Нью-Йорк, 1955 год. К частному детективу Гарри Энджелу обращается некий Луис Сайфр с просьбой разыскать талантливого музыканта Джонни Фейворита. В 1943 году мистер Сайфр заключил с Джонни один контракт, но тот, вернувшись с войны, попал в психиатрическую лечебницу, откуда впоследствии исчез. Гарри начинает расследование, однако чем дальше продвигается он в своих поисках, тем больше загадок встречается на его пути. Каждый, у кого сыщик пытается выведать хоть какие-то сведения о пропавшем Джонни, после разговора с ним погибает.
Мистика, Триллер |
18+ |
Алан Паркер |
6 марта 1987 |
1 час 53 минуты |
Середина 1950-х, Нью-Йорк. Частный детектив Гарри Ангел (Рурк) получает задание от зловещего иностранца (Де Ниро) разыскать поп-певца, пропавшего много лет назад. Расследование приводит Ангела в Луизиану, где его поджидают жрицы вуду, куриные лапки, жирные полицейские, злые собаки и множество изуродованных трупов.
Паркер по-своему переснял знаменитый эпизод из «Соляриса», где в доме идет дождь: у него в кульминационной сцене с потолка хлещет кровь. Так, на грани дурновкусия, «Сердце Ангела» пульсирует всю дорогу. В герметичный мир фильма нуар — помятый сыщик, невнятное задание, обманчивое спокойствие провинциального городка, джаз, дождь, секс — вламывается китч бульварного хоррора, и вот уже щеголеватый Сатана с лицом Де Ниро чистит вареное яйцо кощеевыми когтями. Фильм дразнит, норовя выдать за кровищу ведро клюквенного сока, но его вызывающая образность завораживает всерьез. Ни на миг не жертвуя сюжетной занимательностью, Паркер незаметно превращает детектив в ночной кошмар — худший из ночных кошмаров. С его извилистой логикой и циклическим ритмом: фильм снова и снова возвращается в одну точку. Хлопают ставни, громыхает лифт, лестничные пролеты уходят в бесконечность, и на скамье сидит фигура в черном. Кажется, стоит увидеть ее лицо — и кошмар рассеется, но лица не видно, и просыпаешься от собственного крика. И лишь спустя мгновения приходишь в себя: вот ведь какая чертовщина привиделась.
Английский режиссёр Алан Паркер зарекомендовал себя как разноплановый мастер, которому по плечу как тюремная притча на основе реальных событий («Полуночный экспресс», 1978) или молодежный мюзикл («Слава», 1980), так и экранизация рок-оперы («Pink Floyd The Wall», 1982) или драматическая история о судьбе солдат с «вьетнамским синдромом» («Птаха», 1984). К концу десятилетия, взяв за основу роман Уильяма Хьортсберга «Падший ангел» (Falling Angel, 1978), Паркер снял свой самый мрачный и атмосферный фильм, в котором неистовый Микки Рурк, находящийся на пике творческой формы, сыграл свою лучшую в карьере роль.
«Сердце ангела» стал квинтэссенцией постмодернистских упражнений Паркера со стилями. Фильм, начинавшийся как городской нуар в декорациях Нью-Йорка, быстро сворачивает на неведанные дорожки мистического детектива, меняя географию и погружая повествование в душный макабр южной готики Нового Орлеана (в одной из самых знаменитых сцен фильма Паркер отдает дань творчеству Андрея Тарковского и его шедевру «Зеркало»), чтобы к финалу вырулить к Откровению: озарение к главному герою (а вместе с ним и к зрителю) приходит слишком поздно и в буквальном смысле — Эйнджел и вправду оказывается Ангелом, только Ангелом Падшим. Весь фильм это агонизирующие попытки мятущейся души Эйнджела отстрочить свой приговор. Но, как в любом уважающем себя нуаре, он обречен с самого начала, еще задолго до встречи с инфернальным Луи Сайфером в впечатляющем исполнении Роберта Де Ниро. В этом и кроется жанровый парадокс нуара — грешник стремится к предписанному Господом искуплению, но тщетно. Лопасти вентилятора (один из главных визуальных символов фильма), подобно колесу истории, продолжают циклическое вращение, лишь на время разгоняя практически осязаемую духоту неотвратимого рока, а лифт на эшафот уже ждет, остается только нажать на кнопку вызова.
Нью – йорк,1955 год. Гарольд Ангел (Микки Рурк) - частный детектив, расследующий по большей части мелкие дела, получает заказ от серьезного иностранца Луи Сайфера (Р. Де Ниро). Цель – разыскать некоего Джони Фэйворита – талантливого музыканта, попавшего после войны в психиатрическую лечебницу и в итоге, пропавшего без вести. Таинственный иностранец, таинственный музыкант и «один» договор, который заключен между ними, условия которого так и не были выполнены. Тайн в данной истории уже достаточно, да вот только в ходе расследования каждый следующий опрашиваемый свидетель, отправляется на тот свет, да еще и не своей смертью.
— В некоторых религиях яйцо считается символом души. (c)
Эта цитата – символ этой картины. Вот оно то, что уже с первых минут обрекает вас на непрерывное наблюдение творения загадочного режиссера Алана Паркера. И я не допустил опечатки - да, я пишу именно о наблюдении. Вы словно археолог, «окунувшийся» в самые темные и таинственные недра подземелья, будете наблюдать, не упуская ни единой мелочи. Символизм! Фильм «Сердце Ангела» им пропитан до самых ,на первый взгляд неприметных, мелочей.
Музыка, она идеальна и феноменальным образом подходит настроению и краскам этого кино. Звуки саксофона, они так одиноки, мрачны и таинственны, как и все происходящее в истории детектива из Бруклина.
Об игре актеров и режиссуре можно говорить бесконечно: Микки Рурк и Роберт Де Ниро, актеры в самом рассвете, как своих сил, так и творческого пути, сыграли своих персонажей с неподражаемой достоверностью. А Паркер, по – моему мнению, отработал в полную силу своих возможностей, мастерства и воображения.
Основываясь на всем вышесказанном, я с полной уверенностью, отдам этому триллеру высший бал.
Спасибо Алан Паркер.
P.S.:
С некоторых пор, меня настораживают неработающие вентиляторы.
Душа принадлежит мне!...
В жанровом отношении фильм является синтезом нуара и мистического триллера, стилизацией классического американского детектива 50-х годов. В нём прослеживается и традиция готических романов: напряжённая атмосфера тайны и ужаса, зыбкие грани между отталкивающей реальностью и захватывающим вымыслом. Так, например, изображённые дома и лестницы Нью-Йорка (действие кинокартины происходит в 1955-м году) напоминают своды старинных, полуразрушенных замков. Фильм сделан в темных цветах и оттенках: черный, серый, синий и темно-зеленый (излюбленные краски нечистых сил). Нагнетает обстановку ещё и мрачная, средневековая музыка, а также бесконечно повторяющиеся звуки: шёпот, сердцебиение, скрипы двери, отдаленный лай собаки.
Несмотря на заявленный жанр, в фильме разворачивается лишь одна сюжетная линия. К частному детективу Гарри Энджелу (Микки Рурк) обращается за помощью некий могущественный и влиятельный человек со странным именем Луи Цайфер (Роберт де Ниро). Он хочет разыскать музыканта по прозвищу Джонни Фэйворит (настоящая фамилия которого Либлинг). Обе фамилии с иностранных языков переводятся как "излюбленный", "любимец", "фаворит". Интерес к развитию событий подогревается непонятным контрактом, который Цайфер заключил с Фэйворитом в 1943-м году. После этой встречи музыкант оказался в психиатрической больнице, откуда потом исчез... Его-то и должен отыскать Энджел. Игрой слов режиссер ловко искушает зрителя: любимца кого должен найти Гарри и что, собственно, не так с его сердцем?...
Гарри соглашается взяться за любопытное расследование. Ведь он - преуспевающий, уверенный в себе человек, пожиратель женских сердец. Он непринужденно ходит по бруклинским улочкам, пачками курит сигареты Camel, соблазнительно общается с женщинами, небрежно водит машину одной рукой. Крупным планом, хотя и мельком, камера показывает содержание рабочего стола сыщика: ключи, ручки, фотоаппарат, порнографическая картинка, складной нож, пистолет... Личность, казалось бы, бесстрашная. Его лишь слегка смутило имя заказчика, которое он написал на бумаге (слишком банальный приём внутрикадровой надписи). Но мужество и смелость непременно покинут Гарри, как только он встретится с Луи. Режиссёр с самой первой встречи двух главных героев открывает практически все карты: Луи Цайфер оказывается эффектным, гордым и величественным мужчиной. У него странная внешность: туго завязанные в пучок роскошные волосы, блестящие инфернальным светом глаза и лукавая улыбка. Крупным планом показан несвойственный мужчинам идеальный маникюр: у Луи длинные, ухоженные, красивой формы ногти. Он элегантно одет, изысканно пьет вино и медленно вертит в руках трость. Цайфер сидит как будто бы на троне. Кто же он... Эстет или сам Повелитель Тьмы? Оператор постоянно фиксирует внимание на его руках. Так мы замечаем янтарное кольцо с изображением пентаграммы... Диалог между героями заставляет постоянно сомневаться и напрягаться: действительно ли перед нами тот, о ком мы все подумали?
Если разыскиваемый Джонни Фэйворит умрет, то у него должна будет быть "изъята одна вещица". Это слегка успокаивает Энджела, ведь речь идет всего лишь о каком-то предмете. Конечно же, привлекает внимание и сцена с рукопожатием. Оно неестественно долгое для обычной встречи. Камера будто "вцепляется" объективом в изображение этого странного пожимания рук, создается ощущение, что Цайфер когтями впивается в кожу Луи.
Надо сказать, что на протяжении всего фильма Паркер намеренно сталкивает две вещи: религию и человека. Это своего рода непримиримое противоречие между историей создания человечества и суровой действительностью, настоящим обликом человека. В конечном итоге, даже Библия оказывается лишь коробкой для мелкокалиберных патронов. Те же оккультные предметы и ритуалы, которыми "усыпан" фильм, оборачиваются лишь мишурой, попыткой подразнить зрителя.
«Сердце Ангела» - это метафора и иносказание о сделке с Дьяволом, о войне с ним, о поиске самого себя в борьбе за собственную душу. Неслучайно Энджел смотрит везде в зеркала. Он будто отчаянно и тщетно пытается узнать себя, удостовериться, что он - это он, а не кто-то другой. Помимо зеркал в фильме очень много кадров с вращающимися вентиляторами и тенями от них. С одной стороны - это часть стилизации под готику и классический детектив, с другой - это аллегория вечно заведённого мотора сердца, которого нет у главного героя. Вентиляторы медленно и со скрипом вращаются в разные стороны, им суждено будет остановиться и навсегда замереть... Как это было с сердцем Энджела.
Потрясающий фильм! Рурк пока еще шикарен, сюжет хорош - концовка, как мне кажется, очень продумана. Даже сейчас смотря этот фильм, он всё еще впечатляет, а это дорогого стоит!
Нью-Йорк. 1955 год. Мелкий сыщик Гарри Ангел (Рурк) получает от зловещего незнакомца (Де Ниро с ошеломляющим маникюром) задание – найти сгинувшую в недрах психиатрической клиники отставную звезду Джонни Фейворита. Налицо все элементы классического нуара: частный детектив, запутанная история, целая россыпь роковых красавиц.
Всякое кино – феномен эстетический. Но классический американский нуар был еще и феноменом эстетизирующим. Никогда – ни до него, ни после – темная сторона жизни не казалась столь привлекательной. Настоящий нуар – кино не столько про безнадежность жизни, сколько про трагическую ее красоту. Про то, как падают косые тени на лицо Хэмфри Богарта. Как идет Роберту Митчуму шляпа. Как отражаются в мокром асфальте лучи ночных фонарей.
Паркер помещает свой нуар из черно-белого пространства в цветное, и лишает его тем самым даже налета романтики. В «Сердце ангела» все наполнено не-красотой. Некрасивы обшарпанные стены и облупившиеся потолки бесконечных мотелей и забегаловок. Некрасивы мятые пиджаки, неопрятные рубашки, покосившиеся лачуги. Некрасивы даже Микки Рурк и Шарлотта Ремплинг (такое тоже бывает).
«Сердце ангела», конечно, избыточно. Литры бутафорской крови заливают экран, а вудуистские пляски с жертвоприношениями куриц встречаются слишком часто. С другой стороны – разве может не быть избыточным кино про судьбу, которая настигает тебя, какое бы обличье ты ни принял. Про неизбежность и неотвратимость зла. Про ужас, затаившийся на дне твоего отражения в зеркале.
Финальные две минуты «Сердца ангела» - остановившийся на дне бесконечного колодца лифт, застывшие лопасти вентилятора, силуэт человека, понимающего, что надо открыть дверь и шагнуть в круг темноты – пожалуй, самые страшные из всех финальных двух минут в истории.