Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Удивительное путешествие кролика Эдварда, Москва
Постановка МХТ им. Чехова

8.1
Театр: Удивительное путешествие кролика Эдварда, Москва

О драматической судьбе игрушечного кролика

Фарфоровый кролик, самовлюбленный щеголь и задавака, меняет хозяев, кочует по семьям и домам, десятилетиями наблюдает человеческое горе и радость, переживает забвение и одиночество — и начинает сострадать, сочувствовать и понимать. Спектакль поставлен по книге американской писательницы Кейт ДиКамилло.

Место проведения

МХТ им. Чехова

МХТ им. Чехова

8.1
Театр с большой историей, спектаклями прогрессивных режиссеров и звездной труппой
Подчеркнуто скромный (по сравнению с залами XIX века) театр архитектор Федор Шехтель проектировал специально для труппы Станиславского и Немировича-Данченко. МХТ вселился сюда в 1902 году, и с тех пор Камергерский переулок стал одним из центров театральной Москвы. С 2000 года, когда худруком был назначен Олег Табаков, у остальных театров появился повод для беспокойства: расторопность, с которой МХТ переманивает талантливых молодых актеров и режиссеров, не знает равных. На основной, малой и новой сценах идут спектакли Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Евгения Писарева, Марины Брусникиной, Адольфа Шапиро и многих других героев нового театра и мэтров. В труппе — люди из телеэкрана: Константин Хабенский, Александр Семчев, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Ирина Пегова, — в перемешку с новыми именами и недавними выпускниками.
касса+7 (495) 646 36 46
адрес

Галерея

Отзывы пользователей о спектакле «Удивительное путешествие кролика Эдварда»

Фото Василий M
отзывы:
39
оценок:
192
рейтинг:
66
9

Замечательный спектакль! Светлый, добрый, с хорошей музыкой. Отличные актёрские работы мхатовской молодёжи! Вообще, очень радуют молодые режиссёры и не только в МХТ, но и Маяковке, Современнике, МТЮЗе. Время переживаем серенькое в смысле политики, политиков, потери свобод и примитивизации жизни до "чёрное-белое". А вот всё-таки есть эта молодежь - режиссеры, актёры, кто не мирится с мраком и даёт свет! На них надежда, и на то, что подтянемся и мы...
А спектакль - сказка, о фарфоровом кролике, которого подарили на день рождения девочке... А в итоге - разговор о любви!
P.S. Жаль конечно, что О.П. Табаков доверенное лицо одного политика. Но за театр ему - низкий поклон. У него выросли в творцов Серебренников и Богомолов, у него - чудесная М. Брусникина создаёт какие-то удивительные по чуткости вещи, у него молодёжь имеет возможность попробовать реализовать себя! Спасибо!

Фото Эмилия Деменцова
отзывы:
135
оценок:
140
рейтинг:
148
9

От «расскажи мне сказку» до «хватит сказки рассказывать» строится наша жизнь. От предчувствия чуда и волшебства в младшем дошкольном до полного разоблачения и разочарования на всю оставшуюся жизнь. В Деда Мороза второй раз не уверуешь… «Сказка – ложь», знаем, и даже то, что «в ней - намек», подтверждает ее осторожную иносказательность, недомолвки с обиняками. Так с пеленок, осваивая родной язык, попутно и к Эзопову привыкаем. Распрощавшись с букварем, прощаемся и с буквальностью: отныне говоря, подразумеваем. Мысль высказываемому слову нетождественна и нуждается в переводе. И богатство нашего языка в том, что у каждого слова много значений и оттенков, потому и не разумеем друг друга часто. Говорим на разных языках, изъясняясь на великом и могучем… А всему виной… сказки. Особенно народные, анонимные и потому «безответственные»: лгут, искажают, на чудо, а не на себя полагаться учат. Нет в них вопросов, одни ответы: на голод – скатерть самобранка, при опасности – шапка-невидимка, для передвижения – сапоги-скороходы, на старость – молодильные яблоки и волшебная щука на все случаи жизни с печкой в придачу. И ежели герой в начале сказки дурак, то в конце – непременно царевич. Так и привыкаем с малолетства к чудесам,, и даже с возрастом, убеждаясь – чудес не бывает – все равно частенько надеемся на них, иногда уповаем. Не из сказок ли берут начало многокилометровые очереди за чудотворным? Вера в чудо предшествует Вере и являет часть той самой Веры. Вера в чудо – для одних надежда, подмога, для других обнадеживание, иллюзорность - вредная вещь. Вот и выходит, что не так уж и безопасны сказки для читателей любого возраста: они соблазняют надеждой. Сказки без чудес – честнее, они, и научить, и приучить к жизни могут. А чудеса лучше всего оставить там, где и положено – в решете. Авось, одно и задержится, не проскочит. Пусть и самое обыкновенное.

Сказку без чудес играют на Малой сцене МХТ им. А.П. Чехова. Здесь к взрослой «Сказке о том, что мы можем, а чего нет», добавилась другая - «Удивительное путешествие кролика Эдварда» в постановке Глеба Черепанова. Сказка с вымыслом, но без обмана, не для детей любого возраста, а просто для всех возрастов.

«Кролик - это не только ценный мех», но и излюбленный персонаж: от Братца-кролика до Белого Кролика, от Багза Банни до Кролика Роджера. Кстати, режиссер последнего Роберт Земекис заявил о намерении экранизировать книгу американской писательницы Кейт ДиКамилло (придумавшей лопоухого мышонка Десперо), которая и легла в основу одноименного спектакля в МХТ. Книга и впрямь кинематографична: фарфоровый кролик Эдвард, подаренный девочке Абилин, любимый, но любящий только себя и свой гардероб, случайно оказавшись за бортом парохода, оказывается и за бортом привычной счастливой жизни. История об Эдварде – это сказка странствий, в которой и впрямь неисповедимы пути: суша и море, богатство и бедность, болезнь и здравие, неисчерпаемый лимит бед и несчастий и заслуженная, выстраданная радость. Многовато для сказки, в которой маловато сказочности. Кролику с человеческим именем оказалась уготована вполне человеческая жизнь. А в жизни ведь не всегда живут долго и счастливо. Вот и в спектакле нашлось место для слез по обе стороны рампы.

В «присказке» спектакля радетельные капельдинеры пересаживают юных зрителей на удобные места, раздают специальные подушки на стулья и, вообще, особенно заботливы в день, когда зал Малой сцены заполняют маленькие зрители. В той же «присказке» - красочная программка спектакля. Красочная потому, что представляет собой коллаж Дениса Сазонова, составленный из знаменитых живописных полотен (здесь Базиль, Матисс, Уорхолл, Малевич, и др.). По этому коллажу-головоломке взрослым вполне можно повспоминать знакомые картины и для детей он будет полезен: его, напоминающего первые страницы старых букварей, будет интересно описать в словах. Впрочем, зрителей от печатных полотен отвлекает огромная картина-экран в раме на мольберте, вместо занавеса заслоняющая сцену. Картина не простая, с секретом: то и дело изображение оживает, шевелится, пока в одно мгновенье не оживет окончательно: пелена экрана спадет и на сцене в деталях будет воссоздана та же картина чаепития семьи девочки Абилин в прекрасной гостиной. Может быть потому, что в доме все так «картинно» девочке и скучно. Ее скуку нарушит подарок бабушки-мастерицы – фарфоровый кролик. На это произведение искусства заглядятся даже полотна, развешанные по стенам. Это будет не просто подарок ручной работы, но работы от сердца и с душой, поэтому кролик и выглядит «как живой». Для Абилин кролик Эдвард станет первой любовью и первой потерей, в то время как ее чопорные родители будут продолжать пить чай (американскую сказку в МХТ играют в английском стиле, может быть потому, что «крещение» и одиссея Эдварда случились по пути из США в Великобританию).

Девочка Абилин (Яна Гладких) из состоятельной семьи, вот и на Эдварде, вытащенном из огромной коробки, тоже ощущается налет золотой пыли. Эдвард, - кроль-стиляга, наглый, ироничный и привередливый. Внутренний мир в фарфор не поместился, зато внешность – всем на зависть. Как и положено кролику со времен Льюиса Кэрролла, у Эдварда есть даже именные часы на цепочке. Постоянные поцелуи и объятия Абилин раздражают его – она мнет его костюм. Девочка, постоянно укладывает кролика рядом с собой в постель, а он возмущается, почему та так долго копошится: «В первый раз что ли? Не маленькая уже!». Эта «постельная сцена» чрезвычайно веселит взрослую публику. Кролику снятся сладкие сны о том, как он оживает, а его хозяйка, напротив, превращается в куклу, и он воздает ей по заслугам, т.е. мучает и тискает ее также как она его. А Абилин наверняка снятся кошмары после бабушкиной сказки о никого не любившей принцессе, превращенной в отвратительного бородавочника, зарезанного и поданного на ужин королю. «Ну, и сказочка!», - удивляется кролик и публика, - «Надуманный сюжет!», - дополняет он своим кукольным голосом. Но Абилин и вместе с ней всем детям поясняют, что не все сказки на свете заканчиваются хорошо. Да, и может ли быть счастливый финал у истории, в которой нет любви?

«Ты меня разочаровал!», - эта роковая фраза как проклятие будет преследовать Эдварда. Произнесет ее его «мама» - бабушка Абилин (тонкая работа Полины Медведевой). Она видит сны и читает мысли своего творения, он же снисходителен к ней и ценит разве что ее вкус в одежде, сшитой для него. Эдвард, любовавшийся собственным отражением в окне, отвлекаясь лишь на звезды, и предположить не мог, что очень скоро ему предстоит изменить не только имя и гардероб, но и свою жизнь. Роль кролика мастерски исполняет Александр Молочников: его мимика, пластика, реакция на «детские неожиданности» (отдельные маленькие зрители иной раз норовят заговорить с кроликом, и тот моментально находит что сказать) - выше всяких похвал.

Скоро сказка сказывается, за полтора часа без антракта, но за это время Эдвард
успеет побывать на дне океана, на дне жизни, и до дна выпьет чашу горестей. «Никогда я еще не был так далеко от звезд» будет размышлять он, пока его не выловит из полиэтиленовых волн рыбак-звездочет (Артем Волобуев). «Я жив? Это что счастье, да?», задастся вопросом кролик, еще недавно интересовавшийся, «как умирают фарфоровые кролики». Рыбак подарит его жене, которая разглядит в нем прекрасную крольчиху Сюзанночку и сошьет ей новые платья. «Я даже не знаю, как это комментировать», - обратится в зал Эдвард, более всего возмущенный новыми нарядами (на белый сарафан кролика будут эффектно проецироваться разные платья): «Вы что не понимаете, что это не стильно даже для женщины?!». Своей новой подружке рыбачка Нелли (Мария Сокова) расскажет про свою одинокую жизнь: один сын утонул, другой служит далеко в армии, а дочь, повзрослевшая и огрубевшая, живет хотя и в городе неподалеку, но отдалилась от родителей. Так кролик узнает о смерти, о безутешном горе и грусти, о состоянии, когда нужно выговориться, но не с кем. «Сюзанна» станет временным утешением, четвертым ребенком в рыбацкой семье, пока не будет выброшена на помойку внезапно нагрянувшей дочерью, которая держит в страхе мать и отца.

Экскурсия по жизни продолжится и на свалке. Там Эдварда из груды мусора откопают Бродяга Эрнст (Алексей Варущенко) и его собака Люси (прекрасная работа Яны Гладких). «Кто я?» - обратиться нищий к публике и услышит в ответ детский неуверенный голос – «Человек!». Но ответ окажется неверным. Эрнст – король свалок, а значит король мира, ведь мир состоит из них. Новые товарищи приоденут Эдварда на свой лад, напялят ожерелье из консервных банок, подарят новое имя Мэлоун и возьмут с собой в странствия. Их роднит чувство потерянности: Эдварда потеряли, и они потерялись по жизни. «Мы все время в движении», - пояснит бродяга и добавит - «В никуда». Эрнст будет расставлять перед кроликом маленькие пустые бутылки из-под спиртного и по ним вспоминать имена своих троих то ли брошенных, то ли выдуманных детей. Живую музыку спектакля (Олег Васенин и Роман Никитин) дополнит протяжной вой собаки. Лишь глядя на звезды, все трое умолкнут, выискивая там, на небе то, что потеряли или не обрели в жизни.

Но и это бесприютное существование будет для огрубевшего, обтрепавшегося Эдварда недолгим. Кролика, путешествующего в вагоне «зайцем», выкинет на дорогу злобный кондуктор. Подобранного старушкой его приспособят под чучело от ворон, буквально распнут на деревянной палке. Спасет его, выкрав, мальчик, который подарит его тяжело больной девочке Саре-Рут. Ее ровесники в зрительном зале узнают, что у девочки была всего одна игрушка, и ту сломал пьяный отец. С тех пор ей не с чем играть, ведь отец не хочет тратить деньги на игрушку для ребенка, который все равно умрет. В натянутом на сцене белом полотнище обнаруживаются выемки для головы и рук, белую как смерть видят зрители Сару-Рут (Ольга Литвинова). Для нее Эдвард становится Бубенчиком и превращается в марионетку, чтобы скрасить последние дни обреченного ребенка. Слышавший о смерти Эдвард вдруг сталкивается с ней лицом к лицу. Девочка перестает дышать, и смертную тишину обрывает лишь крик отчаявшегося, впервые полюбившего кого-то и впервые потерявшего кролика. Так в сердце Эдварда впервые пробуждается любовь. Несчастная, а потому сердце дало трещину.

Далее герой окажется в кабаре и кукольном театре, в дыму, чаду, на потеху публике, бесстрастным и опрокинутым. Встретившаяся ему столетняя кукла и вовсе предложит ему опрокинуться с полки и покончить со страданиями. Но покончить с жизнью он не готов, он покончил только с любовью. Столетняя кукла (яркая роль Марии Зориной), деловито распевающая песню на мотив «My way» Фрэнка Синатры и боящаяся упустить круг света от софитов, служит не только пародией на актерское сословие, но и напоминает кролику роковые слова: «Ты меня разочаровал». Сдавшийся Эдвард, не вынесший потери и закрывший сердце для любви, не до конца осознал ее ценность. «Раскрой свое сердце», - зловеще произносит умудренная опытом кукла, наставляя ушастого юнца: жизнь без любви не имеет смысла. Может быть секрет ее долголетия как раз в том, что она, разменявшая множество хозяев, всегда находила то, за что их можно полюбить? В общем-то, рассудительная, заигранная и потому переигрывающая кукла могла бы сообщить еще много занятного, но голос помрежа объявил готовность для «как бы кукол для массовых сцен», и «героиня» поспешила за убегающим лучом света. Трудно в сто с лишним лет быть в центре внимания, но совсем без внимания еще труднее.

«Как бы» куклы, как «как бы» люди, потому и рассказана эта история не кукольно и не по-детски, а человечно, с привязкой к сердцам, а не к возрасту. Впрочем, отдельные зрители могут припомнить и кукольное воплощение сюжета про кролика Эдварда: спектакль челябинского театра кукол получил две «Золотые маски» за лучшие работы режиссера и художника. В том спектакле история рассказывалась при помощи марионеточных, планшетных и тростевых кукол, в спектакле же МХТ все куклы оказываются очеловеченными. Здесь белую коробку сцены расцвечивают видеопроекциями и видеоартом, пантомимой и акробатикой, экспериментируют с театром теней и подражают черно-белому немому кино. Здесь звучит слово (дивный, задающий настроение перевод Ольги Варшавер), звучат музыка и все актерские работы («и каждый не одну играет роль»). К двум детским хитам театра («Белоснежка и семь гномов» и «Конек-Горбунок») добавился третий удачный и удавшийся спектакль. В нем, быть может, недостает плавности, но это не недостаток, просто режиссер предлагает зрителям листать спектакль как книгу, сопровождая публику от одной страницы – фрагмента к другой, от картины к картине. Все страницы и картины здесь дописаны, но не все равноценны: какие-то явно затянуты (например, свето-музыкальная сцена в кабаре), а на каких-то, напротив, захотелось бы задержаться подольше (эпизоды в кукольном магазине).

Эдвард переживет многое и многих, будет прощаться с людьми, не имея возможности сказать им «прощай». Однажды и сам чуть не распрощается с жизнью. И окажется на полпути туда, где встречаются все мечты, воспоминания, все ушедшие и оторвавшиеся от земли. На светопреДставление кабаре, в котором чах Эдвард, отзовется белый яркий свет. Тот свет. Но побитый жизнью кролик, кажется, преодолел собственную хрупкость. Его проломленную молотком голову склеят в игрушечных дел мастерской: «- У меня еще сердце было сломано. Вы его починили? – Не будем о грустном». Второе рождение не принесет ему радости, но новое расставание: мальчик (Алексей Красненков), принесший его в мастерскую, не имея возможности заплатить за ремонт, вынужден будет отказаться от него, во имя его (Эдварда) жизни. Что для одних потеря, то для других потенциальное приобретение: приобрести фарфорового кролика, однако, не захотят. Игрушку переведут на витрину уцененных кукол, под яркой табличкой «SALE», где будет бесстрастно болтаться отчаявшийся кролик с опущенной головой. «Меня уже нет, есть только внешняя оболочка», - будет думать он и уже не ждать никого и ничего, не в пример другим обитателям магазина. Этот кукольный дом очень напоминает детский дом: здесь все ждут, что кто-то придет за ними. Будут приходить и проходить годы, покупатели, моды и все мимо. Только звезды будут сиять по-прежнему, ничего не освещая и маня. Но в один серый дождливый вечер в магазин войдет дама и обратится к кролику: «-Эдвард?» и через паузу, в которой уместится их разлука длиною в жизнь, услышит: «Это я». Так кролик обретет свои имя, голос (уже не кукольный) и дом. И будут скользить на экране два силуэта под дождем, и долгий путь домой окажется дорогой к себе. И не удастся сдержать слезы.

В финале знакомую картину чаепития из начала спектакля дополнят все другие персонажи истории. Все, кто любил Эдварда, соберутся за одним столом: они, ставшие его воспоминаниями, никогда не оставят его. Да и Эдвард, наполненный теперь не звонким пустым фарфором, а любовью, не забудет их. «- А что он умеет? – Да ничего он не умеет», - так говорили о кролике в начале этой «сказки». Теперь же он без сомнения умеет любить и быть любимым. Он скрасил жизнь многих, облегчил последние дни умирающей, стал отдушиной и счастливым воспоминанием, дарил надежду. Разве же это мало для фарфоровой игрушки? Финал со слезами на глазах (впрочем, плачут исключительно взрослые, дети же радуются «как дети») – это все-таки счастливый финал. А как иначе? Ведь в нем, в отличие от страшной сказки про принцессу-бородавочника из спектакля, просыпается любовь.

Может быть потому, что «Удивительное путешествие кролика Эдварда» - сказка заморская, она вызывает неоднозначную реакцию нашей взрослой аудитории. Находятся и те, кто сокрушается (или возмущается), что детей такими сказками, повествующими о «горе да слезах», лишают детства. Но неужели счастливое детство непременно означает неведение? Зная о существовании страданий, человек больше ценит моменты счастья и радости, дорожит ими, не пресыщаясь. Не лучше ли познакомить детей с Эдвардом пораньше, дабы те не повторили его ошибок? Сказка Кейт ДиКамилло – это не история игрушек, но метафора нашей жизни. В отличие от русских сказок эта история учит тому, что не все в жизни безнадежно, но надеяться нужно не на чудо, а просто надеяться. Учит тому, что испытать счастье и потерять его все же лучше, чем совсем его не испытывать. Учит, что рядом со счастьем непременно шагает беда, потому оно и не может быть абсолютным. Дети, как видно по реакции зала, урок усваивают, а зрителям постарше не помешало бы повторить пройденное. Учиться ведь никогда не поздно.

Фото Тимур Артыков
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
1

Спектакль о насилии. Обычном, привычном для всех нас, обильно льющемся с экранов тв и со страниц газет. Кого-то это смущает или возмущает, кому-то нравится. Ведь ставят же в прайм-тайм фильмы про убийства и насилия. Вот и на сцене МХАТ - дождались - детишкам ставят спектакль о том, как убивали-убивали, но чёй-то не убили несчастного кролика. Пусть детишки привыкают к стране, в которой живут. Это же наша среда))) При этом сама постановка - спецэффекты, декорации - ну чудо техники просто! Я заметил, многие в рецензиях хвалят именно это! Упиваются хорошей игрой "кролика" - не спорю! Однако ж что вынесут дети? Мораль сей сказки какова? А такова: все вокруг друг друга убивают - и это нормально

Фото Виктория Ларина
отзывы:
4
оценок:
7
рейтинг:
1
1

Это был худший спектакль, который я вообще когда-либо видела. Особенно обидно, что это было 2 января (ещё оставалось радостное послевкусие от 1-го) и что повела детей и семью друзей с детьми.
На сцене происходило всё то же, что видит публика на экранах телевизоров, читает в бульварной прессе: топили, били, душили, убивали молотком, засыпали на свалке кучей мусора - и не помню, все ли я перечислила способы, какими мучили несчастного кролика.
Нередко в спектакле упоминали про любовь, но в сюжете места для любви не нашлось. Особенно примечательна сказка, рассказанная на ночь девочке её няней! Какая-то царевна, не желавшая выходить замуж и проглотившая кольцо принца, предлагавшего ей руку и сердце, убежала из дворца в лес. Заблудилась, набрела на избушку ведьмы, нахамила ей и за это была превращена ведьмой в чудовище с кабаньей мордой. Стражники, искавшие царевну, увидели ревущее чудище с кабаньей мордой и закололи его. Царская повариха, разделывавшая тушу чудища для царского обеда, нашла в ней кольцо и надела на палец. И всё-ё-ё-ё…. Конец сказке (на ночь).
В общем, наверное, это типично для России начала 21 века: агрессия, ненависть, беспощадность - и при этом слова про любовь. Бесполезно детей воспитывать иному, выключая ТВ и не выписывая газеты. Их заставят привыкнуть к "среде".
Теперь наших детей приучают к жизни в дикой стране в детских спектаклях на сцене ХУДОЖЕСТВЕННОГО театра.

Фото Сергей Ремезов
отзывы:
1
оценок:
2
рейтинг:
1
9

"-Детский, детский, да какой он детский",- начиная с 10-ой минуты спектакля причитала дама за моей спиной. Это правда. Последний раз я плакал в театре на постановке "Три товарища" в "Современнике". Спектакль обо всем, о любви, в первую очередь, об эгоизме, о том, как меняются люди. Актеры-прекрасны, сценография-великолепна, спектакль легкий и динамичный. В тот момент, когда ты думаешь, что понял фабулу сюжета, что будет происходить дальше, все меняется на 180 градусов. "Кролик Эдвард" меня потряс. "Как говорила старая кукла, надо ждать когда за тобой придут. НИКТО НИКОГДА НЕ ПРИДЕТ!"-да, похоже, что так чаще всего и бывает. Это не простая постановка и не понравится большинству зрителей, но это отличная режиссерская и актерские работы. Спасибо!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить