Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6 марта 2023

Художница Саша Крю — об арт-терапии и пользе искусства для детей и взрослых

Дарья Мартыненко
Сегодня все чаще люди обращаются к творчеству и созерцанию искусства, чтобы снять стресс или развить насмотренность. Мы поговорили с художницей и основательницей онлайн-платформы креативного мышления и рисования для детей Lil School, почему искусство действительно лечит, как посещение выставок помогает познать себя и зачем развивать эстетический интеллект с ранних лет.

— Мы живем во время частых эмоциональных потрясений, и одним из способов снять стресс специалисты все чаще называют арт-терапию. В одной из больниц Брюсселя в сентябре психиатры даже начали выписывать рецепты на посещение музеев. Объясните, как работает этот метод с художественной точки зрения?

— Арт-терапия — это лечение творчеством, которое не предполагает никакого физического вмешательства. При помощи арт-терапии люди решают психологические проблемы, учатся выражать и проживать эмоции и развивают гибкость мышления и способность адаптироваться к переменам.

Как художник, могу разделить арт-терапию на активную, пассивную и смешанную. В активной форме арт-терапии человек сам рисует, пишет, лепит, сочиняет музыку и не только. В пассивной — рассматривает, слушает или прикасается к тому, что создано другими людьми. Ну а в смешанной арт-терапии чьи-то произведения могут быть использованы для создания собственного творчества.

— Почему занятия творчеством и посещение музеев изобразительного искусства влияют на нас терапевтически?

— Мы творим, чтобы познавать себя и мир вокруг, искать скрытые таланты, повышать самооценку, получать удовольствие, избавляться от стресса, тренировать мышление и концентрироваться.

Практически все то же самое мы получаем, посещая музеи изобразительного искусства. Каждый художник исследует пространство, время и себя в нем. Это делает и знаменитый мастер, начиная работу над грандиозным полотном, и маленький ребенок, взяв карандаш, чтобы осознанно изобразить что-то. Поэтому искусство — это один из способов познания мира, а знание истории искусств помогает лучше понимать себя в этом мире.

Посещая выставки и галереи, рассматривая картины и скульптуры, слушая лекции, многие вдохновляются, расширяют кругозор, развивают художественный вкус. Но также это возможность развивать эмоциональный интеллект — способность распознавать свои чувства и понимать эмоции других людей. Это важно, поскольку слабый эмоциональный интеллект приводит к непониманию себя, внутреннему напряжению и проблемам в коммуникации. 

Занятия искусством — как раз безопасная и комфортная среда, чтобы исследовать свои чувства и выплескивать их. Восприятие живописи, скульптуры, музыки тоже всегда вызывают эмоции — не важно, позитивные они или негативные — это тренировка эмоционального интеллекта. Кроме того, у произведений искусства и их авторов всегда есть история, которая также может зацепить человека и способствовать развитию эмпатии.

— Есть ли научные подтверждения эффективности арт-терапии?

— В США арт-терапией начали заниматься в середине XX века, и примерно тогда же появились попытки измерить и задокументировать ее эффективность. Однако до начала XXI века проводить качественные исследования было сложно — необходимый исследовательский инструментарий появился только в последние пару лет.

В 2018 году в научном журнале Frontiers in Psychology вышел обзор исследований эффективности арт-терапии для взрослых — почти тридцать научных работ об очень разных группах пациентов. Например, одни ученые пытались выяснить, работает ли арт-терапия для людей с расстройством пищевого поведения, другие — для тех, кто испытывает сильный стресс на работе. Каждая группа исследователей использовала какой-то свой набор терапевтических методов, поэтому данные могут выглядеть несколько разрозненно. Но все же на основе этого обзора точно можно говорить о том, что арт-терапия снижает уровень тревожности, облегчает состояние пациентов с депрессией и помогает снизить интенсивность фобий. А в новом обзоре 2020 года рассказывается о нескольких исследованиях эффективности арт-терапии для детей с аутизмом: они стали лучше понимать и контролировать свои эмоции и более охотно идти на социальные взаимодействия.

— Но может же арт-терапия не подойти кому-то как способ лечения?

— Да, для кого-то арт-терапия может оказаться неэффективной, но и более привычная психотерапия с условными разговорами на кушетке тоже подходит не всем. Поэтому важно тестировать разные методики и обязательно обращаться к арт-терапевту, который прошел специальное обучение и постоянно повышает свою квалификацию, и прислушиваться к себе, чтобы понять, работает ли арт-терапия для решения вашего запроса.

— Поделитесь простыми способами проживания негативных эмоций через творчество, которые подойдут как для взрослых, так и для детей, чтобы расслабиться и успокоиться в бытовых условиях.

— Простой и интересный способ уйти от стресса и негативных эмоций — сделать цветную фактурную бумагу своими руками. Для этого вам понадобятся обычные листы белой бумаги, акварель и любые подручные материалы — вилки, зубочистки, нитки и любые другие предметы, которые не жалко перемазать краской. 

Сначала нужно намочить лист белой бумаги, а потом сразу нацарапать на нем узоры предметом по вашему выбору или посыпать солью. Дальше покрываем лист акварелью, сверху тут же брызгаем контрастным цветом. Теперь можно взять паузу, пока все это сушится, а потом взяться за новый лист. 

Вы также можете рисовать на бумаге узоры нитками или смять другой лист бумаги, нанести на него контрастную краску и, пока она не высохла, наносить им отпечатки. В целом не стоит себя ограничивать — оставляйте отпечатки пальцев, рисуйте поверх акварели восковыми мелками, используйте в качестве штампов лепестки цветов и так далее. 

Сделав достаточно разнообразной бумаги, пробуйте создать из нее коллаж. Это может быть абстракция или пейзаж, возможно, какой-то персонаж, цветок или натюрморт. Главное, от процесса получать удовольствие и не ждать от себя шедевров. Наша задача — расслабиться. 

— Может быть, есть какие-то творческие практики, которыми вы бы советовали заниматься на регулярной основе? И для чего?

— Я бы выделила два направления для развития — креативность и эстетический интеллект. Они работают в паре, но некоторые практики сильнее развивают первое, другие — второе.

Самое главное для развития креативного мышления — эксперименты. Во время создания фактурной бумаги своими руками вы как раз пробуете рисовать не привычными кисточками, а предметами, изначально созданными для другого. Можно не делать фактурную бумагу, а просто пробовать рисовать разными предметами. 

Есть и другие простые эксперименты, подходящие для дома. Например, возьмите бумагу и капните на нее краской, а потом попробуйте управлять тем, как клякса растекается, наклоняя лист. После того, как клякса будет готова, вы можете дорисовать из нее какое-нибудь фантастическое существо.

Что касается эстетического интеллекта, для его развития есть множество простых способов, которые легко превратить в привычки. Основной принцип — замечать то, что радует глаз, и анализировать. Изучайте статуи в парке, ходите в музеи, смотрите альбомы об искусстве. Обращайте внимание и детально изучайте архитектурные особенности красивых домов, мимо которых проходите. Что вам кажется в них привлекательным? На что похоже здание? Какие на нем декоративные элементы? Анализируйте красиво декорированные витрины магазинов и иллюстрации в книгах.

— Своей деятельностью вы всячески пропагандируете развитие креативного мышления у детей, почему?

— Творческий подход и креативное мышление — одни из самых главных навыков  XXI века. Не важно, кем вырастет ваш ребенок: врачом, архитектором, менеджером или юристом — эти навыки ему точно пригодятся в жизни. Они позволяют ребенку быстро и нестандартно решать поставленные задачи, и это даст им огромное преимущество в будущем. 

Такие рассуждения могут для кого-то звучать слишком абстрактно, но недавнее исследование McKinsey их подтверждает. В нем перечислены 56 главных навыков, необходимых, чтобы успешно построить карьеру в современном мире, где часть работы забирает на себя искусственный интеллект и появляются совершенно новые профессии. Среди этих навыков есть те, что мы можем однозначно записать в категорию «творческое мышление» — сторителлинг и умение создавать вдохновляющие образы, а также те, что развиваются с помощью занятий творчеством — эмпатия, способность ломать шаблоны и понимание собственных эмоций. 

Однако, если мы говорим именно о детях, развитие креативного мышления — это не только про будущее, но и про навыки, которые нужны им сегодня — во время учебы в школе. В середине 2000-х сотрудники Гарварда провели проект Artful Thinking, в котором использовали визуальное искусство и музыку для развития мышления детей как в плоскости творчества, так и за ее пределами. Он стимулировал шесть групп навыков: умение задавать вопросы и исследовать, наблюдать и описывать, сравнивать и выявлять связи, находить сложные структуры, изучать разные точки зрения и — главное — аргументированно рассуждать. Эти навыки важны в процессе обучения, а мы сейчас живем в парадигме Lifelong Learning, где искать знания и быть исследователем нужно всю жизнь.

— А насколько российский образовательный рынок понимает и закрывает эту проблему?

— На мой взгляд, современным детям повезло: сейчас огромный выбор дополнительного образования — как на базе школ и внутри государственной системы, так и частного. По данным ВШЭ, 80% российских школьников были вовлечены в дополнительное образование в 2020–2021 годах, и искусство у них — второе по популярности направление после спорта.

Кажется, бум дополнительного образования для детей в России среди частных предпринимателей случился где-то между 2015 и 2017 годами, потому что, согласно исследованию ВШЭ, за это время количество организаций, предоставляющих такие услуги, практически удвоилось — выросло с 32 до 56 тысяч. Я и сейчас постоянно вижу, как открываются какие-то новые образовательные проекты.

Если говорить о взрослых, то есть тренд на поиск себя, развитие софт-скиллов и социализацию через образование. Люди ищут способы снять стресс и завести новых друзей во время лепки ваз из глины, рисования, обучению стендапу или диджеингу и так далее. И этот спрос рождает большое количество творческих курсов, мастер-классов и больших образовательных программ сегодня. 

— Напоследок как вы посоветуете самостоятельно развивать креативность и детям, и взрослым?

— Помните, что творчество должно приносить радость, восторг, чтобы идеи бурлили в голове, а руки тянулись к краскам, карандашам, бумаге. А для этого нам нужна фантазия, своеобразное новаторское мышление. Размышляйте, интересуйтесь, гуляйте, наблюдайте, замечайте интересные для себя моменты, вдохновляйтесь творческими работами других, пробуйте повторить то, что понравилось, и каждый раз привносите что-то свое. 

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все