Москва

Все отзывы о фильме «Зильс-Мария»

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20420
24 октября 2014
Сатирическая драма про актрису и ее помощницу

Две женщины едут по Швейцарии на поезде. Одна, Мария Эндерс (Бинош), — французская актриса, сумевшая стать голливудской звездой. Вторая, Вэл (Стюарт), — ее персональный ассистент, юная американка в кедах, увешанная гаджетами. В Цюрихе Мария должна появиться на торжественном приеме в честь драматурга Мельхиора, чья пьеса «Змея Малойи» прославила ее в 18 лет. Сам Мельхиор отказался присутствовать, хотя его дом неподалеку. Более того, в поезде выясняется, что он только что умер.

Церемония все-таки проходит — в тональности, вероятно, близкой к запланированной, — и Марию потихоньку начинают окружать призраки прошлого, некоторые еще вполне во плоти. Заслуженный актер, который когда-то пытался за ней приударить, вдова Мельхиора, сам Мельхиор — природа их отношений не вполне понятна. В конце концов к Марии подходит страшно модный режиссер и просит — скорее, умоляет — участвовать в его спектакле по «Змее Малойи». В этой психодраме о секретарше, которая доводит до самоубийства влюбленную в нее начальницу, Мария когда-то играла секретаршу. Теперь, разумеется, ей предлагают роль начальницы — а партнершей готова стать голливудская старлетка Джо-Энн Эллис (Морец), не сходящая с первых полос таблоидов.

Если бы речь шла о мужчинах, можно было бы сказать, что одна из многих тем этого замечательного фильма — кризис среднего возраста. В женском случае принято выражаться более поэтично, поэтому скажем, что героиня Бинош пытается примириться с неумолимым ходом времени. Если бы речь шла о какой-то другой профессии, «Зильс-Марию» смело можно было бы записывать в сатиру. Но поскольку речь об актерстве, это не совсем так: Оливье Ассайяс слишком нежно относится к актерам, чтобы смеяться над ними — даже иронизируя, в первую очередь он пытается их понять. Если бы режиссер был поглупее, он, вероятно, двинулся бы в сторону уцененного «Все о Еве» и столкнул героинь Бинош и Морец — актрисы разных поколений и разного культурного бэкграунда в одной пьесе, пиши — не хочу. Но Ассайяс поступает намного остроумнее.

Морец остается, в общем, на обочине сюжета, хотя у нее очень смешная и выигрышная роль — актрисы, которая вылезает из рехаба, только чтобы сняться в комиксе и соблазнить женатого писателя (а при личной встрече оказаться скромной, вежливой и явно неглупой девицей). В центре же — дуэт Бинош и Стюарт, на который хочется смотреть вечно. Они живут почти что в браке (настоящим браком Марии за кадром занимаются адвокаты): Вэл без видимого напряжения тащит на себе всю практическую часть жизни дивы, которой остается только думать о высоком. Умная, язвительная Мария презирает Голливуд и поп-культуру — хотя, очевидно, и не настолько, чтобы отказаться от всех дурацких ролей и рекламных съемок. Вэл — нормальная девушка чуть за 20: она торчит в интернете, смотрит блокбастеры и, более того, имеет по этому поводу артикулированное мнение.

Любимые Ассайясом метаигры слишком долго расшифровывать: Бинош играет кого-то вроде самой себя, но с иронической дистанцией (и самую малость, может быть, моложе и популярнее), Морец играет скорее гипертрофированную Кристен Стюарт, чем себя, а Стюарт — идеальную версию себя за вычетом карьеры. Так или иначе, если Бинош доказывать нечего, то Стюарт напоминает, что «Сумерки» «Сумерками», а она по-прежнему прекрасная молодая актриса: ее расслабленная, естественная поза идеально контрастирует с взвинченностью и рефлексией партнерши, ее тщетными попытками все контролировать; страшно сказать, иногда она выглядит интереснее француженки.

Природу их отношений Ассайяс, как недавно Поланский в «Венере в мехах», раскрывает через текст пьесы, которую Мария репетирует с помощью Вэл: в их словесных пикировках реплики из «Змеи Малойи» почти бесшовно переходят в обычный разговор. Рифмуется не только сюжет, но и распределение ролей, и темпераменты собеседниц — хотя свести фильм к лесбийской драме можно лишь в очень вульгарной трактовке (при том что некоторый сексуальный подтекст там неизбежно присутствует).

Ассайяс работает на той же территории, что Фассбиндер в «Горьких слезах Петры фон Кант», Бергман в «Персоне», Линч в «Малхолланд-драйв», но его фильм намного светлее и безопаснее — вероятно, к досаде некоторых и облегчению многих. Клаустрофобия психологической дуэли нивелируется живописными альпийскими пейзажами, а центральная метафора картины и вовсе воздушна: «змея Малойи» — природный феномен, движение облаков через перевал неподалеку от местечка Зильс-Мария. Что-то в жизни главной героини рассеется, как тамошний туман, но это, в концов концов, не трагедия — только плата за то, что из этого тумана впоследствии образуется.

13
0
5
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2306
27 октября 2014
Сознание в тумане

Подобно облакам, красиво проплывающим между хребтов швейцарских гор в некотором отдалении от указанного в названии фильма населенного пункта, сознание главной героини то выныривает, то, напротив, тонет в облаках макрокосма окружающих ее событий. В этом супрематическом исследовании субъективного и подсознательного наиболее совершенной и прекрасной окажется актерская игра Жюльет Бинош – смотрящая безучастно и отстраненно в одной сцене, она подобна эмоциональному вихрю вырывающихся изнутри страстей в другой. Общее ощущение от фильма при этом крайне неоднозначно – тонкое, пожалуй, чрезмерно скрупулезное исследование души человека (не лишним будет отметить, что мужским персонажам в фильме отводятся крайне второстепенные роли) как в разговоре с собственным я, так и с балансирующими на гране легкого эротизма диалогами с наиболее близким ей человеком – такой молодой, сексуальной и быстро схватывающей все и всех – утомительно и усыпляюще растягивает хронометраж фильма. Сорок. Шестьдесят. Девяносто минут. Так бесконечность превращается в облака, которые красиво проплывают между хребтов швейцарских гор.

5
0
7
Dmitry Bortnikov
469 отзывов, 494 оценки, рейтинг 2130
23 октября 2014

Змея Малойи

Я доведу ее до самоубийства (с)

Много лет назад Мария Эндерс дебютировала в постановке «Змея Малойи», которая принесла ей славу и известность. Смерть драматурга, сочинившего пьесу, возрождает интерес к его работам. Молодой, амбициозный режиссер решается на современную постановку «Змеи Малойи» и приглашает на одну из главных ролей Марию Эндерс. Готовиться к роли она решает в доме драматурга, который находится в местечке под названием Зильс-Мария.

Оливье Ассайас поставил нестандартную, истинно фестивальную, медлительную и безумно красивую картину. Он безмерно любит своих героев. Его работа, как режиссера, так и сценариста, в основном служит для того, чтобы ярче и глубже раскрыть героев и их поступки зрителям, при помощи разговоров и за редким исключением действий. Сценарий состоит из огромного числа диалогов, которые рушат границы между реальностью и вымыслом, подготовкой к спектаклю и реальной жизнью.

Жульет Бинош блистательно играет, ей невозможно не увлечься и не сопереживать.

Кристен Стюарт очень идут роли в небольших, не коммерческих фильмах, в них она растворяется и играет, в отличие от проектов, на которых, она чаще всего просто зарабатывает.

Хлоя Грейс Морец хорошо отыгрывает видео ролики с youtube, которые помогают героине Бинош, понять свою будущую партнершу. В остальных сценах она пытается удержать взятую высоту, но выходит не всегда.

Йорик Ле Со снял незабываемую картину, оператор обожает те места, где снимался фильм и это же чувство передается публике в зрительном зале.

Музыка, написанная для фильма, вобрала в себя основные эмоции и атмосферу проекта.

«Зильс-Мария» единичный продукт, который может показаться, как скукой смертной, так и большим проектом, на который стоит потратить свое время. Ассайас играет с публикой, он говорит с ней обо всем и ни о чем конкретно, но то, что после картины, остается множество вопросов и желания поразмыслить, уже говорит о многом.

2
0
7
ИЛЬЯ ТРИФОНОВ
1092 отзыва, 1124 оценки, рейтинг 1956
25 октября 2014

Взвешенное кино о разумном подходе к жизненным ситуациям, прелестях зрелого возраста, взбалмошности и нетолерантности юных, и о разнице между людьми талантливыми и не очень. Осталось также впечатление, что режиссёр пытался подкинуть зрителю наживку женской гомосексуальности, вовсю гримируя Бинош под возрастного "мальчика", но в конечном итоге все-таки реалистично подвел черту идеей о том, что ассистентки лучше просто исполнительные, чем умничающие и набивающиеся в подруги. Фильм приятен тем, что помимо основной сюжетной линии, имеется множество линий второстепенных, позволяющих создать впечатление некоего объёмного жизненного континуума, а не только ограниченных телодвижений вокруг реанимируемой психологической пьесы. Фильм идёт более двух часов. Это мне точно известно, так как во время эпилога начали приходить СМС о завершении времени парковки рядом с киноцентром "Соловей". Вот ведь вредительство какое! А фильм хороший!

1
0
7
Juniper
254 отзыва, 389 оценок, рейтинг 615
25 октября 2014

Слегка невнятная история о возрасте и страсти.
Мария, когда-то начавшая свою карьеру с роли Сигрид в драме о страсти двух женщин, по прошествии многих лет получает предложение сыграть в постановке модного режиссера уже Елену, вторую героиню той самой пьесы. Надо ли упомянуть, что Мария не в восторге от предложения, поскольку считает себя свободной жестокой Сигрид, хотя возраст уже не тот, а Елену презирает и воспринимает, как бесхребетную сломленную женщину и принять себя в этом виде ну никак не выходит без отвращения. тем более, что на заднем плане маячит скандальная голливудская звездочка, которая должна сыграть Сигрид. Но основной болевой точкой выступает даже не возраст, а отношения с молоденькой помощницей Вэл, которые внезапно (ага, конечно) оказывается весьма схожи с сюжетом пьесы, хоть актриса и ассистентка не в каких сексуальных отношениях не состоят. И пока Мария ломает внутреннее сопротивление по отношению к роли Елены, все больше осознавая, что не все так однозначно в трактовке образа, вокруг что-то происходит, но медленно и неотвратимо, как наползающая на горы непогода.
Вещь, конечно, выигрышная и для Мориц, и для Стюарт, которые демонстрируют, что не одним Голливудом жив кинематограф, а они не марионетки, а актрисы (Бинош тут особенно стараться не надо). Однако нет какой-то химии, превращающей разговорную драму на пленке в нечто живое. Думать о фильме интересно, а вот смотреть не всегда. Хотя пейзажи красивейшие.
Любителям медленных авторских фильмов без сомнения драма придется по сердцу.

3
0
5
Иван Монахов
132 отзыва, 290 оценок, рейтинг 384
3 ноября 2014

Слишком много облаков или никто не соглашался казаться слабой.

Когда идешь смотреть очень европейское кино с претензией на высокую интеллектуальность и приглашенными американскими звездами, то всегда нужно быть готовым или "случайно" попасть на шедевр кинематографа или на очень пафосный, но совершенно бессмысленный выстрел в пустоту.
В данном случае, получился классический второй случай. При всём моем уважении к таланту Жульет Бинош, серьезного философского выхлопа из подкинутой ей Оливье Ассайасу идеи о том, в Мире современных успешных женщин гораздо проще и почетнее быть сильной и жесткой, чем слабой и ранимой, и что даже ради искусства переделать себя не получается, не вышло. Робкие попытки Кристен Стюарт привнести некие эмоции, в это по своей сути безэмоциональное действие, на волне подражания "Венера в мехах", Романа Полански, даже на так сегодня модной гомосексуальной тематике успеха не имели. Вероятно, художественный прием Полански по погружению актеров в жизнь своих персонажей, в процессе репетиции, работает только для талантливых исполнителей, к которым звезда эпопеи "Сумерки", вероятно не относится. Хлоя Грейс Мориц была хороша, разве что копирую пьяные выходки Линдсей Лохан не в киношной, а в реальной жизни. Игра же самой Бинош, как и остальной группы полностью соответствовала оригинальному названию фильма (Clouds of Sils Maria) - пафосно, поверхностно и совершенно бессмысленно. Добавить к вышесказанному можно весьма странное использование прекрасной музыки Генделя, создавалось впечатление, что звукорежиссер просто не видел картинку и не знал как правильно распорядиться гениальным материалом.
Из положительных моментов можно отметить рекламу mount haking по горам и озерам Швейцарии.
Рекомендовать к просмотру можно экзальтированным московским интеллигентам, не знающим на что потратить вечер и о чем потом поговорить.
Вообще-то нужно (**), но за виды добавил (*).

1
0
9
Александр Залесский
102 отзыва, 174 оценки, рейтинг 343
3 ноября 2014

Мария (Жюльет Бинош) приезжает в Альпы, чтобы вручить награду выдающемуся режиссёру, который открыл её миру и сделал звездой. Марию неотлучно сопровождает её приветливая помощница Вэл (Кристен Стюарт). Режиссёр неожиданно умирает, Мария снова соглашается играть в пьесе, которая её некогда прославила, а Вэл во время репетиций на горных тропах вживается в роль, которую двадцать лет назад Мария играла сама.

Режиссёр Оливье Ассайяс описывает свой фильм как снятый о Жюльет Бинош с участием Жюльет Бинош (идею режиссёру и автору сценария действительно подсказала сама актриса), но это далеко не полное описание. Можно с равной уверенностью утверждать, что этот фильм посвящён Альпам, посвящён «Змее Малойи» или юной Хлое Грейс Морец, чья героиня не стесняется обновлять мир вокруг себя самым циничным образом; её методы представляются вполне закономерными.

Кристен Стюарт в этом кино занимает особенное место: она единственная, кто играет не актрису (или по крайней мере не знаменитого писателя), а обычного человека, который невероятным образом заполучил работу мечты. Её дружелюбное обаяние придаёт фильму теплоту, которую понимаешь лишь тогда, когда теряешь. Сцены репетиции пьесы, где Стюарт играет как бы Хлою Грейс Морец, настолько хороши, что понимаешь, зачем нужна Хлоя и зачем вообще учатся актёрскому мастерству: обычному человеку и правда нужен воздух швейцарских Альп, чтобы совершить нечто подобное.

«Зильс-Мария» начинается с известия о смерти, да и вообще за весь фильм не происходит практически ничего хорошего, но этот фильм оставляет впечатление, будто все участники если не счастливы, то по крайней мере близки к совершенной гармонии: так может случиться с каждым, надо лишь посмотреть на бескрайние горы и облачные змеи. Ассайяс снимает на неэкономичную по нынешним меркам плёнку и обрывает каждую сцену как раз там, где должно начаться нечто скучное: то, что получилось, не поддаётся никаким рациональным оценкам. Старому фильму про «Змею Малойи», части которого показаны в фильме, а части даже пересняты с тех же ракурсов, в этом году исполнилось девяносто лет; лет через сто кто-нибудь наверняка вернётся в Альпы, чтобы переснять их ещё раз, и нет сомнений, что им удастся найти те же валуны на склоне и тот же самый сарай, сложенный из камней.

0
0
9
Мандарин Большой
664 отзыва, 752 оценки, рейтинг 194
6 сентября 2015

Зильс Мария

Пышногрудая актриса и её очкастая помощница. Одной предлагают сыграть в спектакле про лесбиянок, другая живёт проблемами актрисули. Доходит до того, что они едут на Родину сценариста, знакомятся с его женой. Всё проходит гладко. Но вот они начинают репетировать «на дому» и так вживаются в роли, что уже не знают где выдумка, где реальность. Самое ужасное, что они идут в горы, и молодая девушка вдруг исчезает… Что будет дальше?

0
0
7
sveta orlova
191 отзыв, 305 оценок, рейтинг 130
8 февраля 2015

Можно определить как исследование конфликта молодости и взросления. Опытная и сильная актриса боится показаться слабой и борется со страхами оказаться в невыгодном свете. Кажется она готова к переменам и новому актерскому опыту. Режиссер не допускает переноса истории пьесы на личную жизнь актрисы. Но прямая проекция существует и возникают реальные переживания и возможно чувства.
Жаль, что меняется внешность и практически вносятся коррективы в характер персонажа Марии. Когда она вначале предельно женственная и чувственная с налетом допустимой капризности признанной актрисы, то вторую часть и на финал из нее сделали истеричного андрогина.
Уверена встречаются умные и цельные личности в среде актеров, но вся проделанная работа над ролью вне репетиционного процесса очень сомнительная. По мне следует неукоснительно в точности выполнять идеи режиссера. Пусть актеры имеют право на чувства и понимание разбора драматургического текста, но управлять и контролировать должен режиссер.
И кстати дебют пьесы и актрисы, насколько было понятно из фильма состоялся в кино, а перерождение возникло в театре.

0
0
7
Анастасия Сотникова
55 отзывов, 430 оценок, рейтинг 113
26 октября 2014

Фильм - какая-то тотальная недосказанность для меня)) Бывают концовки, когда все ушли в закат, взявшись за руки. Тут все ушли в туман, причем, в разные стороны)) Но есть очевидные истины - альпийская природа - великолепна, Жюльет Бинош - охренительная актриса, Кристен Стюарт, на удивление (для меня) хорошая актриса. И Морец тоже... я уже 2 часа не могу избавиться от отвращения к ее героине, значит, способная ;)
На самом деле я очень люблю фильмы на грани кино и театра - 8 женщин те же, или недавняя Венера в мехах. И все тот же "Театр")) В них на редкость отчетливо заметно, какой ты актер. А магию актёрского искусства я уважаю значительно больше чем магию спец. эффектов.
Главные героини великолепно исполнили дуэт, полный сексуального напряжения, заботы и равнодушия. Честно, я 2/3 фильма думала кино про это.
Но нет, кино все же про героиню Бинош, про то, как женщина за 45 принимает время, и время принимает ее. Про уязвимость - которая неизбежна, про то, что всего не просчитаешь, и она все равно нахлынет, про "дорогу молодым и наглым". Про то, что иногда, наверное, важнее быть "вне времени", чем современным)
Ну и да - не развлекалово, мальчикам не понра, школьникам и студентам тоже - не тратьте деньги на героинь за 45 - ваше время еще настанет)

1
0
9
Федор Чесноков
41 отзыв, 45 оценок, рейтинг 107
23 октября 2014

Лучшие фильмы - те, которые нельзя пересказать. Содержание "Зильс Марии" отнюдь не исчерпывается изложением: это кино про актрису, которая в молодости прославилась в драме про двух женщин, юную и постарше, и по прошествии лет получила предложение сыграть в той же пьесе, но теперь уже возрастную роль. В партнерши заслуженная актриса получила голливудскую старлетку со скандальным портфолио в интернете. А еще у актрисы есть ассистенка, исполнительная и собранная на вид, но внутри - переживающая, как окажется, значительный раздрай. Общение героинь попарно и вместе, их отношения с мужчинами, с внезапно умершим автором пьесы, с постановщиком, с тараканами в голове, - все это дает публике массу поводов поразмышлять о природе вдохновения, об издержках творчества и актерской профессии, когда уже не можешь сказать наверняка, кто ты в данную минуту - реальный человек, сценическая героиня, или чья-то чужая фантазия. Кажется, с уверенностью судить о личности теперь можно, только набрав ее имя в поисковике и получив список ссылок. Хотя героиням "Зильс Марии" хочется думать, что они существуют здесь и сейчас - в доме автора пьесы, на фоне живописных альпийских пейзажей, в швейцарской горной деревушке, чье название совпадает с титром фильма. Жюльетт Бинош как всегда на высоте, Хлоэ Грейс Морец успешно справляется с ролью начинающей голливудской дивы, но главное открытие - Кристен Стюарт, сыгравшая едва ли не лучшую на сегодня роль - и забудьте уже "Сумерки".

3
0
7
enlightened
519 отзывов, 625 оценок, рейтинг 95
29 января 2015

помимо того, что это фильм о том, как тяжело в наше время быть публичным человеком, он еще и о переосмыслении себя с возрастом. по сути, о тотальном изменении личности с годами. как говорит героиня Стюарт "не стоит пытаться вернуть молодость". надо жить в сейчас. хотя для актерской профессии данный вопрос звучит более жестко, согласна. сюжет фильма, кажется, ведет к тому, что произойдет на сцене, где схлестнутся отчаяние возраста и жестокость молодости, но на самом деле все самое главное происходит между актрисой и ее помощницей. последняя всячески пытается быть самой собой и говорить то, что думает, а героиня Бинош высмеивает эти мнения, чтобы защититься от описываемой помощницей реальности. но в итоге молодость и возраст все-таки не уживаются. даже в пределах одной и той же театральной постановки, в которой героиня Бинош никак не может понять мотивы молодой секретарши, которую сама сыграла 20 лет назад.

1
0
9
Yuri Jakor
127 отзывов, 1482 оценки, рейтинг 86
24 июля 2017

Англоязычный дебют известного французского режиссера Оливье Ассайаса с Жюльет Бинош и Кристен Стюарт в главных ролях стал одним из самых интересных европейских фильмов 2014 года и принес Стюарт первый в истории «Сезар» за роль второго плана для американской актрисы.
Мария (Бинош), успешная «умная» актриса, этакая дива европейского кино, она презирает голивудскую жвачку, все эти комиксы про супергероев и инопланетян, что не мешает ей в них сниматься. Но славу Мария приобрела 17 лет назад, сыграв молодую девушку, которая доводит до суицида влюбленную в нее гораздо более старшую начальницу. В начале фильма Мария едет со своей помощницей Валентиной (Стюарт) в Швейцарию на вручение премии за тот фильм, едет, чтобы узнать, что автор пьесы и режиссер внезапно умер. Зато ей предлагают сыграть в театральной постановке по той самой пьесе. Вот только теперь ей придется играть начальницу. Готовиться к новой роли героиня Бинош предпочитает в доме того самого драматурга в Альпах и в этом ей помогает Валентина. Кристен Стюарт играет нормальную, умную девушку, которая на «ты» с гаджетами и способна не испугаться авторитета своей начальницы.
Чтение Марией и Валентиной пьесы по ролям постепенно превращается в пикировку между ними самими. Временами зритель перестает понимать, где кончается репетируемая пьеса и начинается реальная жизнь. В итоге, мы имеем хороший разговорный фильм про кризис среднего возраста у отличной актрисы. Можно сказать, что Бинош играет практически саму себя, Стюарт играет почти себя, но за вычетом «сумерек», то есть одну из лучших и самых пластичных актрис поколения и лицо Channel
Только нужно учитывать, что фильм разговорных, в фильме не только нет лихих поворотов сюжета, но и устами героини Бинош подчеркнуто, что они нужны лишь слабакам. А умным, духовно богатым личностям вполне подойдет игра на полутонах.
Я сильный, а вы?

0
0
7
Серго Комментидзе
10 отзывов, 11 оценок, рейтинг 12
3 ноября 2014

Фильм о переживаниях женщины по своему возрасту. Почему бы тогда не написать отзыв по собственным переживаниям на фоне фильма? )
С самого начала не зацепил: надуманные затянутые диалоги-болтовня о каких-то технических деталях организации встречи с писателем, вычурная тряска современными гаджетами-побрякушками - для придания современности героям, отсутствие главного героя и его преобразования в процессе проживания в фильме, обрывание сцен, диалогов, часто бессмысленных.. Поэтому переключился на девушку, с которой пришел и нам было хорошо, изредка поглядывая то на пейзажи, то на сцены, когда сквозь поцелуи и ласки доносилось нечто переживалисто-осмысленное.
Фильм скорее театрально-художественный, диалоги иногда напыщенные, очень часто ни о чем, язык героев часто театральный.
Что понравилось: пейзажи, игра Бинош. Бинош в фильме дает урок актерского мастерства, проживания роли, работа с текстом, эмоции, состояния, иногда только книга в руках помощницы напоминала, что это репетиция. Возможно фильм будет больше интересен женщинам, актерам.

0
0