Театральная афиша Москвы

Спектакль Счастливый принц
Постановка МТЮЗ

6.1
Театр: Счастливый принц

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Елена Ковальская
отзывы:
1039
оценок:
297
рейтинг:
1349

В «Счастливом принце» есть и мученики, и толпа. И лестница, и вознесение гнездо Премьера Камы Гинкаса в МТЮЗеЛюди циничны. Их, тупых и бессердечных, ничем не пронять. Кама Гинкас чувствует это слишком остро, иначе не старался бы любым способом взбудоражить своих зрителей. То, что люди раздражают его, — совершенно очевидно. Приятных, обаятельных героев в спектаклях Гинкаса не бывает. Ни-ког-да. Любимые персонажи: жалкие, убогие и чаще всего душевно больные. Если режиссер и терпит зрителей за что-то, так это за способность глядя на сцену содрогаться и плакать. Икон он по углам не развешивает, но за страданием мыслит вознесение. Иначе бы не кочевала у него из спектакля в спектакль лестница. Естественно, лестница на небеса. В «Счастливом принце» по сказке Оскара Уайльда есть и лестница, и вознесение. И мученики, и толпа. Первые — Принц, вернее, памятник Принцу, который, однако, живее всех живых, потому что видит со своей высоты человеческое страдание. И Ласточка, разносящая бедным и несчастным лепестки золота с монумента. Вторые — городская беднота. У Гинкаса, в отличие от Уайльда, беднягами кажутся они Принцу, а на самом деле — уроды. И когда золота на памятнике не останется, они его снесут. А Ласточка, лишившись укрытия, замерзнет. Вот за кого отдали жизнь Принц и Ласточка, с леденящим душу хрустом выдалбливавшая сапфиры из его глаз. Сложно не догадаться, что с Принцем, из пустых глазниц которого вывешивают красные тряпки (мол, текут кровавые слезы) идентифицирует себя сам Гинкас. Режиссер, приносящий свой сотканный из нервов театр в жертву нам, никчемным. Ласточка же, по такой логике, — Генриетта Яновская: ей, жене и худруку МТЮЗа, и посвящен спектакль — о чем дважды было сказано в громкоговоритель. В финале Принц и Ласточка, подвешенные на лонжах, взмывают над сценой. И, мертвые, крепко держатся за руки. По пути подобной антиномии (художник и толпа) Гинкас уже двигался в спектакле «Пушкин. Дуэль. Смерть». И, будучи склонным к резким жестам, мог бы далеко зайти, когда бы не внутренний самоограничитель: не самоирония — ее у Гинкаса, как и чувства юмора, немного, — а трезвость. Вот почему самый существенный его спектакль — не «Счастливый принц», а «Черный монах», рассуждающий, помимо прочего, о мании величия.

Отзывы пользователей о спектакле «Счастливый принц»

Фото sarusensei
отзывы:
57
оценок:
66
рейтинг:
18
7

Так стоит делать добро или это заранее обречённая идея, особенно если единственный вообразимый ресурс - всё то же давно известное "грабь награбленное"?
Сочувствуем мы или посмеиваемся, издеваясь, что над неаппетитными босяками, что над самый чуток выспренне самоотверженными героями?
Детский это спектакль, для чего всё, пожалуй, делается слишком многослойно и не ангажируясь, или взрослый, для какого он как-то чересчур переполнен пантомимой или медлительными инсценировками про какую только живность ни возьмись из текста ремарок?
Остроумная двойственность режиссёру удалась.
Понравилось или не совсем?

Фото Светлана Дягилева
отзывы:
117
оценок:
168
рейтинг:
85
3

Подобного кошмара я давно не видела. Я прочла сказочку Оскара Уайльда минут за 15 в метро. Спектакль был полтора часа...
Изображая все, что хоть как-то описал автор, по сцене ходили тростник, летали ласточки, проходили городские жители. И ладно бы это была бы молодежь театра, нет, ходили вполне зрелые артисты, я бы сказала возрастные для этого действа.
Режиссёр задумал показать, что не все так нуждаются в помощи, как думал Счастливый принц? Вероятно, это так, но точно стоит продолжать играть спектакль? В зале было очень много детей, они что-то поняли, интересно?
В общем, мне понравились декорация и актриса, которая играет Принца. Видимо, отталкивались от слова статуя, поэтому женская роль. Так вот, было интересно за ней наблюдать, было несколько очень сильных моментов, например, когда Принц ослеп. Но в целом спектакль не рекомендую.

Фото NastyaPhoenix
отзывы:
381
оценок:
381
рейтинг:
463
3

Думаю, никому не надо напоминать прекрасную и жестокую сказку Уайльда о Счастливом Принце, который до самой смерти не знал горя, а став после смерти золочёной статуей, увидел с высоты пьедестала все человеческие страдания в своём городе. И о Ласточке, которую он заставил разобрать себя по кусочкам и раздать бедным – пока она не замёрзла насмерть, оставшись зимовать вместе с ним. Можно было сделать спектакль лиричный, пронзительный, метафоричный, а получилась обрусевшая и адаптированная для детей (хотя кровавого цвета тряпки из опустевших глазниц и «вынос трупов» - это уже почти NC) композиция буквальной передачи текста. Реплики читаются вместе с авторскими вставками, а каждое упомянутое явление незамедлительно персонифицируется: если есть статуя – значит, декорацией будут служить огромные голова и рука с мечом, если птица летает – значит, актрису подвесят на лонже, если листопад или снегопад – дядька с мешком будет выбрасывать из него жёлтые или белые бумажки. Массовка бестолково мечется в промежутках между событиями, изображая горожан, общающихся обрывками какого-то мотивчика – вступительный и финальный такие номера настолько затянуты и настолько точно повторяют друг друга, что неслабо раздражает: всё ждешь, пока нелепое кваканье сложится в нечто цельное, но так и не дожидаешься. Второстепенные персонажи, выступавшие у Уайльда трагическими, – мать, не могущая купить воды больному ребёнку, замерзающий и голодающий поэт, девочка, торговавшая свечами и уронившая их в канаву, – с лёгкой режиссёрской руки кощунственно превращаются в комических: сварливую украинскую бабу с дауном-«сынку», перевирающего «Гамлета» драматурга-графомана, суровую тётку, пытающуюся что-то спеть. Такой подход словно пытается обесценить самопожертвование Принца и Ласточки – дескать, не стоят все эти людишки того, чтобы любить их больше, нежели себя самого, всё равно ничего не изменится. Да, я тоже мизантроп, но не настолько же!.. Однако это ещё полбеды – главное недоумение вызывают главные герои: Принца играет девушка (Лагутина), Ласточку – пугающе худая бабушка (Нестерова). Сколь бы талантливо, следует отдать им в этом должное, они ни старались ангстировать, вообразить между ними любовные отношения сложновато – скорее, материнско-дочерние (хотя Принца воспринимать мне было ещё худо-бедно реально – возникла ассоциация с Канцлером нашим Ги). Музыки как таковой замечено не было, не считая действующих на нервы криков чаек и хруста отколупываемых со статуи драгоценностей, костюмы не впечатлили, свет ограничился включением и выключением. Впрочем, блестящее содержание невозможно испортить никакой, и самой топорной формой – даже просто закрыв глаза и слушая уайльдовский текст, понимаешь подлинный смысл истории, проникаешься им, задумываешься и выходишь с соответствующими настроением и впечатлением. В общем и целом сегодняшний «Принц» МТЮЗа напомнил мне первый мною просмотренный тамошний спектакль – «Зелёную птичку»: и детскостью, и гендерной несостыковкой (там принц тоже был женщиной), и простой как валенок трактовкой. Но если Гоцци ещё терпит к себе отношение как к сюжету для кукольного театра, то за значительно более глубокого в философском, психологическом и эстетическом критериях Уайльда становится обидно. И хочется наконец увидеть во МТЮЗе взрослую, серьёзную постановку – надеюсь, рано или поздно у меня это получится.

07.03.2010
Комментировать рецензию

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить