Комедия, Музыкальный, Криминальный, Семейный |
14+ |
Алан Паркер |
14 мая 1976 |
1 час 33 минуты |
Спасибо Великой депрессии - бутлегерское виски в подпольном клубе Толстяка Сэма ни на миг не пересыхает, а девочки из кордебалета все не сбавляют канканный темп. Нью-Йорк, 1929. Багси Мэлоун, бывший боксер: шляпа с розочкой, и все модистки - его. Но Багси манит провинциалка Блаузи Браун, заарканенная огнями рампы. Толстяк Сэм в мизере: Денди Дэн перебил всю его банду каким-то новым оружием. Теперь черед противника платить по счетам. Багси - единственный, кто водит машину, - он и поедет на рандеву с мерзким Денди.
Классический, до сладковатой тошноты знакомый гангстерский фильм, в котором все роли играют дети двенадцатилетнего возраста. За исключением Джоди Фостер, которой 14. На мальчиках нарисованы усы. У девочек уложены завитки на щечках. Оружие Толстяка Сэма - кремовые торты. Новое оружие Денди Дэна - автоматы, извергающие взбитые сливки. Автомобили - педальные. Плюс ко всему, это еще и мюзикл. Дети исполняют музыкальные номера, но поют взрослыми голосами, как будто старым душам этих детей, вечным гангстерам и модисткам, только в песне дано прорваться наружу. Что-либо более странное трудно себе представить.
Удивительный (удачный - не скажешь, но и рот не закроешь) фильм Алана Паркера некоторые сочли слишком идиотским, другие - чересчур манерным. Кто-то - откровенно педофильским. На самом деле это - радикальный режиссерский жест, полностью деконструирующий саму природу экранного стереотипа (именно им и является гангстерский жанр). Чтобы разоблачить клише, надо обнаружить его искусственность, взорвать иллюзию. Переодетые взрослыми дети, поющие чужими голосами, и оттого еще больше похожие на карликов в каком-то макабрическом балагане - дальше взрывать некуда. Можно только собирать по косточкам.
Изящная стилизация под смесь бродвейского мюзикла и гангстерского фильма 30-х годов, но с участием исключительно только детей, стреляющими из автоматов тортами и снятым в середине 70-х, но со всем уважением к стилистике, приемам и используемым музыкальным жанрам первоисточников. Чикаго, начало тридцатых, в город без гроша в кармане, но с непомерными амбициями приезжает некто Багси Мэлоун (Скотт Байо), который умеет ухаживать за девушками (отсутствие денег тому совсем не помеха), кутить в кабаках и водить автомобиль. Именно последнее его умение становится решающим в желании местного гангстера по кличке Толстый Сэм (Джон Кассизи) нанять Багси в свою банду, ибо настали непростые времена – его главный конкурент и враг Дэнди Дэн решает отхватить изрядный кусок территории Сэма и при этом использует какие-то новомодные оружейные приспособления. В поисках собственного козыря, Сэм готов не пощадить ни собственных финансов, ни собственных девушек, ни собственных людей. Но борьба больше похожа на неравную, а Багси, тем временем, заводит роман с певичкой Сэма Блузи (Флорри Даггер), а сам, похоже, очень нравится другой певичке – Таллуле (Джоди Фостер). И без того сложная ситуация стискивает пальцы на шее неунывающего Багси Мэлоуна все сильней и сильней. Впрочем, это вероятно единственный гангстерский фильм на свете с рейтингом «смотреть всем без ограничений по возрасту».
Один из самых известных и необычных мюзиклов в истории кино. Наверное, это правильно, что свой путь в большом кинематографе Алан Паркер, известный тем, что всю карьеру будет так или иначе тяготеть то к мюзиклам, то к необычным фильмам, начал именно с истории про Багси Мэлоуна. К тому же, вопреки описанию, обозвать картину «детской лентой», получится с трудом. Да, ее целевая аудитория вмещает в себя детей любого возраста, однако и взрослым, особенно тем, кто может спокойно пережить бродвейский мюзикл и сходит с ума по гангстерским фильмам середины прошлого века, будет на что посмотреть – поставлен фильм, опираясь на базу именно канонического кино, пользуясь проверенными более чем полвека рецептами и приемами. Нет никакой попытки и поиграть с жанром в современные прятки. Все сделано исключительно без оглядки на современные драматургические и стилистические наработки. Разве что темп картины несколько побыстрей, чем должно было быть, однако трюки и приемы сняты именно так, как были бы сняты в 30-х годах, без каких-либо новейших технологий.
Отдельного упоминания достойны и дети, сыгравшие в этом фильме. И речь идет не только о Джоди Фостер, которая, как уже было понятно тогда – талант огромной величины. Все дети отыграли потрясающе, а ведь приходилось еще и петь (хотя на деле, конечно, задублировали потом все голосами взрослых) и танцевать. В этом отношении фильм должен быть частью обязательной программы для преподавателей актерского ремесла детям – все настолько безупречно, идеально и при этом легко и по-детски подано, без каких-то игр, связанных с умилением возрастом актеров. Взрослая работа, но поданная детьми в том числе и для детей.
Типичное гангстерское кино: разборки, перестрелки, выпивка, женщины, амбиции, предприимчивый герой, но с одной немаловажной особенностью - всех действующих лиц играют подростки.
Дебют Алана Паркера оказался совершенным фильмом с оригинальной идеей и качественным наполнением. После него будет трудно смотреть любой "настоящий" гангстерский фильм серьезно.