Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Место в Москве
Проект «Москва глазами инженера»

Никольская, 4/5
О месте
+7 (499) 322 23 25
Москва, Никольская, 4/5
engineer-history.ru

Рестораны рядом

Как вам место?

Отзывы

10
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
6 августа 2021
Экскурсия замечательная и содержательная! А спектакль театра Модерн - великолепное к ней дополнение

"Москва глазами инженера": Хлебная биржа/театр Модерн, "Нирвана".
Наконец-то я реально познакомилась с театром Модерн! Сначала шикарная экскурсия от Москвы глазами инженера, а после спектакль "Нирвана" - это очень круто!
Для меня это была первая экскурсия от "Москва глазами инженера" и я поняла, что очень много упускаю в жизни :) Было и интересно, и увлекательно, и местами даже захватывающе - почти архитектурный детектив. Темой было само здание, в котором сейчас располагается театр Модерн и которое является памятником культурного наследия.
Очень не хочется пересказывать экскурсию: во-первых, все не расскажешь, а во-вторых, рассказать хочется самое-самое - и интрига для потенциальных экскурсантов пропадет отчасти. Так что я пройдусь больше по самым общим сведениям - ну, просто чтобы было понятно, что здание на самом деле с историей.
Построено оно было более ста лет назад, в 1911, для Хлебной биржи. Проект архитектора Капитолия Дулина выиграл конкурс и вот биржа обрела дом.
Надо сказать, что Дулин хоть и не очень на слуху (по крайней мере у не слишком интересующихся архитектурой граждан), но к моменту проведения конкурса проектов уже успел кое-что построить. Например, доходные дома Шахова и братьев Штром, строения на территории Невского стеаринового завода и др. В основном он работал в Москве, но вот почти одновременно с Хлебной биржей реализуется его проект особняка Шмидта с гротом и службами, в Саратове. В чем тут нюанс можно узнать на экскурсии :)
Много проектов создал Дулин и после, часть из которых осталась нереализованной, а часть построек не дожили до наших дней, увы. Но вернемся к бирже.
Если внимательно посмотреть на первоначальный облик здания и на сегодняшний фасад, можно понять, что хоть он и неплохо сохранился, некоторые элементы все же утеряны. Случилось это не сразу, здание сменило не одного хозяина и не один раз - назначение.
Сразу после революции здесь расположился Дом коммунистического воспитания (позднее - Бауманский детский дом культуры) - прообраз будущих домов пионеров. Изменения фасада видны даже не очень внимательному взгляду: пропали фигуры на крыше, вместо лепнины появилась надпись "Дом пионеров", изменилась остекление фасадных окон. Там еще и по мелочи, конечно, хватает несоответствий, но это - для очень внимательных и на экскурсии :)
Рассмотрев фасад как следует, мы зашли внутрь, и... Если честно, внутреннее убранство поражает воображение. Такого исторического слоеного пирога еще поискать. Тут соседствуют элементы, сохранившиеся еще со времен биржи, как, например, плитка на полу или светильники, наследие пионерского периода вроде медных скульптур пионеров и, конечно, очень многое привнесено уже существующим здесь театром.
Конечно, наш экскурсовод все рассказывал очень подробно, и история действительно напоминала детектив - как, оказывается, интересно может быть обычное здание! Сколько нужно усердия и времени, чтобы найти материалы по нему, а потом по найденной (далеко не всей!) информации пытаться воссоздать всю историю, от выбора подрядчиков до сравнения найденных чертежей с реальной планировкой!
Кстати о планировке - архитектор очень здорово все продумал для биржи, спланировав таким образом, чтобы наилучшим образом организовать деятельность биржи, разделив все потоки: поступающего товара, торгового люда, предусмотрев места проведения торгов, заключения сделок, канцелярии и прочих необходимых помещений, а также придомовую территорию, где в лабазах хранился товар.
Сейчас, к сожалению, лабаз находится в отвратительном состоянии и вообще сохранился не весь, но оценить идею и удобство можно.
Хочется сказать спасибо нашему экскурсоводу Сергею - было на самом деле очень интересно, мы узнали много нового, почувствовали себя немного исследователями и слегка даже устали - экскурсия длилась больше часа. Разумеется, немного удалось узнать и о театре Модерн - о нем нам рассказала Елена Соловьева, представитель театра. Собственно, театр Модерн (или Модернъ) здесь существует с 1987 года, когда Московскому молодежному экспериментальному театру-студии под руководством Светланы Враговой было выделено это здание. Юрий Грымов стал художественным руководителем театра «МОДЕРН» в конце 2016, и с тех пор полностью поменял репертуар - старых спектаклей вы здесь не найдете.
Сейчас этот театр обладает совершенно особенной атмосферой, поражая одновременно красотой и некоторой дисгармоничностью интерьера. Здесь оригинально сочетаются элементы из разных стилей и разных времен, пространство чрезвычайно интересное, хочется ходить и рассматривать все это. Собственно, этим мы и занимались до начала спектакля, который оказался великолепным дополнением к экскурсии. Надо сказать, что ждали мы начала спектакля с особенным интересом: в какой-то момент экскурсии нас пустили на балкон (на самом деле балкончик), в то время как на сцене шла репетиция. Естественно, попав в темноту зала, мы тут же отвлеклись от экскурсии - все внимание было направлено на сцену. Удалось подслушать часть диалога, и потом, во время спектакля, увидеть эту сцену еще раз - и узнать ее. Это отдельное удовольствие, на самом деле, вот так случайно заглянуть в изнанку спектакля :)

одним словом, теперь я занята подбором следующей экскурсии, на которую хочу попасть с "Москвой глазами инженера"! Это чрезвычайно увлекательно, даже если архитектура - не ваш конек :) Что немаловажно, интересно оно не только нам, взрослым людям, но и молодежи - я была с дочерью 17 лет. Так вот - ей тоже понравилось, причем очень, настолько, что после завершения экскурсии она еще осталась обсуждать что-то с экскурсоводом и перефотографировать старые планы и архивные фотографии, пока я бродила и рассматривала здание изнутри :)

0
0
10
Пользователь Афиши №4907051
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
5 августа 2021
Необычные экскурсии в Москве

Моя сфера интересов очень обширна, и заброшки занимают большой пласт. Благодаря экскурсионному бюро "Москва глазами инженера" я узнала, что в центре Москвы есть целый заброшенный завод: НИИР ФАЗОТРОН. С гидом Катериной мы обошли пространство снаружи, поднялись и исследовали корпуса, узнавали историю этого места. Было настолько увлекательно, что я чувствовала себя героиней кинофильма, блуждающей в пространстве и времени, среди старинных артефактов))
Мы поднимались по темным лестницам, подсвечивая телефонами, смотрели старые цеха, библиотеки, оборудование и предметы, использовавшиеся на заводе.
В одном из корпусов обосновались художники проекта "Электрические мастерские", там можно найти их картины и инсталляции в рамках проекта "искусство под снос".
Подобный формат экскурсии не даст заскучать ни взрослым, ни детям. Время пролетело на одном дыхании!

0
0
10
Анастасия Субботина
173 отзыва, 174 оценки, рейтинг 31
4 августа 2021

Куда меня в Москве только не заносило, но вот побывать в заброшенном научном институте — такое для меня впервые. А главное, времени на такие прогулки не сильно много (именно в этом месте), бывшие цеха и лаборатории «НИИР-Фазотрон» в ближайшее время будут снесены. А пока есть возможность, гид экскурсионного бюро«Москва глазами инженера» Екатерина Прончева проводит там экскурсии.
В начале прошлого века в районе, располагающемся неподалеку от Тверской, был построен завод для производства авиационных приборов. Назывался он тогда завод «Авиаприбор». В годы Великой Отечественной войны завод освоил выпуск радиолокационных изделий. После войны при заводе начало действовать конструкторское бюро, которое приступило к разработке радиолокационного оборудования для истребителей-перехватчиков.
Начали мы экскурсию с осмотра бывших Прусаковских бань (архитектор Густав Гельрих). Сейчас конечно очень удивительно было увидеть, как они выглядели при постройке — никаких деталей не сохранилось, но зато был надстроен еще один этаж.
Внутри сохранился исторический фасад, но внутри и строили без изысков.
Внутри от бань уже давно ничего не осталось, кроме чугунных колонн, еще с тех пор когда здесь разместились помещения НИИР.
Но обстановка конечно не очень, ощущение, что люди покидали помещение бегом...
Помимо авиационных приборов здесь выпускали и чертежные приборы и даже проигрыватели для пластинок.
Одно время конструктором здесь работал Адольф Толкачев, который из идейных соображений стал американским шпионом и за годы с 1979 по 1985 год предоставил много секретной информации о проектах научного института.
Первый этаж лабораторного корпуса совершенно обычный. А вот на третьем этаже находится удивительное — башня высотой 20 метров - это камера для антенных измерений.
В здании института, где были самые большие помещения художники «Электрических мастерских» организовали выставку «Искусство под снос». Манифест выставки: «Искусство временно. Скоро здесь будет пустота. Но это тоже временно...»
Четкого плана у выставки нет, можно пройтись по производственным помещениям и где-то встретить работы художников. А где-то просто разруха, как и в других цехах...
Но побывать в таком месте любопытно - удивительно, что в центре Москвы есть подобное.

0
0
8
Светлана Вазюля
91 отзыв, 103 оценки, рейтинг 14
3 августа 2021
интересно, но жутковато...

НИИР-Фазотрон — московская заброшка...
Неожиданно попали на экскурсию от проекта Москва глазами инженера по исторической территории НИИР-Фазотрон, которая находится в 5 мин пешком от Белорусского вокзала... Ещё до революции здесь возник завод «Авиаприбор». Разместился он в бывших банях Прусакова, которые во всем великолепии можно увидеть теперь только на старых фотографиях. Сегодня же это довольно невзрачное здание... Внутри и того хуже. На третьем этаже остались столы электромонтажников и множество других артефактов... впечатление, что эвакуировались уж очень поспешно
А когда это был единственный завод по производству авиационных тахометров, высотомеров и т.д. В трудные послереволюционные годы пытались заработать — выпускать более нужные часы, патефоны или даже чертежные инструменты... у нашего экскурсовода была готовальня, где на крышке можно разглядеть клеймо «Авиаприбор»... хорошо однако сохранилась... После этого дворик с березками, елочками и даже яблонями смотрится особенно уютно :)))
Но мы продолжаем осмотр... идем в лабораторный корпус... слушаем рассказ про Адольфа Толкачева, американского шпиона, который здесь работал... Поднимаемся в помещение для проведения антенных испытаний... стены и потолок покрыты специальными материалами... связь на телефонах пропадает... интересно, но жутковато...
В заключение отправляемся в бывшие производственные цеха, теперь отданные художникам из Электрических мастерских... они там творят искусство... под снос...Но не всегда понятно где искусство, а где просто свалка ненужного... а уж что хотел сказать художник...
Осталось всему этому существовать не долго... земля продана... будут похоже строить жилье... а когда то здесь строили дома для семей, оставшихся без кормильца в результате первой мировой войны... один из домов, через который мы заходили на территорию, назывался домом Национального флага, т.к. деньги собирали в том числе продавая флаги.
Город живет, город меняется... иногда довольно быстро... Так что если интересны такие места — спешите видеть!

0
0
9
Ия Яковлева
246 отзывов, 250 оценок, рейтинг 148
17 декабря 2018

Экскурсия по Винзаводу «Москва глазами инженера»

Провел доктор Ватсон, в целях инкогнито, возможно, назвавшись Андреем Клюевым, московским инженером. Верим, но подозреваем Ватсона все равно.
Тем более, что экскурсовод оказался мил, скромен, и хорошо ориентировался на местности.
Несмотря на, что на Винзаводе мы в «тыщепятьсотый» раз, удалось узнать интересного.
Еще бы. Ведь темой экскурсии было промышленное прошлое этой территории.
Проект «Москва глазами инженеров», кстати, весьма знаменит, идеей проекта было привлечь в ряды гидов молодых красивых инженеров, и это очевидно, удалось; а также в слушатели мальчиков и юношей, которые к науке краеведческой были б влекомы, а то ведь на экскурсиях все больше за гидом влечется могучая кучка любопытных дам разных возрастов и комплекции.
Тут не срастается, похоже, этот пункт все ж неколебим как раз, и нас как представителей обычного вида посетителей экскурсий, это совершенно не раздражает.
Дамы, вперед!
Мимо особняка в красно-белых тонах, классицизм, простота почти военная, через ворота, во двор, не изменившийся с 19 века, в офис центра современного искусства Винзавод
В офис ведет тоннель, в котором впору хранить винные бочки и даже катать их,
По лестнице – панели дерево по моде контор века 19, на полу – плитка метлахская, потолок – роскошный, в роезтках, внутри- помимо обычной офисной шняги – макет винзавода и картина с китайцем. Достойно.
Далее – в помещениях площадки молодого искусства Старт мы узнали великолепную историю изобретения железобетона садовником садов Версаля. И увидели потолки Монье, которые видели и раньше, но теперь мы будем видеть их совсем по-другому.
Впрочем, в баре Баррель было, как и ожидалось, интереснее, чем на площадке молодого искусства
(увы и ах!)
Во-первых, бар в в старинном помещении винохранилища малого: потолки с подтеками, круглое отверстие в потолке, зал повторяет форму бочки, уютные уголки, столы сдвинуты для грядущей дегустации. Но мы здесь не вино пить пришли, а смотреть архитектуру, выглядывать ее через веселее картинки на стенах, фантазировать историю назад, причем неохотно. Винные бутылки зачаровывают взгляд, здесь темно и мило, как и должно быть.
Вдруг тут же наша группа подверглась весьма агрессивному нападению винного знатока, который принялся корректировать рассказ нашего Ватсона. При всем уважении к полученным знаниям, стройности, энергии и общительности этого сотрудника бара, похоже, его нужно на воспитание бы куда-то поводить, манеры – дело не последнее.
Убежали в цеха. Красного и белого. Оба – полны красоты.
Например, цех белого – это воздух, пространство высоты и на данный момент выставки Дубосарского и Владимира Потапова «Все палитры попадают в рай» Оба художника таковы, что
здесь необходимо задержаться и попытаться запомнить , прежде чем увидишь потайной лаз в большое винохранилище, которое мне лично памятно тем, что здесь смотрела несколько спектаклей «Платформы» Кирилла Серебренникова. Это было настолько актуальное искусство, что теперь, в красоте игры света, тени и всей этой краснокирпичной истории, впечатление перекрывает все, что открыто взгляду сейчас.
Экскурсия завершилась у сентиментально-ироничной метки Микки Рурка на винзаводе.
В память об умершей собачке нарисовал портрет ея владелец, и стихи рядом подобающие случаю,
А мы вот теперь - смотри и умиляйся. Думая про себя «эх, и дурачок, похоже, ваш Микки» двинули в бродильный цех побродить по галереям. А там, несмотря на совершенно детский час, безмолвие и пустота, в основном.
Мне кажется, раз так, нужно всех выгнать бездельников и начать тут пиво варить снова. Назвав пивоварню «Маленькая Бавария», выдумывать не обязательно.

0
0

Подборки Афиши
Все