Театральная афиша Москвы
Расписание и билеты

Спектакль Remote Moscow, Москва
Постановка Rimini Protokoll

7.9
Театр: Remote Moscow, Москва

Аудиопутешествие по городу как спектакль

Зрители встречаются на кладбище, надевают наушники и отправляются в путешествие по городу под управлением компьютерного голоса с отличным чувством юмора. Московская версия одного из самых популярных в мире проектов немецкой команды неигрового театра Rimini Protokoll самая долгоидущая: устраивают по два-три сеанса в день, запустился уже четвертый сезон, который, по словам импресарио Федора Елютина, будет последним.

Создатели
Режиссёр

Место проведения

Сущевский Вал, 19

адрес

Рецензия «Афиши» на спектакль

Фото Алексей Киселёв
отзывы:
109
оценок:
213
рейтинг:
555
9

Пешеходный аудиоквест без актеров от главных театральных документалистов Rimini Protokoll

50 незнакомцев собираются на кладбище. Объединяет их всех наличие полученных тут же наушников и приобретенного заранее билета на спектакль немецкого театра Rimini Protokoll. За следующие 100 минут маленькая толпа, повинуясь командам иронично философствующего компьютерного голоса, побывает в самых разных частях города, продемонстрирует спортивные и пластические навыки и испытает серию приливов адреналина, перед тем как уйти в облака.

Так устроен «Remote X» (от словосочетания Remote control — «Дистанционное управление») — гибкая драматургическая и технологическая модель, формула, придуманная главными героями неигрового европейского театра — Штефаном Кэги, Хельгард Хауг и Даниелем Ветцелем. Формулу эту до московской премьеры авторы применили уже в 18 городах мира — от Нью-Йорка и Сантьяго до Милана и Берлина. Прошлым летом первый российский «Remote» спродюсировал петербургский БДТ, за московскую версию отвечает единолично продюсер Федор Елютин («Копы в огне»).

В пересказе этот променад-спектакль звучит вовсе не как спектакль — скорее как экскурсия или интерактивный аттракцион: чаще всего именно так характеризуют этот нонспектакулярный акт привыкшие к мягким креслам театралы. Все же (дальше — много спойлеров) экскурсией «Remote», в отличие, например, от интерактивных бродилок театра «Булгаковский дом», не является хотя бы потому, что участники порой едва ли представляют, где находятся, а маршрут намеренно избегает туристических мест (при этом для туристов лучшей прогулки по городу, пожалуй, не придумать). Тем временем отдельные интерактивные хуки вроде флешмобов с танцами и догонялками — что-то вроде мини-антрактов, дающих передышку перед следующим социальным экспериментом. В конце концов, второстепенное значение интерактивных эпизодов подтверждается их взаимозаменяемостью — в Вильнюсе, например, не нужно бегать, а в Петербурге отсутствует фрагмент на спортивной площадке; там же завязывают шнурки, когда в Москве упражняются в балетных позициях. Существенное же — в другом.

Расслабляя бдительность аудиофокусами, отвлекая играми, авторы погружают подопытного в удивительный мир, где живое невозможно отличить от мертвого, естественное от искусственного, а природу от цивилизации. Собственно, этот мир — не что иное, как обыденная городская среда; меняется только ракурс ее восприятия. Участникам предлагается взглянуть на человеческий быт как бы глазами инопланетян. Так перед носом возникает живая иллюстрация хрестоматии по теоретической психологии.

Жители города по всем признакам ценят собственную жизнь, но предпочитают ступенькам эскалатор, махнув рукой на знание о том, что движение продлевает жизнь. Они убеждены в собственном превосходстве над технологиями, не отдавая себе отчет в том, что, например, память их телефонов долговечнее их собственной. Внутри толпы каждый сам по себе, только когда нужно бежать наперегонки, а объединяются все, только когда нужно протестовать или отплясывать. И самое главное — вне зависимости от выполняемого алгоритма (продавец, покупатель, прохожий, гастарбайтер, охранник, уличный музыкант) горожанин всегда безупречно исполняет свою роль.

Попутно авторы подводят к мысли, что в скором времени будут не нужны не только драматические артисты и декорации, но и они сами, создатели, — аккурат с того момента, когда искусственный интеллект обретет уверенность в сочинительстве (как не вспомнить гениальный «Яндекс.Автопоэт»).

Окончательно отстраняясь, трудно не заметить поразительную штуку — «Remote», используя те же технологии, что петербургские авангардисты театра Post, и будучи фаталистическим, как «Автостопом по галактике», высказыванием, представляет собой внезапно воплощенную утопию пионеров флешмоба и под фанфары врывается в мейнстрим. Получите, распишитесь: качественный и комфортный, стильный и недорогой — сбой в матрице. С любовью, Ваша Матрица.

18

Отзывы пользователей о спектакле «Remote Moscow»

Фото Natalia Stenina
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
16
1

С первых шагов создается ощущение, что мероприятие предназначено, как минимум, для очень молодой аудитории. Вероятно, если к 18 годам Вы познали в искусстве нечто большее, чем предлагает, скажем, сказка «Колобок», Вы будете удивлены и расстроены. Рассуждения о «запрограммированости», а также о том, что люди «увязли» в мире «машин» и «технологий» не выдерживают элементарной критики. Попытки проанализировать взаимоотношения незнакомых людей, выстроившихся «боевой свиньей» и идущих к никому из них не понятной цели по улицам Москвы, также, очевидно, обречены на провал.
Рассуждения металлических голосов «Милены» (Господь!) и, не совсем ожидаемо, «Юрия» (было бы хорошо, скажем, если бы его, для большего контраста, звали хотя бы «Юрий Петрович») представляет собой кашу из штампов. Утверждения «Вот внизу бегают люди, у каждого своя программа. Скоро Я буду диктовать Вам, что делать и как поступать» и «Вот в Вашу стороны по переходу идет человек, вы, люди, умеете общаться без слов, у вас это называется языком тела» могут вызвать, разве что, легкую улыбку.
Тех москвичей, которые хоть немного знают и любят свой город, не может не порадовать идея автора о том, чтобы, так сказать, вывести людей из малоприятных и грязных окраин Москвы, «сомнительного района», каковым почему-то избран район Марьиной рощи (видимо Савеловский вокзал произвел на автора столь сильное впечатление, что он решил представить его девятым кругом ада) и окончить путешествие в фешенебельном районе города, где, как рисует воображение создателя, «находятся универмаги с сумасшедшими ценами» и «людям приходится мириться с таким олигархическим поведением». К слову сказать, эта идея стала понятна лишь из пояснений автора постановки, доступных в интернет ресурсах, но уже после окончания спектакля. Шокировать Савеловским вокзалом удалось немногих. Как, впрочем, и удивить Кузнецким мостом.
В целом, остается ощущение, что некая новизна в самой идее о том, чтобы ходить по городу, будучи ведомым этаким Вегилием, имеется. Однако дальше идеи дело не идет. Всю дорогу не оставляют мысли о том, что затронутая тема не интересна, а глубоко проникнуть в «плоть и кровь» города и людей, который живут в нем, у автора не было ни времени, ни желания, ни смелости, ни таланта.
Пару недель назад мне удалось побывать в МХТ на постановке «Леса» Кирилла Серебренникова. Во время спектакля зрители смеялись и плакали, а после его окончания весь зал, без преувеличения, аплодировал стоя и долго не отпускал актеров со сцены. Пожалуй, это и есть талант. Когда ты видишь его, ты всегда безошибочно его узнаешь.
И последнее. О деньгах в искусстве говорить всегда как-то неудобно; тем не менее, они являются объективным мерилом доступности для зрителя. К большому счастью, я могу позволить себе купить билеты и на то, и на другое, но понимаю, что в нашей стране это справедливо не для всякого зрителя. Так вот: как Вы уже могли догадаться, сходить в МХТ оказалось дешевле. Таким образом, выходит, что возможность увидеть Авангарда Леонтьева, совсем уже пожилого (дай ему Бог здоровья!), и Дмитрия Назарова на сцене цениться меньше (в то числе, в денежном измерении), чем возможность выделывать «балетные па» на ступенях эскалатора.
Лично для меня это урок – урок о том, что душевная лень всегда ищет для себя прикрытие, «пустышку», дурную замену. Как говорил герой одного известного многим произведения – я был светлой личностью, от которой никому не было светло. Так вот, продолжая тему, затронутую «Миленой» и «Юрием Петровичем» - не быть запрограммированным – это, пожалуй, означает, в том числе, не искать легких путей и не следовать бездумно за людьми, идеи которых поверхностны и бесплодны, даже если за ними идут все остальные.

16
Фото merkaba
отзывы:
4
оценок:
5
рейтинг:
17
1

На вас наденут наушники и попросят проехаться на метро, а также смотреть на других пассажиров и прохожих, пока вы будете слушать наивные псевдофилосовские страдания уровня дневника 13 летней школьницы. Практически дословное, только растянутые на полтора часа вариации "о, посмотрите на этих людей...куда же они направляются...они все актеры в этом спектакле жизни...винтики в этом конвеере..пока их не выбросят на свалку..."
В качестве бонуса идет паломничество в церковь, и это не шутка.

14
Фото ✭
отзывы:
46
оценок:
45
рейтинг:
77
7

Очень интересный опыт! Надеюсь, что глупый пересказ маршрута ранее высказавшегося рецензента никто не прочел, и вы полностью отдадитесь голосу! Это классная идея-отключится от звуков города и поиграть в игру, где вас ведут по мастерски подобранным спокойным и хаотичным местам Москвы, где сначала - тишь, а потом - 10 секунд на то, чтобы перебежать с толпой по переходу. Озвученные мысли - не глубокая философия и свежие идеи, а довольно известные размышления о толпе, выборе, слабых и сильных, жизни и смерти, они не нуждаются в осмыслении на пол дня, некоторыми можно пренебречь вовсе. Но пережить их не в кресле театра, а в театре жизни, причем вместе с кусочком той самой безликой толпы, частью которой мы все являемся - свежо и небанально. Добавлю, что впервые побывала в паре мест, и это так здорово!

7
Фото Юрий Шнурков
отзывы:
8
оценок:
12
рейтинг:
4
7

"Коротко для тех, кто собрался на Remote" или "Каждый видит то, что хочет".

После спектакля я слышал совершенно полярные отзывы людей о данном действе. Некоторые восторгались продуманностью событий, расчетливостью организаторов и различным развитием сюжета для разных игроков. Некоторые говорили о том, что их не впечатлил ни голос, ни сюжет, ни задумка. Всё же зависит от вашего погружения. Чем больше вы погружаетесь в пучину событий, расслабляетесь, плывёте по течению - тем больше вас захватывает сюжет. Не нужно воспринимать "веления голоса" в штыки, и выполнять всё без энтузиазма и вполсилы. Получайте от происходящего удовольствие, прочувствуйте себя командой, и тогда игра принесёт вам заряд положительных эмоций. И не читайте отзывы, многие раскрывают сюжет и убивают интригу.

3
Фото Masha Novikova
отзывы:
15
оценок:
303
рейтинг:
7
9

Пожалуйста, привозите больше подобных проектов! (из Авиньона или неважно откуда!!) Московской публике тоже нужны разные экперименты в театреи оригинальные идеи! Очень интересно. Даёт отвлечься и иначе взглянуть на городскую суету.

Спасибо огромное!

2

Галерея