Супружеская пара не может или не хочет встретиться. Она плачет на вокзале и просит водителя такси всю ночь постоять во дворе, он раздраженно собирает стол из IKEA и идет на гомосексуальное свидание. Экран урезан до вертикального кадра, какими снимают видео на айфон. До широкого формата он раздвигается только тогда, когда все обиды на мгновение забы ваются. «Монстры.» Мариуса Олтяну — не выбивающий землю из-под ног, но очень запоминающийся дебют, повествующий не только об узниках брака, но и о том, как вообще трудно людям бывает найти общий язык, уместить в одном кадре набор своих желаний, предпочтений и жизненного опыта.
Режиссер Аньес Варда — ровесница Годара, заставшая французскую новую волну еще в зародыше, пережила многих ее представителей и продолжает двигаться своим путем. Ее ключевая суперсила — нежелание заморачиваться по поводу рамок: в ее игровых фильмах, начиная еще с «Клео от 5 до 7», были документальные вставки, а в неигровых — присутствует элемент постановки.
В двухчасовом автопортрете «Варда глазами Аньес» французская постановщица бельгийского происхождения вспоминает длинный творческий и жизненный путь, рассказывает о методах и вдохновении, но не превращает картину в панегирик самой себе. Подлинная сила новейшей и предыдущих картин Варды в том, что она по-настоящему увлекается своими героями и явлениями, а потому ее рассказ о себе — это десятки баек, наблюдений и историй про других.
В Киншасе, столице Демократической Республики Конго, царят бедность и безнадега. Это, однако, не мешает местным перформерам и современным художникам, носящим звучные имена вроде Kokoko или Kill Bill, творить из окружающего хаоса и подручных материалов актуальное искусство, которое должно спровоцировать сограждан задуматься о творящихся в стране вещах.
Помимо невероятной энергетики и самобытности происходящего (есть, например, номер «Конголезский космонавт», в котором мужчина в скафандре исследует Киншасу как звездную систему), стоит отметить, что совриск тут не заперт в музеях или каких-то других институциональных гетто, он творится прямо на улице, под носом у зрителей, которые охотно вступают с ним в диалог. Есть ли от этого прок — в местном и международном смысле, — вопрос при этом не праздный (им задаются и сами художники).
1980-е. Юная англичанка из богатой семьи (Хонор Суинтон Берн) хочет снимать кино про настоящую жизнь. В частности, про сандерлендского рабочего и его житье-бытье. Ее деликатно стараются от этого отговорить, плюс попутно у нее развивается роман со снобом-героинщиком Энтони (Том Берк), работающим где-то на госдолжности. Все это выливается в споры с родителями о жизни и молодыми коллегами — о кино.
Новая работа британки Джоанны Хогг («Чужая», «Выставка») во многом автобиографична, хотя важнее то, что в ней пересекаются две истории про опыт: собственный (непростой роман) и исследуемый через искусство (замысел фильма). В сущности, «Сувенир», ранее показанный на фестивале Sundance и получивший Гран-при жюри, напоминает, что фильмы, как и персональный экспириенс, бывают очень разные — и найти свой почерк в жизни или искусстве задача не просто сложная, но бравая.
Деревенский паренек Алексей (Владимир Королев) покидает родные места и отправляется на фронт в надежде мир повидать и наград получить (очень уж ему нравятся офицерские ордена). Мальчишеский задор тут же оказывается остужен жестокостью войны: мальчик русский слепнет и оказывается в размытом пространстве жизни, где человеческая колючесть сочетается с поразительным милосердием, как атомы H2O в молекуле воды.
Дебютант Александр Золотухин, отучившийся в той же мастерской Сокурова, что и Кантемир Балагов («Теснота»), Кира Коваленко («Софичка») и Владимир Битоков («Глубокие реки»), дерзнул не только рассказать об универсальном прошлом и о махине Первой мировой войны, но и сделать это под явным стилистическим влиянием мастера и своего наставника.
История мытарств Алексея дублируется (или оттеняется) кадрами с оркестром, который озвучивает фильм — тот самый, в котором случаются все ужасы Первой мировой. Так Золотухин показывает, как культура передает непередаваемый опыт, но вместе с тем, как она уступает подлинному нерву. Не менее важно, что ослепшего Алексея оставляют на фронте слухачом — человеком, который при помощи исполинской трубы должен прозревать приближение вражеских самолетов. Он же, ошпаренный трагическим опытом, слышит музыку сфер. Сложная и болезненная красота этого мира доступна каждому, если не через жизненный опыт, так через искусство.
Фильм, больше всех полюбившийся всевозможным критикам на Берлинале, как-то странно упоминать среди самых запомнившихся, но и не упомянуть его нельзя. Это новая работа израильского режиссера Надава Лапида, снятая при этом почти полностью в Париже и за редкими исключениями целиком на французском языке, — гимн мятущейся юности и космополитизму.
Красивый еврейский юноша Йоав (Том Мерсье) переезжает в Париж, где пытается отринуть свое прошлое и через подражание стать настоящим французом: живет как клошар, ходит в горчичном пальто, учит язык по словарю синонимов, водит дружбу с парнем и девушкой, каждый из которых неровно дышит к новоиспеченному эмигранту. Израильтянин живописно шатается по улицам города любви, и всю дорогу очень заметна авторская неподдельная нежность к персонажу: для Лапида эта история автобиографична, он тоже сбегал от себя в столицу Франции, но нового себя он там так и не нашел. Зато теперь самобытнейший режиссер Лапид, ранее известный в основном профессионалам и завсегдатаям фестиваля в Локарно, вполне может стать широко известным в уже не таких узких кругах. «Золотой медведь» Берлинале дает возможность надеяться, что фильм купят в российский прокат (а по слухам, уже даже купили).
А вот, напротив, самый недооцененный фильм конкурса, упущенный всеми как безынтересный с политической точки зрения. Это психоактивистское кино, главная его героиня Лола (блистательная Валери Пахнер) — аналитик в компании, которая занимается оптимизацией корпоративной работы. Она стратегически и втайне спит с начальницей (ради продвижения по службе и потому что нравится), у нее много денег, но вдруг объявляется ее старшая сестра с шизофренией, которая где-то раз в год пытается покончить с собой. О том, что у Лолы, возможно, есть наследственное психическое заболевание, узнают на работе, а у самой девушки вследствие дикой загруженности на очередном проекте начинают прогрессировать галлюцинации.
«Земле под моими ногами» свойственна традиционная для кино о сумасшествии иллюзорность происходящего. К финалу внимательный зритель, считывающий авторские намеки, уже точно не будет знать, что происходит и происходит ли вообще что-нибудь: так, по сюжету нас заставляют поверить, что каждый телефонный звонок в фильме — иллюзия, но иллюзии эти противоречат друг другу.
Общей психопатичности добавляет также и изображенный на экране стерильный офисный лайфстайл, в нем каждый элемент — словно из психушки: дедлайны — словно обязательная терапия или принятия таблеток; менеджеры — как нянечки; коллеги — как опасные соседи по палате. Наконец, «Земля под моими ногами» — это идеальная экранизация песни группы t.A.T.u «Я сошла с ума», пусть австрийский режиссер Мари Кройцер об этом и не знает.
Один из самых зрительских фильмов Берлинале. До России он неизбежно доберется: быть может, его покажут на каком-нибудь фестивале немецкого кино, так что ловите! В картине показано безумное странствие сквозь ночь некоего паренька, электронного музыканта, который однажды в казино встретил таинственного мужика, утверждающего, что он — сама Смерть.
Дальше они познакомятся с азиаткой, умеющей общаться с призраками, депрессивной работницей пип-шоу, угонят машину какого-то бандита и вообще будут занимательно проводить время.
Фильм, спродюсированный Марен Аде («Все остальные», «Тони Эрдманн»), питается уже постепенно надоедающей неоновой эстетикой, проросшей из «Драйва» Николаса Виндинга Рефна и фильмов-предшественников, но при этом не запоминается как очередная картина, эксплуатирующая стиль модных 80-х. Авторская интонация очень легка, шутки незамысловаты, но уместны, и общая таинственность берлинской ночи в целом хорошо коррелировала с фестивалем. Интересно даже, будет ли это кино так же ладно смотреться, например, в вечерней Москве.
Полная дичь — навряд ли ее можно будет найти даже на фестивалях для профессионалов (тем более в России), не говоря уже о зрительских, но дорога возникает под шагами идущего. В данном случае это дорога, простите, из задницы в задницу: фильм начинается с кадра, где абсолютно голый мужчина, главный герой (актер, сыгравший его, какой-то невозможно смелый человек), стоит на голове и, как он сам объясняет, впитывает таким образом витамин D от солнца задним проходом.
В конце же камера улетит куда-то в черноту, очерченную анальным расширителем, вставленным туда же. На протяжении полутора часов этот бородатый мужчина в полудокументальной манере будет рассказывать о своей сложной развратной жизни пассивного гея и активного пользователя Grindr.
Образ голубого цветка, возникший в сочинениях немецкого философа Новалиса как символ бесконечного поиска романтического идеала, здесь понимается протагонистом превратно: мол, это он, тот самый голубой цветок, во времена Новалиса таких не было, а теперь, спасибо генетикам, продаются розы любых цветов на входе в супермаркет. Так же и люди: не осталось никого уникального, все мы — картинки в бесконечной череде портретов в Grindr или Tinder, которую знай только успевай пролистывать влево-вправо. Удивительно точный и очень смешной антипсевдоинтеллектуальный и антипсихотерапевтический фильм.
Наконец, фильм, который найти будет сложнее всего: итальянская документалка. Тема ее схожа с одной из конкурсных картин, «Пираньями Неаполя» (они, кстати, будут в российском прокате). В Неаполе разгулялась мафия, всюду криминал, замешаны даже школьники среднего и старшего возраста, на фоне этого усиливается полицейский беспредел. Однажды убивают ни в чем не повинного 16-летнего паренька. Из этого можно было бы сделать остросоциальное кино наподобие того, что сейчас часто снимают о погромах в Шарлотсвилле. Но режиссер находит другой подход: он подыскивает двух совершенно безобидных приятелей убитого мальчика и просит их снять о себе фильм на фронтальную камеру телефона.
Смонтированный результат чем-то напоминает прошлогодний российский док «Хей, бро!». Во-первых, это очень милая хроника жизни двух классных парней на летних каникулах (эх, был бы я итальянцем, и было б мне 16, хотел бы я иметь таких друзей). Во-вторых, из фильма заметно, что среда давит на героев, и им вскоре придется сделать непростой выбор: либо вести маленькую и незаметную жизнь, либо примкнуть к мафии и плохо кончить. Удивительны кадры того, как их знакомые-ровесники, уже выбравшие неправильный путь, катаются на скутерах и стреляют из пистолетов. И тем более важна интонация: всегда в кадре лицо мальчика-оператора, который пристально вглядывается в зрителя, пока тот рассматривает, что у него за спиной. Красивая концепция, любопытный документальный опыт.