Один из шедевров русского авангарда. Дом строился в 1928–1930 годах как воплощение мечты о новом быте. Объектами опыта стали сотрудники Наркомата финансов, который возглавлял Николай Милютин, чиновник, неравнодушный к современной архитектуре и друживший с создателем дома, конструктивистом Моисеем Гинзбургом. В жилом корпусе расположены двухэтажные квартиры, выходящие сразу на две стороны. «Жилячейки» лишены кухонь и ванных (вместо них — ниши и душевые кабины). Кухня, столовая, клуб и ясли помещались в специальном общественном корпусе. На крыше дома находился солярий и квартира пентхаус самого наркома Милютина. Здание никогда не ремонтировалось, требует научной реставрации.
Дом Гинзбурга не по своей воле оказался спрятанным от шума Садового кольца Американским посольством, офисным центром <<Новинский пассаж>> и жилыми домами. Это то место, куда непременно нужно сводить друга-архитектора, приехавшего из Европы.
Так получилось, что о Доме Наркомфина можно рассказывать только в условном ключе: показывать, что здесь было до варварских надстроек и пристроек: светящиеся ленты окон, колонны, на которые дом раньше опирался, вися в воздухе. Вот смотришь на фотографии или картонную модель в МУАРе и видишь воздушность. Теперь только так.
В доме один подъезд, слева, ближе к хозблоку (это такая маленькая <<пристройка>> с переходом). Попытайте счастья и, дождавшись жильца, скажите, что вы просто мечтаете посмотреть всё внутри. Осмотрите коридоры и главное — верхнюю балконную галерею: одна из дверей открывается, она то ли посередение, то ли чуть ближе к хозблоку. И обязательно посмотрите общие <<двухэтажные>> помещения по бокам здания. Попробуйте предсавить, как мог выглядеть дом-коммуна, если бы не эти предательские перегородки.
А ещё в доме вас ждут сюрпризы: красные трафаретные надписи. Их найти совсем не сложно.
Не для всех это удовольствие. Для тех, кто помнит, ценит, понимает заслугу великих русских архитекторов, которые опередели свое время на восемьдесят лет.