Москва
7.2

Опера
Евгений Онегин

Постановка - Михайловский театр
скачать приложение
Бот
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
«Евгений Онегин» — визитная карточка русской оперы для всего мира и рассказ о русской душе для чуткого слушателя. В Михайловском театре режиссер-авангардист Андрий Жолдак представил опыт радикального прочтения оперы, который оказался шокирующим, но также ошеломляюще познавательным. Спектакль вызвал сверхэмоциональную реакцию и на протяжении своей сценической истории продолжает оставаться предметом горячих дискуссий. «Психологический театр Чайковского переведен в другую систему образности — условно-метафорическую, — писали рецензенты, пораженные вызывающей антихрестоматийностью трактовки. — Образная система спектакля повышает градус чувств, обнажает сокрытое, превращает эмоции в страсти». В свою очередь, постановщик сравнивает партитуру «Онегина» с лесом, в котором только что прошел дождь, и капли воды остались на листве деревьев: «Каждый такт музыки Чайковского пропитан этой влагой, эротизмом, нежностью». Эффективным художественным приемом оказывается монохромная эстетика, где белый цвет последовательно уступает свои позиции перед черным, а в финале и вовсе наступает полный мрак. Декорации, исполненные ледяного символизма, декларируют неотвратимость рока, нависшего над героями.
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
  • Евгений Онегин – афиша
Опера
16+
26 октября 2012
3 часа 25 минут, 2 антракта

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 111
17 октября 2012
Оперный дебют Андрея Жолдака

В двадцатых числах октября в Петербурге можно увидеть и услышать трех «Онегиных»: в Мариинском дают тридцатилетней давности постановку Юрия Темирканова, в «Санкт-Петербург Опере» — постановку Юрия Александрова всего на десять лет моложе; в Михайловском же — премьера. Этот «Онегин» — первая работа в оперном театре Андрея Жолдака, украинского режиссера, успешно работающего в Европе.

Пригласить Жолдака в оперу придумал Дмитрий Ренанский, который выступает в постановке консультантом по музыкальной драматургии. Сначала, правда, планировалась «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке — импульсом послужил драматический спектакль по Ерофееву, который Жолдак поставил в Румынии. Работа шла, макет декораций был готов, спектакль анонсирован, но за два месяца до начала репетиций его закрыли. «Онегина» директор Михайловского Владимир Кехман давно хотел увидеть на сцене своего театра и предлагал его разным режиссерам, из которых выбор Жолдака, вероятно, самый неожиданный.

Собрана сильная постановочная команда. Сценографию вместе с Жолдаком делает Моника Пормале, художник Нового рижского театра, фотограф, автор инсталляций, проектов и выставок. Художники по костюмам — известные латвийские дизайнеры Роланд Петеркопс и Марите Мастина-Петеркопа. Художник по свету — Эй Джей Вайссбард, сотрудничавший с Робертом Уилсоном, Петером Штайном, Питером Гринуэем и Дэвидом Кроненбергом.

В каждой из партий — солист Михайловского и приглашенный артист. Онегина репетируют Борис Пинхасович и Янис Апейнис (из Латвийского оперного). Татьяну — михайловская Татьяна Рягузова и мариинская Гелена Гаскарова. Оба Ленских — дебютанты, но, говорят, выдающиеся. Дирижирует Михаил Татарников.

1
0

Отзывы

1
Вадим Козлов
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 4
29 октября 2012

Постановка "Евгения Онегина" с режиссурой Андрия Жолдак - это самая большая ошибка руководства театра за все его время существования. Великолепные артисты отработали все, что требовал режиссер, - но спасти великое произведение от насмешек зала не смогли. Изобразить Пушкина (его героев) в черно - белом цвете мог человек только совершенно не разбирающийся в русской поэзии и литературе. Пушкин не нуждается в субтитрах "что такое хорошо, и что такое - плохо". Присутствие "Черномора" невесть как залетевшего в покои Татьяны из "Русланы и Людмилы" , поглаживающего хористок пониже спины (развернутых задом к зрителю) - добавило градус похабности к действиям Ленского - хватающего попеременно за "пониже талии" то Ольгу - то Татьяну, после чего стало совершенно непонятным его возмущение танцами Ольги и Онегина (по крайней мере их танцы были более пристойны). Перемещающийся по сцене холодильник, стиральная машина с неработающим отжимом белья, утечка воды с потолка (видимо от протекающего водопровода соседей сверху) - все это крайне усугубило и без того удручающую картину на фоне стен, перенесенных из лечебного учреждения, а в конце "перфоманса" - обугленных, видимо, в результате пожара, вызванного перетаскиваем софитов старательными гувернантками под руководством маразматика - дворецкого. Ужас. Позор. Отвращение.

4
1
9
Григорий Борисов
8 отзывов, 11 оценок, рейтинг 7
4 июня 2014

Спектакль Михайловского театра "Евгений Онегин" в постановке Андрия Жолдака не без малого рассекает сознание и держит в сильнейшем напряжении на протяжении всего спектакля. Авторы спектакля успешно идут к современному музыкальному театру, в очередной раз указывая Опере Иванне на её место в пыльном сундуке.

Наполненный символами и знаками, подчас не к чему не обязывающих, спектакль обрастает строгими и эстетскими декорациями (Жолдак и Моника Пармале) и костюмами(рижский дизайнерский дуэт MAREUNROL'S). Весь спектакль в колористическом решении существует в биполярной плоскости: чёрное и белое. В начале чёрен только Онегин, но через него чернота, подобно чуме распространяется на вех персонажей. В первом действии зрителя погружают в идеальное белое пространство комнаты, в принципе ассоциирующейся с представлением о позапрошлом веке, где обитают подростковые надежды пылких и порывистых Татьяны, Ольги и Ленского, и куда вторгается со всей демонической мощью Онегин, чтобы уже во втором действии начать развязывать катастрофу - снести жизни, погрузить в вечную темноту, втянуть в неминуемый, перманентный крах все и вся. Все первое действие режиссер учит зрителей своему удивительному языку: в этом доме по особенному относятся к молоку, храня его в особом чулане, веря в его магические целительные свойства, такое же отношение ко льду - но лед холодный, безжизненный элемент - злое начало. Вода, льющиеся на героев с верху, тонкой стрункой, призвана отчистить ото лжи. Центрами спектакля становятся арии, Татьяна в сцене письма порывисто колет лёд, а Ольга в момент ариозо Ленского раскручивают черную юлу, намекая на детскость ссоры. Сцена дуэли поставлена мастерски, режиссер предоставляет пространство сухой страшной реальности: слуги стелют черную дорожку, герои сходятся, появляется Татьяна вся в черном и одновременно с роковым выстрелом бьет вазу с растением, Ленский падает в раскрытые лежащие напольные часы, под грохот оркестра его пытаются спасти искупав в молоке, а на пол швыряют куски льда. В Третье действие открывается то ли спиритическим сеансом, то ли чёрной мессой, но с появлением Онегина мы понимаем, что назад дороги нет, катастрофа уже произошла, судьбы разрушены, новые потрясения невозможны - всё умерло. И когда в конце повторяют вступление и зрителю предстаёт ироническая семейная идиллия якобы счастливой жизни семьи Греминых. Этот спектакль рассказать невозможно, в прочем он достоин вдумчивого просмотра.

Дирижер Михаил Татаринков дарит московским меломанам предельно сконцентрированного Чайковского, маэстро дает медленные скрупулезно выверенные темпы, чувственную интонацию и безусловно соучаствует экзистенциальной драме на сцене. Молодые артисты Михайловского театра не всегда на мой взгляд дорастают до трагических масштабов, но самоотверженность и профессионализм впечатляет. Онегин — Янис Апейнис создает грандиозный образ разрушителя, русского Фауста, предвестника катастрофы: сухой вокально, но актерски более чем убедительный. Татьяна — Татьяна Рягузова потрясающая вокалистка, не всегда точная в интонации, но блестящая актриса, старательно выписывающая свою роль. Ленский — Евгений Ахмедов, создавший убедительный образ нервного очкарика - подростка, довольно неплохой di grazia тенор, с чистой уверенной подачей, но к определенному моменту уставший. Ольга — Ирина Шишкова, замечательная певица с устойчивым красивым низом. Ларина — Екатерина Егорова, ни разу не старуха.

2
0
1
Елена Кузьмина
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 4
13 июня 2013

Отвратительно.Верните деньги и заплатите моральную компенсацию.Это все,что хочется сказать по поводу новой постановки "Евгения Онегина". Кто пригласил больных людей на создания этой постановки,костюмов и освещения в данный театр.Можно также реставрировать картины великих художников ,размазав дерьмо по полотну.Превратить Татьяну в истеричку и закончить оперу половым актом -это прорыв в классическом театре.
Лить молоко на голову Ленскому в гробу, какашки сыпать на Татьяну,колоть лед во время арии письма Татьяны- это безусловно "шедевр" мысли. Мне очень жаль исполнителей ,которые участвовали в этом фарсе.

2
0
7
Speaker
13 отзывов, 551 оценка, рейтинг 16
17 октября 2015

"Евгений Онегин" Жолдака - постановка, которую обязательно хочется с кем-нибудь обсудить, она не может оставить равнодушным.
Первое действие - погружение в мир режиссера, когда больше вопросов, чем ответов. На первый взгляд ничем неоправданные метафоры и аллегории создают впечатление очередного "современного" взгляда на классику и невольно наводят на мысль: "За что же Золотая Маска?". Но постепенно спектакль начинает затягивать, все встает на свои места, пазл складывается. И в третьем действии случается настоящий катарсис: музыка и постановка завораживают и уносят в созданный Жолдаком мир, откуда так не хочется возвращаться.
Обязательно досмотрите до конца, прежде чем делать выводы о спектакле и ставить оценки.

1
0
5
Johannes Rauh
66 отзывов, 93 оценки, рейтинг 64
12 июля 2015

Все пишут о режиссуре, но опера — это в первую очередь музыка. И если к оркестру претензий нет, то по вокалу — огромные недочеты. Бедный Ленский не в состоянии озвучить не только зал, но даже до третьего ряда партера не добивает. Онегин с головой погружен в вышагивания по сцене и на выразительное пение сил у него, видимо, не остается. Ольга — крепкий середнячок, Гремин — оперный отставник. Спасает оперу Татьяна, но она одна и без достойных партнеров с такой партией всё не вытащишь. Лучшие оперные номера оказались смазаны, а находки режиссера только добавили масла в огонь.

В силу нехватки то ли бюджета, то ли технической оснащенности многие вещи режиссеру приходится практически кричать зрителю вместо того, чтобы подавать их намеками и заставлять зрителя думать самостоятельно. Хотя основная идея спектакля, сценические решения и, конечно, костюмы заслуживают сдержанной похвалы. На фоне других постановок «Онегина» в Петербурге (две постановки в Мариинском) с точки зрения режиссуры данная версия — лучшая. С музыкальной же точки зрения — лучше эту постановку пропустить.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все