть в этой комедии что-то, что оставляет после просмотра необъяснимо светлое чувство. Возможно, дело в хорошо прописанных, хотя и штампованных характерах персонажей, и неплохой актерской игре. Авторам повезло заполучить — пусть и на второстепенные роли — Лесли Нильсена и Кристофера Ллойда, которые смотрятся совершенно органично и покоряют своей харизмой. Впрочем, остальные актеры тоже на своих местах. Мэтт МакКой и Шерри Миллер убедительно отыгрывают современную пару, которая «любит работать и вещи», а доставшиеся им маленькие сорванцы так естественны, что наивный и зашкаливающий милотой финал даже не хочется критиковать. В результате получилась не хватающая звезд с небес, но идеально подходящая для семейного просмотра, местами забавная комедия. Фильм вполне можно отнести к разряду рождественских, хотя события и разворачиваются в канун Дня благодарения — так много здесь приторно-сладкой морали и предчувствия чуда, которое неотвратимо, а оттого предсказуемо.

Ученому Шерману Клампу (Эдди Мерфи) удается создать экспериментальный эликсир, который помогает человеку сбросить вес за считанные мгновения. После неудачного свидания в клубе, где Кламп становится объектом насмешек местного стендапера из-за своего веса на глазах у девушки мечты Карлы (Джада Пинкетт Смит), профессор решает испробовать сыворотку на себе. Вот только вскоре оказывается, что эгоистичное и беспринципное альтер эго способно разрушить не только отношения Шермана, но и его собственную личность. 

«Чокнутый профессор» — ремейк фильма американского комика Джерри Льюиса, в котором он сам и сыграл главную роль. Изначально продюсеры планировали, что версию с темнокожим актером в главной роли поставит Джон Лэндис («Братья Блюз», «Американский оборотень в Лондоне»), который до этого успешно работал с Эдди Мерфи. Однако сделка не состоялась, и за комедию взялся Том Шедьяк («Эйс Вентура: Розыск домашних животных», «Лжец, лжец», «Брюс Всемогущий»). 

Говорят, чтобы принять облик 400-килограммового профессора, Эдди Мерфи ежедневно проводил по три часа в кресле гримера. В фильме он играет не только ученого, но и почти всю его семью. Комедию ждал кассовый успех и по большей части положительные отзывы критиков, которые назвали «Чокнутого профессора» попыткой актера «реанимировать серьезно пострадавшую карьеру». Тем не менее, назвать комедию бодипозитивной получится лишь отчасти. Слишком много «жирного» стеба над полнотой и неуверенностью Клампа со стороны его внутреннего «мистера Хайда», и слишком неубедительно звучит идея самопринятия, когда ее до конца приходится подкреплять признанием со стороны других.

6.7
Убрать перископ
1996, Комедия

Лейтенанта-коммандера Тома Доджа (Келси Грэммер) не жалуют в руководстве ВМС США из-за нестандартных методов командования и давнего инцидента с советской подлодкой, а также сделанной сразу после этого татуировки на причинном месте. После многочисленных прошений ему все же дают командовать собственной субмариной. Но радость длится недолго: вместо атомной красавицы он получает дизельную старушку, вдобавок с командой из настоящих отбросов флота. Оказывается, что единственная их цель — исполнить роль боксерской груши на военных учениях. Но капитан Додж не привык легко сдаваться!

Название картины отсылает к известному военному фильму «Поднять перископ» (1959), хотя по духу и сюжету она ближе другому хиту про подлодки — «Охоте за „Красным Октябрем“» (откуда создатели даже позаимствовали кадры резкого всплытия субмарины). Пуститься же в это рискованное путешествие по флотскому юмору решился Дэвид С.Уорд, в основном известный как сценарист оскароносной «Аферы» (1973) и «Неспящих в Сиэтле». Со сценарием ему помогал создатель «Полицейской академии» Хью Уилсон. Собственно, на последнюю фильм больше всего и похож. Есть здесь и молодые разгильдяи, которых служба должна научить уму-разуму, и добрые капитаны с чувством юмора, и грубое туповатое начальство, которое в том числе представляет молодой Роб Шнайдер с мерзкими усиками. А также в меру веселые казарменные анекдоты с неизменным привкусом домашнего шовинизма. На выходе имеем — по-хорошему глупое и местами забавное приключенческое кино.

Эксцентричный богач в отличной физической форме Блейк Торн (Халк Хоган) развлекается тем, что дерется со специально натренированной прислугой и играет в пейнтбол. После очередной шалости ему приходится прятаться от полиции в местном торговом центре, где он маскируется под Санта Клауса, но случайно падает и теряет память. А очнувшись, начинает считать себя настоящим Сантой, чему способствует алчный пройдоха в костюме эльфа (Дон Старк). В итоге судьба приводит дезориентированного миллионера в детский приют, который пытается прибрать к рукам злодей Эбнер Фрост (Эд Бегли-мл.), и Торну впервые в жизни представляется шанс сделать что-то по-настоящему хорошее.

После успешного дебюта в «Рокки-3» кинокарьера Халка Хогана пошла в гору («Коммандо из пригорода», «Гром в раю») и он на десяток-другой лет превратился в этакого Шварценеггера на минималках, но с запасом самоиронии. «Силач Санта Клаус» — очередная попытка подзаработать на образе добродушного рестлера и любви американской публики к рождественским чудесам. Режиссер Джон Марловски тогда как раз специализировался на бэхах с недорогими героями 1990-х вроде Хогана или Оливье Грюнера. Фильм представляет собой череду нелепиц, натянутых сюжетных ходов и драк с одной из самых бессмысленных команд суперзлодеев в истории кино (злой геолог, нюхающий газы химик и электробаба под руководством смазливого доктора-каратиста) — как будто кто-то обнес костюмерную «Бэтмена и Робина» и схватил, что успел. Зато, если вы видели это кино в детстве на кассетах, сможете словить нехилый ностальгический вайб, а заодно увидеть маленькую Милу Кунис.

Недотепа Эрнест (Джим Варни) никак не может наладить свою жизнь и объяснить Рене (Линда Кэш) из местного магазинчика, что он именно тот мужчина, который ей нужен. Но тут удача подбрасывает ему прямо в руки два огромных бриллианта под названием «Глаза Эголи». Теперь у него есть все, чтобы покорить начитавшуюся остросюжетных романов девушку: безжалостные бандиты, принимающие его за спецагента, злодей-принц с ручным носорогом и целая вереница зубодробительных приключений в экзотической Африке.

Персонаж Эрнест — детище творческого тандема комика и стендапера Джима Варни и режиссера-рекламщика Джона Р.Черри III. Изначально образ чудаковатого простофили из американской глубинки в неизменной джинсовой жилетке и кепке использовался, чтобы развернуть крупные бренды вроде Coca-Cola лицом к обывателю. Со временем набиравший популярность персонаж дослужился и до собственного кино, а затем и серии фильмов. «Эрнест в Африке» стал уже девятой и предпоследней картиной цикла, который в 2000-м завершился трагической смертью Варни от рака легких. Похоже, идею забросить героя в дебри африканского континента создателям навеял успех второй части «Эйса Вентуры» (оттуда же фильму, скорее всего, достался и носорог). Основной комический прием фильма — снятые самым крупным из возможных планов ужимки и кривлянья Варни по любому поводу — сегодня скорее отталкивает, чем веселит. Зато радует доходчивая мещанская мораль, что даже приключений в жизни должно быть в меру, которая очень идет этому незамысловатому кино.

6.6
Мафия!
1998, Комедия

История становления мафиозного клана — от бегства будущего крестного отца (Ллойд Бриджес) из маленького сицилийского городка Сальмонелла (ему приходится скрываться от преследователей в заднице осла) до триумфа (деньги преступники буквально гребут лопатой и грузят в самосвалы) и неизбежного краха. После покушения коварных конкурентов дону придется выбрать нового главу клана — героя войны и успешного бизнесмена «Тони» (Джей Мор) или его брата — наркомана и психопата Джоуи (Билли Берк). И, зная здешнего «Крестного отца», выбор будет не из легких!

Последний фильм в режиссерской карьере великого Джима Абрахамса, подарившего нам «Аэроплан!» и «Горячие головы», а также его извечного соратника по комедиям — актера Ллойда Бриджеса, который скончался незадолго до премьеры. Российские видеодистрибьюторы посчитали оригинальное название картины «Мафия Джейн Остин» чересчур сложным, и под незапоминающимся тайтлом «Мафия!» она несколько затерялась на полках с видеокассетами среди более знаменитых работ самого Абрахамса или его коллег братьев Цукер. При этом фильм совсем не уступает им по плотности уморительных гэгов, хотя слегка проигрывает в качестве и общей стройности. Зато сама тема — настоящее раздолье для отвязной кинопародии. Развесистые спагетти из всех частей «Крестного отца» поливают соусом шуток про Вегас из «Казино» Мартина Скорсезе, а на десерт — едкий стеб над главными кинохитами 1990-х от «Форреста Гампа» до «Английского пациента».

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все