Центральный дом актера





Дом Актера на Старом Арбате - это не только сценическая площадка, где можно посмотреть спектакли и концерты, но и таинственный замок, охраняемый печальным рыцарем и целым сонмом необычных животных, скрывающий в себе лабиринт лестниц, двор-колодец и бесконечное количество историй.
Никогда бы не подумала, что тут можно провести почти 2 часа на экскурсии, но в итоге прихожу на экскурсию не в первый раз, и полагаю, что не в последний.
Благодаря увлеченному экскурсоводу-архивисту Оксане Бухиной с каждой экскурсией появляется новая информация об архитекторе, Валентине Дубовском, о заказчиках и владельцах жителях бывшего доходного дома, а так же новые воспоминания и рассказы, которые приносят бывшие жильцы этого дома. Так, на нашей экскурсии была София, проживавшая до 1975 года в квартире на последнем этаже с видом на Кривоарбатский переулок.
София делилась воспоминаниями и таким образом добавила объема и 3Д эффекта к экскурсии, а Оксана впечатлениями о знакомстве с владельцами мебели, которой была в этом доме (оказывается, изначально квартиры сдавались с мебелью, специально для этого спроектированной архитектором).
За прошедшие с момента постройки дома (а он был построен в рекордно короткие сроки - за год с 1913 по 1914 год!) дом перетерпел радикальные изменения: уплотнения по коммуналку, расселение под Министерство культуры, сдачу под офисы, но сохранил свое притяжение (доходные квартиры в нем были раскуплены еще на моменте строительства) и сейчас, не зря вокруг него продолжают создаваться легенды, а мы - приходить на экскурсии. Возможно, тут даже когда-то появится небольшой уголок-музей, посвященный этому дому, он точно этого достоин.
Неделю назад посчастливилось попасть в один из самых красивых домов, который знает каждый, кто хоть раз проходил по Старому Арбату. Конечно, это он — Дом с Рыцарями. Арбат, 35, замечательное творение Валентина Дубовского.
На самом деле... на самом деле.. На самом деле я в этом доме была... лет 13 назад. Но совсем мало, буквально 5 минут. Поэтому когда услышала, что теперь туда водят экскурсии, решила, что мне точно надо!
Встречались мы у Принцессы Турандот. Наш экскурсовод — Оксана Бухина, историк-архивист (что мне лично очень приятно — моя практически соученица, выпскница факультета архивного дела МГИАИ/РГГУ). Оксана уже долгое время изучает историю этого дома, ищет документы, воспоминания жильцов. И о чудо! На нашу экскурсию пришла дама, которая жила в этом доме ребёнком и до 1975 года, когда... но тсс, не будем забегать вперёд.
Дом начали строить в 1913 году и в то время он был самым высоким на Арбате. Он и сейчас возвышается над своими соседями.
Оксана очень интересно рассказывала об истории доходных домов и вообще рынка аренды в Москве. Старообрядец, купец Яков Филатов, успешно торговавший электротехникой и водопроводными приборами, несомненно знал толк в бизнесе. Поэтому и решил вложиться в такое огромное дело.
Для начала неспешно обошли дом снаружи. Дубовской очень любил странных зверюшек. Вот здесь, на Арбате у него были дракончики! И не только. Дом строился год, с 1913 по 1914 год, и все помещения в нём были раскуплены «на этапе котлована»! 0_0 Может быть, поэтому на парадном, выходящем в Кривоколенный, появились белочка и горностай - как знак входа в элитный детский сад?
Сейчас, к сожалению, все парадные входы в дом закрыты :(
На самом деле, несмотря на прошедшие 110 лет, дом упорно сопротивляется и держится за старое. Аутентичные решетки можно найти прямо на «арбатской» стороне фасада
Чтобы посмотреть других «обитетелей» дома, сворачиваем в Калошин. Тут и котики, и странного виды львы, и даже «дама с собачкой».
А потом мы вошли внутрь и еще 1,5 часа бродили по сказочным парадным лестницам и даже вышли на ... крышу большого концертного зала, чтобы попасть во внутренний двор дома.
А почему у тебя такие большие...?!!
Сказка про красную шапочку появилась ещё в средние века в Европе и с тех пор претерпела множество интерпретаций. С ней поработали Шарль Перро и братья Гримм, множество кинорежиссеров и мультипликаторов всего мира. Каждая постановка этой сказки добавлять новые детали, соответствующие времени. Так в постановке Центрального дома актера имени А.А. Яблочкиной в сказке проявились современные социальные реалии: бабушка - активная и моложавая, родители шапочки с современным взглядом на брак). В сказке говорят по мобильным телефонам. Рингтоны телефонов в спектакле отдельный жанр музыкальных шуток.Волк хороший добрый персонаж, а охотники бестолковые и служат злу.
Спектакли "Красный шапочка и волшебный пирог"- это музыкальная сказка, самый настоящий мюзикл. Молодые актеры хорошо танцуют и поют. В спектакле есть персонаж "Время" (он же современный тапер), которое проделывает зажигательные музыкальные номера, активно вовлекаю зрителей. Мы хлопали и топали и даже громко кричали. Отличные активности для маленьких зрителей.
Спектакль рассчитан на 3+, но мой десятилетний сын сказал, что вполне подходит и для его возраста. Да, если честно, то и мне было интересно смотреть.
Классический сюжет срастается с новыми моментами вполне органично. Красная шапочка должна отнести пирог бабушке на день рожденье. Они пекут с мамой пирог и кладут у него волшебное кольцо. Это кольцо хочет отнять какой-то таинственный негодяй и подсылает своих слуг-охотников. Они настолько бестолковы, и это основа для множества комических моментов, что отнять кольцо у них не получается. Красная шапочка в пути должна узнать новое для себя, так говорят ей мама и бабушка. Здесь про момент взросления. В пути она преодолеет огонь, воду и медные трубы( в роли медных труб участие в конкурсе талантов, где красная шапочка занимает первое место и её приз на корзинку с пирогом)
Не буду рассказывать весь сюжет новой сказки про красную шапочку, но в итоге, как всегда, заканчивается всё хорошо волк не стал есть ни бабушку ни красную шапочку, а помог им разоблачить и победить охотников.
Дом с рыцарями (ныне Дом актёра) строился как доходный дом с квартирами для оооочень богатых жильцов. Уплотнения после революции, а также последующая перепланировка под нужды Министерства культуры дом очень сильно изменили, но что-то осталось. Экскурсия безмерно понравилась! Спасибо прекрасному экскурсоводу Оксане Бухиной.
История создания здания, включая неосуществлённые идеи , биография его архитектора Дубовского. Истории некоторых жильцов дома. Плюс мы погуляли и вокруг дома (порассматривали многочисленный, как оказалось, бестиарий на фасадах - мой любимчик дракончик), по парадным с сохранившимися шикарными расстекловками, фонарями в стиле модерн... А графичность лестниц? А рисунки витражей. А виды на Арбат из окон бывшего кабинета министра культуры? А фокус "подняться на третий этаж, чтобы выйти во внутренний двор"? Плюс было интересно (и грустно...) узнать про перепланировку и достройку помещений Министерством культуры. Да даже порассматривать фотографии актёров в коридорах Дома актёра - уже интересно. К тому же если вы думали, что дом только с рыцарями - там и прекрасная дама есть (ну, хорошо - на вкус и цвет... возможно, не очень красивая, но дама есть точно!). А я ещё была заворожена каталогом товаров, которыми торговал коммерсант Филатов - собственно, заказчик строительства дома (вот что такое ампеля?!!). И бонус - кирпич Фальконе в руках подержать.
Посещая мероприятия в уютном «Доме Актера», который находится на Арбате, прямо напротив «Театра имени Вахтангова», я часто думала: «А хорошо было бы узнать историю этого архитектурного шедевра во всех ее подробностях! И чтобы без всяческих домыслов и легенд, коими полнится Интернет, а правдиво — как оно было и есть на самом деле».
Говорят, что если правильно мечтать,— мечта сбывается. Вот и моя сбылась!
Не секрет, что для полного погружения в тему экскурсии, одних рукотворных красот не достаточно. Ну, погулял ты, пофотил… начал потом фотографии разбирать — а в голове пустота. А это значит, что каждому из нас необходим экскурсовод не просто много знающий, но и искренне влюблённый в ту тему, о которой он рассказывает.
В этом смысле нам, как говорится, повезло не по-детски: историк-архивист, выпускница Школы гида проекта «Москва глазами инженера», Оксана Бухина знает о «Доме с Рыцарями» практически все. А начался ее интерес к истории и архитектурным особенностям этого «зАмка в центре Москвы» с изучения жизни и творений архитектора-романтика Валентина Евгеньевича Дубовского, который создал свою интерпретацию стиля «модерн», сочетая его с мотивами романской архитектуры и готики.
Обнаружив, что в открытых источниках о Дубовском написано очень мало, Оксана обратилась к архивам. Она списалась с потомками архитектора, живущими за рубежом и отыскала родственников тех, кто жил в этом знаменитом доме.
Очень интересна, например, судьба семьи известной виолончелистки Анны Сауловны Любошиц, которая жила в 6-комнатной квартире в «Доме с рыцарями» с 1913 года, когда его построили, до момента его расселения в 1975 году. Была у Анны охранная грамота за подписью Луначарского, строго запрещавшая «уплотнять» семейство Любошиц.
Теперь вы наверняка поняли, что экскурсия, проведённая для нас таким увлечённым человеком, как Оксана, была уникальной.
Метель, заполонившая Москву в субботнее утро, никак не повлияла на вспыхнувшую у нас жажду познаний. Услышав много интересного о Валентине Дубовском, мы обошли снаружи дом на Арбате, 35, с упорством исследователей отыскивая в его оформлении «бестиарий» — разных необычных животных.
Несмотря на плохую видимость, мы не только обнаружили двух очаровательных драконих, маленького дракончика, белочку, лисицу, горностая, львов, — но и дружно подумали-погадали, какой смысл несут эти изображения.
Ну, и заодно уж разоблачили мы одну из московских легенд: что рыцарей на этом доме, якобы, раньше четыре было, да только два из них при взрыве 1941 года пострадали. Старое фото, показанное нам экскурсоводом, четко свидетельствует: никаких рыцарей, кроме тех, что «охраняют» дом сейчас, не было и в помине!
«Оттаяв» в фойе ЦДА, мы устремились во внутренний дворик дома. А для этого нам пришлось подняться по лестнице аж на третий этаж, ибо в результате перестроек и переделок дворик сей «приподнялся». Таким образом, мы вышли… на крышу построенного театрального зала.
«Двор-колодец», даже в таком «обрезанном»виде, поражал красотой и архитектурным изяществом. Рассмотрев план «Дома с Рыцарями», мы смогли определить, где находились квартиры и так называемые «холодные» комнаты для хранения продуктов.
И вот, наконец, мы продолжили экскурсию внутри самого здания. В результате «уплотнения», произошедшего после революции 1917 года, от прежнего великолепия элитных квартир мало что сохранилось. Арка, через которую можно было попасть во внутренний двор, нынче превратилась во вход в ЦДА. Сам двор, как уже было сказано, изрядно «приподнялся».
Вместе с Оксаной мы совершили прогулку по сохранившимся старинным лестницам, стены которых покрашены в разные цвета. Это вполне логично: в «Доме Актера» легко можно заблудиться. Кое-где над парадными сохранились фрагменты деревянного декора, умело дополненные современными гипсовыми вставками.
На двух лестницах до сих пор несут свою службу уникальные старинные фонари в стиле «модерн». Вас интересует, каким образом в них меняли лампочки? Приходите на экскурсию, Оксана покажет вам и это!
А напоследок мы поднялись на лифте на 7-й этаж, где побывали в бывшем кабинете министра культуры. «А из этого окна — церковь Спасская видна!» — очень захотелось продекламировать мне, когда я узрела в окно церковь Спаса «на Песках», увековеченную на картине Поленова «Московский дворик». Но не только она видна из окон кабинета сего: здесь можно узреть и Храм Христа Спасителя, и монструозные башни «Москва-Сити»… Вот что значит — на верхушке «небоскрёба» находиться!
Экскурсия получилась насыщенной, познавательной и очень интересной. За 2 часа мы словно прожили в «Доме с Рыцарями» с момента его постройки до наших времён.
Кстати, пока мы интерьер дома изучали, и метель поутихла. Но новые фотографии я принципиально делать не стала. Должны же вы увидеть, что настоящие экскурсанты плохой погоды нисколечко не боятся!