Фильм

Фильм Возможно, дьявол

Le diable probablement, Франция, 1977
Возможно, дьявол – афиша
Предоставлено пользователем: Маринка Франк
СтранаФранция
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 33 минуты
Дата выхода15 июня 1977
Возрастное ограничение16+
Самые ожидаемые события
До того как стать режиссером, занимался живописью и писал сценарии. В лагере для военнопленных в 1940–1941 годах придумал идею первого полнометражного фильма, который смог поставить только в 1943 году: картина о преступлении и наказании в стенах женского монастыря получила название «Ангелы греха». Брессон вообще часто ставил в своих фильмах неразрешимые моральные дилеммы, предпочитая минимальные художественные средства для максимальной выразительности. Часто источником вдохновения для его визуально изобретательных фильмов становилась литература: например, произведения Федора Михайловича Достоевского. Он экранизировал его «Белые ночи» под названием «Четыре ночи мечтателя», а до этого — рассказ «Кроткая». Помимо этого, вольная интерпретация «Преступления и наказания» содержится в фильме «Карманник» — одной из самых значительных картин мирового кинематографа. За «Дневник сельского священник» Брессон получил три награды Венецианского фестиваля, за «Процесс Жанны д’Арк» — особый приз жюри Канн, а за «Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» и «Деньги» — призы за режиссуру все тех же Канн.
5

Брессон во всей своей красе. Томящийся от душевных терзаний и мучимый жизненно важными вопросами Шарль будто сошел со страниц книг Достоевского. Пытаясь найти свое место в жизни или просто «хотя бы» ее смысл, он не находит ничего лучшего, кроме как покончить с собой. Зритель вместе с режиссером попытается понять, почему это так произошло. У Шарля были друзья, были близкие, были важные для него женщины. Сам Шарль, как и полагается думающему подростку второй половины 70-х, настроен предельно агрессивно в отрицании всего и вся. Однако его жизнь не бессмысленна, она подчинена тому невидимому, но неуклонному смыслу, который приводит его к умозаключениям, что отринув полностью все в жизни, следующим этапом становится отречение от самой жизни. Робер Брессон неоднократно в своем творчестве обрывал себя на вопросе о том, кто или что ведет человеческие судьбы, кто подталкивает или тянет за собой. В этом фильме он попытался, может и в слегка истеричном тоне, но ответ на этот вопрос.

Самоубийство – не редкий гость в творчестве Брессона. Многие персонажи его фильмов так или иначе убили себя или пытались покончить самоубийством (чего уж там, это происходит буквально в каждом его фильме). Однако если раньше герои к нему приходили как-то подспудно, как само собой разумеющийся единственный выход из внутреннего конфликта, а сам режиссер особо не акцентировался на природе человеческого мышления, что приводит к подобному финалу, то в этот раз главный персонаж фильма открыто и хладнокровно изучает, размышляет и даже разговаривает на эту тему. Кстати, довольно цинично и сатирично выглядит тот момент, что на самом деле Шарль особо не хотел себя убивать, так как «смерть ненавидит больше, чем жизнь», на что ему психоаналитик, которому он открыл свои мысли, посоветовал, пусть и невольно, нанять кого-то для этой цели, что и стало выходом для героя фильма.

Несмотря на то, что фильм в этот раз был снят по оригинальному сценарию самого автора, первоисточником, в некоторой степени, вновь является творчество Достоевского, в данном случае – «Бесы» и один из его героев Кириллов, такой же реакционист, студент, который рьяно интересуется самоубийствами. Впрочем, там, где персонаж Достоевского проявлял особые интересы к политике, Шарль отрицает подобные вещи полностью, политика его не интересует вообще. Причем он являет собой очень нарциссический, цинический типаж, которого не интересует ничего и настроен он агрессивно ко всему заранее. Понятное дело, что в данной войне против жизни он обречен на провал, но предпочитает не капитулировать, а глупо погибнуть в бою, как, видимо, считает он сам. Фильм поднимает очень много важных вопросов, но даже не пытается на них ответить. Что, в свою очередь, тоже весьма логично – можно уподобиться психоаналитику и неуместно произнесенный факт может кого-то буквально убить.

9 июня 2013
Все отзывы
Читайте также
«Питер Пэн и Венди» vs «Русалочка»: почему одни диснеевские мультфильмы лучше осовременивать, а другие — не стоит?
«Питер Пэн и Венди» vs «Русалочка»: почему одни диснеевские мультфильмы лучше осовременивать, а другие — не стоит?
«Питер Пэн и Венди» vs «Русалочка»: почему одни диснеевские мультфильмы лучше осовременивать, а другие — не стоит?
15 концертов месяца в Питере
15
концертов месяца в Питере
15 концертов месяца в Питере
Кинопремьеры недели: «Переводчик», «Таинственный поезд» и «Паранормальные явления. Скинамаринк»
Кинопремьеры недели: «Переводчик», «Таинственный поезд» и «Паранормальные явления. Скинамаринк»
Кинопремьеры недели: «Переводчик», «Таинственный поезд» и «Паранормальные явления. Скинамаринк»
«Переводчик» Гая Ричи, десятый «Форсаж» и еще четыре боевика, которые можно посмотреть в прокате (и не только)
«Переводчик» Гая Ричи, десятый «Форсаж» и еще четыре боевика, которые можно посмотреть в прокате (и не только)
«Переводчик» Гая Ричи, десятый «Форсаж» и еще четыре боевика, которые можно посмотреть в прокате (и не только)
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость