Комедия |
14+ |
Отар Иоселиани |
15 мая 2010 |
21 апреля 2011 |
2 часа 2 минуты |
Режиссер Николас вынужден покинуть родную страну из-за цензуры партийных чиновников. Оказавшись в Париже, он с удивлением узнает, что местные продюсеры ничуть не лучше: искусство их волнует далеко не в первую очередь. Несмотря на то что стиль Иоселиани давно устоялся и радикальным изменениям не подвергается, «Шантрапа» отличается от предыдущих картин его французского периода. Во-первых, после большого перерыва он вернулся для съемок в Тбилиси, где снял половину своего фильма. Во-вторых, скончался его постоянный оператор Уильям Любчанский, с которым они работали на протяжении последних 14 лет. Ну и наконец, несмотря на то что сам режиссер всячески открещивается от угадываемых автобиографических мотивов, он все же включил в «Шантрапа» фрагменты своей студенческой работы «Цветы». В эпизодических ролях у него, как всегда, сыграли важные французские кинематографисты: Пьер Этекс, Паскаль Бонитсер и Бернар Эйзеншиц.
"Шантрапа" больше похожа на ранние фильмы Иоселиани: "Пастораль", "Жил певчий дрозд", "Фавориты луны" и даже "Листопад" - тут режиссер совершенно обыденно без какой-либо примеси театральности ведет неспешное жизнеописание простых людей.. ты входишь в кадр и становишься молчаливым участником грузинских застолий, пений, ссор и танцев.. ты сливаешься с вневременными пейзажами и интерьерами, потому что и сейчас, если вы зайдете в дом в Тбилиси - там будет такая мебель, такие люди, будут слышны такие же разговоры, пылкая брань за стеной..
Тема фильм избитая, но мучительная: режиссер, творец, которому не дают работать, фильмам не дают жизнь - сколько их таких - погибших на полках шедевров.. Сколько талантов иммигрировали навсегда теряя родину, меняя ее на возможность высказываться и быть услышанными.. Эта тема вечна, потому что нельзя забывать ужасы системы, иначе всё может повториться снова..
Только Иоселиани умеет ТАК изобразить жизнь, только у него величие скрыто в простоте, да так мастерски, что только умный опытный зритель может понять, что снимать жизнь так - как дышать: скользя, живя, наблюдая, растворяясь, подмечая мельчайшие обыденные детали, неторопливо повествуя - способен только величайший гений.
Мастер не становится моложе, мастер стареет... Будьте с ним, пока он с нами, пока русалка не утащила его - пропустите с ним еще стаканчик. Спросите его о чем-нибудь важном - он уже все знает. И ответит даже на те вопросы, которые вы не додумались задать.А если очень повезет, даст примерить пиджак со своего плеча. Ношеный латаный пиджак...
Милый, но, на мой вкус, далеко не самый удачный фильм Отара Иоселиани про то, что художнику одинаково хреново живется и в тоталитарной казарме и в капиталистическом лохотроне. По крайне мере, ему должно быть отрадно в своем кумарно-отстраненном творческом безумии, с чем мы, собственно, его (художника) и поздравляем... :)
Четыре звездочки исключительно в сравнении с"Садами осенью", а не разбросанным вокруг ширпотребом.
Молодой грузинский режиссер снял фильм, который не понравился киноначальству:
"ни одного положительного персонажа", "переписывание истории" и прочие "комплименты" сыпятся на голову творца как под диктовку. Как же быть? Переснять? Доверить монтаж профессионалам? То есть ПРЕДАТЬ СЕБЯ?! Нет и еще раз нет. Нужно срочно эмигрировать во Францию! Там живут свободные, чувствующие люди. Они поймут и оценят.
Но... "свободные и чувствующие" уходят из кинозала, не дождавшись титров. И если вы думаете, что на этом "Шантрапа" заканчивается, держите карман шире. Отару Давидовичу Иоселиани плевать на зрителя (также как и его герою) а пленки еще 600 метров осталось. За что вы нас так, Отар Давидович?
Быстрый ветер не дует все утро, сильный дождь не идет целую ночь. Это я о великом режиссере Иоселиани.
Еще на прошлом фильме зародилось подозрение, что король болен. И вот - да здравствует король! Весь фильм не покидает ощущение пародии - плохой, бессмысленной и никчемной. Опять пьют много алкоголя, но уже и это - как-то бессмысленно. Временами даже похоже на националистический бред - хорошие грузины пьют хорошее вино, плохие русско-украинцы пьют невкусную водку. Мелко как-то и примитивно. Почти в каждом кадре вместо ожидаемого у Иоселиани объемного образа какие-то плоские однозначности. Даже selection officielle festival de cannees. Приходишь в духовный АйМакс, протираешь поляризующие все чувства восприятия очки, жаждешь 3, а то и 7D - а тебе вдруг подсовывают гораздо менее ценный мех.
Хорошо боксерам - они никогда не могут пропустить последний момент, чтобы закончить карьеру. Режиссерам - сложнее. Кино - великая иллюзия.