В дикие девственные пространства южной Африки с небес падает бутылка кока-колы. Бушмены начинают драться за обладание непонятным объектом. Пытаясь остановить войну, один из бушменов решает вернуть бутылку туда, откуда она появилась, и отправляется навстречу западной цивилизации.
Боевик, Комедия |
Джейми Уис |
10 сентября 1980 |
1 час 49 минут |
Это, наверное, самая блестящая, не считая собственного продолжения, африканская комедия, хотя и, с глубокими евро-американскими корнями. Тот, кто окрестил "Богов" на этом сайте "боевиком", фильм явно не смотрел. Картина, кстати, снималась не Ботсваной, а ЮАР.
Тонкий искрометный юмор, комедия характеров (очень естественных), комедия положений (очень реальных), никаких пошлостей, все искренне и по-настоящему романтично и безудержно весело и трогательно.
Но самая большая ценность этого фильма, конечно, не в этом, а в бушменах, в настоящих бушменах. Хи, которого играет реальный бушмен Н'ксау - главный герой и вся соль картины. Когда смотришь фильм, ощущаешь себя перешагнувшим порог другого мира, но не выдуманного, не нарисованного, а реально существующего (если, конечно, за последние 28 лет его еще не сумели уничтожить). И вы никогда уже не будете считать чужой эту пустынную, но такую притягательную землю со звучным названием Калахари.
Блестящий фильм. Обязательно посмотрите, если вдруг еще не видели. Правда, на DVD он встречается, к сожалению, редко.
Просто поток добра. И - для меня загадка, как это вообще можно было снять. В общем-то фарс в духе Гайдая, но веришь безоглядно каждому эпизоду. Сееш ься до икоты, но не идиотским смехом. Фильм этот переделывает человека. В лучшую сторону.
Боги, наверное сошли с ума! Очень плохой очень хороший фильм
Что плохо
Плохо — примерно всё. Начиная примерно со сценария. В фильме переплетены две сюжетные линии (в этом как раз ничего плохого нет), одна из них это Илиада+Одиссея бушмена Ки, несущего бутылку, чтобы сбросить её с края Света. Другая это военно-политические перипетии, происходящие в вымышленной стране (чтобы никого не обидеть), больше всего похожей на Анголу, и перекидывающиеся в реальную Ботсвану. Уже здесь можно сказать, что на сюжет влияет политика — самой этой истории тот факт, что вооружённые разбойники на джипах - заграничные, а не тутошние, местного производства, стройности не добавляет.
То есть логика сценариста выглядит так: "Мы показываем бушменов, они настоящие, и живут в настоящей Ботсване. И нам нужны плохие парни. Но мы не хотим плохо говорить про настоящих парней в Ботсване, поэтому они проскочат из-за границы, из непонятной страны". Это ни разу не изящно, потому что легко читается.
Комедии дозволяется отступление от грубого реализма, утрирование каких-то деталей, подскальзывания на банановой кожуре и тому подобное. Однако комические элементы в этом фильме скорее всего даже в 1980-м году уже выглядели архаично и наивно. То и дело используется ускоренный показ, это очень трогательно, по-детски. Вообще, операторская работа и монтаж выглядят "на три копейки".
Персонажи, которые что-то говорят, в основном очень эскизные и плоские, исключая самого Ки с бутылкой и М'Пуди - другой ключевой персонаж, играющий роль моста между мирами Ки и белых людей. Это единственный не-бушмен, говорящий на языке бушменов.
Комические моменты выглядят местами забавно, но всё же очень "по-пионерски", то есть когда-то в детстве я бы катался над этим, но сейчас это уже как-то... То есть возникает вопрос — для какого возраста фильм? Сражение хороших с плохими вышло похожим на каких-нибудь "Неуловимых мстителей" или "Детей капитана Гранта".
Но, пожалуй, самая серьёзная претензия: а обязательно ли было делать этот фильм комедией? Такой вопрос закрадывается, а когда всё сделано как следует — не должен.
Что хорошо
Бушмены. Настоящие. Даже более настоящие чем Ася Клячина и Лёха Тряпицын. Нкъхау - исполнитель главной роли - настоящее не бывает. До встречи с режиссёром фильма видел белых считанные разы.
Бушмены предстают не просто "дикарями", хотя в общем, это слово к ним подходит, но людьми иной цивилизации, людьми, существующими в гармонии со своей средой. И это сплошная доброта и любовь. Слёзы капают. All you need is love.
Помимо детскости комических элементов, в фильме есть вполне взрослые смыслы. Африканцы там предстают разными. И можно если не понять, то почувствовать, что Африка искалечена взаимодействием с миром белых, но всё сложнее чем просто искалеченность, потому что взаимодействие с белыми одновременно оказывается и развивающим, и полезным. Как бы ни был ослепительно хорош Ки и все бушмены, но М'Пуди, который неделями чинит несчастный Лендровер белого очкарика, оказывается не менее ценным персонажем, и по-своему довольно глубоким, понимающим на каком-то уровне два мира.
Этот фильм возвращает к вопросу: зачем отправлять людей к другим звёздам, если другие цивилизации есть прямо тут? И к ним можно доехать на раздолбанном Лендровере?
Резюме
Фильм несовершенен, как несовершенно примитивное искусство, но прекрасен как лучшие образцы этого самого примитивного искусства. Смотреть его стоит, - однозначно. Там бушмены. И вы будете плакать, я сказал.
Когда ставишь фильму оценку Пять Звёзд - Гениально - сразу задумываешься над тем, насколько же это произведение выдается из общего ряда (по-английски - outstanding). Потому что Гений - это не просто оценка "пять" по пятибальной шкале. Это что-то из ряда вон выходящее. Выдающееся. Точка. Outstanding.
Так вот, ботсванско-юаровское (в момент времени релиза, по-моему, только что ботсванское - тогда был мировой марш антиапардеидства, и продюссеры фильма вынуждены были скрывать участие до-манделловской Южно-Африканской Республики, на которой лежали торговые ограничения. А ведь только в США фильм собрал, вроде бы, больше Пятидесяти Миллионов Баксов - при скудненьком бюджетике в одна/пятую, или того меньше, от всякого рода современных российских блокбастеров - то есть коммерчески безупречный африканский киноэкспорт) кино под забавным названием Боги, Должно быть, Сошли с Ума (The Gods Must Be Crazy) - гениально.
И безусловно выдается из общего ряда.
Что для нас 1980 год? Конечно, год Олимпиады. Олимпиады-80. Это первое. Мы тогда были настолько нелюбимы капиталистическим миром (тем, частью чего мы сейчас, безусловно, являемся), что к нам на Олимпиаду - из тех же самих Штатов, вообще, никто не приехал. Ни один человек. Это называлось "бойкот". За это мы к ним в 1984 - в Лос-Анжелес - не поехали. А они нас - обозвали "Империей Зла". За то, что мы сбили вражеский корейский пассажирский самолет с тремястами мирных пассажиров на борту. Залетевших, по несчастию, в наши территориальные воздушные границы. А наши ястребы - фьють соколами - и сбили мирный Боинг.
Еще в 1980м Высоцкий умер. Хоронили в черном. В костюме Гамлета - его гениальной роли на сцене. Хоронили тихо, так как дело было в самые олимпийские летние дни. Но вс равно пришло народу несколько тысяч. Гроб на руках выносили из Театра на Таганке, был солнечный день - есть известные кадры кинохроники. Высоцкий любил капитализм. Он его соединил через брак с прекрасной Мариной Влади,француженкой русских корней, блиставшей звездой мирового кино. Благодаря Высоцкому и Влади нам полюбилась и Франция: только уже с новой, обрусевшей силой любви. Мы любили Францию, но, в то же время, и "...плевать хотели с Эйфклевой башни - на головы беспечных парижан." За эту евразийскую двойственность нашей натуры, власти разрешили нам любить Францию, и даже разрешили слушать и любить французскую музыку. Ярким представителем которой был Джо Дассен. Знаете, это его песню Salut! перепел Лев Лещенко песней "Здравствуй", и его песенку "Siffler sur la colline" перепели Поющие гитары своей нетленкой - "Песенкой Велосипедиста." Только сравните поэтику этих текстов:
Je l'ai vue près d'un laurier, elle gardait ses blanches brebis.
Quand j'ai demandé d'où venait sa peau fraîche, elle m'a dit:
"C'est de rouler dans la rosée qui rend les bergères jolies",
Mais quand j'ai dit qu'avec elle je voudrais y rouler aussi...
и
Трудно было человеку десять тысяч лет назад,
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса,
Потому, что не изведал всех достоинств колеса...
Такие дела. Вот Джо Дасенн-то как раз, наше советское французское все - тоже умер в злополучном олимпийском восьмидесятом високосном году. И тоже летом - только уже под конец августа, в конце сложно выдавшихся летних каникул и отпусков, - и оттого произошло немного в тени, прошло менее замеченным. Хотя и было народно печальным. Ведь, парню тоже было совсем немного около сорока. Молодым ушел.
А еще умер в тот год Джанни Родари. Писатель про Чипполино. Аркадий Северный, певец - "Дамы, не сморкайтесь в занавеску... Две шаги налево, две шаги направо..." Опять, же, француз Жан Поль Сартр. Альфред Хичкок, гениальный хоррор-мастер с подысковерканой родителями судьбой, которого несведующие считают за "мастера ужастиков". Миллер умер, тот самый известный писатель с двойственной репутацией. Ставший, много лет спустя, любимым мной, выдающийся актер Петер Селлерс ушел за день до Высоцкого - но откуда нам было тогда знать, что он - гениальный жандарм из первозданной комедии шестидесятых про "Розовую Пантеру", - мы же так были отлучены от той части света, к ценностным маячкам которой безрассудно стремилось наше истосковавшиеся по мифам невинно убиенных предков молодое застойное советское общество. И, хотя до нас донеслись, конечно же, вести о смерти Джона Леннона - основателя Битлз (говорили, его убил маньяк-фанат. Вроде бы, застрелил перед домом!), но о кончине великого гения Лед Зеппелина - барабанщика группы Джона Бонэма - нам тогда, советским нефанатам, было ничего неизвестно.
Откуда ж нам было знать, пострелятам, что-то про американский триумф обалденного африканского фильма?! Очень-очень простого, как Чарли Чаплин. Он, правда в тот год не умирал - его место в наших сердцах в то время занял Алексей Косыгин, выдающийся советский премьер-министр, автор лозунга "Экономика должна быть экономной!"
Он умер. А американцы, не поехавшие в тот год к нам на Олимпиаду, вдохновенно смотрели официально-ботсванскую комедию, про то, что-де, оказвается, вовсе и не трудно человеку (бушмену, в исполнении Nǃxau - реального намибийского бушмена, родившегося в сорок четвертом) не знать никаких благ цивилизации, и быть счастливым - ровно до тех пор, пока с благами этой самой самой и не столкнешься - в виде скинутой сверху каким-то пилотом (Богом? Эльфом?) пустой бутылки из-под кока-колы (Всегда!) (бдело происходит, реально, в наши дни) - и она, словно яблоко раздора, столкнет тебя с нами. "Наверное, Боги сошли с ума, раз кинули нам это злую вещь?! - восклицает герой Nǃxau, обращаясь к своим малорослым невысоким соплеменникам и соплеменницам, - Я пойду на край света и верну им ее обратно!"
Вот здесь, - с этого момента, - становится трудно. Хотя, и очень смешно.
Снято просто.
Со вкусом - воспринимайте полет бутылки над постынным килиманжаро из окна маломестного самолета современным пилотом под ноги бредущего счастливого отголоска каменного века - современного бушмена аллюзией на палку неандартальца, кинутую в космос космическим кораблем 2001 года, в Одиссеи Стенли Кубрика, снятой двенналцатью годлами ранее - в великом и выдающемся 1968 годом: был и Париж, была и Прага!.. Вы поймете, что гениальные африканские творцы глубоко были знакомы с киношедеврами эпохи.
Мы того не знали.
Но теперь мы знаем одно. Мы имеем вопрос: "Наверное, Боги сошли с ума? Зачем они кидают - сквозь время! - такой выдающийся фильм? The Gods Must Be Crazy. Как могли мы его пропустить?!
Давайте ж, посмотрим.
Снятый просто.
Со смыслом.
Веселый.
Африканский.
Очень-очень простой.
С под-вопросом: а не мы ли?
ps Кинцо можно смотреть с детьми - очень смеются. Особенно, когда: дверь в машине пассажирскую открыть, - на манер старых же немых комедией 20х Лоура&Харди; или, когда джип, словно груша на твоем дереве, на своей лебедке, - подвешенный, - повисает. Очень смешно. И очень смешно, когда бушмен, увидя блондинку, про себя думает: "какой страшный Бог. Большой. Бледный. Седой такой (а она, типа playboy-уровня, по зрительским меркам.) А бушмен думает: "старый". А она - "молодой", на самом деле. Дети это тоже чувствуют. Как юмор. И от этого - тоже ржут, как ненормальные. Потому что, все очень просто. И смешно.
Прям-таки даже гениально.
На бушмена Хико возложена огромная ответственность - он должен дойти до Богов и вернуть им артефакт, который опасен для жителей его племени. И всё бы ничего, да только сами боги (белые люди) оказываются на удивление бестолковы и беспомощны.
Отличный фильм для семейного просмотра. С юмором, с романтической составляющей, с приключениями, погонями и перестрелками. Бушмен обаятелен и крайне располагает зрителя к себе своей непосредственностью, сообразительностью, добротой и наивностью.