История провальной миссии отряда «Морских котиков» по поимке лидера талибов в Афганистане: по пути к месту назначения бойцы встретили тройку местных пастухов, которых в итоге решили отпустить с миром, за что и поплатились. В основе лежит реальный случай и мемуары единственного выжившего солдата, роль которого исполнил Марк Уолберг. Режиссер Питер Берг (автор «Хэнкока» и «Королевства») экранизирует историю не без излишнего патриотизма, но в остальном с редкой сдержанностью и реализмом — разве что сражения обставлены с большим размахом, чем было на самом деле.
Биография, Боевик, Драма |
16+ |
Питер Берг |
24 декабря 2013 |
20 февраля 2014 |
2 часа 1 минута |
Афганистан, нулевые. Группу «Морских котиков» посылают уничтожить полевого командира из «Талибана», замеченного в некой деревне. Основная тяжесть операции ложится на четырех опытных бойцов (Уолберг, Фостер, Китч и Хирш). Обвешанные оружием, они занимают позицию на поросшей лесом горе, где вскоре на них наткнутся местные пастухи, и все пойдет не так.
Кто окажется уцелевшим (единственным уцелевшим, уточняет оригинальное название), нам подсказывают в самом начале: Маркус Латтрелл, которого играет Марк Уолберг, не только выжил, но и написал мемуары, по которым поставлен фильм. Режиссер Берг («Хэнкок», «Морской бой») демонстративно отказывается от возможности щекотать нервы ожиданием той или иной развязки даже тем зрителям, которые не читают американских газет. Вот развязка, а вот как это было. «Уцелевший» — не столько триллер, сколько монумент на братской могиле, и в финальном монтаже фотографии погибших героев проплывут под композицию «Герои» в торжественном исполнении Питера Гэбриела. Два предшествующих часа выполнены строго по канону: тренировки спецназовцев с романтическими рапидами, казарменные будни (обсуждение невест, дружелюбная дедовщина), вроде бы стройный ход операции. И вдруг — полчища оскаленных талибов, прущих из-за деревьев со своим «Аллах акбар», и подвиг американских витязей, который заключается в том, чтобы убить побольше афганцев. Центральный получасовой бой, озвученный в основном свистом пуль и повторяемым на разные лады словом fuck, сделан с выдающимся мастерством: Берг не стал злоупотреблять дрожащей камерой и истеричным монтажом и все равно сумел передать ощущения куска мяса, попавшего в мясорубку. Способности спецназовцев — которые падают с отвесных скал, истекают кровью, но продолжают сражаться — кажутся сверхчеловеческими, но, в конце концов, это главная идея картины, так почему мы должны отказывать режиссеру в праве ее иллюстрировать. Потом, правда, Берг вываливает все оставшиеся клише империалистического боевика, и их безжизненная запрограммированность душит всю ту подлинную энергию, которой «Уцелевший» сочится в лучшие моменты. И конечно, автор патриотического полотна вовсе игнорирует очевидный вопрос, который не обошла даже бесконечно более слабая «Девятая рота», — что, собственно, Маркус Латтрелл забыл в этих горах.