Москва

13 не самых очевидных боевиков из 90-х, на которых выросли миллениалы

Жанр боевика в голливудском кинематографе, кажется, окончательно маргинализировался: кассу собирают только «Плохие парни навсегда», да и то отчасти из ностальгических соображений. Для всех, кто соскучился по качественному экшену, «Афиша» решила собрать подборку отличных и не самых очевидных картин из золотой эпохи боевиков.
Евгений Ткачёв, Максим Гареев, Арсений Омельченко
27 апреля 2020

триллер

Клаустрофобический боевик о разборках в поезде

Что это было: после сомнительного эксперимента с продолжением кубриковской «Космической одиссеи» Питер Хайамс («Козерог один», «Патруль времени», «Конец света») решил вернуться к бодрым боевичкам (фантастическим и не очень), теперь уже полноправно занимая два кресла — режиссера и оператора (как-никак пять технических номинаций на «Оскар»). В 1990 году он снял ремейк нуара «Узкая грань» — признанного жанрового эталона середины XX века (который, к слову, тоже числился в номинантах киноакадемии за лучший сценарий). Сохранив основной концепт оригинала — остросюжетный детектив о полицейском, перевозящем важную свидетельницу в поезде, полном гангстеров, — Хайамс серьезно переработал сюжет. В частности, заменил красавца-сержанта на потрепанного жизнью прокурора (вооруженного лишь водяным пистолетом) в исполнении 60-летнего Джина Хэкмена, а femme fatale и экс-жену босса мафии — на случайно попавшую под замес сильную одинокую женщину образца начала девяностых (Энн Арчер). Заодно он поменял расстановку сил, добавив гангстерам серьезный арсенал и связи с продажными копами.

Как это смотрелось тогда: люто и в то же время как-то по-домашнему. Ведь для нашей страны характерна особая «поездная романтика». Впрочем, заштатный американский состав с его просторными светлыми купе и вагоном с панорамной крышей вызывал у зрителя четверть века назад скорее зависть (не первые составы в «Сквозь снег», но тоже ничего). Что с лихвой компенсировал бодрый экшен, которого Хайамс заботливо понатыкал в картину тут и там. Аскетичности оригинала он противопоставил пулеметные обстрелы, драку на крыше поезда над обрывом и взрывающийся вертолет как главный символ кино девяностых.

Как это смотрится сейчас: сегодня первым делом бросается в глаза, что помимо фантастических сюжетов Артура Ч.Кларка Хайамс позаимствовал у Кубрика и визуальный язык с фирменной любовью к естественному освещению. Из-за этого бледноватое пространство полутемных вагонов добавляет в этот вроде бы проходной боевичок вязкую атмосферу полноценного триллера. Благодаря этому и плотному сценарию Хаймсу удается накрепко приковать зрителей к экрану, да еще усадить на иголки на все полтора часа. Арсений Омельченко

боевик, драма, криминальный

Жестокий и неполиткорректный боевик со Стивеном Сигалом

Что это было: сотрудник агентства по борьбе с наркотиками Джон Хатчер (Стивен Сигал) после гибели напарника в одной из полицейских операций подает в отставку и возвращается в родной город. Однако и дома обстоятельства поворачиваются так, что ему приходится вступить в противостояние с ямайской наркомафией.

Как это смотрелось тогда: для меня это был первый фильм с Сигалом, который довелось посмотреть полностью и осознанно. Частые визиты к родственникам, где на полках так заманчиво рядом стояли кассеты, подписанные «Нико-1–2», «Нико-3–4» и так далее (пояснение для зумеров: в России в 90-е все фильмы с Сигалом назывались по имени его персонажа Нико Тоскани из картины «Над законом»), не могли не повлиять на желание ознакомиться с этими фильмами, так что в ходе одного из этих визитов мой брат поддался уговорам настырного дошкольника и показал, пожалуй, самый жестокий боевик в карьере мастера айкидо. Драки с кучей сломанных костей, классная погоня и ураганные перестрелки, приправленные музыкой регги. Впечатление это произвело колоссальное.

Как это смотрится сейчас: как один из самых жестоких и неполиткорректных боевиков всех времен. Сорвав куш со «Смерти вопреки» (такие кассовые сборы тогда не снились ни Ван Дамму, ни Чаку Норрису, ни любому другому из кинобойцов), Сигал получил полную творческую свободу и разошелся на всю катушку. На протяжении фильма его персонаж методично и разнообразно разбирается с латиноамериканцами и выходцами с Ямайки, отпускает хлесткие фразы, ничуть не уступающие афоризмам Арнольда Шварценеггера из «Коммандо», а также поражает разнообразием своего гардероба. За кадром же Сигал прилично переработал сценарий, а также сочинил и спел вместе с Джимми Клиффом заглавную песню — и это был его первый певческий опыт. В результате мы получили боевик, который сейчас никто бы не отважился сделать, — разнообразный экшен по-прежнему приводит в восторг, даже несмотря на монтаж, коверкающий некоторые сцены для послабления рейтинга до категории R, а более брутальной гибели главного антагониста мне и вовсе не доводилось видеть. Максим Гареев

триллер

Триллер про актера с комплексом неполноценности

Что это было: комедийный боевик с Майклом Дж.Фоксом и Джеймсом Вудсом, в котором первый играет звезду экшена Ника Лэнга, мечтающего сняться в чем-то стоящем, а второй — круто сваренного копа Джона Мосса, который вынужден нянчится с актером. Заметим, что Фокс на тот момент уже действительно был звездой (только не приключенческих фильмов а-ля «Индиана Джонс», а фантастической трилогии «Назад в будущее»), а Вудс дружил с ним в реальной жизни, поэтому ему трудно было орать на приятеля на съемках. А делать это приходилось часто. Собственно, это бадди-муви (или, если угодно, броманс) и состоит из того, что Лэнг то и дело чем-то донимает Мосса, а тот как может сдерживает себя, параллельно охотясь на маньяка Кайфолома (Стивен Лэнг) и пытаясь устроить личную жизнь. 

Как это смотрелось тогда: уже тогда было понятно, что на серьезных щах это смотреть невозможно, а сейчас — и подавно. Избитая большим количеством боевиков фабула была виртуозно сдобрена едкой порцией иронии — в частности, за счет комических выпадов Майкла Дж.Фокса, про которого все тогда думали, что он школьник, в то время как «пацану» на самом деле уже было ни много ни мало тридцать лет.

Как это смотрится сейчас: при пересмотре фильма Джона Бэдэма (одного из главных экшен-режиссеров 90-х, хоть и второго эшелона) обнаруживаются доселе незамеченные пласты — в первую очередь, конечно, они касаются сатирического высмеивания актерской профессии. Паразитизм Лэнга на Моссе (а это, безусловно, паразитизм) подан в максимально гротескном ключе, но с большим знанием дела, как и саморефлексия героя Фокса, который чувствует себе дешевкой — и хочет это исправить. Фильм постоянно ощупывает границу между жизнью и кино (в кульминационный момент действие вообще происходит в кинотеатре, на показе картины с Лэнгом) и подтрунивает над токсичной маскулинностью (за несколько десятилетий до того, как это по-настоящему стало модно). Евгений Ткачёв

боевик, криминальный

Первая голливудская роль Брэндона Ли: китайский студент против наркомафии

Что это было: студент-художник из Китая Джейк Ло (Брэндон Ли) случайно становится свидетелем убийства, в результате чего попадает в эпицентр разборок итальянской и китайской мафии, а также продажных агентов ФБР и циничных полицейских.

Как это смотрелось тогда: как отличный боевик, записанный вторым фильмом на видеокассете после «Разборки в Маленьком Токио». Экшен-сцен оказалось так много, что школьнику младших классов скучать было некогда.

Как это смотрится сейчас: как один из немногих фильмов детства, который смело можно смотреть и сейчас. После успеха «Помеченного смертью» студия «20 век Фокс» доверила режиссеру Дуайту Х.Литтлу работу над еще одним боевиком, на сей раз не выстрелившим в прокате. Вероятно, кому-то не хватило звезд первой величины, поскольку всего остального в этом фильме даже с избытком. Шикарные драки и перестрелки, не прекращающееся ни на секунду действие, куча цитат и отсылок к гонконгской классике и невероятно обаятельный и органичный Брэндон Ли в главной роли, изобразивший в паре эпизодов своего кумира Джеки Чана из «Полицейской истории» и «Драконов навсегда». У этого парня впереди было большое будущее, но судьба распорядилась иначе. М.Г.

боевик, комедия

Один из лучших клонов «Топ Гана»

Что это было: американский летчик-истребитель Пол Уоткинс (Майкл Паре) с позывным Стрелок считается одним из лучших у себя на базе. У него три страсти — небо, самолеты и майор Гуд (Дебора Мур), в которую он влюблен, но та не спешит отвечать ему взаимностью, особенно когда на их базу приезжает кинозвезда Том Слейд (Энтони Майкл Холл) — лощеный блондинчик, который максимально хочет вжиться в роль пилота истребителя. Слейд заигрывает с Гуд, что не очень нравится Уоткинсу. Еще больше ему не нравится, когда его назначают инструктором актера. Нехотя он отправляется с ним в полет, во время которого они оказываются сбиты над вражеской территорией, а после вынуждены вступить в схватку с перебежчиком по прозвищу Дракон (Линден Эшби), который известен тем, что никогда не держит руку на катапульте.

Как это смотрелось тогда: летная тема была популярна на рубеже 80–90-х годов (тренд задал «Топ Ган», который у нас известен как «Лучший стрелок»). Помимо официальной пародии на него (см. «Горячие головы») у фильма были различные клоны, среди которых стоит выделить «Операцию «К центру солнца» (или просто — «К солнцу»). В свое время этот авиабоевик подкупал лихим сюжетом, воздушными боями и харизмой Майкла Паре, который, как и Том Круз, стал воплощением кинематографа 90-х.

Как это смотрится сейчас: все так же весело, особенно если учесть то, что Слейда играет Энтони Майкл Холл — звезда школьных драм Джона Хьюза («Шестнадцать свечей», «Клуб «Завтрак», «Чудеса науки»). Его броманс с Майклом Паре — один из самых странных, нелепых и запоминающихся кинодуэтов начала 90-х. Идиотский сюжет тоже остается на высоте, хотя, конечно, режиссеру Фрицу Киршу все же недостает таланта Тони Скотта снимать кино с памятью как у хорька на амфетаминах. Е.Т.

боевик

Боевик про захват гражданского борта террористами

Что это было: популярный в 90-е на видеокассетах боевик, первая большая экшен-роль Уэсли Снайпса. Тут он играет сотрудника безопасности авиакомпании Джона Каттера, который вступает в схватку с британским террористом Чарлзом Рейном (Брюс Пейн), когда тот убивает экстрадировавших его обычным рейсом конвоиров и вместе с замаскированными сообщниками захватывает самолет. 

Как это смотрелось тогда: как откровенное «мясо». Снайпс безжалостно разделывался с террористами как в воздухе, так и на земле, демонстрируя в тогда еще не шибко инклюзивном коммерческом кинематографе, что по-настоящему крутой герой может быть не только белым, но и черным.

Как это смотрится сейчас: поражает то, насколько это диетическое зрелище (все-таки человеческой памяти свойственно приукрашать некоторые детали). Количество убитых здесь (в отличие от, скажем, «Рэмбо» или «Робокопа») не превышает критической отметки — при этом сама картина по-прежнему производит приятное впечатление: она все еще способна держать в напряжении, хотя до величия «Скорости» ей, конечно, далеко. Что до режиссера Кевина Хукса, то потом он еще снял «Черного пса» с Патриком Суэйзи, но по большей части так и остался сериальным постановщиком (впрочем, почти все сериалы, над которыми он работал, были топовыми). Е.Т.

боевик

Американский дебют Джона Ву: боевик про охоту на живых людей

Что это было: девушка по имени Наташа (Янси Батлер) и бывший морпех Ченс (Жан-Клод Ван Дамм) ввязались в неравную схватку с преступной группировкой, сделавшей бизнес на охоте на людей, где в качестве дичи используются несчастные бездомные.

Как это смотрелось тогда: самый стильный и зрелищный боевик с Ван Даммом, который хотелось включить снова сразу же после просмотра, благо что кассета всегда была под рукой.

Как это смотрится сейчас: Джон Ву, даже несмотря на давление со стороны студии Universal, нанявшей для подстраховки Сэма Рейми, и прессинг от схватившего звездную болезнь Ван Дамма, перемонтировавшего картину по своему усмотрению, сумел-таки снять едва ли не ярчайший боевик 90-х. По сути, «Трудная мишень» представляет собой сборник его лучших наработок гонконгского периода, режиссеру удалось не только снабдить бельгийца новым оригинальным имиджем, но и органично вписать его балетные па в свой фирменный экшен. Неповторимая атмосфера еще не тронутого ураганом Нового Орлеана и самая колоритная и харизматичная пара антагонистов (Лэнс Хенриксен и Арнольд Вослу) прилагаются. М.Г.

боевик, приключение

Американская «Вертикаль» с взрывами и вертолетами

Что это было: в начале 90-х Сильвестр Сталлоне был на пике и выдавал по видеокассетному хиту (а то и парочке) в год. Так, между «Стой! А то моя мама будет стрелять» и «Разрушителем» вышел дорогой и пафосный боевик, где Слаю пришлось примерить на себя очередную суровую мужскую профессию. Сначала, правда, он должен был бороться с террористами у моря во время урагана, но из-за дороговизны спецэффектов решено было сменить локацию на непролазные горы (а «Ограбление в ураган» вышло только четверть века спустя). За съемки после долгих уговоров взялся неплохой жанровый режиссер Ренни Харлин («Крепкий орешек-2», «Долгий поцелуй на ночь», «Остров головорезов»), сделавший не великое, но добротное кино, получившее три технические номинации на «Оскар» и четыре — на «Золотую малину» (при этом у Слая не было ни одной, что можно считать почти признанием).

Как это смотрелось тогда: глаз зрителя середины 90-х замылился от однообразных боевиковых локаций: горящие здания, цеха заводов, грязные подворотни и прочие джунгли. На этом фоне суровые северные просторы и отвесные склоны отдавали одновременно экзотикой и в то же время чем-то родным для отечественной публики. Ну а Слай смотрелся запредельно круто в любой стихии.

Как это смотрится сейчас: природа завораживает все так же, хотя сегодня режиссеры выбираются на американский Север поохотнее («Ветреная река», «Придержи тьму»), а вот сценарий выглядит архаичным и надуманным. После того как фокус-группы посмеялись над дорогущей сценой, где Слай в один прыжок преодолевает сорокаметровую пропасть, ее вырезали из фильма. Сегодня так же смотрится больше половины всей картины. Постоянное нагнетание драматизма к середине начинает выматывать и финал невольно воспринимаешь как заветную вершину, где можно наконец расслабиться после полуторачасового восхождения. А.О.

приключение, триллер, криминальный

Уморительный экшен о любви, скорости и Америке 90-х

Что это было: после кассового провала экстравагантной комедии «Назад в темноту» режиссер Адам Рифкин («Детройт — город рока») решил отыграться за счет ремейка старого фильма «Быстрые и яростные» с фабрики Роджера Кормана (название «The Fast and the Furious» у него позже позаимствует и «форсажная» франшиза). Впрочем, историю про несправедливо обвиненного беглого зека, берущего в заложники блондинку на шикарной машине, Рифкин под стать себе превращает из криминального триллера в лихую социальную сатиру. Хай-концепт фильма можно описать как «Скорость» (вышедшую, кстати, в том же году), которая встречает «Горячие головы».

От последних помимо чувства юмора фильму досталась и несколько артистов. Обаятельного беглеца играет Чарли Шин, сексапильную блондинку и дочку местного миллионера — Кристи Суонсон (не только Ковальски из «Горячих голов», но и Баффи из «Баффи — истребительница вампиров»), а одного из телеведущих — Кэри Элвес. Помимо погони и романтики в картине есть вагон и маленькая тележка злой и едкой сатиры на Америку середины 90-х. Кусочек славы от жаркого инфоповода хочется урвать всем — и вездесущим телевизионщикам, буквально лезущим под колеса, и отцу заложницы, миллионеру с политическими амбициями (его даже в шутку зовут «местным Трампом» и его, кажется, не случайно играет отец Лоры Палмер — Рей Уайз), и даже двум придурковатым реднекам на монстр-траке в исполнении Энтони Кидиса и Фли из Red Hot Chili Peppers.

Как это смотрелось тогда: Чарли Шин в 90-е был нарасхват, и комедии с ним пользовались у нас большим спросом, хотя начинал он как драматический артист. В этом ряду «Погоня» немного потерялась на фоне более смешных и совсем уж безбашенных фильмов братьев Цукер и Джима Абрахамса. Зато она брала свое за счет ненавязчивого мелодраматизма и довольно бодрого автоэкшена с обилием аварий и взрывающихся тачек под улюлюканье вертолетного телекомментатора.

Как это смотрится сейчас: все так же весело, отвязно и едко. Ведь, несмотря на сменившиеся декорации, большинство объектов сатиры Рифкина остаются с нами до сих пор (и речь не только о Трампе). Да и, в конце концов, всегда приятно поглядеть на очередного обаятельного пройдоху в исполнении Шина, находящегося на творческом пике. Идеальное кино на вечерок, если пропустили в свое время. А.О.

боевик, триллер

Неофициальный парашютный ремейк «На гребне волны»

Что это было: американский маршал Пит Нэссип (Уэсли Снайпс) вместе со своим братом-коллегой перевозят компьютерного гения Эрла Лиди (Майкл Джетер) для дачи показаний в суд. Однако самолет, на котором они летели, прямо в воздухе захватывает вооруженная группа. Они похищают свидетеля, убивают брата главного героя и скрываются, выпрыгнув с парашютами с огромной высоты. Расследуя это дело, Нэссип внедряется в группу парашютистов, где и сталкивается с бандой Тая Монкрифа (Гэри Бьюзи).

Как это смотрелось тогда: захватывающий и зрелищный боевик про парашютистов, лишь однажды просмотренный вместе с родителями на взятой у кого-то из знакомых кассете. Но при этом очень понравившийся.

Как это смотрится сейчас: провалившийся в прокате и подзабытый еще в 90-е экшен трудно назвать выдающимся зрелищем: и пресловутой изюминки нет, и сценарий слишком уж напоминает «На гребне волны». Но в качестве развлечения на вечер «Зона высадки» вполне способна заткнуть за пояс многие современные боевики. Мастерство Джона Бэдэма и его протеже Ди Джея Карузо, осуществлявшего постановку экшен-сцен, харизма Уэсли Снайпса, эксцентричность и безумие Гэри Бьюзи, а также музыка Ханса Циммера все-таки делают картину запоминающейся. А когда вас добьют шикарной песней INXS на финальных титрах, то уже не будет никаких сомнений в том, что этот фильм слишком рано списали в утиль. М.Г.

боевик, триллер

Шэрон Стоун нанимает Сильвестра Сталлоне, чтобы отомстить

Что это было: недурно написанный боевик середины 90-х, который номинировался на «Золотую малину» (в том числе в категории «Худшая экранная пара — Сильвестр Сталлоне и Шэрон Стоун», но есть веские основания полагать, что Слая «Малине» кто-то заказал). По сюжету родителей Мей Манро (Стоун) много лет назад убила мафия. Теперь героиня решает отомстить. Для этого она нанимает Рея Квика (Сталлоне) — бывшего эксперта-подрывника из ЦРУ, который ушел в сольный бизнес после того, как на задании у него случился конфликт с беспринципным коллегой Недом Трентом (Джеймс Вудс), теперь работающим на ту самую мафию. В кадре еще мелькнет Эрик Робертс — но в качестве разменной монеты.

Как это смотрелось тогда: после «Скалолаза» последовал «Разрушитель», а затем — «Специалист». Собственно Слай в середине 90-х воспринимался исключительно как специалист-разрушитель (о том, что он еще и драматический актер, через пару-тройку лет напомнят «Полицейские»). В остальном казалось, что в этот боевик вложено чуть больше мозгов, чем он того заслуживает. Объяснение, видимо, кроется в том, что Луис Льоса (до этого сделавший великого «Снайпера») действительно хороший жанровый режиссер.

Как это смотрится сейчас: на редкость неплохо! Компанию дубового (особенно здесь) Слая разбавляет элегантная Шэрон Стоун (в мизинце которой, кажется, больше интеллекта, чем во всем герое Сталлоне) и инфернальный Вудс, который выдает такой перформанс, что в финале даже начинаешь за него болеть. Для сурового экшена в фильме наличествует немало тоски и меланхоличного драматизма, а также обезоруживающей самоиронии — кошку Слая (напомним, взрывателя) зовут Таймер (Таймер!!). Е.Т.

приключение, фантастика

Кевин Костнер в воде не тонет

Что это было: в начале 90-х Кевин Костнер был на пике популярности. Поэтому когда он загорелся идеей снять масштабный и дорогой постапокалиптический экшен с собой в главной роли, то сразу получил карт-бланш от студии. Так после долгих мучений на свет появился «Водный мир» Кевина Рейнолдса, который до этого сделал «Робин Гуда» с Костнером, а затем и «Почтальон», которого Костнер уже поставил сам.

По общему мнению, из-за этих фильмов блестящая карьера артиста пошла под откос. Западные критики разгромили «Водный мир» за вторичность и предсказуемость (концептуально картина выглядела как «Безумный Макс», переживший потоп), а невероятно раздутый бюджет ($170 000 000 оставались рекордом еще два года, пока их не переплюнул «Титаник») не смогли окупить даже сносные сборы, по которым, кстати, ударил предпремьерный слив почти готовой картины VHS-пиратами (кому, как не им, топить таких «морских гигантов»?). Впрочем, все эти перипетии совсем не умаляют художественных достоинств самой картины. Это красиво снятое и с размахом поставленное приключенческое кино в уникальном и запоминающемся сеттинге об очередном человеке без имени, человеке-амфибии, который на руинах старого мира все же находит за что не жалко отдать жизнь — и даже драгоценный помидорный кустик.

Как это смотрелось тогда: у нас, как это часто бывало, о громком провале и слыхом не слыхивали. «Водный мир» часто крутили по ТВ, да и видеокассеты с ним разлетались как горячие пирожки. Старшее поколение находило в нем отголоски как киношной классики, так и, собственно, нелегкой жизни (разруха и садоводство были важными приметами 90-х), а среди молодежи интерес к нему подогревался за счет спроса на любой постапокалипсис (в том числе благодаря видеоигровой серии Fallout).

Как это смотрится сейчас: спустя четверть века раздутый бюджет идет фильму только на пользу: натурные водные съемки и масштабные ржавые декорации по-прежнему выглядит завораживающе, особенно на фоне современного засилья CGI. Эталонная приключенческая история тоже сбита очень крепко и дает течь разве что ближе к религиозно-идиллическому финалу. В условиях сегодняшней экоистерии эта «страшилка про глобальное потепление» смотрится даже актуальнее, чем в 1995-м. Ну и будем объективны: за четверть века в жанре постапокалиптики не появилось шедевров, кроме разве «Дороги ярости», способных заменить на поле старых игроков. А.О.

боевик, приключение, триллер

Боевик про захваченный арабами самолет

Что это было: арабы захватывают американский пассажирский самолет и выдвигают требование: немедленно освободить лидера террористов Эль-Саида Яффу и разрешить им посадку в Вашингтоне. Но Пентагону становится известно, что на борту захваченного боинга находится нервно-паралитический газ Т3-5 в количестве, способном вывести из строя большую часть населения Североамериканского материка. Чтобы обезвредить террористов, на борт проникает взвод спецназа подполковника Остина Трэвиса (Стивен Сигал), инженер Деннис Кэхилл (Оливер Платт) и консультант американской разведки Дэвид Грант (Курт Расселл), про которого все думают, что он рохля, но это далеко не так.

Как это смотрелось тогда: в свое время фильм запомнился исключительно запотевшими от напряжения очками Курта Расселла (которому, несмотря на брутальную внешность, было не привыкать играть интеллектуалов и белых воротничков, см. также «Незаконное вторжение» и «Аварию»), инфернальным, без бельгийских усиков Дэвидом «Эркюлем Пуаро» Суше в роли главного злодея, и тем, что (небольшой спойлер) Стивен Сигал погибал на 40-й минуте! (Как выяснилось позже, этот классный сюжетный трюк был продиктован горькими жизненными обстоятельствами: Сигал изменял и бил Келли ЛеБрок, Расселл отказывался с ним сниматься, сценарий переделывали, в итоге Сигал заистерил, потому что его фактически заставили сниматься, отсюда у него в фильме такое ненаигранное недовольное лицо).

Как это смотрится сейчас: оказалось, что «Приказано уничтожить» даже лучше, чем запомнился. Натурные съемки и техника (в фильме при непосредственной поддержке Пентагона появилось настоящее звено истребителей под названием «Веселые Роджеры» и лайнер, когда-то действительно захваченный террористами), изобретательный сценарий (братья Джим и Джон Томасы, авторы «Хищника», знали, как придумывать небанальные жанровые конструкции) и нешуточный саспенс задают тон этому совершенно фантастическому боевику, хотя в свое время и ему досталось от идеологически заряженной критики. Также обращают на себя внимания детали: каждый заявленный сюжетный элемент сработает, а то, как герой Курта Расселла своими мозгами завоевывает уважение спецназовцев, отдельное представление, которое не нуждается в комментариях. Оглядываясь назад, стоит признать: у нас была великая эпоха! Е.Т.