Театральная афиша Москвы

Спектакль в Москве Счастливый принц

Постановка МТЮЗ

6.9
оценить
Расписание и билеты

Место проведения

МТЮЗ

МТЮЗ

8.2
Один из самых сильных режиссерских театров Москвы
МТЮЗ никогда не был детским театром — пусть не обманывают заявленные в афише «Волк и семеро козлят». Режиссер Кама Гинкас и его соавтор, художник Сергей Бархин, всегда ищут ответа на мировые вопросы, даже в сказке (черно-белый «Счастливый принц» Уайльда), не говоря уже о чеховских текстах: «Дама с собачкой», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда» складываются у них в глубокую философскую трилогию, которую обязательно надо смотреть школьникам — и всем остальным.
телефон +7 (495) 699 53 60
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 12.00–15.00, 16.00–20.00
официальный сайт
Как вам спектакль?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
Фото Елена Ковальская
отзывы: 878
оценки: 244
рейтинг: 992

В «Счастливом принце» есть и мученики, и толпа. И лестница, и вознесение гнездо Премьера Камы Гинкаса в МТЮЗеЛюди циничны. Их, тупых и бессердечных, ничем не пронять. Кама Гинкас чувствует это слишком остро, иначе не старался бы любым способом взбудоражить своих зрителей. То, что люди раздражают его, — совершенно очевидно. Приятных, обаятельных героев в спектаклях Гинкаса не бывает. Ни-ког-да. Любимые персонажи: жалкие, убогие и чаще всего душевно больные. Если режиссер и терпит зрителей за что-то, так это за способность глядя на сцену содрогаться и плакать. Икон он по углам не развешивает, но за страданием мыслит вознесение. Иначе бы не кочевала у него из спектакля в спектакль лестница. Естественно, лестница на небеса. В «Счастливом принце» по сказке Оскара Уайльда есть и лестница, и вознесение. И мученики, и толпа. Первые — Принц, вернее, памятник Принцу, который, однако, живее всех живых, потому что видит со своей высоты человеческое страдание. И Ласточка, разносящая бедным и несчастным лепестки золота с монумента. Вторые — городская беднота. У Гинкаса, в отличие от Уайльда, беднягами кажутся они Принцу, а на самом деле — уроды. И когда золота на памятнике не останется, они его снесут. А Ласточка, лишившись укрытия, замерзнет. Вот за кого отдали жизнь Принц и Ласточка, с леденящим душу хрустом выдалбливавшая сапфиры из его глаз. Сложно не догадаться, что с Принцем, из пустых глазниц которого вывешивают красные тряпки (мол, текут кровавые слезы) идентифицирует себя сам Гинкас. Режиссер, приносящий свой сотканный из нервов театр в жертву нам, никчемным. Ласточка же, по такой логике, — Генриетта Яновская: ей, жене и худруку МТЮЗа, и посвящен спектакль — о чем дважды было сказано в громкоговоритель. В финале Принц и Ласточка, подвешенные на лонжах, взмывают над сценой. И, мертвые, крепко держатся за руки. По пути подобной антиномии (художник и толпа) Гинкас уже двигался в спектакле «Пушкин. Дуэль. Смерть». И, будучи склонным к резким жестам, мог бы далеко зайти, когда бы не внутренний самоограничитель: не самоирония — ее у Гинкаса, как и чувства юмора, немного, — а трезвость. Вот почему самый существенный его спектакль — не «Счастливый принц», а «Черный монах», рассуждающий, помимо прочего, о мании величия.

1
0
...
1 января 2001

Лучшие отзывы о спектакле «Счастливый принц»

Фото NastyaPhoenix
Фото NastyaPhoenix
отзывы: 381
оценки: 381
рейтинг: 407
3

Думаю, никому не надо напоминать прекрасную и жестокую сказку Уайльда о Счастливом Принце, который до самой смерти не знал горя, а став после смерти золочёной статуей, увидел с высоты пьедестала все человеческие страдания в своём городе. И о Ласточке, которую он заставил разобрать себя по кусочкам и раздать бедным – пока она не замёрзла насмерть, оставшись зимовать вместе с ним. Можно было сделать спектакль лиричный, пронзительный, метафоричный, а получилась обрусевшая и адаптированная для детей (хотя кровавого цвета тряпки из опустевших глазниц и «вынос трупов» - это уже почти NC) композиция буквальной передачи текста. Реплики читаются вместе с авторскими вставками, а каждое упомянутое явление незамедлительно персонифицируется: если есть статуя – значит, декорацией будут служить огромные голова и рука с мечом, если птица летает – значит, актрису подвесят на лонже, если листопад или снегопад – дядька с мешком будет выбрасывать из него жёлтые или белые бумажки. Массовка бестолково мечется в промежутках между событиями, изображая горожан, общающихся обрывками какого-то мотивчика – вступительный и финальный такие номера настолько затянуты и настолько точно повторяют друг друга, что неслабо раздражает: всё ждешь, пока нелепое кваканье сложится в нечто цельное, но так и не дожидаешься. Второстепенные персонажи, выступавшие у Уайльда трагическими, – мать, не могущая купить воды больному ребёнку, замерзающий и голодающий поэт, девочка, торговавшая свечами и уронившая их в канаву, – с лёгкой режиссёрской руки кощунственно превращаются в комических: сварливую украинскую бабу с дауном-«сынку», перевирающего «Гамлета» драматурга-графомана, суровую тётку, пытающуюся что-то спеть. Такой подход словно пытается обесценить самопожертвование Принца и Ласточки – дескать, не стоят все эти людишки того, чтобы любить их больше, нежели себя самого, всё равно ничего не изменится. Да, я тоже мизантроп, но не настолько же!.. Однако это ещё полбеды – главное недоумение вызывают главные герои: Принца играет девушка (Лагутина), Ласточку – пугающе худая бабушка (Нестерова). Сколь бы талантливо, следует отдать им в этом должное, они ни старались ангстировать, вообразить между ними любовные отношения сложновато – скорее, материнско-дочерние (хотя Принца воспринимать мне было ещё худо-бедно реально – возникла ассоциация с Канцлером нашим Ги). Музыки как таковой замечено не было, не считая действующих на нервы криков чаек и хруста отколупываемых со статуи драгоценностей, костюмы не впечатлили, свет ограничился включением и выключением. Впрочем, блестящее содержание невозможно испортить никакой, и самой топорной формой – даже просто закрыв глаза и слушая уайльдовский текст, понимаешь подлинный смысл истории, проникаешься им, задумываешься и выходишь с соответствующими настроением и впечатлением. В общем и целом сегодняшний «Принц» МТЮЗа напомнил мне первый мною просмотренный тамошний спектакль – «Зелёную птичку»: и детскостью, и гендерной несостыковкой (там принц тоже был женщиной), и простой как валенок трактовкой. Но если Гоцци ещё терпит к себе отношение как к сюжету для кукольного театра, то за значительно более глубокого в философском, психологическом и эстетическом критериях Уайльда становится обидно. И хочется наконец увидеть во МТЮЗе взрослую, серьёзную постановку – надеюсь, рано или поздно у меня это получится.

07.03.2010
Комментировать рецензию

1
0
...
8 марта 2010
Фото ms_sunshine94
Фото ms_sunshine94
отзывы: 112
оценки: 112
рейтинг: 8
Поучительно
7
Есть над чем подумать

Еще один спектакль Камы Гинкаса в МТЮЗе – это «Счастливый принц» по сказке Оскара Уайльда. Эта история одинаково подходит и детям (рейтинг спектакля указан как 12+, но я думаю, что в принципе и 6+ можно), и взрослым – каждый найдет в этой притче что-то свое.

Однако, должна признаться, что у меня спектакль Гинкаса впервые оставил несколько противоречивое впечатление. Стоит учитывать, что особенность его режиссуры – это большая доля читки, т.е. авторский текст актерами также проговаривается полностью. Начало мне совсем не понравилось: обитатели Счастливого английского города бегают по сцене, о чем-то общаются между собой на непонятном языке… А над ними возвышается огромная позолоченная голова статуи Счастливого принца, глаза его – сапфиры, в рукоятке меча – рубин. Но голова его – это золотая клетка, и в ней томится душа Принца (Оксана Лагутина), который так огорчается, что бедняки города страдают!

Вторая главная героиня сказки – Ласточка (Арина Нестерова). Вот тут я честно скажу, что образ, созданный ею, ну совсем не вязался с образом ласточки из-за возраста. Я бы с бОльшим удовольствием посмотрела в этой роли на Алену Стебунову, которая играла одну из Ласточек – подруг.

Ласточка осталась в городе, в то время как все птицы улетели зимовать в Египет, потому что была влюблена в молодой Тростник (и тут мое уважение Илье Смирнову), безответно. Она решает переночевать в голове Принца, и он заговаривает с ней.

«Счастливый принц» - очень философская история о том, как важно помогать бедным. Принц был глубоко несчастен, глядя на страдания бедных, он так стремился им помочь, отдавая все. Но разве люди это оценят? Кратковременная радость тех, кто получил помощь, стоит ли таких лишений? Чтобы потом те же жители смеялись над твоим уродством и показывали на тебя пальцами… А некоторые и вовсе не вызвали у меня сочувствия, например, Мать-швея с больным по сюжету сыном, которого играл такой пышущий здоровьем молодой человек, что верилось ему с трудом.

Одним словом, есть над чем подумать, что проанализировать. Но с немного другим актерским кастом, я уверена, я бы получила куда больше удовольствия. Но Оксану Лагутину хочется выделить – она сыграла роль Принца потрясающе, причем чем ближе к концу спектакля, тем выше был градус напряжения.

0
0
...
18 апреля 2019
Фото Лиза Еф
Фото Лиза Еф
отзывы: 35
оценки: 35
рейтинг: 3
9

Сказки Оскара Уайльда всегда очень нежные, наполнены глубоким смыслом и всегда о любви. Эти сказки должен прочесть каждый независимо от возраста, их символика очень красива, но понятна даже самому неискушенному читателю, а их язык невероятно прекрасен. Но в сказках Уайльда практически нет диалогов и при переносе на сцену они на первый взгляд обязательно должны многое потерять, но в Московском театре Юного зрителя, в спектакле Камы Гинкаса «Счастливый принц» максимально сохранен авторский текст, дополненный актерской игрой и образным зрительным рядом. Декорации, созданные Сергеем Бархиным как будто парят над действительностью, над несчастными людьми внизу и лишь маленькая ласточка может летать на такой же высоте. Этому спектаклю уже почти двадцать лет, несколько поколений детей посмотрели его и все они вышли из зала чуточку мудрее, чем входили, ведь они начали лучше понимать, что такое любовь, верность, самопожертвование, сочувствие. Ласточка - Арина Нестерова – рассказывает нам свою историю очень просто, без нажима и театральных приемов. Да вот такую жизнь прожила маленькая ласточка, когда-то увлекающаяся неверными тростниками, но полюбившая Счастливого Принца. Полюбившая навсегда, на несколько дней, до смерти. Как красиво рассказывает она принцу о далеком Египте, куда давно уже улетели ее подруги. Красиво рассказывает, но не может улететь, не может бросить Принца. Принц Оксаны Лагутиной возвышен, романтичен, одинок и несчастен. Несчастен несчастьями других и только маленькая ласточка соглашается помочь ему сделать чуть легче жизнь бедных людей. Принц отдает им всего себя и к концу спектакля на сцене остается лишь голый остов некогда прекрасной статуи. Гибнет Принц, гибнет Ласточка, но не умирает их любовь – взявшись за руки парят они над сценой, над людьми, над жизнью.

0
0
...
12 апреля 2019
Фото sarusensei
Фото sarusensei
отзывы: 61
оценки: 70
рейтинг: 18
7

Так стоит делать добро или это заранее обречённая идея, особенно если единственный вообразимый ресурс - всё то же давно известное "грабь награбленное"?
Сочувствуем мы или посмеиваемся, издеваясь, что над неаппетитными босяками, что над самый чуток выспренне самоотверженными героями?
Детский это спектакль, для чего всё, пожалуй, делается слишком многослойно и не ангажируясь, или взрослый, для какого он как-то чересчур переполнен пантомимой или медлительными инсценировками про какую только живность ни возьмись из текста ремарок?
Остроумная двойственность режиссёру удалась.
Понравилось или не совсем?

0
0
...
27 марта 2016
Фото светлана дягилева
Фото светлана дягилева
отзывы: 117
оценки: 168
рейтинг: 88
3

Подобного кошмара я давно не видела. Я прочла сказочку Оскара Уайльда минут за 15 в метро. Спектакль был полтора часа...
Изображая все, что хоть как-то описал автор, по сцене ходили тростник, летали ласточки, проходили городские жители. И ладно бы это была бы молодежь театра, нет, ходили вполне зрелые артисты, я бы сказала возрастные для этого действа.
Режиссёр задумал показать, что не все так нуждаются в помощи, как думал Счастливый принц? Вероятно, это так, но точно стоит продолжать играть спектакль? В зале было очень много детей, они что-то поняли, интересно?
В общем, мне понравились декорация и актриса, которая играет Принца. Видимо, отталкивались от слова статуя, поэтому женская роль. Так вот, было интересно за ней наблюдать, было несколько очень сильных моментов, например, когда Принц ослеп. Но в целом спектакль не рекомендую.

0
0
...
31 мая 2015
Добавить фото
Поддерживаются форматы jpeg и jpg.
Минимальное разрешение фото 800х600, максимальный размер файла 20 Мб
Главная фотография: Елена Лапина/moscowtyz.ru