Все развлечения Москвы
17 фильмов, в которых герои держат оборону
Латиноамериканский писатель Хорхе Луис Борхес полагал, что существует всего четыре типа историй, и одна из них — это история про осажденный город, который штурмуют и обороняют герои. К выходу фильма «Завод» Юрия Быкова, рассказывающего о том, как несколько героев на предприятии оказываются на осадном положении, «Афиша» составила список фильмов, в которых персонажи держат оборону, защищаясь от албанской мафии, оборотней, официанток и живых мертвецов.
Александр Толмачев, Евгений Ткачёв
5 февраля 2019

вестерн

Канонический вестерн про оборону

Классический вестерн Говарда Хокса рассказывает историю небольшого городка Рио-Браво, где четверка представителей закона, роли которых исполняют великий Джон Уэйн и не менее великие Дин Мартин, Уолтер Бреннан и Рики Нельсон охраняют особо опасного преступника, ожидая приезда судьи. У попавшего в передрягу бандита есть столь же известный в узких кругах брат, поставивший перед собой задачу вытащить родственника из неволи. Над городишкой сгущаются тучи — и к великолепной четверке в гости вот-вот заглянет толпа убийц. Каждый кадр фильма создает ощущение надвигающейся бури и нагнетает атмосферу так, что невозможно оторваться. Особого внимания заслуживают великолепные диалоги и атмосфера, выдержанные в лучших традициях фильмов про Дикий Запад.

боевик, триллер

Герметичный шедевр Джона Карпентера

Во втором полнометражном фильме легендарного Джона Карпентера неудачное стечение обстоятельств приводит к тому, что на расформированный полицейский участок нападает едва ли не армия особо опасных преступников, пытаясь таким образом отомстить за погибших товарищей. От разъяренных бандитов участок защищает разношерстная компания из нескольких полицейских, двух рецидивистов и парочки дам-клерков. Помимо замечательного сюжета и крепких экшен-сцен (чего только стоит четырехминутный обстрел здания!) фильм запоминается выдающейся заглавной мелодией, которую написал сам режиссер, изначально собиравшийся снимать вестерн — а в итоге сделавший один из лучших образцов культового кино.

драма, криминальный

Еще одно нападение на полицейский участок

«Форт Апач» — так называют местные жители полицейский участок, единственное безопасное место во всем Бронксе. Копы держат оборону от наркоторговцев, убийц, сутенеров и шпаны, пытаясь поддерживать верховенство закона в неблагополучном районе. Однако после убийства двух представителей правопорядка начинаются массовые аресты, грани стираются, и в Бронксе вспыхивают беспорядки, перетекающие в осаду участка. «Форт Апач, Бронкс» — крепкая полицейская драма с Полом Ньюманом, не хватающая звезд с неба, но все же обладающая шармом «Блюза Хилл-стрит» и «Полиции Нью-Йорка» (среди авторов которой был сценарист этой картины). Интереса к фильму добавляет тот факт, что авторов консультировали настоящие полицейские — а исполнитель главной роли очень долго общался со своим реальным прототипом из органов, чтобы слиться с персонажем.

ужасы

Брюс Кэмпбелл в лесной хижине защищается от оживших мертвецов

Культовый слэшер Сэма Рейми с легкостью двигается по проторенной дорожке в виде жанровых клише, когда группа молодых людей приезжает в лесную хижину, после чего начинает твориться настоящая чертовщина. Во всем остальном «Зловещие мертвецы» максимально оригинальны: от качественных гэгов до способов умерщвления оживших трупов. Всем известный Эш Уилльямс (Брюс Кэмпбелл) и его друзья держат оборону от нескончаемой армии зомби, параллельно пытаясь разобраться в тонкостях древнего колдовства и остаться в живых. Важно: несмотря на минимальный бюджет, играющая на поле маргинальных жанров картина Сэма Рейми не выглядит как сумасшедший трэшак, а, наоборот, видится глотком свежего воздуха в жанре ужасов, что и было доказано появлением целой франшизы.

триллер, трагикомедия

Абсурдная комедия Мартина Скорсезе, в которой белый воротничок в исполнении Гриффина Дана отбивается от всех

Держать оборону можно по-разному. Например, черная комедия Мартина Скорсезе «После работы», за которую режиссер получил престижную награду в Каннах, концентрируется на абсурдных злоключениях белого воротничка по имени Пол Хаккет (Гриффин Данн), происходящих на протяжении одной ночи. Сперва бедолага отбивается от малознакомых богемных дам, затем пытается вырваться из лап навязчивой официантки и, в конце концов, попадает под горячую руку неистовой толпы в Сохо. Пытаясь выбраться из порочного круга удручающих событий (будто бы сочиненных Беккетом или Кафкой), герой вертится, словно белка в колесе. Экзистенциальные мотивы фильма, скрытые под комедийной оболочкой, никого не оставят равнодушным, а сложносочиненный сюжет позволит поклонникам пересматривать «После работы» снова и снова.

боевик, ужасы, криминальный

Вампиры против отмороженных гангстеров и их заложников

Два весьма странных на вид бандита в лице Джорджа Клуни и Квентина Тарантино, играющих братьев Гекко, скрываются от всевидящего ока закона, двигаясь к мексиканской границе. По пути они наталкиваются на бывшего священника (Харви Кейтель) и его взрослых детей (Джульетта Льюис и Эрнест Лю), после чего берут тех в заложники. Дальше начинается самое интересное: попав в Мексику, компания решает отпраздновать успех в придорожном баре «Крученые сиськи». Правда, заведение кишит упырями, которые не шибко рады видеть людишек. Фильм Роберта Родригеса по сценарию Квентина Тарантино, в котором первая половина выглядит как картина Тарантино, а вторая — как Родригеса. Группа людей держит оборону, отбиваясь от орд нечисти самыми разнообразными способами, что иной раз вызывает ужас, а иной — истерический смех.

триллер, криминальный

Джоди Фостер и юная Кристен Стюарт баррикадируется от грабителей

Камерный триллер Дэвида Финчера привлекает к себе внимание как минимум выдающимся актерским составом с Джоди Фостер, Джаредом Лето, Форестом Уитакером и еще совсем молоденькой Кристен Стюарт, а также нетривиальной историей про потайную комнату в элитной квартире, в которой можно спрятаться при любой экстренной ситуации — например, во время ограбления. Фостер и Стюарт, играющие, соответственно, мать и дочь, попадают ровно в такую западню, держа оборону от трех грабителей, во что бы то ни стало пытающихся взять укрепленный рубеж — там спрятан сейф с кругленькой суммой! Находящиеся вне себя от ужаса хрупкие дамы пытаются избежать уловок преступников — и тянут время до появления полиции. Напряжение в «Комнате страха» столь осязаемо, что впору резать его ножом — а градус накала с каждой секундой поднимается все выше и выше, щекоча нервы на полную катушку.

триллер

Британские солдаты оказываются в западне у семейки оборотней

В живописных лесных массивах Шотландии проходят военные учения, не отличающиеся от каких-либо других: небольшому отряду нужно пройти из точки А в точку Б, однако неожиданно их противниками становятся настоящие оборотни. Спасаясь бегством, солдаты запираются на ферме, но счет все равно не в их пользу: полулюди-полуволки нещадно атакуют бедолаг, едва ли оставляя шанс на спасение. Режиссер «Псов-воинов» Нил Маршалл («Спуск», «Судный день») не стесняется отрывать конечности, разрывать кишки и демонстрировать сумасбродные убийства, показывая самую настоящую кровавую баню в четырех стенах. Оборотни, кстати, на момент выхода фильма выглядят весьма впечатляюще, время от времени пробирая до мурашек. А в целом картина — крепкий представитель жанра боевика с элементами ужасов и необычным твистом под конец.

боевик

Французская ода Карпентеру с лихими перестрелками

Снятый по лекалам «Нападения на 13-й участок» (и за несколько лет до официального и недурного ремейка) французский боевик, где первые сорок минут персонажи говорят в основном простыми предложениями, мельтешат и постоянно куда-то двигаются — если потерять нить повествования, то можно легко запутаться в происходящем. По чистой случайности на складе оказывается кучка мелких бандитов, спецагенты с опасным преступником из Албании в закованном ящике и, собственно, охранники помещения. Вторая часть фильма живописует красочную осаду промзоны мафией с Балкан и попытки разношерстной компании выйти из передряги живыми. Кино стартует с места в карьер, не отвлекаясь на лишний пафос, так что зрителей ждут два часа отменных перестрелок, взрывов, пожаров и убийств.

боевик, исторический, драма

Хрупкая военная драма Чжана Имоу с Кристианом Бейлом

Нашумевшая в свое время картина китайского режиссера Чжана Имоу («Герой», «Дом летающих кинжалов») с Кристианом Бейлом основана реальных событиях времен Японо-китайской войны. Главный герой фильма, американский гробовщик, попадает в католическую церковь города Нанкин, а там от ужасов войны прячутся не только местные ученицы, но и куртизанки из ближайшего борделя. Щекотливость ситуации заключается в том, что храм вот-вот возьмут японские солдаты — и тогда беды не миновать. В конце концов персонаж Бейла принимает волевое решение притвориться священником, дабы защитить ни в чем не повинных девушек от рук захватчиков, умело лавируя между высокопоставленными военными. «Цветы войны» — душераздирающая драма, номинированная на «Золотой глобус», в которой герои, находясь почти что в осаде, пытаются не выживать, а жить.

комедия, ужасы

Несколько дураков пытаются выжить среди зомби

Нелегко держать оборону, когда все, кроме тебя и парочки твоих малознакомых сородичей, стали зомби. Эпидемия, превращающая людей в ходячих трупов, охватила США, и бежать, по большому счету, некуда, кроме как в парк развлечений, где, по слухам, еще теплится жизнь. Что происходит дальше, догадаться несложно: шумные аттракционы привлекают орды мертвецов, и героям (Джесси Айзенберг, Эмма Стоун и Абигейл Бреслин) во главе с харизматичным Таллахасси (Вуди Харрельсон) приходится отбиваться. Отлично прописанные характеры, привлекательный актерский состав и едкий черный юмор превращают «Зомбиленд» в прекрасного представителя жанра комедийных фильмов ужасов. Скоро выходит продолжение — самое время освежить в памяти картину Рубена Флейшера.

триллер, ужасы

Изобретательный триллер Адама Уингарда про семейные посиделки, которые превратились в кровавую баню

Снятый еще в 2011 году, но попавший в широкий прокат только спустя два года инди-ужастик Адама Уингарда («Гость», «Тетрадь смерти»). По случаю годовщины родителей большая семья собирается на праздник в роскошном загородном доме, но разговоры за столом прерывают выстрелы из арбалета: отморозки в масках животных начинают массовую резню, мотивы которой раскроются ближе к финалу. С течением времени персонажей становится все меньше, а кино начинает напоминать жестокую версию ленты «Один дома» с морем крови и обилием убийств, но без Рождества.

триллер, фантастика, ужасы

Социальный триллер про семейство, в дом которого ломятся отморозки

Взявшись поставить эту картину (которая дала жизнь квадрологии и одноименному сериалу), режиссер Джеймс ДеМонако явно руководствовался следующим принципом: любите ли вы Джона Карпентера так же, как люблю его я? ДеМонако явно любит Карпентера очень сильно. До этого он написал сценарий ремейка карпенетеревского «Нападения на 13-й участок», а в первой части «Судной ночи» практически переснял его.

По сюжету в Америке недалекого будущего социальные и экономические проблемы оказываются решены следующим образом: раз в году граждане могут давать выход накопившейся злобе и агрессии, разрешено практически все. Это событие прозвано Судной ночью (в оригинале — Чисткой). Спокойно пережить ее намерено семейство Сэндин: Джеймс (Итан Хоук), его жена Мэри (Лена Хеди) и двое их детей, Зои и Чарли (Аделаида Кейн и Макс Беркхолдер). Однако когда в их дом постучится преследуемый отморозками афроамериканец (Эдвин Ходж) и Чарли впустит его, добропорядочному семейству волей-неволей придется приготовиться к обороне. Неуютный, щекочущий нервы социальный триллер (или даже хоррор — с элементами из «Незнакомцев»), который задает много неудобных вопросов — и долго не выходит из головы, потому что все происходящее в нем так легко примерить на самого себя.       

драма, криминальный

Социальное высказывание Юрия Быкова в обертке остросюжетного криминального триллера

В своем широко известном остросоциальном боевике Юрий Быков («Жить», «Дурак»), который здесь появится в одной из главных ролей, избрал предметом исследования кумовство в правоохранительных органах, что не могло остаться без отклика. По сюжету спешащий к рожающей жене полицейский Сергей Соболев (Денис Шведов) случайно сбивает ребенка на глазах у матери (Ирина Низина), а затем всячески пытается уйти от ответственности. Но, как известно, на каждое действие найдется равное противодействие, и отчаявшийся отец (Дмитрий Куличков) захватывает несколько заложников в местном отделении полиции, пытаясь добраться до нечистого на руку майора, переводя небольшое помещение на осадное положение. Крепко сложенная, но весьма дискуссионная история разделила зрителей на два лагеря: тех, кто считает картину культурным явлением — и тех, для кого «Майор» не более чем чернуха.

триллер

Злосчастный концерт панк-группы заканчивается мясорубкой

Участники панк-группы, гастролирующей в провинции, становятся свидетелями убийства — и вскоре обнаруживают себя запертыми в гримерке бандой скинхедов. В главных ролях — скоропостижно умерший Антон Ельчин, Имоджен Путс в роли девушки-скинхеда, Алия Шокат из «Задержки в развитии» и еще несколько не слишком примелькавшихся молодых актеров. Авторы «Комнаты» (среди которых режиссер «Придержи тьму» и третьего сезона «Настоящего детектива» Джереми Солнье) идеально нагнетают саспенс, не жалея героев и зрителей: перегрызенные глотки, месиво из крови, переломы, много насилия и пятьдесят человек, для которых прибить человека и муху — задачи одной сложности. Клаустрофобический слешер работает по всем канонам фильмов о зомби-апокалипсисе, где вместо зомби — ультраправые в бомберах с выбитыми зубами.

боевик, исторический, драма, военный

Нолановский фильм-катастрофа в сеттинге Второй мировой

Операция «Динамо» — одна из самых известных в истории Второй мировой войны — связана с эвакуацией французов, англичан и бельгийцев из окруженного немцами городка Дюнкерк. Жизнеутверждающая событийная канва, показанная в одноименном фильме, вряд ли оставит кого-то равнодушным, благо сюжет выглядит максимально складно, иллюстрируя одно и то же событие сквозь призму разных персонажей. Формалистский эксперимент Кристофера Нолана прославился не только эпично рассказанной историей о борьбе в осажденном городе, но и великолепным актерским ансамблем, в котором рвут и мечут Том Харди с Киллианом Мерфи, а также выдающимся музыкальным сопровождением от Ханса Циммера, которое нагнетает обстановку до предела в огне, на земле, на воде и в воздухе.

трагикомедия

История про четырех солдат на границе и фатум

Израильский режиссер Самуэль Маоз на своем веку повидал многое и даже успел поучаствовать в Ливанской войне, после чего снял свой дебютный фильм «Ливан». Следующей его работой стал «Фокстрот» — одноименный КПП на границе Израиля и Палестины, где несут службу четыре молодых срочника Армии обороны Израиля, от скуки едва ли не лезущие на стену. Несмотря на то что герои в «Фокстроте» держат оборону лишь формально, эту картину нельзя обделить вниманием, потому что небольшое происшествие на границе является катализатором для развития всей истории фильма. Плавный, обволакивающий сюжет, поделенный на четыре акта, в какой-то момент жесточайше рубит с плеча, вырывая зрителя из меланхоличной неги и отправляя в путешествие по фаталистичным хитросплетениям человеческой судьбы.