Первый полнометражный мультфильм о Бэтмене, созданный силами Брюса Тимма, Эрика Радомски, Алана Бернета и Пола Дини, которые годом ранее запустили одноименный мультсериал. «Маска Фантазма» получилась не хуже бертоновских фильмов — и до сих пор считается одним из лучших мультфильмов про Темного рыцаря. В его центре — история любви Брюса Уэйна и Андреи Бомонт, которая не получает развития, потому что жажда мести за родных приводит к тому, что один превращается в Бэтмена, а другая — в Фантазм. Прячась за свои маски, они становятся чужими друг другу вплоть до печального и обезоруживающего финала.
В Готэме объявляется новая супергероиня Бэтвумен (не путать с Бэтгерл!), и Темный рыцарь не знает, что с этим делать. Продолжение мультсериала «Новые приключения Бэтмена» (1997–1999) — экшен-история с детективным уклоном, профеминистской повесткой и одним магическим свойством: тайна Бэтвумен имеет тенденцию выветриваться из памяти каждый раз после просмотра мультфильма. Но это даже хорошо.
Полнометражный сиквел одноименного мультсериала, действие которого разворачивается во время третьего сезона. После того как Брюс Уэйн ушел на покой, новым Бэтменом (чем-то средним между Темным рыцарем и Человеком-пауком) стал его протеже — подросток Терри МакГиннис. В «Возвращении Джокера» обоим придется изрядно напрячься, ведь приходит тревожное известие о том, что давний враг Бэтса воскрес, но как такое возможно, не совсем понятно. Разгадка у этой тайны будет по-настоящему шокирующей и пугающей. Дадим подсказку: новым Джокером окажется человек из ближнего круга Брюса Уэйна. И это своего рода метафора того, как дружба с Бэтменом калечит судьбы людей.
Это должно было когда-нибудь случиться: Человек — летучая мышь просто обязан был встретиться с летучей мышью-вампиром — графом Дракулой. Произошло это знаменательное событие в рамках полнометражки, входящей в мультсериал «Бэтмен» (2004–2008), и помимо самого Бэтса в него оказались втянуты его подружка Вики Вейл, а также сбежавшие из психиатрической лечебницы «Аркхем» Освальд «Пингвин» Кобблпот и Джокер. Последнего Дракула даже покусал, после чего безумный клоун преступного мира превратился в еще более безумного клоуна. И только ради этой трансформации стоит смотреть этот сумасшедший кроссовер.
Сборник экспериментальных аниме-короткометражек, действие которых формально происходит между нолановскими «Бэтменом: Начало» и «Темным рыцарем». По духу этот проект близок к «Аниматрице»: все части сняты разными режиссерами и выполнены в разных техниках рисования. При этом в каждой из них Темного рыцаря показывают глазами сторонних наблюдателей. А в последней короткометражке появляется никто иной как Дэдшот, который покушается на лейтенанта Гордона.
У этого мультфильма сложный бэкграунд. Он снят по мотивам комикса Джада Виника «Под колпаком», который в свою очередь восходит к классической сюжетной арке «Смерть в семье» 1988 года. По ее сюжету печально известный второй Робин, настоящее имя которого было Джейсон Тодд, погибает от рук Джокера — тот избил чудо-мальчика монтировкой, а Бэтмен нашел его труп уже после взрыва на складе. Однако в картине на этом ничего не заканчивается: спустя годы в Готэме объявляется одинокий мститель по прозвищу Красный колпак, в фигуре которого угадывается что-то смутно знакомое. После этого начинается кино про демонов прошлого, которые никому никогда не дают покоя.
В комиксе «Бэтмен: Год первый» Фрэнка Миллера 1987 года случился перезапуск биографии Темного рыцаря. Издательство DC решило сделать ставку на максимально суровый реализм, а заодно заново рассказать предысторию Брюса Уэйна. Однако в комиксе Миллера (и в его практически дословной анимационной экранизации) упор сделан не на Человека — летучую мышь, а на его друга — лейтенанта Джима Гордона, переведенного из Чикаго в Готэм. Он и становится главным героем этой криминальной драмы про коррупцию в полиции и высших эшелонах власти. Джим борется с ней как может, но и он тоже не идеален. Больше всего фрустрированный, запутавшийся и амбивалентный Гордон смахивает на Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие» — и это не случайно: в оригинале его с характерной интонацией озвучивает Брайан Крэнстон.
Двухсерийная экранизация краеугольного для «бэтмениады» (и вдохновленного поздними фильмами о Грязном Гарри) комикса Фрэнка Миллера — во многом именно на него опирался Зак Снайдер, когда снимал своего «Бэтмена против Супермена». В первой части мультфильма рассказывается про вышедшего на пенсию (но не в тираж) Брюса Уэйна, который вынужден стряхнуть пыль с костюма, чтобы утихомирить ОПГ «Мутанты» и неспособного вернуться к нормальной жизни (даже после хирургического вмешательства) Харви Дента. В этом Бэтмену помогает новый Робин — на этот раз женского пола, 13-летняя Кэрри Келли. Поскольку действие картины происходит не на обычной Земле, а на Земле-31 Мультивселенной DC, никакие привычные законы комиксов для героев не действуют — с ними может произойти что угодно, вплоть до смерти (окончательной, а не как обычно бывает в комиксах).
Во второй части из кататонического ступора выходит давний враг Бэтмена — Джокер, выведенный тут пожилым гомосексуалом. Но мистер Джей оказывается не главной проблемой Бэтса. Американское правительство натравливает на него Супермена, который в этой вселенной стал его преданным слугой. И тут надо заметить, что в отличие от мегаломанского блокбастера Снайдера, конфликт двух титанов в мультфильме не выглядит надуманным или высосанным из пальца — у каждого из героев есть неоспоримая мотивация. Поэтому их противостояние в финале принимает размах подлинной античной трагедии.
Мультфильм начинается с того, что заклятого врага Бэтмена и главу Лиги теней — Ра’c Аль Гула — убивает Дефстроук, а сам Человек — летучая мышь узнает, что у него есть сын Дэмьен, от дочери Аль Гула — Талии. Она оставляет отпрыска на попечение Темного рыцаря, что не очень-то радует последнего. Оно и понятно: пацан оказывается таким же дьяволенком, что и его тезка из «Омена», к тому же еще и острым на язык. «Осторожней, Пенниуорт, — обращается Дэмьен к слуге и другу Брюса Уэйна Альфреду, когда попадает в особняк отца, — я не настолько молод, чтобы не понимать сарказма». «В то время как я слишком стар, чтобы переживать об этом», — возражает мудрый Альфред. «Сын Бэтмена», который блещет отскакивающими от зубов диалогами, словно их писал автор нуар-детективов Рэймонд Чандлер, — это остроумная, злая, но достаточно вольная экранизация одноименного комикса Гранта Моррисона. Вольная, потому что у Моррисона все было гораздо жестче: например в финале Дэмьен погибал. В мультфильме же сын Бэтмена становится новым Робином (хоть и считает его костюм гейским), а после появляется еще в двух не менее захватывающих картинах: «Бэтмене против Робина» (адаптации многофигурного комикса «Ночь сов» Скотта Снайдера) и в финалящей эту историю «Бэтмене: Дурной крови».
Не стоит думать, что «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра единственное на свете кино про «Оперативную группу Икс», в которую входят Дэдшот, Харли Квинн, Капитан Бумеранг и другие суперзлодеи. Например, в анимационной вселенной DC есть несравненно более удачный мультпобратим эйровского фильма — «Нападение на Аркхэм». Это наибрутальнейшей боевик, который не привязан к какому-то комиксу, а основывается на видеоигре Batman: Arkham и может похвастаться интересно выписанными персонажами, лихо закрученным сюжетом и ошеломительной концовкой. По сюжету Спецотряд Икс ради ценных сведений, украденных Загадочником, штурмует психбольницу «Аркхэм», в то время как Бэтмен скрывается в тени — но лишь до того момента, пока не приходит время вмешаться. Стоит сказать, что в отличие от игрового фильма не все члены отряда самоубийц выживут. Впрочем, это также справедливо и по отношению к совсем свежему мультфильму «Отряд самоубийц: Строгое наказание» — настолько кровавому и шальному, что его уже все успели сравнить с «Грайндхаусом» Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Его тоже надо видеть.
Джокер пытается свести с ума комиссара Гордона в парке аттракционов, пытаясь доказать один простой тезис — чтобы слететь с катушек, нужен всего лишь один плохой день. На выручку другу спешит Бэтмен, а параллельно рассказывается одна из возможных биографий Джокера. Не во всем получившаяся экранизация культового комикса Алана Мура (это тот самый дядька-косплеер, похожий на мага, который также придумал «Хранителей» и «V значит «вендетта»). Неудача мультфильма была связана с тем, что к крайне лаконичной и емкой «Убийственной шутке» был прикручен 30-минутный пролог с участием Бэтгерл. В итоге история про помощницу Бэтмена, играющую в этой картине важную, но не первостепенную роль, оказалась лишней — и несколько подпортила финальные впечатления от всей картины.
Спин-офф «Лего. Фильма» про Бэтмена, который до этого уже появлялся в нескольких лего-мультфильмах (как сольных, так и про Лигу справедливости). Эта же картина издевательским способом сбивает спесь с одного из самых серьезных супергероев и рассказывает о его приключениях в комедийном ключе — совсем как во времена сериала с Адамом Уэстом.
Отвязная подружка Джокера Харли Квинн всегда была любимицей исполнительного продюсера анимационной вселенной DC Брюса Тимма — собственно, он ее и придумал. С его легкой руки она поселилась в комиксах и этапном мультсериале «Бэтмен» (1992–1995) — причем в этом шоу она нередко удостаивалась сольных серий. А в мультсериале «Новые приключения Бэтмена» (1997–1999) и вовсе была рассказана ее предыстория (эпизод «Безумная любовь»). В «Бэтмене и Харли Квинн» эта героиня снова вышла на первый план — и, право слово, этого стоило дождаться. Полнометражка — ее индивидуальный перформанс и бенефис, на который нанизан необязательный сюжет, суть которого сводится к тому, что Ядовитый Плющ хочет спасти планету от людей, а Харли должна помочь Бэтмену и Найтвингу ее остановить.
Альтернативный 1889 год. Брюс Уэйн возвращается из Европы домой, где орудует готэмский Джек-потрошитель. Бэтмен берется его остановить, однако подозрения падают на самого Темного рыцаря. Основанный на грандиозном графическом романе Брайана Августина и Майка Миньолы, мультфильм «Готэм в газовом свете» — увлекательная головоломка, в которой отдельное удовольствие заключается в нахождение знакомых персонажей среди неузнаваемых лиц (совсем как в марвеловском «1602»). Вот Селина Кайл (Женщина-кошка), а вот Харви Дент и Памела Айсли (Ядовитый плющ), а вот сразу три Робина — но попробуй поди их сразу узнай. Ну и поскольку это альтернативный Готэм, вы даже не можете представить себе, кто на самом деле окажется Джеком-потрошителем!
Невероятная копродукция Warner Bros. Japan и Warner Bros. Entertainment, в которой Бэтмен вместе со своими друзьями переносится в феодальную Японию и выясняет там отношения с Джокером и другими заклятыми врагами. За дизайн персонажей отвечал создатель «Афросамурая» Окадзаки Такаси — и это второй раз после «Бэтмена: Рыцаря Готэма», когда японцы приложили руку к Человеку — летучей мыши. Вообще же тема Японии фигурировала еще в выпусках «Ночь ниндзя» и «День самурая» легендарного мультсериала «Бэтмен» (1992–1995) и в игровом сериале «Бэтмен» (1943), где главным злодеем был как раз японец, но понять, почему так вышло, несложно, шла Вторая мировая война. В «Бэтмене-ниндзя» Дзюнпэя Мидзусаки японцы выведены в основном статистами, в то время как само аниме — это едкий сборник стереотипов об аниме: тут есть и самураи, и ниндзя, и гигантские роботы, характерные для жанра «меха». Конечно же, эти клише — стеб, но поданный настолько лихо, что о нем сразу же забываешь, когда на экране Бэтмен в полной боевой ниндзя-выкладке сходится в эпичнейшей схватке с противниками.