Первый полнометражный фильм Отара Иоселиани, удостоенный в Каннах премии и приза Жоржа Садуля за лучший дебют. Герой фильма Нико борется за правильную организацию работы на винодельческом заводе.
Драма |
0+ |
Отар Иоселиани |
12 мая 1968 |
1 час 31 минута |
Отар (Харабадзе) и Нико (Гиоргобиани) по распределению пришли технологами на винодельческий завод: Отар — чтобы сделать карьеру в белом халатике, Нико — чтобы выпивать с рабочими, гонять с мальчишками в футбол, влюбляться в вертихвостку Марину (Карцивадзе) и, когда настанет час выбора, сорвать заводу все показатели, залив в недодержанное вино желатин — чтобы было хорошее саперави.
Хотя полнометражный дебют Иоселиани выглядит еще обычной для 60-х киноповестью с прямолинейным сюжетом и центральным героем (от которых режиссер в дальнейшем откажется) — в нем уже весь Иоселиани. Уже ясно, что истина в вине, что свободные духом — фавориты Луны, что жизнь — охота на бабочек. Современности уже противопоставлен архаический мир предков, и уже понятно, что старое вино лучше нового. Жесты уже важнее слов, крупные планы отсутствуют, и главное в кадре не люди, а протекание времени. Ехидно подмеченный идиотизм советской жизни — бесконечные сводки с полей, стайки заводских туристов, распевающих комсомольские песни, пианино и бильярд в кабинете директора — уже намекает на идиотизм общечеловеческого характера. И то, что притворяется «потоком жизни», на самом деле тонко стилизованная абсурдистская комедия о бренности бытия. История подойдет к концу, но, в сущности, ничего не изменится: мальчишки будут все так же совершать глупости, а горы — стоять над ними в полном безразличии.
Снято во времена, когда на винзаводах были винзаводы) История выхода на работу и ухаживания за одной и той же дамой пары друзей - диаметрально противоположных по складу характера - подана с трогательностью, с лёгкой иоселианивской грустью. Что важнее - устоявшийся веками вкус саперави или выполнение соцобязательств и взятого на себя плана? Пусть это каждый решит для себя. Очевидно только то, что для ввода санкций против каких бы то ни было вин, включая грузинские, всегда были, есть и будут соответствующие основания. Во все времена.
И во время просмотра и после не оставляет вопрос - это дебютная работа? С так тонко выстроенным видеорядом? С этими оттенками, интонациями? Это выглядит работой зрелого мастера, а не мальчишки. Может быть потому, что глаз незаметно привык к шаблоннной операторской работе, тупо-прямолинейным сюжетам и посредственной режиссуре вильмов 21-го века. Может быть, чтобы более объективно оценить "Листопад" следует глубже проникнуть в контекст грузинского кино 60-х годов двадцатого века.
Какими бы искуссными ни были стихи, но вечной песню делает её мелодия, слова неизбежно приедаются, устаревают, в конце концов, просто запоминаются, но музыка бывает вечной. Также точно и в фильме, мысль автора может поразить однажды, открыть что-то зрителю. Но именно атмосфера фильма, авторская интонация, ритм и фразировка рассказа могут сделать его классикой, могут дать повод присоединить этот фильм к домашней коллекции и иногда пересматривать. "Листопад" нужными свойствами обладает в полной мере. Смешной Нико, семейные сцены из разных семейств, городские улицы, быт и нравы давно ушедшей эпохи в какой-то момент заслоняют сюжет. Конфликт мальчишки с системой, какой-то не вполне обоснованный хэппи-энд, с мирным и удачным для главного героя разрешением безнадёжной ситуации как будто отходят на второй план.
Классика, это в первую очередь произведения оставляющие в искусстве потомство, которые узнаются в последующих работах. "Листопад" позволяет более полно понять киноязык например Тенгиза Абуладзе, в том числе и его "Покаяние". Темп фильма едва ли соответствует привычному сегодня, точно нельзя рекомендовать его в качестве лёгкого развлечения, но для интересующихся кинематографом более глубоко "Листопад" - обязательное блюдо.