1431 год, Руан. Инквизиция и оккупационные английские власти судят Жанну д’Арк (Фальконетти), обвиняя «Орлеанскую деву» в колдовстве. Пройдя через допросы, пытки и унижения, она находит мученическую смерть на костре.
Биография, Исторический, Драма |
16+ |
Карл Теодор Дрейер |
21 апреля 1928 |
1 час 50 минут |
1431 год, Руан. Инквизиция и оккупационные английские власти судят Жанну д’Арк (Фальконетти), обвиняя «Орлеанскую деву» в колдовстве. Пройдя через допросы, пытки и унижения, она находит мученическую смерть на костре.
Фильм, который самые разные люди, включая Эйзенштейна, называли прекраснейшим в истории кино, действует как мощное психотропное средство. Кажется, экрану передались те страдания, через которые по воле неумолимого Дрейера прошла Фальконетти: никакого грима, жестокий пост, съемки без остановки, изнурительные рабочие смены. Недаром на небольшую, но важную роль режиссер взял Арто, основателя «театра жестокости»: здесь налицо «кинотеатр жестокости», бескомпромиссный и невыносимый в своей абсолютной наготе и правдивости. Жанна д’Арк была канонизирована во Франции только в 1920 году, тогда Société Général и ангажировало датского режиссера снять фильм о ней. Для самого Дрейера Жанна была одновременно одной из эманаций Христа и воплощением той двойственности «ведьминской» женской натуры, которую он исследовал практически во всех своих картинах. Фильм построен на крупных планах — он вообще задумывался как звуковой, лишь техническое оснащение не позволило Дрейеру осуществить замысел; лицо Жанны осталось в ХХ веке как универсальная икона, воплощение страдания и гордости. Саму Фальконетти как мученицу кинематографа канонизировал Годар, процитировав кадры из фильма в «Жить своей жизнью». Дрейер тогда был еще жив и продолжал оплакивать свою «Жанну», оригинальные копии которой дважды погибли в пожаре, повторив судьбу героини. Подлинные «Страсти Жанны д’Арк» были обретены чудом — как реликвия — уже после смерти режиссера. Их и показывают по сей день в синематеках всего мира.