Москва
7.3

Фильм
Жил певчий дрозд

СССР, Грузия, 1972
Описание Афиши
Описание прокатчика
Драма Отара Иоселиани про ветренного музыканта

Гия играет на литаврах в Тбилисской опере. Каждый раз, когда, судорожно натягивая фрак, он в последнюю минуту вбегает в оркестровую яму, дирижер клянется его уволить.

  • Жил певчий дрозд – афиша
  • Жил певчий дрозд – афиша
  • Жил певчий дрозд – афиша
  • Жил певчий дрозд – афиша
  • Жил певчий дрозд – афиша
Приключение, Комедия
0+
Отар Иоселиани
11 июля 1972
11 июля 1972
1 час 17 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Отара Иоселиани

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Михаил Трофименков
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 278
1 мая 2006

Гия (Канделаки) играет на литаврах в Тбилисской опере. Каждый раз, когда, судорожно натягивая фрак, он в последнюю минуту вбегает в оркестровую яму, дирижер клянется его уволить.

Гия прекрасен: все «новые волны» обожали таких беспутных, суматошных бедолаг, которым до всего есть дело, которые вносят добрую ноту хаоса в скучный окружающий мир. Дополнительная причина любить героя: Гия — художник. Литавры — это так, поденщина, удивляющая его самого. На самом же деле в его голове непрестанно звучит музыка, которая прославит его, если он найдет минутку ее записать. Но Гия и жалок, достоин едва ли не презрения. Перелетая с ветки на ветку, порхая над чужими жизнями, он, кажется, не способен даже запомнить лицо женщины, которой объяснялся в любви. И музыку не запишет никогда: гораздо интереснее дирижировать рабочими, мостящими улицу, или артистически разгонять машины на узких улочках. Камера Иоселиани, словно тбилисский зевака, прилепившийся к Гие от нечего делать, бродит за ним с утра до вечера. Кажется, что она недоуменно покачивает головой, призывая нас в свидетели, и, всплескивая руками, задается вопросами, ответа на которые не дождаться. Была ли музыка? Да и была ли сама жизнь — или так, привиделась, придумалась, такая богатая и такая бессмысленная?

5
0

Отзывы

9
porpentine
16 отзывов, 24 оценки, рейтинг 14
19 декабря 2009

Из тех что я видел, это первый фильм Иоселиани, имеющий артикулированную развязку, к тому ж, трагическую. Герой фильма живет, не уважая идеи порядка. Он делает то, что необходимо, но ему абсолютно не свойственны дисциплина, уважение к власти. Он не бунтарь, просто есть нечто более сильное, что заставляет его двигаться по жизни хаотичными скачками – подобными, действительно, перелетам птицы с ветки на ветку. Красивые девушки, друзья, веселые компании, библиотека, съемочная площадка фильма, лавка часовщика – везде он бывает мельком, все любят и привечают его, всё ему интересно, но лишь на мгновение. Его комната похожа на магазин подержанных музыкальных инструментов – в углу фисгармония, за ней помятая валторна, на стенах висят скрипки, повсюду детали музыкальных инструментов, ноты. Посередине комнаты - очень красивое резное бюро. Тяга Иоселиани к неожиданному соединению аристократизма с презрением ко всяким формальностям проявляется уже в ранних фильмах – в комнате героя антикварная мебель соседствует с какими-то лежанками, грубым железным чайником. Герой совершенно рассеивается в окружающей его жизни, откровенно разбрасывается, тратит всё свое время на окружающих, стремясь быть для них хорошим – чтобы навестить старую тетушку в день её именин, он сбегает с концерта оркестра, где играет на литаврах, в перерыве между своими партиями. Он выбрал себе работу, позволяющую быть свободным максимальное количество времени, требующую лишь редких (но точных) проявлений внимания. И он виртуозно успевает выполнить свой долг, правда, каждый раз находясь почти на грани краха. Возможно в этой суете он теряет себя, не успевает сделать главного. Он садится писать музыку, и, едва начав – бросает, ложится в постель. Но может в такой жизни как раз проявляется полная реализация заповеди о пшеничном зерне – он не эгоистичен, вся его энергия целиком отдается вовне, ближнему. В итоге он становится жертвой свойственной системе мертвящей равнодушной необходимости, от которой и пытается скрыться – его сбивает машина. В фильме нет трагедии, нет бунта – Иоселиани вообще не свойственно это. Просто – так есть. Есть жесткие правила, необходимость, безличные законы, и есть противостоящее этому вдохновение, порыв, любовь. Где и как они соединяются – неизвестно. В чем-то подобной жизни героя этого фильма была, судя по дневникам, жизнь Хармса – неустроенный быт, броуновское движение по городу, игнорирование всяких форм поклонения абстрактному порядку, девушки, девушки, книги, музыка – красота увлекала его во всем, мелькала в тысячах образов тут и там, заставляла остановиться на миг, коснуться её очарованной душой, и тут же бежать дальше. И это движение было прервано также нелепо и грубо, но – так есть, мы не знаем, где сходятся несоединимые вещи, остается лишь терпеть и надеяться. И пытаться убежать.

1
0
9
Елизавета
738 отзывов, 5163 оценки, рейтинг 586
1 октября 2009

если ты в жизни сделал хоть одно доброе дело, ты появился на свет не зря...
если у тебя есть работа - тебе очень в этой жизни повезло. береги ее!!! не поступай как Гия! а то будешь несчастен, как он)))

1
0
9
Книгоголик
22 отзыва, 431 оценка, рейтинг 16
4 июля 2009

Откуда нам знать, чем мы останемся в этом мире? Быть может, мелочью, сделанной мимоходом и невзначай. Сделанной меж вещами, которые мы сейчас почему-то считаем важными, - каким-нибудь вбитым в стенку гвоздем. А то, что кажется главным - вот эта мелодия, которая неотступно звучит в голове и которую обязательно надо записать, - окажется прекрасной, но все же баховской Erbarme dich, mein Gott.

1
0
9
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 874
30 мая 2013

В этом фильм есть герой. А в кино, как не печально, герои встречаются редко. Гия напрочь лишён героического в привычном понимании слова. Его назовут лентяем, тунеядцем, "лишним человеком", а на самом деле Иоселиани посвящает свою картину человеку, на которого мне хочется быть отчасти похожим. Хочется быть нужным, востребованным, любимым. Хочется всё успевать и лететь, как вихрь, от одного дела к другому - не ради себя, ради других. Не пропускать ничего интересного, совать свой нос в чужие дела и оставаться всегда молодым, чудоковатым, добрым.

Многие зрители спешат пожалеть героя, назвать его несчастным, даже жалким. Сомневаюсь, что Иоселиани преследовал цель показать только бессмысленность своего персонажа. Может быть, такая несуразная жизнь приносит больше пользы окружающим, чем жизнь строгая и размеренная.

Вполне возможно, что фильм более жёсткий, чем мне кажется. Но для меня в нём главными являются то обаяние, с которым режиссёр любуется своим героем. И даже если в финале убирает его со сцены, то хочется надеяться, что не из-за осуждения. Ведь такие люди нужны. Потому что они живут не ради себя, а для других. Вы таких часто встречали? Они не принесут такую же пользу, как шахтёры, но они оставят в душе радостное воспоминание о том, что человек имеет право быть живым, настоящим и, может быть, о том, что несчастен тот, чье детство заканчивается в детстве.

0
0

Подборки Афиши
Все